Проектной деятельности при изучении географии.




Практика показывает, что проектную деятельность легче организовать в условиях дополнительного образования и во внеурочное время. Утверждение, что проектной деятельностью можно заниматься только с одаренными детьми, на мой взгляд, неверное. Для одаренных обучающихся работа в проектах наполняет их досуг занятием по интересу, позволяет развивать себя и свои возможности, организовать свое самообразование, удовлетворять потребность в получении большего, чем дает школа. Даже со слабыми учащимися работа над проектами может дать свои положительные результаты, в случае если учитель сумеет заинтересовать ученика темой проекта, если ученики осмыслили все этапы работы над проектом.

В процессе работы над проектом присваиваются не только способы деятельности, но и новые знания, полученные в ходе самостоятельного добывания и освоения информации. При формировании проектной деятельности учителю, безусловно, необходимо особое мастерство. Можно начать с самого простого, например, учитель объявляет на уроке цель урока, а ученики, находясь в пассивной позиции, не замечают, что учитель демонстрирует формулирование цели. Но если поставить ученика в активную позицию, начать с аргументации объяснить причину рассмотрения этого явления, то сформулированная затем цель учебного занятия как следствие из сказанного дает смысловой акцент на целеполагание.

Если учитель не будет торопиться формулировать цель сам, а

попросит сделать это детей вместе с ним, тем самым переведет детей в активную позицию, начнется формирование универсального умения целополагания. Шаг за шагом в подобные ситуации позволят ученикам все более уверенно включиться целополагание по различным поводам: формулировать цель своей работы по ожидаемым результатам, формулировать цель решение проблемы и т.д. Проектное обучение может внедряться в уже существующую предметную классно-урочную систему организации учебно-воспитательного процесса. Таким образом, проектное обучение должно быть построено на принципах сосуществования и взаимодополнения по отношению к предметной знаньевой системе. Оно не вступает в конфликт ни с системами развивающего обучения, ни с личностно-ориентированным обучением, или какой либо другой системой, предусматривающей формулирование универсальных умений (компетентностей) в рамках компетентностной парадигмы не противоречит, напротив, вооружает учащихся, помогает решать проблему выбора профиля и профориентации. Организация проектной деятельности обучающегося в ОУ требует грамотно научно-обоснованного подхода и решения комплексных задач: организационно - управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических.

При организации проектной деятельности учителям географии, необходимо иметь в виду, что:

§ содержание проекта дополняет, углубляет основной курс географии;

§ оно должно одновременно учитывать различные начала естествознания: географическое, экологическое, биологическое, что позволит решить проблему межпредметного взаимодействия;

§ содержание обучения должно быть ориентировано на формирование новой деятельности образованной выявленными существенными отношениями элементов материала.

В результате работы над проектом учитель географии перестает быть предметником, становится разносторонним консультантом. Проект всегда имеет сложный, вариативный, комплексный характер, он учит школьника мобилизовать, обобщать интегрировать свои знания и умения, и втягивать в проект значительно больший объем знаний, чем те, что дает школа.

Кроме этого в ходе проектной деятельности возникает новая – образовательная ситуация, которая значительно шире той обычной учебной, которая выстраивается учителем в ходе урока.

Методика организации работы над проектом предусматривает следующие этапы:

1.Подготовка – основное содержание работы на этой стадии – определение темы и цели проекта. Учитель знакомит школьников со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает им в постановке целей.

2.Планирование:

1) определение источников информации определение способов сбора и анализа информации;

2) определение способа представления информации;

3) определение критерии оценки руководителей.

Учитель предлагает идеи, высказывает предложения, и учащиеся разрабатывают план действий, формулирует задачи, выдвигает гипотезы.

3.Исследование – это стадия сбора информации, решения промежуточных задач. Результаты и выводы.

4.Представление результатов – формы представления результатов разнообразны: презентация, устный отчет, письменный отчет, представление модели.

 

5.Оценка результата и процесса – обучающиеся принимают участие в оценке проекта, они обсуждают его и дают самооценку. Учитель помогает оценивать деятельность школьников.

Выше названные этапы можно объединить в три группы:

1)организационно - подготовительный;

2)технологический;

Презентативный.

Этап представления итогов включает в себя следующие элементы: подготовку презентации результатов, публичную презентацию проектной работы, анализ работы, проделанной в течение проектного периода, оценку работы каждого участника проекта.

При подготовке презентации проектной работы желательно обратить внимание на следующие моменты:

§ презентация должна быть заранее четко спланирована, так как от четкого представления работы зависит её результат;

§ презентация готовится в виде своеобразного «спектакля», основная цель которого убедить слушателей;

§ при проведении презентации очень важно использование изобразительных средств (плакаты, рисунки, видеофильмы, слайды).

Форма презентации должна быть согласована с целями проекта, с особенностями результатов, возрастом учащихся. При подготовке презентации проекта учитель знакомит школьников с основными правилами ведения дискуссии, делового общения, обращает внимание на необходимость конструктивного отношения к критике своих суждений другими учащимися.

Существующая педагогическая практика дает основание для следующей классификации проектов:

по количеству учащихся, участвующих в разработке проекта – индивидуальные или групповые;

1) по содержанию – моно предметные и межпредметные;

2) краткосрочные (1-2 занятия), среднесрочные (месяц), долгосрочные (от месяца до года);

3) по доминирующей деятельности – информационные исследования, проектно-ориентированные и телекоммуникационные проекты.

Приведу примеры некоторых из них: при изучении темы «Погода» в 6 классе предлагаю собрать материал и защитить мини - проект «Признаки погоды в селе Корлики».

В конце изучения темы «Африка» в 7 классе с целью обобщения знаний учащиеся получают задание: используя текст учебника составить “Памятку для туриста, отправляющегося в Африку”. В памятке должно быть не меньше 10 пунктов, в которых нужно отразить интересные и опасные стороны природы Африки, дать рекомендации туристу по налаживанию быта и составлению плана путешествия.

При изучении темы “Южная Америка” 7 класс с целью формирования умения выбирать из текста необходимую информацию на заданную тему учащиеся получают задание: выбрать из текста описания природных рекордов материка и красочно оформить их перечень.

С целью обобщения знаний по теме, отработки понятийного аппарата, закрепления знания географической номенклатуры даю задание: используя текст учебника составить кроссворд на заданную тему.

При изучении темы «Климат» в 8 классе, используя дополнительные источники, необходимо составить описание климата и выбрать способ защиты: с помощью компьютерной презентации, иллюстраций, презентации символического герба, кроссворда, пословиц и загадок. Работа проводится по группам.

В 9 классе при изучении темы «Агропромышленный комплекс» одна группа выполняла исследовательский проект по следующему заданию: оценить потребление продуктов в своей семье, сделать вывод о сбалансированности рациона и подгото­вить проект рационального питания с учетом географических условий, подхо­дов к здоровому, полноценному питанию, медицинских норм, личных и семейных предпочтений. Для этого необходимо решить следующие задачи:

§ оценить потребление различных продуктов питания в своей семье за месяц;

§ вычислить средний показатель потребления в течение года;

§ сделать выводы;

§ подобрать дополнительную инфор­мацию о здоровом питании;

§ составить рацион питания семьи.

Вторая группа занималась социологическим исследованием с целью изучения степени ос­ведомленности людей по проблемам аг­ропромышленного комплекса. Обобщить полученные результаты, построить диа­граммы. Подготовить краткое сообщение.

В 10 - 11 классах организуется исследование и защита групповых проектов по характеристике одной из отраслей Мирового хозяйства и итоговый индивидуальный проект по исследованию одного из регионов мира или страны. Чаще всего ребята уже хорошо владеют программой Power Point и результатом работы всех групп в конце года являются электронные справочники «Отрасли Мирового хозяйства» и «Страны мира». В кабинете географии уже собраны материалы мультимедийных продуктов, созданных самими детьми за три года, которые наряду с другими электронными пособиями оказывают помощь при организации и проведении уроков.

Организация проектной деятельности способствует созданию в классе особой образовательной атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности. Она позволяет: повысить мотивацию изучения данного предмета, реализовать комплексное восприятие географии; принимать самостоятельные решения; поверить в свои силы. А учебно-исследовательская работа учащихся с использованием компьютерной техники позволяет моделировать отдельные элементы деятельности будущего профессионала, способствует выработке и развитию логического мышления, умению ориентироваться в проблемных ситуациях, отделять основное от второстепенного, систематизировать полученные знания.

VI. Ресурсы

Инновационный педагогический проект реализовывается с минимальными затратами. Ресурсным обеспечением педагогического опыта являются:

§ персональный компьютер;

§ интерактивная доска;

§ мультимедийный проектор;

§ доступ к сети Интернет;

§ медиатека;

§ электронные учебники.

Кадровое и учебно-методическое обеспечение:

§ учитель с высшим профессиональным образованием любой квалификационной категории;

§ подбор методических и дидактических материалов;

§ умение работать с программами: Microsoft Office Word, Microsoft Office Power Point, Microsoft Office Publisher, Microsoft Office Excel;

умение работать в сети Интернет и в социальных сетях.

 

VII. Партнёры

Педагогический опыт распространён на разных уровнях: локальном (в рамках школьных методических объединений); муниципальном; региональном (в рамках окружных конкурсов, конференций, семинаров, курсов повышения квалификации и т.д.); федеральном (в сети Интернет).

VIII. Целевая аудитория

Основными субъектами педагогического опыта являются:

§ автор проекта, который осуществляет отбор методов и приёмов, направленных на развитие познавательной активности и повышение качества знаний обучающихся; организует проектную деятельность обучающихся; планирует дальнейшее взаимодействие участников проекта.

§ обучающиеся, которые выполняют проектную работу;

§ родители (законные представители) обучающихся, которые оказывают помощь в проектной работе детям; помогают при разработке проектов, в работе с различными информационными источниками; оказывают материальную (приобретение компьютеров, учебных принадлежностей, электронных носителей и др.) и моральную поддержку во время обучения; осуществляют фото и видео съемку;

§ учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, которые наблюдают за реализацией проекта, способствуют распространению опыта.

 

Систематизировался апробированный материал к урокам и для внеклассной работы.

3. Заключительный - 2012 год. Третий этап был посвящён систематизации и обобщению результатов работы, производился сравнительный анализ результатов применения проектной деятельности.

X. Ожидаемые результаты

Опыт работы по данной теме показывает, что проектная деятельность обучения дает положительные результаты, это доказывает повышение качества знаний по географии (Приложение № 4), и повышение уровеня развития познавательной активности (Приложение № 5). При диагностировании была использована методика М.И. Рожкова, Ю.С. Тюнникова.

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что применение проектной деятельности способствовало формированию у учащихся творческой активности, умений описывать географические объекты, способностей применять нововведения в учебный процесс.

О результативности моего педагогического опыта говорят следующие показатели:

§ повысились показатели успеваемости и качества знаний обучающихся;

§ увеличилось количество участников олимпиад на школьном, муниципальном, региональном, всероссийском уровнях;

§ в результате участия в различных олимпиадах, конкурсах обучающиеся научились работать в различных программах Word, Excel, PowerPoint, сети интернет;

§ успешное подтверждение знаний учащихся на экзаменах по географии в форме ЕГЭ.

Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов очевидна.

 

В результате подтвердилась наша гипотеза, решены поставленные задачи. С каждым годом увеличивается количество обучающихся, выступающих с рефератами, докладами, сообщениями и презентациями на уроках географии, предметной неделе естественно-математических наук.

Социальная направленность педагогического опыта состоит в том, что приобретённая в школе проектная культура в дальнейшем может быть использована в практической деятельности и повседневной жизни для решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями. Успех в адаптации к социуму позволит сохранить психологическое здоровье подрастающего поколения как залог жизненной успешности и благополучия.

Новизна опыта заключается в комбинации элементов известных методик, а также применение специальных средств (приёмов, форм работы) с целью активизации познавательной творческой деятельности учащихся, формирования положительной мотивации, достижения эффективных результатов по географии.

Практическая значимость заключается в том, что апробированный проект может быть использован не только учителями географии, но и другими учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования.

XI. Перспективы развития и использования педагогического опыта:

Перспектива использования педагогического опыта очевидна, поскольку умения, нарабатываемые учащимися в процессе проектирования, формируют осмысленное исполнение жизненно важных умственных и практических действий, то есть формируются составляющие познавательной, информационной, социальной, коммуникативной, рефлексивной, ценностно - смысловой компетенций. Все эти требования заложены и в Федеральных Государственных Образовательных стандартах, а именно:

1) увеличение доли проектов исследовательского характера;

2) дальнейшее использование возможностей современных информационных технологий для создания проектов;

3) руководство старшеклассников, с развитыми проектными умениями, работой над проектами младших школьников;

4) проведение семинаров-практикумов по организации проектной деятельности для педагогов школы, обмен опытом работы;

5) участие в конкурсах учебных проектов различного уровня;

6) разработка элективных курсов, уроков, семинаров предметного и межпредметного содержания.

Оптимальность и результативность опыта состоит в достижении высоких результатов образовательного процесса, что подтверждается итогами государственной аттестации, эффективным участием в конкурсах различной направленности.

XII. Литература

1) Естественно – научные проекты. 10 – 11 классы (География. Биология. Химия.) / сост. Демидова М.Ю. – М.: Школьная пресса, 2005. – 80-е («Естествознание в школе. Библиотека журнала» Вып. 3).

2) Пахомова Н.Ю. Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы. // методист. –2004. -- № 3. – с. 44 – 48

3) Ялышева Л.В. Исследовательская деятельность – условие развития творческой личности // Исследовательская работа школьников. – 2003. -- № 5.

4) Игнатьева, Г.А. Деятельностное содержание профессионального развития педагога в системе постдипломного образования: монография / Игнатьева Галина Александровна: Нижегород гуманит. центр – Н. Новгород: НГЦ, 2005.-294 с.

5) Развивающее образование. Т. 1: Диалог с В.В.Давыдовым. - М.: АПК и ПРО, 2002. – 254 с.

6) Цукерман, Г.А. Оценка без отметки / Г.А. Цукерман. - М.; Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2002. - 133 с.

7) Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении / Г.А. Цукерман. – Томск: Пеленг, 1993. – 268 с.

Интернет - ресурсы

1) Е. С. Полат. Метод проектов — статья на сайте Российской Академии Образования

2) Сайт программы «Обучение для будущего»

3) Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников»

4) https://urla.ru/1000099y

5) https://urla.ru/1000099x

6) https://io.nios.ru/index.php?rel=30&point=11&art=966

7) https://urla.ru/1000099z

 

Приложение № 1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: