Особенности отмывки чертежей




Практическое занятие № 2

«Использование заливок, отмывок, инсталляций в имитации различных материалов»

Тема 3.1 Проектная графика

Цель: научить применять различные графические техники работы тушью для передачи той или иной текстуры предметов

Материалы и оборудование: бумага формат А4, кисти, гуашь, тушь, подсобные материалы и инструменты (поролон, пенопласт, зубная щетка, пробки, спица, хоз. пакеты, рейсфедр и др.), необходимые для творческой передачи имитации фактуры и текстуры).

Литература:

1. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: Учебник НПО–М: Академия, 2011.

2. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: Учебное пособие.-М: ВЛАДОС,2011.

3. Беляева С.Е. Розанов Е.А. Спецрисунок и художественная графика: Учебник СПО – М: Академия, 2011.

 

Сведения из теории

 

Тушевая отмывка

Тушевая отмывка наиболее наглядный вид архитектурной графики. Она дает возможность передать глубину пространства, объемность форм, рельефность деталей, фактуру, цвет.
Тушевая отмывка применяется в изображении деталей, фасадов, архитектурных разрезов, перспектив.

Архитектурный рисунок или чертеж с выявлением объема, цвета, света и тени ставят перед их исполнителем задачи, не свойственные живописи. Во-первых, в рамках общей стилистики графической подачи архитектурных проекций (фасадов, интерьеров, деталей) их колористика имеет, как правило, очень сдержанную интенсивность. Во-вторых, характер ввода цвета наряду с монохромной демонстрацией объема и освещенности определяется не как живопись, а скорее как покраска, требующая особой внимательности, аккуратности, точности и последовательности в работе.
Подготовка к архитектурной отмывке напоминает подготовку к хирургической операции, от стерильности которой зависит безукоризненность результата — дефекты трудноустранимы.
Как правило, объектом архитектурной отмывки является чертеж фасада, перспективы внешнего вида или интерьера, архитектурной детали. Намерение их выполнения в отмывке отражается на выборе бумаги с прочной фактурной поверхностью, выдерживающей многократное смачивание, что должно быть проверено. Затем бумага натягивается на подрамник.
Перед отмывкой все чертежи полностью завершаются и обводятся тонкой линией разведенной водостойкой тушью. Лучшим материалом для устойчивой обводки и последующей отмывки является китайская тушь в палочках.
Если предполагается ввод в чертеж цвета, то колерная отмывка выполняется только после монохромной.

Базовый раствор туши готовят по следующей технологии.

Плоское блюдце, 2 стакана, флакон с притертой пробкой и стеклянная пластинка с матовой поверхностью (карманное зеркальце) тщательно моются и обезжириваются. Готовятся также стерильная вата для фильтра и 2 воронки из чистой бумаги. Руки также должны быть чисто вымыты.

1. На дно блюдца наливают немного воды, на его край кладут, придерживая, матовое стекло. Торец палочки туши смачивают в воде и трут о стекло. Полученная черная жидкость стекает в блюдце. Влажным должен быть только торец палочки, в противном случае увлажнение и последующее высыхание разрушит ее. Натирание туши с подливанием воды продолжают до получения раствора нужной консистенции и нужного количества.
Для получения базового раствора максимально густого черного цвета тушь из блюдца фильтруют сначала в чистый стакан через бумажную воронку, отверстие которой закрыто ватным фильтром. Проверка на отсутствие жирового загрязнения раствора осуществляется визуально: о наличии жира свидетельствуют радужные разводы на поверхности раствора. От жира избавляются повторным фильтрованием в чистой воронке или наложением на поверхность раствора ленты газетной бумаги, которая впитывает плавающий жир.
Убедившись в чистоте раствора, его переливают во флакон и хранят в холодильнике, ибо это скоропортящееся органическое вещество.
Приготовление рабочих растворов также требует стерильности посуды и остальных средств (кистей). Для отмывки должны быть приготовлены по меньшей мере три стакана (банки): два для приготовленных растворов разной насыщенности и один — для чистой воды.

Поверхность подрамника с чертежом, предназначенным для отмывки, аккуратно очищается, обезжиривается мягкой резинкой, мякишем свежего белого хлеба, затем промывается кистью с чистой водой.
Для однотонной отмывки выявляются ее площадь и конфигурация, а подрамник устанавливается с наклоном 10—20°.

Когда бумага окончательно высохнет, но еще остается холодной, можно приступать собственно к отмывке, предварительно опробовав чистоту и интенсивность раствора на пробном листе бумаги и состояние кисти.

Начинать отмывку нужно со светлого раствора (отмывка слезой). Не переходя за границы отмываемого участка, кистью по всему фронту горизонтального контура наносится раствор туши, желательно с зубчатой конфигурацией нижнего края, чтобы раствор равномерно распределялся по зубцам. Эта зубчатая линия валика должна постепенно продвигаться вниз параллельно самой себе кистью, которой время от времени пополняется валик раствора.

Окрашивание происходит за счет постепенного стекания раствора вниз с минимальным касанием бумаги кистью.Скопившийся на нижней границе отмываемого участка валик раствора устраняется отжатой кистью.Каждый последующий слой отмывки наносят только после полного высыхания предыдущего, увеличивая постепенно насыщение раствора тушью. Только многократное наложение слоев обеспечивает прозрачность и сочность отмывки. До полного высыхания каждого слоя нельзя менять наклон подрамника, а для равномерности высыхания не рекомендуется ускорять этот процесс вентиляторами, фенами и т.п.

Если на отмытой поверхности появились пятна с волосным черным контуром на границах, значит, жиром загрязнены бумага, раствор, кисть или вода. Заметим, что бумага особенно чувствительна к загрязнениям в первых слоях отмывки. Однако и впадать в панику при появлении пятен не стоит. Нужно полностью высушить бумагу и промыть изображение губкой, стараясь сохранить следы чертежа. Незначительные дефекты можно попытаться заретушировать тем же раствором в конце работы.

 

Отмывка с моделированием объема или поверхности переходной освещенности может выполняться либо приемом ступенчатой градации, либо плавным переходом в другую насыщенность с добавлением в состав раствора воды или, наоборот, туши большей концентрации.Эксперимент отмывки от светлого к темному и от темного к светлому покажет вам особенности перехода и разницу приемов. Здесь, как и во всех других разделах дизайна, опробование и анализ вариантов есть самый надежный путь к накоплению опыта. Достижение необходимого по силе различия отмытых участков, выражающих объемность и светотеневые отношения, требует знания законов распределения света (а это начертательная геометрия), терпения и многократной намывки слоев раствора.

Для отмывки используются несколько различных по светлоте и силе тона растворов. Для работы нормально иметь три-пять разных градаций тушевого раствора. Размывочный способ состоит в том, что поверхность отмывки покрывается светлым раствором с натеком, причем в последовательно спускаемый вниз горизонтально направленный натек постепенно добавляются все более темные тона тушевого раствора. Качество такого технического приема зависит от исполнения ряда правил.

При отмывке размывочным способом совет:

1) для получения

интенсивного натека обильно смачивать кисть раствором, сохраняя оптимальный наклон подрамника и наклонное по отношению к плоскости бумаги положение кисти;

2) промывать и начисто отжимать кисть перед опусканием в сосуд с более темным тоном раствора;

3) добавлять в натек более темный тон раствора, стараться не прикоснуться при этом к бумаге;

4) напитав кисть более темным тоном раствора, произвести пробный мазок на чистом листе бумаги (таким способом с конуса кисти снимается загрязненная пленка);

5) держать сосуды с раствором закрытыми крышкой, так как в открытых сосудах на поверхности раствора образуется загрязненная пылью пленка; 6) сразу убирать отжатой кистью натек в нижней части изобразительной плоскости.

НЕ:

1) не добавлять в натек слишком темные тона раствора во избежание образования пятен;

2) не наклонять сильно подрамник, так как это приводит к каплеобразным подтекам раствора, выпадающих из полосы натека;

3) не добавлять в натек темные тона раствора, грубо водить кистью по поверхности бумаги;

4) не применять в отмывке или малые по контрастной силе растворы с резкой разницей силы тона.

Как делать архитектурную отмывку

Однородная заливка

Заливка однородного участка делается крупной кистью, хорошо напитанной раствором туши; горизонтальными движениями кисти от левой до правой границы прямоугольника, начиная сверху. При этом подрамник устанавливают слегка наклонно, что облегчает стекание раствора туши к нижней кромке прямоугольника.

Суть приема заключается в том, что горизонтальному натеку туши, образовавшемуся после прокладки первой полосы туши у верхней границы заливаемого прямоугольника, кистью помогают стекать вниз, сохраняя натек туши на бумаге все время горизонтальным (и слегка зигзагообразным) во всю ширину прямоугольника. При этом кисть должна управлять стеканием туши по всей ширине бумаги без пропусков, обеспечивая равномерность и достаточную полноту натека туши и ровную заливку границ прямоугольника. Дойдя до нижней кромки прямоугольника, натек туши снимают слегка отжатой о край сосуда кистью. Таким образом, тушь ровным слоем ложится на бумагу и равномерно высыхает.

Переход от темного к светлому

Во всех случаях, когда говориться о переходе о темного тона к светлому, это же способ можно применить и в обратном порядке, просто поверните подрамник так, чтобы начать работу над участком с его темного края.

Первый способ – слоевая тушевка

Метод слоевой тушевки

Прямоугольник делят сверху вниз горизонтально полосами в 2-3 см шириной, затем покрывают раствором туши первую полосу сверху (при выполнении перехода от темного к светлому), собирают той же кистью натек с нижней кромки полосы, далее другой кистью, сполоснутой в воде и слегка отжатой о край сосуда, размывают участок на 1/5 — 1/6 часть его ширины.

После высыхания туши покрывают тем же раствором первую полосу и захватывают вторую. Собрав натек, образовавшийся на нижней границе второй полосы, таким же образом, как и в первый раз, размывают нижнюю границу на участке третьей полосы. Повторяя этот прием, доходят до самой нижней границы прямоугольника, собирают натек и заканчивают работу. Выполненный таким способом переход от темного к светлому будет более плавным, чем если производить заливку в обратном порядке, сначала заливать весь прямоугольник, а затем постепенно уменьшать площадь по поясам; при последнем приеме переходы получаются резче и грубее.

Этот способ используется в основном при тушевке криволинейных поверхностей.

Второй способ – размывная тушевка (более сложный)

Размывная тушевка

При выполнении перехода от темного тона к светлому верхнюю часть прямоугольника покрывают раствором темного тона, наметив приблизительно глазом границу переходов.

Затем кисть слегка отжимают, осторожно смачивают конец чистой водой и, восполнив в ней таким образом отжатый раствор водой, покрывают следующую полосу, стараясь не проводить кистью по уже покрытой поверхности и только сливая очередное покрытие с натеком верхней полосы.
Так, поочередно отжимая с кисти более темный раствор и разбавляя его чистой водой, которая всасывается концом кисти, ведут заливку до нижней границы прямоугольника. Применяя этот прием, ни в коме случае не следует сильно полоскать кисть, а только давать кисти всасывать примерно такое же количество воды, какое было отжато из кисти раствором туши.

Иногда этот прием упрощают при работе на больших поверхностях и тогда переход от темного к светлому тону производят при помощи нескольких заранее приготовленных чашек растворов туши различной концентрации, постепенно ослабляя тон.

Точно так же получают переход от светлого тона к темному: готовят несколько чашек с раствромо туши различной концентрации и начиная от светлого тона постепенно усиливают тон покрытия, окуная кисть по мере надобности последовательно в более и более темный раствор. Этот прием можно применять неоднократно; необходимо только просохшую бумагу предварительно покрыть водой и далее работать по слегка влажной бумаге.

Третий способ – работа по «сырому»

Сначала весь прямоугольник покрывается одним легким тоном, который несколько слабее самой светлой окраски в нижней части прямоугольника; не давая поверхности высохнуть, верхнюю часть покрывают более сильным тоном, который растушевывают, размывая его в нижней границе другой, чистой и слегка влажной кистью. Повторяя этот прием несколько раз и все усиливая концентрацию раствора туши, при достаточном навыке можно добиться получения очень плавных переходов от темного к светлому.

Аналогично, этим же способом получают и переход от светлого тона к темному. Следует лишь учесть, что сразу вводить в невысохшую поверхность сильный тон туши нежелательно, так как у верхней границы прямоугольника этот темный слой размывать значительно труднее, чем в нижней его части; поэтому сильный тон туши лучше вводить постепенно.

Особенность этого способа заключается в том, что нужно следить за влажностью поверхности бумаги, не допуская высыхания ее, иначе появятся нежелательные затеки.

Особенности отмывки чертежей

Общеизвестно процесс создания чертежей архитектурных, строительных, топографических форм, изделий и их составных частей включает в себя ряд последовательных построений и их отмывку.

В связи, с чем закономерно может встать вопрос о сущности понятия «отмывка», способах, возможностях и средствах отмывки чертежей.

В сущность понятия «отмывка» заложено нанесение водной краски на чертежный объект кистью.

В изобразительном искусстве в разделе живопись есть сходная с отмывкой художественная деятельность - заливка поля картины цветом.

В строительном черчении трактовка понятия «ОТМЫВКА ЧЕРТЕЖЕЙ» не только не заменяется, но и выводится в один из самостоятельных разделов чертежной работы.

С помощью отмывки архитектурно-строительного чертежа можно добиться представления о реальном существовании света и тени на строительных объектах в окружающем мире.

Тушь.

Для отмывки чертежей применяется твердая тушь. Тушь - это популярная краска. В продажу поступает обычно в виде черных плиток и палочек.

Общеизвестно, что родиной твердой туши является Китай.

Твердая тушь расходуется очень мало, поэтому одной палочки хватит на весь период практической деятельности будущего архитектора-инженера.

Хорошей считается та тушь, которая дает теплый черный тон как бы с металлическим оттенком, в изломе однородна, с трудом растворяется в воде, не образуя, осадка, не смывается после высыхания.

Из отечественных производств наиболее известна тушь «Красный художник».

Чаще всего тушь продается в жидком виде. При этом следует не путать ее с обычной чертежной тушью. В последнее время появилась тушь и другого состава, например, раствор шеллака в буре и другие составы туши, которые также хорошо ложатся на бумагу и не смываются.

Способы отмывки

Способы отмывки могут быть выполнены разнообразными техниками и все они будут верны, если отмывка выполнена качественно и эстетически наглядно в цветовых отношениях.

Наиболее простым из способов отмывки можно назвать процесс, когда разбавленная тушь наносится в один слой на объект чертежа. Способ выполнения отмывки сразу за один прием или сеанс называется алла прима.

Техника отмывки, проработанная методом алла прима, отличается тем, что отсутствуют «затертости» бумаги, образованные переписыванием по нескольку раз цветом.

Более сложным способом - когда разведенная тушь на объект чертежа наносятся послойно. Этот процесс один из приемов отмывочной техники, состоящий в нанесении очень тонких слоев прозрачных красок поверх высохшего слоя красок. При этом достигается особая легкость, что является результатом насыщения одного тона другим. Называется эта техника покрытия лессировка.

Однако, не смотря на то, что сегодня достаточно информации об отмывке чертежей, часто результатами данной работы, являются либо «потеки» и «затеки» туши на чертеже, либо не соответствие подбора ее цветовой гаммы. Безусловно, этот негативный факт занижает оценку чертежа, так как лишает эстетического восприятия чертежной графики в целом.,

Отмывка водным раствором туши является традиционным методом оформления чертежей и имеет самое разнообразное применение в архитектурно-строительной чертежной работе.

Основные правила работы с инструментом: карандашами, кистями и перьями

При отмывке чертежей тушью существуют основные правила работы с инструментом: карандашами, кистями и перьями, а именно:

– отмывку плоскостей деталей либо конструкций больших размеров на чертеже необходимо выполнять широкой кистью. Среди которых, наиболее оптимально выбирать кисти с размером средних и крупных кистей № 6- 16, 18-30 (Согласно советам П.П. Ревякина, для равномерного покрытия большой плоскости отмывку проводить движением кисти волнообразно под углом 45 градусов);

– моделирование и обводка мелких деталей требует кистей с меньшим размером. Целесообразно пользоваться малыми кистями №№ 2-6. Моделирующая лессировка усиливает и добавляет оттенки архитектурному проектированию полутонов и теней, благодаря чему достигаются более мягкие переходы светотени и отмывка обогащается цветотоном.

Приготовление водного раствора туши для отмывки.

Раствор для отмывки получается путем натирания палочки твердой туши о дно блюдца с водой круговыми движениями. При этом высота воды в блюдце должна быть не более 4 мм. В результате круговых движений создается небольшое давление вдоль оси палочки.

Тушь натирают до необходимой концентрации, сливают в отдельный флакон. Если концентрация недостаточна, процесс повторяется и наоборот, если раствор получился излишне черным, его нужно разводить кипяченой водой по мере использования. Полученный раствор туши фильтруют и хранят не более 20 дней, так как частицы туши выпадают в осадок. Лучше приготавливать его каждый раз в небольшом объеме перед работой.

Фильтруют раствор туши через фильтровальную бумагу, вату или марлю, свернутую в несколько слоев. При отсутствии туши заменяют ее черной акварельной краской (кость жженая и др.). Для получения раствора черной акварели растворяют ее с помощью мягкой кисти в стакане воды, налитого до 75 высоты. Для мытья кисти и разбавления раствора под рукой должна быть чистая вода. Окончательное насыщение раствора краской лучше производить отжиманием в него кисти. Раствору дают отстояться, а затем фильтруют. В процессе отмывки раствор разбавляют водой или наоборот, добавляют краску. При желании получить более теплые или более нейтральные, серые тона отмывки в черную акварель можно добавлять охру желтую, для холодных тонов - кобальт синий. В крайнем случае, когда не оказалось твердой туши, ни акварели, можно использовать для отмывки обычную спиртовую, чертежную тушь, которая продается в стеклянных флаконах. Но надо помнить, что эта тушь не даст того качества отмывки, которые можно получить раствором твердой туши и акварели. Раствор чертежной туши неравномерно впитывается в бумагу, усиливает недостатки бумаги, придает «грязноватость» тонам отмывки.

Для получения раствора в стакане воды растворяют 2 капли чертежной туши, затем перемешивают и фильтруют. Раствор не годится для хранения, поэтому по окончании работы его следует выливать, а при надобности составлять свежий. Нужно отметить, что чем прозрачнее раствор, тем он ровнее и лучше ложится на бумагу, хотя это и приводит к большим затратам времени на отмывку. Такой раствор называется «разведенной тушью» и может применяться также для обводки пером контуров изображения перед отмывкой.

Приемы отмывки тушью.

Для отмывки тушью следует иметь стакан с чистой водой и листок бумаги (палитру) для предварительной пробы раствора, губку, посуду и др. После того, как будет приготовлен раствор нужной силы (просвечивающей концентрации) подрамник, фанера или картон устанавливаются перед собой наклонно к плоскости стола примерно под углом 20-30°. Низ подрамника кладут на колени, а верхней частью опирают на стол. Такое положение позволяет просто и быстро менять угол наклона отмываемой поверхности и регулировать тем самым сток раствора туши по бумаге.

При отсутствии опыта следует предварительно выполнить упражнение и «почувствовать» особенности мокрого процесса. Для этого,на листе бумаги пробуют отмыть нарисованный прямоугольный контур. Это следует проделать несколько раз, каждый раз начиная отмывку с различных мест по высоте прямоугольника, Возникшая разница в светосиле, тонов позволит оценить степень укрывности туши, чистоту раствора и др. В целях экономии времени при отмывке чертежей тушью следует организовать работу так, чтобы не было вынужденных простоев в ожидании просыхания отбытых участков. Для этого нужно мысленно распределить поле деятельности.

Основные понятия изображения отмывки

Основные понятия изображения - отмывки на участки с таким расчетом, чтобы за время просыхания одного участка можно было отмывать другой. Такая методика дает значительную экономию времени.

Принципы передачи изображения.

Основами всех технических форм служат простые формы геометрических тел: шар, цилиндр, конус, призма и др.

На освещенных телах простейших геометрических фигур можно проследить градации света и тени, изображение которых на бумаге помогает показать предмет в пространстве. Чаще всего с этими понятиями, которые будут рассмотрены ниже, работают представители изобразительных искусств, но иногда приходится сталкиваться и архитекторам при построении и отмывке объемных форм.

И так, в порядке уменьшения освещенности предмета светотеневые оттенки располагаются в следующей последовательности: блик, свет, полутон, собственная тень, рефлекс, падающая тень, отражение.

Видимая форма предмета обуславливается его освещенностью. Освещение формы отражает ее характер, выявляет светлые и темные участки, а также промежуточные между светом и тенью, известную как светотень. i

Свет - это наиболее освещенная часть поверхности. Самое освещенное место в изображении необходимо найти уже в начале работы, обвести его легким контуром и оберегать его чистоту, так как за полную силу света принимается, как правило, белизна бумаги.

Блик - это отражающая свет часть освещенной блестящей поверхности тела, Чаще округлой формы, изображаемая в виде яркого пятна.

Полутон - плавный переход от света к тени, участок поверхности между светом и собственной тенью.

Собственная тень - участок поверхности, противоположный свету.

Рефлекс - полоса собственной тени, освещенная частично отраженным от окружающего пространства светом (подсветка предмета с теневой стороны противоположной источнику света Наиболее заметен на кривых поверхностях).

Падающая тень - это тень от освещенного предмета па поверхность другого предмета. Падающие тени всегда темнее собственных.

Отражение предмета на гладкой поверхности другого способствует более реалистичному восприятию изображения, передаче пространства и фактуры поверхностей. Правильная передача формы предмета, сочетание света и теней на его поверхности и составляет основу изображения.

В процессе изображения полутонов, собственных и падающих теней следует руководствоваться следующими закономерностями:

а) светлое, удаляясь от источника света и зрителя, темнеет, а темное - светлеет, уменьшается контраст между светлым и темным;

б) наибольший контраст между светлым и темным всегда па переднем плане.

Контрасты передаются сочетанием освещенной и теневой плоскостей. При этом распределение света и тени у перелома граней неравномерно по силе топа. Чем ближе к освещенной грани, тем она темнее.

По принципу этого эффекта светлое здание изображается на темном, а затененные его части- на светлом фоне (небе). Поэтому фон изображается неравномерным по силе тона в пределах поля изображения.

Падающие тени по мере удаления светлеют, а сила тона падающей тени тем больше, чем темнее поверхность, на которую она падает.*

Собственные тени всегда светлее падающих, а при введении архитектурному проектированию - всегда теплее по тону.

Участок фона, граничащий с освещенными плоскостями, кажется более темным, чем общий тон всего фона.

Кисти для отмывки тушью

Кисти для отмывки тушью лучше использовать беличьи или колонковые.

Качество кистей имеет большое значение для отмывки. Хорошая кисть быстро насыщается раствором, легко отдает его бумаге, позволяет отмывать большие поверхности и мелкие детали.

По форме различают круглые и плоские кисти. Мягкие из волоса белки кисти выпускаются следующих номеров: 1, 2, 3, 4, 5, 6 (шлипера); 8, 10, 12, 14,16,18,20,22,24,27-30.

Кисти номеров 35-40-45-50 имеют вид сплющенных, плоских и носят название флейцы.

Кисти первых номеров (до № 16) имеют небольшое количество волоса. Они применяются для проработки деталей.

Кисти номеров с 10 по 18 - средние. Они используются как в моделировке деталей, так и в отмывке больших поверхностей.

Крупные кисти (номеров с 18 по 30) чаще применяются при отмывке больших поверхностей (фасадов, планов, перспектив с фоном). Флейцами, если они хорошего качества можно моделировать и детали, так как волоски при смачивании сходятся в одну острую вершинку. Это качество присуще всем хорошим кистям. Они дают широкий мазок и тонкую линию.

Плоские кисти (№№ с 1 по 12), но не флейцы, могут быть использованы в надписях.

Для отмывки чертежей тушью достаточно иметь хотя бы две кисти -толстую и тонкую. Однако, набор различных по форме и качеству волоса (в том числе и щетинных кистей) будет способствовать выработке более разнообразной техники отмывки.

Практически в отмывке пригодны все кисти, которые имеют длину волоса, превышающую толщину у основания в 4-6 раз и образуют острый, не раздваивающийся конец.

Следовательно, целесообразно внимательно изучить теоретический раздел, посвященный отмывке, приобрести первоначальные навыки работы с тушью и кистями и затем только приступать к выполнению учебных заданий по отмывке чертежных объектов.

Карандаши

Безусловно, общеизвестно, прежде чем приступить к отмывке, чертеж прочерчивается карандашами. Однако практика показывает, что и владение доступным чертежным средством чаще всего идет схоластично.

Карандаши (от тюркского - черный камень), один из основных инструментов при выполнении чертежных работ. Различают металлические, (свинцовые, серебряные), итальянские, графитные, угольные, цветные карандаши.

Для нанесения контурных, разбивочных линий, различных разметок па чертеже необходимо иметь набор графитных карандашей. Карандаши бывают твердые, твердомягкие, мягкие, глянцевитые, матовые.

По назначению карандаши подразделяются на канцелярские, чертежные, рисовальные.

Для предварительной разметки чертежа лучше пользоваться твердомягкими карандашами или твердыми - Ни 2Н.

Мягкие карандаши содержат жирные глины, поэтому они «зажиривают» бумагу, делают ее поверхность непригодной для работы тушью.

Твердыми карандашами следует работать осторожно, чтобы не продавить и, тем самым, не прорезать бумагу, а также не оставить на ней царапин.

Твердые и твердомягкие карандаши, как правило, применяются в черчении для изображения линий различной толщины, а мягкие - в рисовании.

Для нанесения контуров фасада, перспективы, машины и др., подлежащих отмывке тушью, лучше всего подходят карандаши средней мягкости М, 2М, ТМ или ИВ.

Карандаши большей твердости ЗТ, 4Т продавливают и царапают бумагу.

Каждый неверный штрих от такого карандаша становится заметным после отмывки и вносит не эстетическое восприятие чертежа!

Мягкие карандаши ЗМ, 4М оставляют жирный след, который просвечивает сквозь слои туши, пачкает бумагу, трудно удаляется.

Наносить чертеж для отмывки надо всегда хорошо заточенным карандашом. При этом следует правильно затачивать карандаши.

В практике, наряду с лезвиями, перочинными ножами и различными механическими точилками, используется мелкозернистая - наждачная шкурка. Ее укрепляют кнопками па легко доступном участке рабочего места. Легко проворачивая карандаш можно заточить зерно карандаша движением одной руки. Для поддержания остроты грифеля в процессе черчения карандаш следует держать наклонно и медленно поворачивать вокруг оси. Этим, одновременно, обеспечивается более ровная линия по всей длине.

Чертежные перья.

При оформлении и обводке чертежей тушью используются перья.

Мелкие шрифты удобно писать канцелярскими и чертежными перьями.

Для получения топких линий канцелярские перья иногда аккуратно затачивают.

Для написания крупных или утолщенных шрифтов, а также для заливки теней, проемов, отверстии применяются плакатные и шрифтовые перья типа «рондо», или с круглой плоской головкой на конце «редис». Иногда применяют также стеклянные трубочки диаметром 1,5-2 мм. Последние редко применяются, так как не удобны в работе и требуют большой сноровки. Проще использовать перья всех видов.

При определенном навыке в обводке чертежей и надписей тушью можно обойтись одними перьями. При этом градация линий по толщине обеспечивается степенью нажатием на перо и их сменой, а также заточкой.

Большой набор перьев позволяет выполнять ими самые различные чертежные операции; обводку, ретуширование, написание шрифтов, а именно:

а) «Рондо» (для надписей и обводки); 61 чертежное перо (для обводки тонких линии № мелких цифр, букв);

в) «Пионер» - школьное перо (для обводки линии, надписей и др.);

г)перо с выявленной головкой (для надписей);

д.) «Редис» (для обводки широких линии, крупных надписей).

Резинки для стирания грифеля.

Вспомогательным инструментом являются резинки для стирания грифеля.

От их состава и плотности зависит величина снимаемого слоя графита с бумаги и качество «протира» верхних слоев самой бумаги. Иногда не верно подобранная для работы стиральная резинка наносит не поправимый вред для отмывки, так как глубоко снятые слои бумаги во время стирания при отмывке заполняются неровно тушью и образуют либо видимый слой рыхлых краев, поверхностей бумаги, либо не эстетические разводы красителей.

И так, резинки для стирания бывают карандашные и чернильные.

Для стирания карандашных линий лучше подходят мягкие эластичные резинки. Они не «мажут», меньше разрушают поверхность бумаги и хорошо чистят ее. Поэтому при выборе резинки в первую очередь следует обращать внимание на эту сторону качества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: