Методы учета затрат и расчета себестоимости




В России сегодня используется несколько методов учета затрат и расчета себестоимости, среди которых самые распространенные:

1. Попередельный- метод используется в массовых производствах с последовательной переработкой сырья и материалов, которая осуществляется в несколько законченных стадий (фаз, переделов). Применяется в том случае, если после окончания каждой из них получается не продукт, а полуфабрикат. Он может быть использован как в собственном производстве, так и реализован на сторону.Суть метода заключается в том, что прямые издержки производства формируются (отражаются в учете) не по видам продукции, а по переделам. Отдельно исчисляется себестоимость продукции каждого передела (даже если речь идет о выпуске нескольких видов). Косвенные расходы распределяются пропорционально установленным базам.

2. Позаказный -Этот метод используется в индивидуальном и мелкосерийном производстве отдельных партий сложных изделий (или когда продукция изготовляется в соответствии с техническими условиями заказчика. Объектом учета является отдельный производственный заказ.Суть этого метода в том, что прямые основные издержки производства учитываются в разрезе калькуляционных статей по производственным заказам. Остальные издержки учитываются по местам возникновения и включаются в себестоимость заказов путем распределения. До выполнения заказа все производственные расходы, которые к нему относятся, считаются незавершенным производством. По окончании работ определяется индивидуальная себестоимость единицы продукции (заказа).

3. Попроцессный -Метод используется в отраслях с ограниченной номенклатурой продукции и там, где незавершенное производство отсутствует или незначительно. Прямые и косвенные издержки учитываются по калькуляционным статьям затрат на весь выпуск готовой продукции. Средняя себестоимость единицы продукции определяется делением суммы всех издержек за отчетный период на количество выпущенной в периоде готовой продукции.

4. Нормативный - Этот метод используется в отраслях обрабатывающей промышленности с массовым и серийным производством разнообразной и сложной продукции. Отдельные виды затрат на производство учитывают по текущим нормам, предусмотренным нормативными калькуляциями.

Обособленно ведут оперативный учет отклонений фактических затрат от текущих норм с указанием места возникновения отклонений, причин и виновников их образования; учитывают изменения, вносимые в текущие нормы затрат в результате внедрения организационно-технических мероприятий, и определяют влияние этих изменений на себестоимость продукции. Отклонения определяются методом документирования или при помощи инвентаризации.

 

14. Проблемы начисления заработной платы за отработанное и неотработанное время.

Согласно трудовому законодательству рабочим и служащим оплачивается и неотработанное время. В основе расчета сумм выплат лежит средний заработок, правила исчисления, и применения которого устанавливаются соответствующими нормативными документами, которые ежегодно пересматриваются.

По общему правилу для исчисления среднего заработка расчетным периодом являются двенадцать календарных месяцев (с 1-го до 1-го числа), предшествующих событию, с которым связана соответствующая выплата.

Если в организации установлен расчетный период 12 календарных месяцев, то он применяется для всех случаев исчисления среднего заработка.

Если в отчетном периоде работник освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством РФ, получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам, то это время и выплаченные суммы из расчета исключаются. Если работник состоял в трудовых отношениях с организацией менее 12 месяцев, то расчетным периодом будет количество полных месяцев до наступления события.

Кроме того, из расчетного периода исключается время и выплаченные суммы, когда работник работал, и за ним сохранялся средний заработок, например, при переводе на другую работу, на более легкий труд.

Из сказанного следует, что все расчеты среднего заработка ведутся исходя из начисленной заработной платы в расчетном периоде за отработанное время без учета периодов, когда за работником сохранялся средний заработок. В случае, когда работник не имел заработка в расчетном периоде, средний заработок определяется исходя из суммы начисленной заработной платы за предшествующий период времени, равный установленному расчетному периоду с последующим его увеличением на коэффициенты повышения тарифных ставок, должностных окладов, денежного вознаграждения.

Изложенный порядок исчисления среднего заработка, сохраняемого за

работниками, распространяется на организации и учреждения независимо от их организационно-правовых форм и применяется в случаях:

· пребывания работника в очередном, основном или дополнительном отпуске, а также в учебном отпуске;

· выплаты компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении;

· выплаты выходного пособия при увольнении;

· пребывания работника на курсах для повышения квалификации с отрывом от производства.

В тех случаях, когда законодательством установлен специальный порядок подсчета среднего заработка (при начислении пенсии, возмещении ущерба и в некоторых других случаях), указанные правила не применяются.

 

18. Раскрытие информации о заработной плате в отчетности организации

Отчетная информация по труду и заработной плате содержится как в бухгалтерской отчетности, так и в отчетности, предоставляемой организацией государственным органам статистики.

Государственным органам статистики предоставляются сведения о численности, заработной плате и движении работников по форме № П-4, которая включает три раздела: «Численность и начисленная заработная плата», «Использование рабочего времени», «Движение работников и предполагаемое высвобождение».

В бухгалтерской отчетности с учетом существенности о труде и заработной плате подлежит раскрытию необходимая информация:

1. Об отчислениях в негосударствен­ные пенсионные фонды

2. О выплате денежных средств на оплату труда за отчетный период

3. О перечислении денежных средств в государственные внебюджетные фонды, в счет расчетов с бюдже­том, в том числе по налогу на до­ходы физических лиц

24.Методические подходы к формированию внутрифирменных стандартов управленческого учета.

Создание пакета внутрифирменных стандартов системы упр.учета (СУУ) - это кропотливая работа, предъявляющая высокие требования к разработчикам системыю. Прежде всего, разработчикам СУУ необходимо определить, для чего, с какой целью внедряется управленческий учет? Какие задачи предполагается решать с его помощью? В зависимости от поставленных целей будут очерчены контуры СУУ.

Регистрация хозяйственных операций в управленческом учете может быть построена как с применением принципа двойной записи, так и с помощью фиксации информации в накопительных регистрах - хранилищах информации, моделирующих деятельность компании.

Структура Плана счетов управленческого учета строится по тем же принципам, что и в классическом бухгалтерском учете. С одной стороны, информация в управленческом учете более детализирована и структурирована, чем в бухгалтерском учете. Поэтому зачастую требуется дробление типовых счетов на дополнительные субсчета, а также введение новых, нестандартных счетов или проводок. С другой стороны, в управленческом учете некоторые бухгалтерские счета не используются, поскольку не несут смысловой нагрузки для менеджмента компании.

Одной из отличительных характеристик управленческого учета является классификация расходов по отношению к объему производства (переменные/постоянные) и по степени их управляемости менеджерами различных уровней иерархии (контролируемые/неконтролируемые). В управленческом, впрочем как и в бухгалтерском учете, существуют также и проблемы с разделением затрат на прямые и косвенные. Здесь специалисты по учету сталкиваются с дилеммой. С одной стороны, чем больше расходов классифицировать как прямые, тем ближе прямая себестоимость продукции будет приближаться к полной. С другой стороны, чем больше расходов признаются прямыми, тем сложнее становятся учетные технологии.

Управленческая отчетность - это предмет отдельной статьи. Здесь же отметим, что помимо отчетов верхнего уровня (Баланс, ОФР и т.д), пакет управленческой отчетности компании может включать множество отчетов, классифицированных по назначению, адресатам, периодичности формирования и т. д. Очевидно, что на состав пакета, форму и содержание управленческой отчетности в каждом конкретном случае влияет не только отраслевая принадлежность компании, но и запросы менеджмента компании, которые напрямую зависят от уровня их экономических знаний и ментальности. В компании могут быть установлены различные периоды отчетности. Минимальный отчетный период не ограничен нижним пределом (в отдельных случаях могут формироваться ежедневные отчеты), максимальный равен одному году. В российский компаниях, как правило, отчетный год соответствует календарному. Вместе с тем, исходя из специфики бизнеса, в отдельных случаях полезно разрушать стереотипы и устанавливать отчетный год исходя из целесообразности.

 

 

26.Нормативно-правовое и информационное обеспечение анализа и прогнозирования рентабельности организаций с учетом различных источников.

При учете и анализе финансовых результатов следует руководствоваться следующими нормативными актами:

1. «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», утвержденное приказом Министерства финансов №34н от 29.07.1998 г., которое устанавливает требования и принципы ведения учета финансовых результатов.

2. Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые утверждаются Министерством финансов Российской Федерации, в частности:

· ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» от 06.10.2008 г. №106н, посвящено основам формирования и раскрытия учетной политики организаций, в том числе и в части учета финансовых результатов.

· ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчётность организации» от 06.07.99 г. №43-н, устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчётности организаций (кроме кредитных и бюджетных организаций).

· ПБУ 9/99 «Учёт доходов» от 06.05.1999 г. №33н устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах.

· ПБУ 10/99 «Учет расходов» от 06.05.1999 г. №32н устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций.

· ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» от 19.11.2002 г. №114н устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расчетах по налогу на прибыль, раскрывает специфику учета постоянных и временных разниц, постоянных и отложенных налоговых активов и обязательств, их признание и отражение в бухгалтерском учете при расчете налога на прибыль.

3. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2000 г. №94н. Раздел VIII «Финансовые результаты» предусматривает синтетические счета и открываемые к ним счета второго порядка для учёта и выявления конечного финансового результата деятельности организации за отчетный период.

4. Рабочие документы организации: учётная политика; рабочий план счетов; внутренние инструкции, приказы и иные документы, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учёта финансовых результатов на предприятии.

Проведение анализа не возможно без информационного обеспечения.Всю информацию для проведения анализа тоже можно разделить на внешнюю и внутреннюю.

Анализ для внешних заинтересованных пользователей - это внешний финансовый анализ. Он проводится для оценки степени гарантий их экономических интересов. Внешний анализ менее информативен, так как проводится по общедоступным данным, которые можно получить из внешних и внутренних источников информации. При таком анализе из внутренних источников доступной будет только бухгалтерская отчетность.

При проведении внутреннего управленческого анализа финансовых результатов используется закрытая информация, являющаяся коммерческой тайной организации. Это бизнес-план компании, аналитические данные по счетам бухгалтерского учета, данные управленческого учета и внутренней управленческой отчетности, нормативно-справочные показатели, разработанные в организации.

28. Моделирование на основе бухгалтерской, управленческой информации поведения экономических агентов, развития экономических процессов и явлений на микро- и макроуровне

 

 

 

Дисциплина «Методологические основы составления бухгалтерской (финансовой) отчетности и ее аналитические возможности

 

21. Отчетность при реорганизации предприятия

Реорганизация – это прекращение одной формы собственности бизнеса и создание новой, влекущее за собой возникновение отношений правопреемства.

Реорганизация сопровождается оформлением множества бумаг и документов. Это необходимо для того, чтобы законно решить вопрос с сотрудниками, а также передать права и обязательства. Существует несколько форм реорганизации юридических лиц, которая классифицируется по следующим направлениям:

- слияние – это объединение нескольких действующих предприятий в одно; При этом те юридические лица, которые объединяются, прекращают существовать, а образует новое предприятие. За день, до внесения сведений о вновь созданной организации в Реестр, необходимо сдать всю бухгалтерскую отчётность с закрытием счетов по прибыли и убыткам. Делает это та организация, которая проходит процедуру реорганизации. А начальная отчётность вновь образованного лица формируется на основании передаточного акта и построчного суммирования или вычитания (если есть непокрытые убытки прошлых лет) числовых показателей, которые берутся из заключительной бухгалтерской отчётности.

- присоединение – одно предприятие вливается в другое, и при этом перестаёт существовать. Составить заключительную бухгалтерскую отчётность необходимо за день до внесения сведений в Реестр о прекращении деятельности присоединяющейся организацией. Именно это предприятие и составляет всю заключительную отчётность. Счета прибыли и убытков закрываются, а вся чистая прибыли присоединяющей организации распределяется на основании договора между учредителями. На том предприятии, к которому присоединяется одно или несколько других предприятий, изменяется объём имущества и обязательств, а текущий финансовый год не прерывается. Поэтому это предприятие не составляет заключительной отчётности.

- разделение – на базе одного юридического лица, которое перестаёт существовать, образовываются новые фирмы. При такой форме реорганизации, все права и обязательства переходят на основании разделительного баланса. Решение о разделении числовых показателей между преемниками этого предприятия, принимают учредители «старого» предприятия. Никаких записей в бухгалтерском учёте не производится. Показатели отчёта о прибыли и убытках не разделяются. За день, до внесения сведений о прекращении деятельности одного юрлица путём разделения в реестр, этой организацией выполняются учётные записи по закрытию последнего отчётного года по счетам учёта продаж, учёта прочих доходов и расходов в разрезе составляющих финансовый результат показателей

- выделение – образование нового юрлица; При этом старое предприятие продолжает существовать и вести хозяйственную деятельность. Данное предприятие не формируется заключительную отчётность и не закрывает счета по прибыли и убыткам, если если меняется только объём имущества и обязательств, согласно решению участников, акционеров или учредителей; если не прерывается текущий финансовый отчётный год. Для составления разделительного баланса, происходит разделение числовых показателей бухгалтерской отчётности реорганизуемого предприятия. При этом числовые показатели отчёта финансового отчёта разделению не подлежат.

- преобразование – одно предприятие прекращает свою деятельность, а на его базе возникает, как правило, одно предприятие, реже – несколько, с другой формой собственности. Бухгалтерская отчетность при реорганизации в форме преобразования составляется тем предприятием, которое преобразуется, то есть меняет организационно-правовую форму. К вновь возникшему юрлицу переходят все права и обязанности «старого» предприятия на основании передаточного акта. Заключительная бухгалтерская отчётность составляется на день, который предшествует внесению записи в Реестр о вновь созданном предприятии. В этот же день происходит закрытие финансовых счетов, а чистая прибыль распределяется согласно решению учредителей. Начальная отчётность нового предприятия составляется путём переноса показателей из заключительной отчётности преобразованного предприятия.

 

27. Налоговая отчетность

Налоговая отчетность - это совокупность документов, в соответствии с законом в обязательном порядке периодически представляемых в налоговый орган, содержащих информацию о налоговой базе и состоянии обязательств юридического лица или индивидуального предпринимателя перед государством по исчислению и уплате налогов.

Для каждого налога существуют свои фирмы отчетности и свой срок их подачи (представления) в налоговую инспекцию, установленный Налоговым кодексом или иным законодательством.

К налоговой отчетности относятся:

- налоговые декларации, представляемые по окончании налогового периода;

- расчеты авансовых платежей по налогам, представляемые по окончании отчетного периода

- сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, представляемые не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована);

- другие документы, связанные с исчислением и уплатой налогов (пояснения, справки и т.п.), представляемые по требованиям и запросам налогового органа или по инициативе самого налогоплательщика.

Любые формы налоговой отчетности составляются как минимум в двух экземплярах - один представляется в налоговую испекцию, второй хранится в делах налогоплательщика.

Налоговый период - это период, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (обычно год или квартал). В свою очередь, налоговый период в соответствии с законодательством может быть разделен на несколько более коротких - отчетных периодов. Например, налоговым периодом по налогу на имущество организаций является календарный год, а отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Такие же налоговый и отчетный периоды, установлены для единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения с объектами налогообложения "доходы" и "доходы минус расходы". Но, в отличие от налога на имущество организаций, расчеты авансовых платежей по "упрощенному" налогу по окончании отчетных периодов в налоговую инспекцию представлять не требуется (хотя сами авансовые платежи уплачивать необходимо) - подается только ежегодная налоговая декларация.

Налоговую отчетность, в отличие от бухгалтерской, обязаны представлять все субъекты предпринимательской деятельности - и юридические лица и индивидуальные предприниматели, вне зависимости от "масштаба" бизнеса и используемой системы налогообложения.

 

35. Инвентаризация, отражение данных инвентаризации в бухгалтерской (финансовой) отчетности

Правила проведения инвентаризации и порядок отражения ее результатов в бухгалтерском учете установлены Законом о бухгалтерском учете, Положением по ведению бухгалтерского учета и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995 г.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона о бухгалтерском учете для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором инвентаризация была закончена, а результаты годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете.

В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Закона о бухгалтерском учете результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий. Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете (п. 5.5 Методических указаний по инвентаризации).

Расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

а) излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации;

б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм— на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации — на уменьшение финансирования (фондов).

Согласно пункту 5.2 Методических указаний по инвентаризации в документах, представляемых для оформления списания недостач ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и др.).

В соответствии с Планом счетов излишки имущества включаются в состав прочих доходов организации и отражаютсяпо кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы».

Суммы недостачи и потерь до принятия решения об источнике их покрытия предварительно учитываются на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Расходы от недостач и потерь имущества, не подлежащие взысканию с виновных лиц, относятся на прочие расходы организации и, соответственно, отражаются по дебету счета 91, субсчет 2 «Прочие расходы».

Для целей налогового учета доходы организации в виде стоимости излишков товарно-материальных ценностей и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации, признаются внереализационными доходами в соответствии с подпунктом 20 статьи 250 НК РФ.

Расходы в виде недостачи материальных ценностей в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены, приравниваются к внереализационным расходам на основании подпункта 5 пункта 2 статьи 265 НК РФ. При этом НК РФ установлено, что факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти.

Рассмотрим порядок отражения в учете результатов плановой инвентаризации отдельных видов имущества и финансовых обязательств организаций торговли и общественного питания.

 

38. Концепция развития российской отчетности

С целью дальнейшего развития системы бухгалтерского учета и отчетности по решению Правительства РФ была разработана Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации предусматривается проводить по следующим основным направлениям:

1) повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

2) создание инфраструктуры применения МСФО;

3) изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;

4) усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;

5) существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

Создание инфраструктуры применения МСФО (в России) предусматривается обеспечить путем обобщения и распространения опыта применения МСФО, официального перевода МСФО на русский язык и обучения стандартам МСФО.

На первом этапе реализации Концепции предусматриваются:

– обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов.

– утверждение основного комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО;

– совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров, в том числе пользователей бухгалтерской отчетности.

На втором этапе предусматриваются:

– обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности других хозяйствующих субъектов;

– развитие системы контроля обеспечения хозяйствующими субъектами публичности бухгалтерской отчетности.

В соответствии с принятой Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации Минфином России разработан План по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности на 2012– 2015 гг. (утвержден приказом Минфина России от 30 ноября 2011 г. №440).

Основными задачами этого Плана являются:

– принятие нормативных актов, обеспечивающих непосредственное применение МСФО для составления бухгалтерской отчетности юридического лица;

– завершение приведения ранее принятых нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету и бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица в соответствии с МСФО;

– утверждение новых нормативных правовых актов по бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица на основе МСФО;

– обобщение и распространение опыта применения МСФО с целью последовательного и единообразного их использования.

В соответствии с Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг. и в целях налогового стимулирования экономики Минфин России предлагает изменить законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям, основными из которых являются:

– поддержка инвестиций и развитие человеческого капитала;

– упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом;

– создание благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности на отдельных территориях.

В части мер, предусматривающих повышение доходов бюджетной системы Российской Федерации, планируется внесение изменений в действующее налоговое законодательство по следующим направлениям:

– совершенствование налогообложения недвижимого имущества физических лиц;

– совершенствование налогообложения недвижимого имущества организаций;

– дальнейшее повышение акцизов на алкогольную и табачную продукцию;

– совершенствование налогового администрирования;

– противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций.

 

40. Инфляция и отчетность

ээ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: