Методы самостоятельной работы.




Аннотация – краткая структурная характеристика текста, содержащая перечень основных разделов, тем или вопросов, рассматриваемых в работе. Примерная схема (алгоритм) аннотации:

Источник (автор, название, издательские данные) Хьелл, Л, Зиглер, Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 1997.
О чем повествует статья (книга, монография и т.п.)? Учебник содержит систематическое изложение основных теорий личности.
Ключевые слова данной работы структура личности, движущие силы и источники развития личности, мотвация личности, периодизация развития личности, гомеостатические и гетеростатические теории личности, психопатология и критерии психического здоровья и др.
Из каких частей состоит работа? Учебник содержит систематическое изложение основных теоретических направлений, эмпирических исследований и приложений психологии личности. Работа состоит из двенадцати глав. В конце каждой главы представлены резюме, вопросы для обсуждения и глоссарий. В первой главе обсуждаются вопросы, связанные с личностью как объектом исследования, функции, выполняемые теорией, компоненты теории и критерии, с помощью которых ее можно оценить. В главе также обсуждаются основные положения о природе человека, которые дают схему для рассмотрения различий между концепциями человечества у разных теоретиков. Вторая глава подробно рассматривает исследовательские стратегии, используемые для изучения личности. Затем авторы рассматривают методы оценки личности, концепции надежности и валидности методик самоотчета и проективных методик. В главах с 3-й по 11-ю включительно представлены наиболее значительные теоретические концепции личности: психодинамическое, результаты пересмотра психодинамического направления, эго-психология, диспозициональное направление, научающее-бихевиоральное направление, социально-когнитивное и когнитивное направления, гуманистическое и феноменологическое направления. Заключительная глава посвящена обзору перспектив в исследованиях личности. В заключении всей книги авторы предлагают обширную библиографию по теме (на английском языке).
Цитаты автора и страницы цитируемых фрагментов «Теории личности основываются на определенных исходных положениях о природе человека..<> девять основных положений, касающихся природы человека: свобода-детерминизм, рациональность-иррациональность, холизм-элементализм, конституционализм-инвайронментализм, изменяемость-неизменность, субъективность-объективность, проактивность-реактивность, гомеостаз-гетеростаз и познаваемость-непознаваемость» (С. 10).
Основные выводы автора в заключении работы Авторы, размышляя над перспективой персонологии в современном обществе, полагают, что психология будет играть решающую роль в попытках помочь людям сделать жизнь плодотворной и полной смысла, концепции и направления теории личности будут значительно более сложными и эклектичными, чем те, которые известны нам сегодня. Кроме того, авторы считают, что персонологи будут больше взаимодействовать с социальными психологами, социологами, антропологами и этологами. Следовательно, в области проблем личности будет применяться междисциплинарный подход к исследовательским проблемам.

 

Конспект - краткое, связное и последовательное изложение основной информации подлинника, пересказ его содержания в свернутом (сокращенном) виде. Таким образом, конспект отличается от подленника своей экономной знаковой оформленностью.

Если аннотирование направлено на систематизацию текста и отражение его структуры, то конспектирование направлено на краткое изложение содержания первичного документа. Конспект полностью определяется содержанием реферируемого источника и не предполагает субъективной оценки.

Структура конспекта:

1. Вступление (излагаются исходные данные реферируемого текста: название, выходные данные, сведения об авторе /Ф. И. О., специальность, учёная степень, учёное звание/).

2. Основная часть (содержание реферируемого текста, основные мысли и тезисы).

3. Заключение (формулируются выводы, к которым приходит автор анализируемого текста).

Этапы работы над конспектом:

1. Ознакомительный (ориентирующий) этап предполагает беглое чтение, в процессе которого внимание акцентируется на заглавии, введении, оглавлении, выводах, резюме, ключевых словах и др.деталях, отражающих основную мысль произведения.

2. Изучающий этап предполагает внимательное чтение текста, его осмысление, выделение смысловых блоков.

3. Резюмирующий этап заключается в письменном изложении главных мыслей, которые автор содержательно раскрывает. Это изложение должно быть кратким и лаконичным. Изученный материал последовательно и кратко излагается своими словами или в виде цитат. В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания). Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.

Правила конспектирования:

· Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы "ступеньками" подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.

· Используйте реферативный способ изложения, т.е. стандартный, клишированный стиль с использованием типологизированных речевых оборотов: «автор считает...(раскрывает)...», «важное значение имеет», «уделяется особое внимание», «поднимается вопрос», «делает следующие выводы», «исследуемая проблема», «освещаемый вопрос» и т. п. К языковым и стилистическим особенностям относятся слова и обороты речи, носящие обобщающий характер, словесные клише. Им, как правило, присущи неопределённо-личные предложения, отвлечённые существительные, специфичные и научные термины, свойственные исследуемой проблеме, деепричастные и причастные обороты.

 

 

· Конспектируя, оставляйте место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.

· Записывайте содержание конспекта своими словами, это способствует лучшему осмыслению текста.

· Применяйте определенную систему сокращений, условных обозначений.

· Соблюдайте правила цитирования - цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.

Цитирование

Цитата – это дословная выдержка из текста, т.е. дословная передача мысли автора. Из научного текста цитаты выбираются не произвольно, а исходя из емкости, т.е. возможности отразить главную идею работы или концепции автора. Набор зафиксированных цитат должен отражать главную суть изученного Вами текста. После цитаты обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница). Например:
«Человек не может избежать принятия решений. Реальность неизбежно заставляет человека решать. Человек принимает решения каждый миг, даже не осознавая этого, он делает это невольно. Через эти решения он определяет самого себя». (В.Франкл. Воля к смыслу. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. С.44). Альтернативным способом ссылки на источник может быть указание в квадратных скобках номера данного источника по списку литературы и, через точку с запятой, номер страницы, с которой взята цитата. Например: «Сложнейшие противоречия психологической методологии переносятся на почву практики и только здесь могут получить свое разрешение. Здесь спор перестает быть бесплодным, он получает конец. Метод — значит путь, мы понимаем его как средство познания; но путь во всех точках определен целью, куда он ведет. Поэтому практика перестраива­ет всю методологию науки» [1; С.387]. Также, можно указать в круглых скобках фамилию и инициалы автора, через точку с запятой – год издания книги в соответствии с указанием в списке литературы, затем, через точку с запятой, номер страницы цитаты. Например: «Одна дама едет со своим шурином, знаменитым художником, в Рим. Живущие в Риме немцы горячо чествуют художника и между прочим подносят ему в подарок античную золотую медаль. Дама недовольна тем, что ее шурин недостаточно ценит эту красивую вещь. Смененная своей сестрой и вернувшись домой, она, раскладывая свои вещи, замечает, что неизвестно каким образом захватила с собой медаль. Она тотчас же пишет об этом шурину и уведомляет его, что на следующий день отошлет увезенную ею вещь в Рим. Однако на следующий день медаль так искусно была заложена куда-то, что нет возможности найти ее и отослать; и тогда дама начинает смутно догадываться, что означала ее рассеянность: желание оставить вещь у себя» (Фрейд З.; 1999; С.156). Литература: 1. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса// Собрание сочинений в 6 томах. – М.: Педагогика, 1982-1984. Т.1.2. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни// Хрестоматия по курсу «Введение психологию»/ Ред.-сост. Е.Е.Соколова. – М.: РПО, 1999. С.151 – 157.

Тезисы - это сжато сформулированные основные положения текста. Для практического удобства осуществления тезирования, необходимо после ознакомительного, а затем внимательного прочтения текста разбить его на смысловые части (по аналогии с конспектом, аннотацией и т.п.). Затем нужно пересказать основную мысль каждого смыслового фрагмента, т.е. сформулировать основную суть данной смысловой части, ответить на вопрос «о чем этот фрагмент?». Выделение основных мыслей по каждому смысловому абзацу и составляет суть тезирования научного текста. Умение правильно формулировать тезисы говорит об уровне подготовленности читателя, понимании темы, степени овладения материалом и методами самостоятельной работы над книгой. Из этого ясно, что хотя тезисы и представляют довольно краткий вид записи, но они часто целесообразнее конспектов, созданных из простых, а тем более текстуальных выписок. Правила тезирования:

 

· При составлении тезисов не приводите факты и примеры.

· Сохраняйте в тезисах самобытную форму высказывания, оригинальность авторского суждения, чтобы не потерять документальность и убедительность.

· Изучаемый текст читайте неоднократно, разбивая его на отрывки; в каждом из них выделяйте главное, и на основе главного формулируйте тезисы.

· По окончании работы над тезисами сверьте их с текстом источника, затем перепишите и пронумеруйте.

еского психоанализа. Особый интерес представляет авторский подход к анализу причин и психологической сущности внутриличностных конфликтов, представленных в работах исследователей, предметом специального изучения которых не являлся данный феномен (Б.Ф. Скиннер, А. Бандура, Дж. Келли, А. Бек, А. Эллис, А.Маслоу, К. Роджерс и др.).

Взгляды отечественных психологов систематизированы и представлены во второй главе пособия «Понятие, виды и проявления внутриличностного конфликта в трудах отечественных психологов», в которой последовательно раскрываются значения термина, начиная от его первых упоминаний (А.Р. Лурия) до самых современных психологических исследований (С.А. Валеева, Д.В. Грешнев, Е.А. Донченко, О.В. Кузьменкова, Л.М. Митина, Т.М. Титаренко, В.В. Шпунтова). В контексте проблемы внутриличностных конфликтов авторы анализируют и ряд общепсихологических концепций (В.С.Мерлин, А.Н.Леонтьев, Ф.Е.Василюк). Рассматривая проблему возникновения внутриличностного конфликта, авторы обращаются к работе А.Р.Лурия «Природа человеческих конфликтов. Объективное изучение дезорганизации поведения человека», которая не известна широкому кругу отечественных читателей, поскольку не издавалась на русском языке до 2002 г., что также повышает теоретико-методологическую ценность пособия. В главе представлена возможная классификация конфликтов (мотивационный, когнитивный, ролевой, ценностный), освещены вопросы внутриличностного конфликта в контексте профессионального самоопределения.

 

 

В третьей главе «Детерминанты и особенности проявления внутриличностного конфликта в период ранней взрослости» обобщены и систематизированы психологические особенности развития и протекания внутреннего конфликта в период ранней взрослости. Рассмотрены внутренние и внешние детерминанты, а также ролевой и гендерный аспекты конфликта личности, специфика его проявления у молодых женщин.

Четвертая глава пособия «Психологическая диагностика внутриличностных конфликтов: возможности и ограничения» посвящена аналитическому обзору психодиагностических методик выявления разных типов внутриличностного конфликта. Учебное пособие содержит достаточно подробный глоссарий, в полной мере отражающий основные понятия.

Таким образом, рецензируемое пособие отвечает актуальным потребностям общества, отражает современные тенденции развития научной мысли и представляет большой интерес как для студентов, так и для большого круга специалистов, работающих в области человеческих отношений.


Составление матрицы идей Составление матрицы идей представляет собой форму сравнительного анализа каких-либо явлений или воззрений разных авторов на одно и то же явление. Критерии для анализа могут быть как заданными, так и самостоятельно выделенными (более сложная форма анализа). Как правило, матрица оформляется в виде таблицы. Например, матрица идей Платона, Демокрита и Аристотеля о сущности души может быть оформлена следующим образом:

Критерий анализа Демокрит Платон Аристотель
Соотношение души и тела Материя (телесное) первична; душа как и тело состоит из атомов, поэтому подчиняется тем же законам, что и все тела в природе, следовательно, душа как и тело – смертна Душа первична и независима от тела. Душа – это идея, цель и образец материальной вещи. Тело - временное пристанище души, с его гибелью душа возносится в мир Идей. Душа и тело – это единство, взаимопроникновение телесного и психического. Душа умирает вместе с телом.
Структура и локализация души Душа состоит из трех частей, локализованных в теле: разумная часть в голове, страстная – в груди, вожделеющая – в печени. Душа состоит из трех частей, локализованных в теле: разумная часть в голове, страстная в груди, вожделеющая – в печени. Вводится идея динамики, конфликта между тремя составляющими. Душа едина и проявляется в трех способностях: растительные, животные, разумные. Каждая вышележащая способность вырастает из нижележащий и включает ее в себя.
       
       
       

Как видно из представленной выше матрицы, два критерия анализа заданы изначально (две верхние ячейки в крайнем левом столбце), еще три критерия анализа требуют самостоятельного поиска студента. В итоге, заполненная матрица будет представлять собой краткое изложение взглядов разных мыслителей по одному и тому же вопросу, т.е. синхронное изложение воззрений авторов по заданным (или самостоятельно выделенных Вами) критериям.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: