Проектной деятельности при изучении географии.




3. Воспитать интерес к осуществлению проектной деятельности, дать возможность учащимся увидеть практическое применение полученных знаний в жизни.

4. Повысить учебную мотивацию и результативность в изучении географии.

V. Основное содержание проекта

Объект исследования: педагогическая практика по использованию проектной деятельности в условиях общеобразовательной школы.

Предмет исследования: проектная деятельность на уроках географии и внеклассных занятиях.

Методологическую основу опыта составляют культурологический, социологический, системный, деятельностный подходы, позволяющие рассматривать проектную деятельность как важную составляющую общечеловеческой культуры, как совокупность взаимосвязанных элементов деятельности по преобразованию окружающего социума на основе объективных ценностей.

Внедрение технологии проектной деятельности в образовательный процесс базируется на принципах:

§ добровольности;

§ учета возрастных психологических и творческих возможностей детей;

§ учета региональных особенностей;

§ интеграции учебной и внеклассной деятельности;

§ системности.

Теоретическую основу опыта составили теории развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, исследования о сотрудничестве в обучении (Г.А. Цукерман). В своей работе опираюсь на

методические разработки доктора педагогических наук Игнатьевой Г.А.

Переход к новой образовательной проектно-преобразующей парадигме актуализирует вопросы, связанные с совершенствованием профессиональной подготовки педагога и определением условий и механизмов развития учителя как субъекта собственной деятельности в профессиогенезе (Игнатьева Г.А.).

Метод проектов возник в 20-е годы прошлого века в США. Его называли методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком.

Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Поэтому чрезвычайно важно было показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодится им в жизни. Вот тут-то и требуется проблема из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые ещё предстоит приобрести. Учитель может подсказать новые источники информации или просто направить мысль учеников в нужную сторону для самостоятельного поиска. В результате ученики должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Решение проблемы принимает контуры проектной деятельности. Со временем метод проектов претерпел некоторые изменения.

Суть остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предлагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний.

Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

При советской власти эти идеи довольно широко внедрялись, но недостаточно продумано и последовательно. Этот метод давал возможность ученикам овладеть системой знаний в области конкретных учебных курсов, поэтому он был изъят из школы, снизилось внимание к основной философской идее образования - направленность его на ребенка и его развитие. Вместе с тем этот метод успешно развивался в США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии.

Тезис понимания метода проектов: “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить”

Учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутого результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Данного мнения придерживается автор книги "Метод учебного проекта в образовательном учреждении" Н. Ю. Пахомова].

 

Этапы работы над учебным проектом:

Учебный проект
Проблема проекта Почему? Актуальность проблемы
Цель проекта Зачем? Целеполагание
Задачи проекта Что? Постановка задач
Методы и способы Как? Планирование
Результат Что получится? Ожидаемый результат

Таким образом, учебный проект с точки зрения учителя - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Конечно, педагогическим результатом проектной деятельности является, прежде всего, сама деятельность. И с точки зрения детей тоже. Они что-то делали, у них родилось множество идей и замыслов, они столкнулись с необычными проблемами, преодолели их, узнали много нового, использовали свои знания. Об этом очень важно рассказать во время презентации. А продукт - это одно из воплощений замысла.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: