Поэт не может не оценивать инструмент своего творчества – слово, язык, речь. Философией языка назовем общемировоззренческое, идеологическое осмысление отношений слова, языка, речи, с одной стороны, и действительности, общества, мира в целом с другой. Это научное объяснение философских представлений русских поэтов о языке – речи – слове.
Начать, видимо, придется с первого восточно-славянского поэта Симеона Полоцкого:
Малая часть телесе язык человека,
Но не виде злейшия ничто же от века,
Ибо аще малое слово изпущает,
Хулно или клеветно, многи убивает.
Стихотворение по мысли подобно фольклорным сентенциям о языке, повторяя известное сравнение языка со стрелой, разящей до смерти. Прямое назидание, конечно, принадлежит Симеону Полоцкому:
Убо разсудно слово всякое пущайте,
Дпа небудет стрелою, прилежно смотряйте;
Аще бо яко стрела пойдет, то вратится
Не к языку, но в сердце и смерть приключится.
М.В.Ломоносов предлагает в «Российской грамматике» иметь «предводителем» «общее философское понятие о человеческом слове», которое имеет «едва пределы имеющее море».
Стихотворная сентенция о языке, пожалуй, содержится лишь в Преложении Псалма 14-го:
Кто языком льстить не знает,
Ближним не наносит бед,
Хитрых сетей не сплетает,
Чтобы в них увяз сосед.
А.П.Сумароков, в стихотворной форме в 1747 году зафиксировавший основные идеи, которые получат отражение во многих последующих теоретических сочинениях русских филологов-классиков.
Для общих благ мы то перед скотом имеем,
Что лучше, как они, друг друга разумеем
И помощию слов пространна языка
Всё можем изьяснить, как мысль ни глубока.
Описываем всё, и чувствие и страсти,
И мысли голосом делим на мелки части.
Прияв драгой сей дар от щедрого творца,
Изображением вселяемся в сердца.
1. Человек – единственное из творений Божиих, имеющих дар слова.
2. возможности языка: все можем изъяснить;
3. строение языка (мысли голосом делятся на «мелки части»).
«То, что постигнем мы, друг другу сообщаем», т.е.
4. Язык – средство общения, коммуникации.
И в письмах то своих потомкам оставляем.
5. Письменная речь обеспечивает культурную преемственность.
6. и далее: излагаются основы государственной языковой политики. Говорится о неравноценности языков вследствие их различной культурной наполненности:
Но не такие так полезны языки,
Какими говорят мордва и вотяки;
Возьмем себе в пример словесных человеков:
Такой нам надобен язык, как был у греков,
Какой у римлян был и, следуя в том им,
Как ныне говорит Италия и Рим,
Каков в прошедший век прекрасен стал французский,
Иль, наконец, сказать, каков способен русский!
ориентация на наиболее развитые языки – ими, конечно, являются классические и французский. Далее – пространные творческие советы, как опираясь на культурный опыт, развить собственное национальное дарование.
Пушкин. Конечно, философия рождения слова, словесного творчества, связи творца с адресатом
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился…
…И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился …
Блажен, кто словом твердо правит
И держит мысль на привязи свою.
Конечно, целая концепция речевого поведения, основанного на христианской этике в стихотворении «Отцы пустынники и жены непорочны…», прелагающем молитву Ефрема Сирина.
Обратим внимание на то, что большинство из цитируемых поэтов будут говорить не о языке, а о слове. Язык ассоциируется с народом, язык формирует и объединяет нацию, поэтому у Тургенева стихотворение называется «Русский язык». Оно более публицистично и патриотично (чем и ценно), но слово имеет больше ассоциаций.
Бунин. Слово. 1915 о сохранности культуры в письменном тексте.Молчат гробницы, мумии и кости, —Лишь слову жизнь дана:Из древней тьмы, на мировом погосте,Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья!Умейте же беречьХоть в меру сил, в дни злобы и страданья,Наш дар бессмертный — речь.
Язык, великолепный наш язык. Речное и степное в нем раздолье. В нем клекоты орла и волчий рык, Напев, и звон, и ладан богомолья… /К. Бальмонт /
Из поэтов ХХ века достоин особого внимания Арсений Тарковский.
Я учился траве, раскрывая тетрадь… (вглядывание в мир)
Слово.
«Слово только оболочка…
«Власть от века есть у слова…
Рождение слова.
«Когда, еще спросонок тело
Мне душу жгло…
Словарь.
Явь и речь.
Я
***
Одухотворение слова. Слово как сохранность культуры – темы стихов В.Коллегорского
Все смешалось, и не моя вина,
Что уже ничего не сберечь,
Что заржавела лира Державина
И умолкла Языкова речь,
Что, едва разрешившись от бремени
Немоты, из которой возник,
Стал подвержен коррозии времени
Человеческий смертный язык,
Что душа и в синичьем обличье,
Как и в нищенской лире своей,
Не свободна от косноязычия
В постижении сути вещей.
Но душа не подвержена тлению,
И, пока существует она,
С ней и слово избегнет забвения
И пребудет во все времена.
Слово
Серп времени нас жнет по одному.
Блеснет он – и во прахе всё коснеет.
А Слово не подвластно и ему,
Оно как Дух – где хочет, там и веет.