Метод проб и ошибок, списки контрольных вопросов




Основные положения

К настоящему времени разработано и применяются в инженерном поиске и обосновании новых технических решений объекта проектирования более пятидесяти существенно отличающихся методов и приемов (смотри достаточно полный обзор методов на интернет-ресурсе: https://venec.ulstu.ru/lib/disk/2012/Efimov1.pdf)

 

 

Рассмотрим некоторые широко применяемые на практике методы:

Метод проб и ошибок, списки контрольных вопросов

Один из распространенных и древнейших методов изоб­ретательства и поиска новых технических решений - метод проб и ошибок. Этот метод случайного поиска вариантов не содержит никаких правил генерирования и оценки идей. Ключом к решению задачи может быть любая идея, пришед­шая в голову разработчика по счастливой случайности или интуитивно.

Если в результате оценки этой идеи она призна­ется неудачной, то взамен ее выдвигается очередная новая идея, и все многократно повторяется, пока не будет найдено какое-то приемлемое решение. Очевидно, что путь к идеаль­ному техническому решению данным методом - тернист и долог, или, как сейчас говорят, трудоемок и малопроизводителен.

Впервые использование метода контрольных вопросов для поиска новых идей и наилучших конструкторско-тех­нологических решений было предложено и осуществлено руководителем изобретательского бюро в Кембридже (Ан­глия) в 1955 г. ТимомЭйлоартом.

Дальнейшее развитие этого метода нашло отражение в оригинальном списке кон­трольных вопросов А. Осборна, в правилах М.Тринга и Э.Лейтуэйта, в перечне вопросов и советов Д.Пойа и дру­гих авторов.

Метод контрольных вопросов основан на при­менении так называемых «списков контрольных вопро­сов», представляющих собой эвристики, в состав которых включены наводящие вопросы, указания-советы, подсказ­ки, частичные разъяснения.

Список контрольных вопросов для изобретателей и разработчиков новых технических объек­тов содержит в себе следующие позиции:

1. Перечислите все качества и определения предполагае­мого изобретения, укажите, в какую сторону их предпола­гается изменить.

2. Четко сформулируйте задачи создания объекта, выде­лив среди них главные и второстепенные.

3. Перечислите основные принципы и недостатки извест­ных решений рассматриваемой задачи, сформулируйте свои предложения по их устранению.

4. Выскажите и запишите различные, пусть даже фанта­стические, аналогии (химические, биологические, экономи­ческие и т. п.).

5. Постройте какие-то модели объекта: визуальные внешней формы, математические, гидравлические, механические, электронные и т. п., по­скольку модели наиболее точно выражают идеи, нежели ана­логии.

6. Попробуйте применить для усовершенствования объек­та другие виды материалов, энергии, другие физические, химические и иные эффекты.

7. Попытайтесь установить зависимости, взаимные свя­зи и логические совпадения.

8. Узнайте мнение по разрешению главной задачи у лю­дей, совершенно не осведомленных в данной проблеме.

9. Устройте свободное групповое обсуждение проблемы, выслушивая любые идеи без критики.

10. Попробуйте использовать «национальные» подходы к решению задач: хитрое шотландское, расточительное амери­канское, сложное китайское, всеобъемлющее немецкое и т. п.

11. Постарайтесь быть всегда с проблемой, не расставаясь с ней не только на работе, но и в поездке, на прогулке, в игре, не забывая о своей безопасности из-за сильного отвлечения на решение задачи.

12. Надо постараться погрузиться в обстановку, стиму­лирующую творчество: подметить какие-то аналогии в творениях природы, побывать в техническом музее, в ан­тикварном магазине, просмотреть журналы, комиксы и т.п.

13. Составьте сопоставительные таблицы типов материа­лов, геометрических параметров и других величин объекта и его элементов, а также их цен для разных вариантов реше­ния проблемы.

14. Определите идеальные конечные результаты по раз­работке объекта.

15. Попробуйте видоизменить решение поставленной проблемы во времени, а также за счет изменения свойств и па­раметров объекта.

16. Попытайтесь в воображении «залезть» внутрь объек­та и рассмотреть его изнутри.

17. Выявите и исключите из дальнейшего обсуждения альтернативные варианты решения проблемы, уводящие в сторону от траектории поиска наилучшего решения.

18. Попытайтесь выявить, кого и почему интересует ре­шаемая проблема.

19. Выявите, кто первым и когда придумал аналогичный технический объект, были ли ложные попытки его усовер­шенствования.

20. Кто еще решал аналогичную проблему, и чего он до­бился?

21. Выявите пограничные условия изготов­ления и применения объекта.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: