Философия языка в русской поэзии




Поэт не может не оценивать инструмент своего творчества – слово, язык, речь. Философией языка назовем общемировоззренческое, идеологическое осмысление отношений слова, языка, речи, с одной стороны, и действительности, общества, мира в целом с другой. Это научное объяснение философских представлений русских поэтов о языке – речи – слове.

Начать, видимо, придется с первого восточно-славянского поэта Симеона Полоцкого:

Малая часть телесе язык человека,

Но не виде злейшия ничто же от века,

Ибо аще малое слово изпущает,

Хулно или клеветно, многи убивает.

Стихотворение по мысли подобно фольклорным сентенциям о языке, повторяя известное сравнение языка со стрелой, разящей до смерти. Прямое назидание, конечно, принадлежит Симеону Полоцкому:

Убо разсудно слово всякое пущайте,

Дпа небудет стрелою, прилежно смотряйте;

Аще бо яко стрела пойдет, то вратится

Не к языку, но в сердце и смерть приключится.

М.В.Ломоносов предлагает в «Российской грамматике» иметь «предводителем» «общее философское понятие о человеческом слове», которое имеет «едва пределы имеющее море».

Стихотворная сентенция о языке, пожалуй, содержится лишь в Преложении Псалма 14-го:

Кто языком льстить не знает,

Ближним не наносит бед,

Хитрых сетей не сплетает,

Чтобы в них увяз сосед.

А.П.Сумароков, в стихотворной форме в 1747 году зафиксировавший основные идеи, которые получат отражение во многих последующих теоретических сочинениях русских филологов-классиков.

Для общих благ мы то перед скотом имеем,
Что лучше, как они, друг друга разумеем
И помощию слов пространна языка
Всё можем изьяснить, как мысль ни глубока.

Описываем всё, и чувствие и страсти,
И мысли голосом делим на мелки части.
Прияв драгой сей дар от щедрого творца,
Изображением вселяемся в сердца.
1. Человек – единственное из творений Божиих, имеющих дар слова.

2. возможности языка: все можем изъяснить;

3. строение языка (мысли голосом делятся на «мелки части»).


«То, что постигнем мы, друг другу сообщаем», т.е.

4. Язык – средство общения, коммуникации.
И в письмах то своих потомкам оставляем.

5. Письменная речь обеспечивает культурную преемственность.

6. и далее: излагаются основы государственной языковой политики. Говорится о неравноценности языков вследствие их различной культурной наполненности:
Но не такие так полезны языки,
Какими говорят мордва и вотяки;
Возьмем себе в пример словесных человеков:
Такой нам надобен язык, как был у греков,
Какой у римлян был и, следуя в том им,
Как ныне говорит Италия и Рим,
Каков в прошедший век прекрасен стал французский,
Иль, наконец, сказать, каков способен русский!

 

ориентация на наиболее развитые языки – ими, конечно, являются классические и французский. Далее – пространные творческие советы, как опираясь на культурный опыт, развить собственное национальное дарование.

Пушкин. Конечно, философия рождения слова, словесного творчества, связи творца с адресатом

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился…

…И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился …

 

Блажен, кто словом твердо правит

И держит мысль на привязи свою.

 

Конечно, целая концепция речевого поведения, основанного на христианской этике в стихотворении «Отцы пустынники и жены непорочны…», прелагающем молитву Ефрема Сирина.

 

Обратим внимание на то, что большинство из цитируемых поэтов будут говорить не о языке, а о слове. Язык ассоциируется с народом, язык формирует и объединяет нацию, поэтому у Тургенева стихотворение называется «Русский язык». Оно более публицистично и патриотично (чем и ценно), но слово имеет больше ассоциаций.

 

Бунин. Слово. 1915 о сохранности культуры в письменном тексте.Молчат гробницы, мумии и кости, —Лишь слову жизнь дана:Из древней тьмы, на мировом погосте,Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья!Умейте же беречьХоть в меру сил, в дни злобы и страданья,Наш дар бессмертный — речь.

Язык, великолепный наш язык. Речное и степное в нем раздолье. В нем клекоты орла и волчий рык, Напев, и звон, и ладан богомолья… /К. Бальмонт /

Из поэтов ХХ века достоин особого внимания Арсений Тарковский.

 

Я учился траве, раскрывая тетрадь… (вглядывание в мир)

 

Слово.

«Слово только оболочка…

«Власть от века есть у слова…

 

Рождение слова.

«Когда, еще спросонок тело

Мне душу жгло…

 

Словарь.

 

Явь и речь.

 

Я

***

Одухотворение слова. Слово как сохранность культуры – темы стихов В.Коллегорского

Все смешалось, и не моя вина,

Что уже ничего не сберечь,

Что заржавела лира Державина

И умолкла Языкова речь,

Что, едва разрешившись от бремени

Немоты, из которой возник,

Стал подвержен коррозии времени

Человеческий смертный язык,

Что душа и в синичьем обличье,

Как и в нищенской лире своей,

Не свободна от косноязычия

В постижении сути вещей.

Но душа не подвержена тлению,

И, пока существует она,

С ней и слово избегнет забвения

И пребудет во все времена.

Слово

Серп времени нас жнет по одному.

Блеснет он – и во прахе всё коснеет.

А Слово не подвластно и ему,

Оно как Дух – где хочет, там и веет.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: