Наша страна – Россия. Столица, герб, флаг, гимн. Представление о народах, населяющих нашу страну. Дом, домашний адрес. Общее представление о городе и селе. Как строят дома. Семья, её состав. Статус ребёнка в семье (дочь, сын, внук, внучка, брат, сестра). Родственные связи. Внимательное и заботливое отношение членов семьи друг к другу, обязанности членов семьи, профессии родителей. Отдых в семье. Основные правила безопасного поведения дома. Основные формы культурного поведения в обществе: приветствие, выражение благодарности, умение высказывать просьбу, умение вести себя за столом, дома и в гостях, в транспорте и общественных местах.
Экскурсии: по школе, во дворе школы, в природу (начало осени, середина осени, зима, весна).
Календарно-тематическое планирование
№ | Название раздела | Количество часов | Характеристика деятельности | Формы контроля | Сроки прохождения |
Пришла пора учиться | Рассказывать, что изображено на иллюстрации в учебнике. Отвечать на вопросы учителя (с опорой на иллюстрации). Называть и различать окружающие предметы и их признаки. Сопоставлять признаки предметов и явлений, определять сходства и различия. Группировать предметы по заданному признаку (игрушки и предметы, необходимые в школе). Устанавливать правильную последовательность событий (с опорой на рисунки). Наблюдать на экскурсии признаки ранней осени, сравнивать наблюдения с иллюстрациями в учебнике, называть признаки ранней осени. Объяснять значение некоторых дорожных знаков. Обсуждать значение правильной организации распорядка дня. Знакомиться с одноклассниками (работа в парах). Ориентироваться в школе (находить свой класс, свое место в классе). Обсуждать правила общения со сверстниками и взрослыми в школе, дома, на улице и выполнять их. Задавать вопросы сверстникам и взрослым по заданной теме (работа в парах и проектная деятельность). Выделять то, что уже усвоено и что подлежит усвоению (с опорой на маршрутные листы). Работать в малых группах (в парах). Находить (с помощью учителя) нужную информацию в справочнике учебника. Моделировать дорогу от дома до школы (возможные опасности и правила безопасного поведения). Выбирать форму участия в проектной деятельности. Объяснятьзначение изучения предмета «Окружающий мир»; объяснять значение правил поведения в школе и на улице; рассказывать значение школы в жизни детей; Оценивать своё поведение и поведение других детей в школе, во дворе школы, на улице. Наблюдать на экскурсии признаки осени, сравнивать наблюдения с иллюстрациями в учебнике, называть признаки осени. Объяснять значение некоторых дорожных знаков. | ||||
Человек | Объяснять значение правил личной гигиены и выполнять их. Составлять устный рассказ из 2-3 предложений (по заданной теме). Воспринимать свойства предметов с помощью органов чувств, объяснять, как с помощью органов чувств различать предметы и их признаки, сопоставлять признаки предметов и органы чувств. Объяснять значение правильного питания. Объяснять значение физкультуры и спорта, выполнять упражнения утренней зарядки, придумывать свои упражнения. Составлять меню. Выбирать одежду, соответствующую сезону и обстоятельствам. Оценивать свое эмоциональное состояние и выполнять элементарные приемы управления собой. Различать эмоциональные состояния людей. Осваивать нормы поведения при работе в парах, оценивать свое поведение и поведение партнера в процессе выполнения задания в парах. Находить дополнительную информацию в справочнике, в учебнике. Выполнять задания, тренирующие внимание и память в разнообразных видах деятельности. Подбирать фотографии родственников и устанавливать последовательность по возрастным признакам (с помощью членов семьи). Участвовать в коллективной подготовке выставки рисунков, создании фотоальбома, стенда с сообщениями, выставке костюмов на тему «Одежда» (проектная деятельность по выбору) | ||||
Природа в жизни человека | Различать объекты живой и неживой природы. Приводить примеры различных явлений природы; сравнивать объекты и явления природы между собой, соотносить явления, наблюдаемые в природе, с иллюстрациями. Классифицировать объекты живой и неживой природы по разным признакам. Самостоятельно подбирать иллюстративный и текстовой материал, характеризующий времена года. Называть части растения; сравнивать части растений, выделяя общие и отличительные признаки; описывать растения по признакам (цвет, форма, размер). Определять принадлежность растений к деревьям, кустарникам, травам, выделять отличительные особенности лиственных и хвойных деревьев. Приводить примеры дикорастущих и культурных растений, растений леса, луга, сада, огорода, ядовитых растений. Характеризовать поведение наблюдаемых животных. Приводить примеры насекомых, рыб, птиц и зверей, называть основные признаки каждой группы; определять принадлежность животных к группам по тому или иному признаку. Объяснять различие между дикими и домашними животными. Составлять Красную книгу (по материалам учебника и рабочей тетради), дополнять ее. Обсуждать правила поведения в природе и выполнять их. Распределять роли при выполнениизадания в парах, фиксировать правильные ответы и ошибки в таблице, оценивать количество ошибок. Получать информацию с помощью схем и рисунков. Самостоятельно проводить простейшие опыты; делать выводы на основе наблюдаемых явлений. Проводить опыты по проращиванию семян фасоли, черенков домашних растений, луковиц; вести наблюдения; ф иксировать результаты наблюдений в рабочей тетради Выбирать форму участия в проектной деятельности | ||||
Человек среди людей | 17+2 | Узнавать государственные символы России: гимн, герб и флаг. Обсуждать многонациональность нашей Родины. Рассказывать по рисункам об изменении облика Москвы, разнообразии населенных пунктов России. Называть свой домашний адрес; пользоваться сведениями о своем домашнем адресе в случае необходимости. Составлять рассказ о доме, улице и населенном пункте своего проживания. Обсуждать значение семьи в жизни человека, поддерживать традиции семьи, уважать старших; рассказывать о составе семьи, о ситуациях взаимопомощи, о проведении совместного досуга. Приводитьпримеры профессий людей. Наблюдать за объектами неживой и живой природы; составлять описание объектов природы по плану; сравнивать ранее наблюдаемые явления в природе с тем, что происходит в настоящее время; объяснять причины некоторых наблюдаемых явлений; фиксировать результаты наблюдений и опытов в рабочих тетрадях. Обсуждать правила поведения в природе и выполнять их. Рассказывать, подбирать стихи и рисунки о временах года. Сравнивать и классифицировать предметы (на примере транспорта). Заполнять анкету в рабочей тетради (фамилия, имя, возраст, полный адрес). Оценивать свои возможности по самообслуживанию и выполнению домашних обязанностей, самостоятельно выполнять некоторые обязанности в семье (одеваться, убирать свою постель, мыть посуду). Оценивать свое поведение и поведение сверстников по отношению к окружающим людям, обсуждать правила культурного и безопасного поведения в школе, дома, на улице, на транспорте и выполнять их. Обсуждать, как встречать и провожать гостей, дарить и принимать подарки. Оценивать возможность возникновения опасных ситуаций, обсуждать правила их предупреждения. Отличать реальное от фантастического (на примере заданий с моделированием фантастической планеты). Сочинять рассказ о путешествии (в паре), соблюдать очередность высказываний, продолжать тему, начатую партнером. Находить информацию о городе (населенном пункте) своего проживания, о гербе города (областного центра, столицы края). Самостоятельно использовать справочник, размещенный в учебнике. Моделировать обстановку комнаты ученика. Моделировать ситуации, при которых нужно обратиться в «Пожарную охрану», «Милицию», «Скорую помощь», участвовать в ролевых играх на тему «Безопасное поведение». Участвовать в коллективной подготовке стенда или фотоальбома, изготовлении книжки-самоделки или сборе коллекции по теме «Люди и их занятия» (проектная деятельность по выбору) |
Поурочно - тематическое планирование
66 ч (2 ч в неделю х 33 недели)
№ уро ка | Тема урока, страницы учебника, | Тема урока | Формы контроля | Дата | |||||||
1 четверть Пришла пора учиться (13 ч) | план | факт | |||||||||
Что такое окружающий мир С. 3—7 | Особенности содержания предмета «Окружающий мир» и представление об «окружающем мире». | ||||||||||
Ты и твое имя С. 8—9 | Значение имени в жизни человека. Умение вступать в диалог. Представление о справочной литературе. | ||||||||||
«Твоя школа» | Экскурсия №1 Знакомство с устройством здания школы. | ||||||||||
Занятия в школе. Профессии работников школы С. 10—11 | Знакомство с правилами поведения на уроке и общением со взрослыми и детьми | ||||||||||
«Во дворе школы» | Экскурсия №2 Знакомство с территорией вокруг школы, правилами поведения во дворе школы; | ||||||||||
Безопасное поведение в классе и во дворе школы С. 12—13 | Правильное поведение в классе и во дворе школы; Классификация предметов | ||||||||||
«Вот и лето прошло»(сезонные изменения в природе) | Экскурсия №3 Изменения в природе ранней осенью. | ||||||||||
Вот и лето прошло (изменения в природе ранней осенью) С. 14—15 | Изменения в природе ранней осенью.(закрепить) | ||||||||||
«Дорога в школу» | Экскурсия №4 Правил дорожного движения. | ||||||||||
Дорога в школу С. 16—19 | Правила дорожного движения; Опасности по дороге в школу | ||||||||||
Твой распорядок дня С. 20—21 | Распорядок дня школьника; | ||||||||||
«Осень»(изменения в природе) | Экскурсия №5 Красота осенней природы; | ||||||||||
Природа осенью С. 22—27 | Изменения в природе осенью(закрепление). Подготовка к выполнению проектов по теме «Пришла пора учиться» | ||||||||||
Внеклассная деятельность учащихся С. 28–29 | |||||||||||
Человек (13 ч) | |||||||||||
Основные возрастные периоды жизни человека с. 33—33 | Знакомство с возрастными периодами жизни человека. | ||||||||||
Органы чувств человека и их значение | Органы чувств в жизни человека и их значение. | ||||||||||
Органы чувств человека и их значение С. 34—37 | Упражнения для развития органов чувств. | ||||||||||
Внешнее строение тела человека. Осанка. С. 38—39 | Внешнее строение тела человека. Осанка. | ||||||||||
Питание в жизни человека С. 40—41 | Питания для здоровья человека. Классификация продуктов питания.Работа со справочником. | ||||||||||
Одежда человека | Значение одежды для человека. | ||||||||||
Одежда человека С. 42—43 | Профессиональная одежда. | ||||||||||
Гигиена человека. | Правила гигиены человека | ||||||||||
Причины инфекционных заболеваний. С. 44—45 | Причины инфекционных заболеваний. | ||||||||||
Эмоции человека С. 46—47 | Эмоции человека | ||||||||||
Приёмы управления своим состоянием. | Приёмы управления своим состоянием. | ||||||||||
Внимание и память С. 48—53 | Значение внимания и памяти в жизни человека; | ||||||||||
Внимание и память и их тренировка | Внимание и память и их тренировка. Подготовка к выполнению проектов по теме «Человек» | ||||||||||
Внеклассная деятельность учащихся С. 54–55 | |||||||||||
Природа в жизни человека (21 ч) | |||||||||||
Живая и неживая природа. Явления природы. С. 56—59 | Живая и неживая природа. Явления природы | ||||||||||
Вода и воздух | Вода и воздух их значение в жизни человека | ||||||||||
Вода и воздух С. 60—63 | Изучение свойств воды и воздуха с помощью опытов | ||||||||||
«Зима» | Экскурсия №6 Зимние изменения в природе; | ||||||||||
Природа зимой С. 64—65 | Зимние изменения в природе (закрепление) | ||||||||||
Времена года С. 66—67 | Знакомство с понятием времена года | ||||||||||
Части цветкового растения | Строение цветкового растения | ||||||||||
Части цветкового растения С. 68—71 | Разнообразие растений в природе. Красная книга. | ||||||||||
Деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения С. 72—75 | Основные жизненные формы растений (Деревья, кустарники, травы) | ||||||||||
Культурные и дикорастущие растения. Ядовитые растения. | Культурные и дикорастущие растения. Ядовитые растения. Растения нашей полосы. | ||||||||||
Разнообразие семян и их значение в жизни растений. Условия жизни растений | Разнообразие семян и их значение в жизни растений. Условия жизни растений | ||||||||||
Развитие растения из семени С. 76—77 | Развитие растения из семени | ||||||||||
Комнатные растения и уход за ними С. 78—79 | Комнатные растения и уход за ними. Растения нашего класса. | ||||||||||
Мир животных. | Основные признаки групп животных. | ||||||||||
Разнообразие животных: насекомые, птицы, рыбы, звери С. 80—85 | Разнообразие животных: насекомые, птицы, рыбы, звери | ||||||||||
Условия, необходимые для жизни животных | Питание и место обитания животных | ||||||||||
Условия, необходимые для жизни животных С. 86—89 | Движение и защита от врагов животных | ||||||||||
Домашние и дикие животные С. 90—93 | Домашние и дикие животные | ||||||||||
Домашние животные и уход за ними | Домашние животные и уход за ними и их значения в жизни человека. | ||||||||||
Взаимодействие человека и природы. Редкие растения и животные. С. 94—101 | Взаимодействие человека и природы. Редкие растения и животные. | ||||||||||
Правила поведения в природе | Правила поведения в природе. Подготовка к выполнению проектов по теме «Природа в жизни человека» | ||||||||||
Внеклассная деятельность учащихся С. 102–103 | |||||||||||
Человек среди людей (17 ч) + 2 часа из резерва авторской программы | |||||||||||
Наша Родина С. 104—109 | Россия ее население, столица, история. | ||||||||||
Государственная символика | Государственная символика России | ||||||||||
Дом и домашний адрес С. 110—113 | Разнообразии населенных пунктов России (город, поселок, деревня). Домашний адрес | ||||||||||
Город и село. Строительство дома | Город и село. Строительство дома. Правила поведения на стройке | ||||||||||
Семья, её состав. Родственные связи. С. 114—117 | Семья, её состав. Родственные связи. | ||||||||||
Обязанности членов семьи. профессии родителей | Обязанности членов семьи. профессии родителей | ||||||||||
Взаимоотношения в семье | Взаимоотношения в семье | ||||||||||
Взаимоотношения в семье С. 118—119 | Взаимоотношения в семье(закрепление) | ||||||||||
«Весна» | Экскурсия в природу №7 Весенние изменениями в природе. | ||||||||||
Изменения в природе с наступлением весны С. 120—121 | Изменения в природе с наступлением весны | ||||||||||
Правила безопасного поведения в квартире С. 122—125 | Правила безопасного поведения в квартире | ||||||||||
Правила безопасного поведения на улице | Правила безопасного поведения на улице | ||||||||||
Общение С. 126—127 | Культура общения | ||||||||||
Поведение в обществе | Поведение в обществе | ||||||||||
Виды транспорта С. 128—131 | Виды транспорта. ПДД. | ||||||||||
Правила поведения в транспорте | Правила поведения в транспорте | ||||||||||
Летний отдых детей С. 132—135 | Летний отдых детей | ||||||||||
Безопасное поведение во время летних каникул | Безопасное поведение во время летних каникул в лесу | ||||||||||
Безопасное поведение во время летних каникул | Безопасное поведение во время летних каникул в близи водоемов. | ||||||||||
Внеклассная деятельность учащихся С. 136–137 | |||||||||||