Тема 2. Образование как социальная система и сфера жизнедеятельности общества




Вопросы для обсуждения

1. Охарактеризуйте образование как социальную систему. В чём проявляется взаимосвязь между элементами этой системы?

2. В чём различие между институциональным и системным подходом к образованию?

3. Какие факторы обусловили кризис института образования в мире? Каковы причины системного кризиса образования в нашей стране?

4. Каковы, на ваш взгляд, пути выхода из кризиса образования?

Задание для микрогрупп

Постройте модель образования в информационном обществе. Защитите свой проект.

Тема 3. Взаимосвязь института образования с другими социальными институтами

Вопросы для обсуждения

1. Какие виды связей существуют между институтом образования и другими социальными институтами. К какому типу связей с системой образования должно стремиться, по вашему мнению, демократическое государство? Обоснуйте свою позицию.

2. Раскройте характер отношений и типы связей между производством и образованием. Какие выводы вы могли бы сделать из такого анализа?

3. Как соотносятся между собой образование и культура? Какова практическая значимость этой связи для общества?

Задания для микрогрупп

1. Опишите возможные типы связей между образованием и наукой. Какой из них, с вашей точки зрения, предпочтительнее?

2. Согласны ли вы с постановкой вопроса о высокой значимости связи института образования и института семьи? Обоснуйте своё положительное или отрицательное мнение.

 

Тема 4. Актуальные проблемы допрофессионального образования

Вопросы для обсуждения

1. Охарактеризуйте институт допрофессионального образования. В чём суть различий между ним и профессиональным образованием?

2. Почему при изучении допрофессионального и профессионального образования особое значение приобретает проблема образовательных потребностей?

3. Назовите социальные функции дошкольного образования и воспитания. Каковы, с вашей точки зрения, наиболее острые социальные проблемы развития дошкольного образования и воспитания?

4. Как бы вы определили новую концепцию дошкольного образования и воспитания?

5. Охарактеризуйте социальные общности учащихся и педагогов, покажите характер взаимодействия между ними.

6. Определите характер и противоречия связей и отношений между школой и иными образовательными институтами.

Задания для микрогрупп

1. Спроектируйте модель реформы дошкольного образования.

2. На основе новой концепции образования постройте модель реформы школьного образования.

Тема 5. Институты профессионального образования в системе общественных отношений

Вопросы для обсуждения

1. Что понимают под профессиональным образованием? Каковы основные социальные функции и структура профессионального образования?

2. Проанализируйте различные взгляды на проблему кризиса начального и среднего профессионального образования и преодоления его через модернизацию системы.

3. Определите основные функции современного высшего образования в России. В чём проявляются дисфункции системы высшего образования?

4. Раскройте предпосылки возникновения и сущность высшего негосударственного образования.

 

Домашнее задание для микрогрупп

Подготовьтесь к дискуссии на тему: «Реформирование системы высшего образования в России в рамках Болонского процесса: аргументы за и против».

 

Тема 6. Социальные предпосылки и последствия реформирования российского образования

Вопросы для обсуждения

1. Назовите главные тенденции развития образования в ХХI столетии.

2. Укажите основные направления реформирования российского образования (2001-2010 гг.).

3. Раскройте содержание основных положений реформирования российского образования до 2012 года.

4. Назовите основные разделы Национальной доктрины образования, каково их содержание?

5. Перечислите результаты, ожидаемые при реализации проектов реформирования российского образования.

Домашнее задание для микрогрупп

Подготовьтесь к дискуссии «Противоречивость реформирования российской системы образования: достижения и потери».

Вопросы для подготовки к зачёту

1. Объект и предмет социологии образования.

2. Задачи и проблемы социологии образования.

3. Предпосылки и этапы развития социологии образования на Западе и в России.

4. Полидисциплинарный подход к образованию.

5. Специфика социологического подхода к образованию.

6. Образование как социальный институт.

7. Функции образования: внутриинституциональные и внешнеинституциональные.

8. Взаимосвязь института образования и других социальных институтов.

9. Образование как система.

10. Кризис образования и пути выхода из него.

11. Общемировые тенденции развития образования в XXI веке.

12. Проблемно-функциональный анализ дошкольного образования.

13. Социальные общности в сфере дошкольного образования.

14. Школа как элемент института образования.

15. Школа и общество: проблемы и противоречия.

16. Учащиеся как социальная общность.

17. Учительство как социально-профессиональная общность.

18. Понятие, структура, функции дополнительного образования.

19. Понятие и структура профессионального образования.

20. Противоречия и проблемы института профессионального образования.

21. Начальное профессиональное образование: основные противоречия и проблемы.

22. Социологические проблемы среднего профессионального образования.

23. Высшее профессиональное образование как предмет социологического исследования.

24. Социальные группы и их взаимодействие в высшем образовании.

25. Проблемы профессионально-педагогического образования.

26. Основные направления реформирования российского образования.

27. Нормативно-правовые акты в образовании.

28. Взаимоотношение российского социума и системы образования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: