Родительское собрание
«Развитие проектной и исследовательской деятельности в начальной школе»
Цель: познакомить родителей с исследовательской и проектной деятельностью в начальной школе.
Задачи:
· выявить проблемы по включению в исследовательскую деятельность, определить роль родителей в исследовательской и проектной деятельности школьника;
· дать основные этапы исследования, построения проекта.
· Познакомить с мини-исследования, которые проводятся в классе
1. Теоретическая часть. Выступление учителя
· Цели и задачи проектно – исследовательской деятельности
· Какие бывают проекты
· Этапы включения учащихся в проектно- исследовательскую деятельность
· Структура проекта
· Компетенции, приобретаемые в процессе исследовательской деятельности
2. Практическая часть. Разработка мини-проекта.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Уже в начальной школе можно встретить учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Главная задача вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей.Участие даст возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, познакомит с методами научной и творческой работы, разовьет познавательный интерес, любознательность, научит общению со сверстниками и единомышленниками, даст возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.
При этом существует главное правило участия в научно-исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения. Личный интерес, личная увлеченность - вот слагаемые успеха.
Обучение путем развития творческих способностей в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребенком. Педагогика ориентируется на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится осуществление перехода от образования, ориентированного на передачу ученику специально отобранных культурно-исторических ценностей, норм и традиций к продуктивному образованию, ориентированному на организацию самостоятельной деятельности учащегося, направленной на создание им образовательных продуктов. В стандартах 2 поколения раскрываются новые социальные запросы, которые определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».
Типология проектов
- творческие проекты (декламация своих стихов, исполнение песен, участие в инсценировках, выпуск книжек-малышек, создание фильма и т. д.), которые позволяют ребенку младшего школьного возраста проявить и развить свои способности;
- ролевые, игровые проекты, сообразные возрасту и позволяющие младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, познавать, таким образом, мир, учиться строить взаимоотношения в нем;
- ознакомительно-ориентировочные (информационные), предполагающие аналитическую работу с полученной информацией;
- практико-ориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость;
- исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления.
Этапы включения учащихся в исследовательскую деятельность
Этапы | Деятельность | Результат | |
Подготовительный | Работа с научной и публицистической литературой; самостоятельный поиск информации в энциклопедиях, Интернете | Устный доклад на уроке | |
Написание реферата | Работа с литературными первоисточниками; оформление в соответствии с требованиями и стандартами | Представление всех рефератов на уроках, а лучших - на конференциях в школе | |
Собственно исследовательская деятельность | Знакомство с методами исследований; организация и проведение исследования | Представление результатов на научно-практических конференциях самого разного уровня. |
Учащиеся приобретают учебно-познавательные компетенции: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос: «Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?», увидеть проблему, провести самоанализ, обоснованный выбор способа или метода, пути деятельности, планирование своей деятельности.
Информационные компетенции: Структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск информации по каталогам, контекстный поиск в Интернет, формулирование ключевых слов.
Коммуникативные компетенции: Слушание и понимание других, выражение себя, нахождение компромисса, взаимодействие внутри группы. Достигнутые результаты показывают, что через технологию организации проектно-исследовательской деятельности можно создать условия для самореализации учащихся и учителя, осуществления сотрудничества на равных, когда вместо традиционного «учитель-ученик» появляется «исследователь-исследователь».
В процессе исследовательской деятельности учащиеся приобретают умения:
Работа с литературой | Ораторские умения | Владеть методами обобщения и проверки результатов | Владеть методами исследования |
- подбирать литературу по теме; - самостоятельно работать со справочным материалом, документами; -письменно фиксировать главное из прочитанного; -писать реферат по 2-3 статьям; -обобщать результаты; -формулировать выводы. | -выступать кратко, по сути; -быстро отвечать на вопросы; -адекватно реагировать на замечания; -отстаивать свою точку зрения; -правильно формулировать свои предложения в ходе обсуждения других работ. | -анализ; -синтез; -сравнение; -аналогия; -моделирование -эксперимент; -опыт; -опытная работа. | -наблюдение; -анкетирование; -тестирование; -опрос; -интервьюирование (по подготовленным вопросам). |
Задача родителей - не ограничивать самостоятельную творческую активность ребёнка, а выступать в роли консультантов. Дети - неутомимые исследователи, если их удалось заинтересовать, то задача старших направлять их изыскательскую деятельность в определенное русло. А также быть уверенным, те знания, которые они добыли сами, закрепятся прочно и надолго.