Матрица компетенций формируемых в процессе усвоения дисциплины «Социология образования»




Таблица 3.

Индекс компетенции Название темы (разделы) дисциплины в часах
1. Предпосылки возникновения социологии образования, её формирование и развитие. (13 ч.) 2. Социологический подход к образованию: сущность, содержание. (13 ч.) 3. Образование как социальный институт и система. (15 ч.) 4. Актуальные проблемы допрофессионального образования. (19 ч.) 5. Институт профессионального образования, его место в системе общественных отношений. (15 ч.) 6. Начальное и среднее профессиональное образование как объект социологического анализа. (16 ч.) 7. Высшее и послевузовское образование, его роль в общественном развитии (17 ч.) Итого компетенций, формируемых в процессе усвоения дисциплины:
ОК-1 * * *   * * *  
ОК-6     * *        
ОК-7   * *   * * *  
ОК-15 * * * * * * *  
ОК-18 * *   *   *    
ОК-28   * * * * * *  
ОК-29     *       *  
ПК-2 * *   * * * *  
ПКС-6 * *   *   * *  
ПКС-7 * *   * *      
ПКС-9   * *   * * *  
ПКС-14 *     *   * *  
ПСК-15   * * * * *    
Итог число компетенций, формируемых по каждой теме дисциплины:                          

Содержание разделов (тем) дисциплины «Социология образования»

Тема 1. Предпосылки возникновения социологии образования, её формирование и развитие

История становления социологии образования. Социально-экономические и научные предпосылки социологии образования.

Ранняя рефлексия социальной сущности и функций образования (вторая половина XIX – начало ХХ века). Трактовка образования в позитивистской и натуралистической социологии. Проблемы образования в социологическом творчестве О. Конта. Институциональный подход Г. Спенсера к проблемам образования в обществе. Идеи образования в концепции К. Маркса.

Проблемы образования в творчестве представителей психологического направления в социологии (Л. Уорд, Г. Лебон, Ч. Кули). Идеи образования в творчестве Г. Зиммеля и М. Вебера.

Становление социологии образования. Концепция образования и воспитания в социологическом творчестве Э. Дюркгейма. Взгляды П. Сорокина на образование и школу как социальный институт. Социологические идеи образования в работах К. Манхейма.

Предметное поле зарубежной социологии образования в середине ХХ в., актуализация её проблематики в последней трети столетия. Социология образования и социология знания: поиск их взаимодействия в творчестве П. Бергера и Т. Лукмана.

Зарубежная и отечественная социология образования (к. ХХ - начало XXI века).

 

Тема 2. Социологический подход к образованию: сущность и содержание

Полидисциплинарное изучение образования.

Педагогический подход к образованию как исторически первый в системе научного знания. Его становление и сущностные характеристики. Причины формирования в XX веке других научных подходов к исследованию образования.

Философский подход к образованию. Философия образования как самостоятельная отрасль научного знания, ее цели и задачи.

Экономический подход к образованию как анализ взаимодействия экономики и образования: влияния экономики на образование (включения образования в систему финансово-экономических отношений); воздействия образования на производство и всю социально-экономическую сферу, его экономической эффективности. Образование в условиях рынка.

Социологический подход к образованию как сочетание в его изучении общественной и личностной составляющей. Социология образования как самостоятельная сфера научного знания. Методология анализа социологии образования как отрасли социологического знания. Объект и предмет социологии образования. Дискуссия о разграничении предмета педагогики и социологии образования.

Образование как социальный феномен, его место в обществе и связь с экономической социальной, политической, культурной подсистемами. Социологические парадигмы образования. Образование в системе социальных институтов. Социальная роль образования в жизни трансформирующегося общества.

 

Тема 3. Образование как социальный институт и система

Институциональный подход к образованию. Понятие и функции образования как социального института. Структура социального института образования, его функции (экономические, социальные, культурные). Внешнеинституциональные и внутриинституциональные функции образования. Потребность в образовании как проблема институционального анализа. Изучение потребностей в образовании.

Дисфункции института образования. Кризис образования. Дискуссия о кризисе образования. Социологическая характеристика кризиса образования как социального института. Пути преодоления кризиса образования.

Сущность системного подхода к анализу образования. Основные структурные элементы системы образования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: