Таблица 3.
Индекс компетенции | Название темы (разделы) дисциплины в часах | |||||||
1. Предпосылки возникновения социологии образования, её формирование и развитие. (13 ч.) | 2. Социологический подход к образованию: сущность, содержание. (13 ч.) | 3. Образование как социальный институт и система. (15 ч.) | 4. Актуальные проблемы допрофессионального образования. (19 ч.) | 5. Институт профессионального образования, его место в системе общественных отношений. (15 ч.) | 6. Начальное и среднее профессиональное образование как объект социологического анализа. (16 ч.) | 7. Высшее и послевузовское образование, его роль в общественном развитии (17 ч.) | Итого компетенций, формируемых в процессе усвоения дисциплины: | |
ОК-1 | * | * | * | * | * | * | ||
ОК-6 | * | * | ||||||
ОК-7 | * | * | * | * | * | |||
ОК-15 | * | * | * | * | * | * | * | |
ОК-18 | * | * | * | * | ||||
ОК-28 | * | * | * | * | * | * | ||
ОК-29 | * | * | ||||||
ПК-2 | * | * | * | * | * | * | ||
ПКС-6 | * | * | * | * | * | |||
ПКС-7 | * | * | * | * | ||||
ПКС-9 | * | * | * | * | * | |||
ПКС-14 | * | * | * | * | ||||
ПСК-15 | * | * | * | * | * | |||
Итог число компетенций, формируемых по каждой теме дисциплины: |
Содержание разделов (тем) дисциплины «Социология образования»
Тема 1. Предпосылки возникновения социологии образования, её формирование и развитие
История становления социологии образования. Социально-экономические и научные предпосылки социологии образования.
Ранняя рефлексия социальной сущности и функций образования (вторая половина XIX – начало ХХ века). Трактовка образования в позитивистской и натуралистической социологии. Проблемы образования в социологическом творчестве О. Конта. Институциональный подход Г. Спенсера к проблемам образования в обществе. Идеи образования в концепции К. Маркса.
Проблемы образования в творчестве представителей психологического направления в социологии (Л. Уорд, Г. Лебон, Ч. Кули). Идеи образования в творчестве Г. Зиммеля и М. Вебера.
Становление социологии образования. Концепция образования и воспитания в социологическом творчестве Э. Дюркгейма. Взгляды П. Сорокина на образование и школу как социальный институт. Социологические идеи образования в работах К. Манхейма.
Предметное поле зарубежной социологии образования в середине ХХ в., актуализация её проблематики в последней трети столетия. Социология образования и социология знания: поиск их взаимодействия в творчестве П. Бергера и Т. Лукмана.
Зарубежная и отечественная социология образования (к. ХХ - начало XXI века).
Тема 2. Социологический подход к образованию: сущность и содержание
Полидисциплинарное изучение образования.
Педагогический подход к образованию как исторически первый в системе научного знания. Его становление и сущностные характеристики. Причины формирования в XX веке других научных подходов к исследованию образования.
Философский подход к образованию. Философия образования как самостоятельная отрасль научного знания, ее цели и задачи.
Экономический подход к образованию как анализ взаимодействия экономики и образования: влияния экономики на образование (включения образования в систему финансово-экономических отношений); воздействия образования на производство и всю социально-экономическую сферу, его экономической эффективности. Образование в условиях рынка.
Социологический подход к образованию как сочетание в его изучении общественной и личностной составляющей. Социология образования как самостоятельная сфера научного знания. Методология анализа социологии образования как отрасли социологического знания. Объект и предмет социологии образования. Дискуссия о разграничении предмета педагогики и социологии образования.
Образование как социальный феномен, его место в обществе и связь с экономической социальной, политической, культурной подсистемами. Социологические парадигмы образования. Образование в системе социальных институтов. Социальная роль образования в жизни трансформирующегося общества.
Тема 3. Образование как социальный институт и система
Институциональный подход к образованию. Понятие и функции образования как социального института. Структура социального института образования, его функции (экономические, социальные, культурные). Внешнеинституциональные и внутриинституциональные функции образования. Потребность в образовании как проблема институционального анализа. Изучение потребностей в образовании.
Дисфункции института образования. Кризис образования. Дискуссия о кризисе образования. Социологическая характеристика кризиса образования как социального института. Пути преодоления кризиса образования.
Сущность системного подхода к анализу образования. Основные структурные элементы системы образования.