Справки по структуре и операторам Pascal-программы




При выполнении данной работы рекомендуется использовать программу со следущей структурой:

 

Program <имя_программы>;

{------------раздел определенияпеременных--------------}

Var

<имя_переменной, имя_переменной, …>: <mun_переменных>;

<имя_переменной, имя_переменной, …>: <mun_переменных>;

……………………………….

{-----------------------------блок операторов-----------------}

Begin

Writeln («Сообщение о начале работы программы»);

{--ввод данных--}

Writeln («Введите…»);

Riadln (<список_переменных>;

{--операторы вычисления значений--}

…………………..

{--вывод_результатов--}

Writeln(«Сообщение о выводе результатов»);

Writeln(<список_переменных>);

Writeln(<список_переменных>);

………………………………………

End.
Разновидности данных целого типа даны в таблице 1.2

Таблица 1.2

Целый тип Диапазон значений Размер памяти
Shortint -128 … 127 1 байт
Integer -32768 … 32767 2 байта
Longint -2147483648 … 2147483647 4 байта
Byte 0 … 255 1 байт
Word 0 … 65535 2 байта

 

Для вывода поясняющего текста (подсказок оператору ЭВМ) можно использовать операторы типа:

Writeln («Сообщение о вводе данных»);

Writeln («Сообщение о вводе результатов»);
Для ввода данных можно использовать операторы типа:

Read(A,B,C);

Readln(S1);
При вводе числа разделяются пробелом, символы водятся без разделителя.

Для выводов результатов можно использовать операторы типа:

Write(Rasult:7:2);

Где «7» - количество разрядов результата (включая знак числа, целую часть, десятичную точку и дробную часть), «2» - количество разрядов после десятичной точки.

Writeln(Rasult:7:2);

Арифметические выражения на языке Turbo Pascal:

A+ B – сложение вещественных или целых чисел,

A – B – вычитание вещественных или целых чисел,

A * B – умножение вещественных или целых чисел,

A / B – деление вещественных чисел,

A div B – деление целых чисел (целая часть частного).

Порядок выполнения действий определяется рангом (старшинством) операций или скобками по правилам алгебры.

Оператор присваивания выполняется следующим образом:

а) вычисляется значение выражения, записанного в правой части оператора;

б) полученное значение присваивается переменной, имя которой записано в левой части оператора;

: = <арифметическое_выражение> или <константа>;

Например, Result: = (A +B) / X;

B1: = true:

 

Пример подготовки и выполнения программы


После загрузки среды Turbo Pascal нажмите F10 и выберите File\New для создания нового окна. После этого можно приступить к набору текста программы, нажимая Enter в конце каждой строки. Например:

{Программа вычисления суммы двух чисел}

Program First_Program;

Uses crt; {USES-раздел объявления внешних модуля}

{CRT-модуль работы с экраном}

Var

A,B: Real; {вводимые данные}

S: Rreal; {сумма чисел}

begin

clrscr; {вызов процедуры очистке экрана}

Writeln («Программа вычисления суммы двух чисел»);

Writeln («------------------------------------------------------»);

Write («Введите два любых числа: »);

Readln (A,B);

S:=a+b;

Writeln (‘S=’,S:8:2);

Writeln (‘Нажмите ENTER для продолжения работы’);

Readln {ожидание нажатия клавиши Enter}

end.

Для сохранения программы выберите команду Save из меню File (или F2). Для компиляции программы нажать F.

Turbo Pascal компилирует программу, переводя ее с языка Pascal (который можно читать) на машинный код для микропроцессора (который может выполнить Ваш компьютер).

Для выполнения программы следует выбрать Run/Run в главном меню (или нажать Ctrl-F9).
Пример работы описанной выше программы:

  1. На экран выводятся сообщения, которые заданы в операторах Writeln Вашей программы:


«Программа вычисления суммы двух чисел»

«Введите два любых числа:»

  1. Ввод двух любых чисел с пробелом между ними и нажмите Enter.
  2. На экран выводится следующее сообщение:


S=,

а за ним – вычисленная сумма двух введенных чисел.

4. В следующей строке выводится сообщение «Нажмите Enter», программа будет ждать нажатия клавиши Enter.

Что бы посмотреть результат рабаты программы, выберите Windows/ User Screen (или нажмите Alt F5). Если во время выполнения программы произошла ошибка, то на экране появится сообщение, которое выглядит следующим образом:

Run-time error <errnum> at <segment>:<offset>,

где <errnum> - это соответствующий код ошибки,

<segment>:<offset> - это адрес памяти, где произошла ошибка. Вы окажитесь в точке расположения ошибки в своей программе с описательным сообщением об ошибке. Пока сообщение находится в строке статуса редактора, можно нажать F1 для получения справочной информации по конкретной ошибке. Нажатие любой другой клавиши приводит к исчезновению сообщения об ошибке.

Ошибка компиляции

 

Какие ошибки вероятнее всего Вы получите? Наиболее возможными ошибками дл я начинающего программиста на языке Паскаль будут:

Error 2: Identifier expected {Ожидается идентификатор}

Error 3: Unknown identifier {Неизвестный идентификатор}

Error 4: Duplicate identifier {Копия идентификатора}

Error 12: Type identifier expected {Ожидается тип идентификатора}

Error 26: Type mismatch {Несоответствие типов}

Error 36: BEGIN expected {Ожидается BEGIN}

Error 37: END expected { Ожидается END}

Error 62: Division by zero { Ожидается на 0}

Error 85: «;» expected { Ожидается «;»}

Error 86: «:» expected { Ожидается «:»}

Error 87: «,» expected { Ожидается «,»}

Error 88: «(«expected { Ожидается «(«}

Error 89: «)» expected { Ожидается «)»}

Error 90: «=»expected { Ожидается «=»}

Error 91: «:=» expected { Ожидается «:=»}

Error 92: «[» or «(.» expected { Ожидается «[» или «(.» }

Error 93: «]» or «).» expected { Ожидается «]» или «).» }

Error 94: «.»expected { Ожидается «.»}

Error 113: Error in statement {Ошибка в операторе}
Turbo Pascal требует, что бы Вы объявляли все переменные, типы данных, константы и подпрограммы (все идентификаторы) перед их использованием. Если обратитесь к необъявленному идентификатору или пропустите его, то при компиляции будет обнаружена ошибка. Другой частой ошибкой является не соответствие пар begin..end; использование не совместимых типов в операторе присваивания (например, присваивание действительного числа переменной целого типа); несоответствии количества и типа параметров в вызовах процедур и функций в их объявлении и т.д.

Когда вы начинаете компиляцию, в центре экрана появляется окно, содержащие информацию о данной компиляции. Если во время компиляции не выявлено никаких ошибок, то в этом окне появится сообщение «Compilation successful: press any key» (Компиляция успешна: нажмите любую клавишу). Окно остается на экране до тех пор, пока Вы не нажмете любую клавишу.

Если во время компиляции обнаружена ошибка, Турбо-Паскаль останавливается, устанавливает курсор на ошибку в редакторе и показывает сообщение об ошибке вверху редактора. (Первое нажатие очистит это сообщение, а при нажатии Ctrl Q W будет показывать его снова до тех пор, пока Вы не измените или не перекомпилируете его). Сделайте исправления, сохраните обновленный файл и компилируйте его снова.

Варианты заданий

 

1. Вычислить площадь треугольника.

2. Вычислить площадь круга.

3. Вычислить площадь трапеции.

4. Вычислить площадь квадрата.

5. Вычислить объем куба.

6. Вычислить среднее арифметическое трех чисел.

7. Вычислить квадрат числа.

8. Вычислить периметр треугольника.

9. Вычислить периметр прямоугольника.

10. Вычислить квадрат разности двух чисел.

11. Вычислить квадрат сумму двух чисел.

12. Вычислить объем шара.

13. Вычислить длину средней линии трапеции.

14. Вычислить процент от заданного числа.

15. Вычислить куб разности двух чисел.

16. Вычислить объем цилиндра.

17. Вычислить объем конуса.

18. Вычислить объем треугольной формы пирамиды.

19. Вычислить разность квадратов двух чисел.

20. Вычислить длину радиуса окружности заданной площади.

Содержание отчета


1 – постановка задачи на разработку программы;
2 – состав и структура данных;
3 – текст программы;
4 – схема программы;
5 – примеры работы программы(введенные данные, результаты работы).

8. Контрольные вопросы

 

  1. Каков порядок создания программы в интегрированной среде Turbo Pascal?
  2. Какие основные функции выполняет система Turbo Pascal (по главному меню)?
  3. Какие операции позволяет выполнять текстовый редактор Turbo Pascal при подготовке программы? Примеры операций редактирования?
  4. Как выполнить компиляцию программы с сохранением исполняемого модуля?
  5. Как сохранить программу под другим именем?
  6. Как открыть окно?
  7. Какими способами можно выйти из среды?
  8. Как создать исполняемый модуль?
  9. Как вызвать контекстную помощь?
  10. Какова структура Pascal – программы?
  11. Какие операторы используются для ввода (вывода) значений переменных?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: