Архаический период (14, 11 в. д.н.э.)




История языка

 

Периодизации истории китайского языка. Основные источники изучения китайского языка.

До сих пор нет общепринятой периодизации китайского языка. Большинство вариантов являются условными.

1) Анри Масперо. В основе периодизации фонетический строй КЯ.

I. Древнекитайский период: ранний (до 3 в. д.н.э) и поздний (по 3 в. н.э.)

II. Среднекитайский период: ранний (4, 8, 9 в.) и поздний (до 12 в.)

III. Современный КЯ: ранний (12, 17 в.) и поздний (18 в.)

2) Ван Ли. В основе периодизации изменения в грамматике, фонетике, лексике.

I. Древнекитайский язык (все, что было до 3 в. н.э)

II. Среднекитайский язык (4-12 в.)

III. Переходный период (12-13 в.)

IV. СРКЯ (с 20 в.)

3) С.Е. Яхонтов.

I. Доклассический период (до 5 в. д.н.э.)

II. Классический период (5, 3 в. д.н.э.)

III. Поздний древнекитайский период (3-5 в. н.э.)

IV. Среднекитайский период (6, 12, 14 в. н.э.)

4) М.В. Крюков, Хуан Шуин

I. Архаический период (14, 11 в. д.н.э.)

II. Ранний доклассический период (10, 8 в. д.н.э.)

III. Поздний доклассический период (17, 6 в. д.н.э.)

IV. Ранний классический период (5, 3 в. д.н.э)

V. Поздний классический (2 в. д.н.э.- 2 в. н.э.)

VI. Постклассический период (3, 5 в. н.э.)

Источники изучения КЯ:

1) Документы и литературные источники

В 1950 г. во время раскопок были обнаружены иньские надписи эпохи Шан. Данные надписи были посвящены жертвоприношениям, содержали данные об охоте, болезнях и снах. Они были сделаны с целью гадания, предсказания.

Источниками эпохи Чжоу (ранний доклассический период) (11-8 в. д.н.э) явились надписи на стенках бронзовых сосудов, на бронзе.

В период с 11-3 в. д.н.э. основным источником изучения КЯ является «Пятикнижие», которое включает в себя:

1. 《易经》- книга перемен. Здесь описываются 8 первооснов мироздания.

2. 《书经》- книга преданий. Содержит краткие речи прославленных правителей.

3. 《诗经》- книга песен (охватывает период с 12 в. д.н.э.). Содержит 305 стихотворений и имеет разделы: «Нравы царств», «Малые оды», «Большие оды», «Гимны».

4. 《礼记》- книга установлений. В нее входят нормы поведения, церемониал, обряды.

5. 《春秋》- книга Весны и Осени (722 - 481 г. д.н.э.). Является основой историографии китайского государства. По преданию составлена Конфуцием.

«Четверокнижие» включает в себя:

1. 《论语》- беседы и суждения. Содержит основные суждения Конфуция и его учеников.

2. 《大学》- «великое учение». Суждение Конфуция об управлении народом.

3. 《中庸(yōng)》- «Центр истины и ее бытие» (учение о середине)

4. 《孟子》- позднеконфуцианский источник. Вешает об идеальном управлении государством. Провозглашает гуманность, долг, мудрость.

В. д. н. э. -3 в. н. э. – классический период

Источники:

1. Исторический записки Сыма Цяня 《史记》. В них автор описывает свое путешествие по Китаю, быт народа. Записки состоят из основных записок и хронологических таблиц.

2. 《汉书》- «История ранней династии Хань»

3. 《后汉书》- «История восточной династии Хань»

Следующие источники связаны с приходом буддизма в Китай (рубеж н.э.)

1. Притчи из сутр

· Притча «Байюйцзин»

· Притча «Жемчужина исполнения желаний»

· «Записки о поисках духов»

2. «Люицзин» - новая книга рассказов современников, написанная на разговорном языке байхуа

3. Ян Сюаньчжи «Записки о лоянских монахах»

 

Г. н.э. – Эпоха Тан

Источники:

1. 变文 бяньвэнь

2. 语录 юйлу

Представляют собой стихотворную прозу, написанную на полуразговорном языке.

Гг. н.э. Эпоха Сун

Источники:

Сборники рассказов, сунские юйлу, включавшие в себя речи неоконфуцианцев, юаньские пьесы.

1. Роман «Речные заводи»

2. «Секретная история монголов» - 14-15 вв. (написана на северном диалекте)

3. «Путешествие на Запад»

4. «Цветы сливы в золотой вазе»

5. «Сон в красном тереме»

2) Нефонетические словари

Сюй Шэнь 《说文解字》1 в. н.э. Включал 9 353 иероглифа. Они делились на 6 типов:

1. ПКГ

2. Указательные ИГ или СМГ

3. Видоизмененные ИГ

4. Заимствованные ИГ

5. Иероглифы, объединяющие значения (ИДГ)

6. Фонетические знаки (ИФГ)

В словаре отсутствуют указания на чтение ИГ, но в отдельных случаях автор указывает его: приводит знак с таким же чтением и пользуется формой «читай также, как …».

В 6 – 7 в. была введена система фонетического чтения «фаньце». (Метод состоит в том, чтобы передать чтение иероглифа с помощью двух других, чтения которых считаются известными. Слог, обозначенный первым иероглифом, или первым знаком фаньце, имеет одинаковый с исконным начальный согласный, а слог, обозначенный вторым иероглифом, или вторым знаком фаньце, имеет одинаковую с искомым вокалическую часть слога: медиаль, слогообразующий гласный, конечный согласный, тон). Появились и такие словари.

3) Энциклопедические словари

С 12 в. д.н.э. – 2 в. д.н.э. происходил сбор информации для словаря 《尔雅》. Труд состоит из толкований слов, встречающихся в классических текстах. Его содержание не было постоянным и дополнялось по мере развития китайской филологии. Назначение 《尔雅》в объяснении слов из древнего текста с помощью обычных значений обиходных слов. Словарь является первым сводом древних значений слов КЯ, с помощью которого можно было в последующие эпохи установить первоначальные значения ИГ и правильно понимать тексты эпохи Хань и Чжоу.


Древнекитайский язык: общие сведения. Основные черты и особенности фонетического и грамматического строя ДРКЯ.

ДРКЯ, согласно классификации М. В. Крюкова и Хуан Шуин, включает в себя следующие этапы:

I. Архаический период (14, 11 в. д.н.э.)

II. Ранний доклассический период (10, 8 в. д.н.э.)

III. Поздний доклассический период (17, 6 в. д.н.э.)

IV. Ранний классический период (5, 3 в. д.н.э)

V. Поздний классический (2 в. д.н.э.- 2 в. н.э.)

VI. Постклассический период (3, 5 в. н.э.)

Архаический период (14, 11 в. д.н.э.)

О древнем архаическом периоде истории КЯ можно судить по гадательным надписям, которые относятся к 14-11 вв. д.н.э. эпохе Шан-инь. Впервые иньские надписи были обнаружены в 1899 г. ученым Ле Геюнем и Ван Ичжуном. Систематические раскопки вблизи г. Аньян пров. Хэнань открыли несколько десятков тысяч надписей, которые являются древнейшими памятниками Восточной Азии, они были сделаны на материале, не подверженному гниению, на костях животных и панцирях черепах. Эти предметы использовались при дворе иньского правителя Вана для гаданий.

Особенности гадательных надписей:

1. Стандартность их формуляра

Гадательная надпись состоит из 4 частей:

Первая – вводная. В ней указывается дата гадания и имя жреца, в поздних надписях указывается место. Вводная часть состоит из нескольких слов, последнее слово: 貞zhēn «спрашивать», иногда вводную часть сокращали до этого слова.

Вторая часть – основная. Она представляет собой вопрос, здесь идет фиксация содержания вопроса, заданного божеству.

Третья часть вводится словами: 王占曰 «Ван прочел ответ». Правитель сам определял, что ответит божество на заданный вопрос.

Четвертая часть – указание на то, сбылось ли предсказание, когда оно произошло.

Гадательные надписи содержат самые различные сведения о разных сторонах жизни общества, о природных условиях и климате.

2. Серийность надписей

Гадатель обычно последовательно задавал несколько вопросов, связанных по содержанию, но отличавшихся по форме, это значительно облегчает анализ текста. В серии надписей сразу можно найти слова, которые остаются неизменными, а некоторые опускаются.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: