Педагогический эксперимент




 

Суть данного метода заключается в воспроизведении изучаемого явления при определенной организации условий. Характерной чертой педагогического эксперимента является запланированное вмешательство человека в изучаемый процесс, сущность которого сводится, как правило, к искусственному вычленению одной из сторон исследуемого явления из многообразия существующих связей. Например, эффективность педагогического процесса зависит от таких факторов, уровня профессионального мастерства педагога, его индивидуальных черт характера, контингента занимающихся, средств и методов обучения, условий организации учебно-тренировочных занятий. При использовании данного метода объективные результаты можно получить в случае, если осуществляется тщательный контроль за факторами, воздействующими на эффективность педагогического процесса. Эти факторы можно разделить на две группы: экспериментальные и сопутствующие. К экспериментальным факторам относятся те, которые искусственно вводятся в соответствии с гипотезой в педагогический процесс и те которые являются результатом действия первых. Под сопутствующими (побочными) факторами понимаются все те, которые должны быть уравнены, чтобы создать доказательность действия экспериментального фактора.

Объектом исследования в педагогическом эксперименте могут быть педагогические положения, теоретические предположения с целью изучения научных факторов, их проверки и подтверждения.

Учитывая, что педагогический эксперимент состоит как из проведения учебных и тренировочных занятий, так и регистрацию их эффективности он должен строиться в следующей последовательности: 1) начальное исследование; 2) проведение занятий; 3) промежуточное исследование; 4) проведение занятий; 5) конечное исследование. Начальные, промежуточные и конечные исследования предназначены для получения показателей при помощи методов сбора текущей информации, а проведение занятий обеспечивает реализацию намеченного педагогического процесса (применение новых методов, средств и т.п.)

Продолжительность педагогического эксперимента от задач исследования, от сложности поставленной проблемы.

 

Хронометрирование

 

Основное содержание хронометрирования заключается в определении времени, затрачиваемого на выполнение каких-либо действий.

Хронометрирование может быть использовано как самостоятельный метод исследования (например, при обобщении опыты ведущих учителей физической культуры, тренеров-преподавателей), так и как дополнительный к другим методам исследования (например, при педагогическом эксперименте, направленным на оценку эффективности методов разучивания технических элементов, оно применяется для установления временных затрат на освоение подводящих упражнений).

Результаты хронометрирования могут быть представлены в графическом виде, что придает большую наглядность полученным данным.

Чаще всего проводится хронометрирование либо определенного элемента двигательного действия (например, разбега в прыжках в длину), либо поэтапное хронометрирование длительно выполняемого действия, являющегося частью занятия (например, проплывание двадцатипятиметровых отрезков), либо хронометрирование всего занятия.

При хронометрировании всего занятия часто используются такие показатели как общая и моторная плотность.

Под общей плотностью понимается отношение полено затраченного времени ко всему времени занятия, выраженное в процентах.

К полено затраченному времени относятся объяснение, показ, построения и перестроения, выполнение упражнений, устранение ошибок.

Общая плотность занятия рассчитывается по формуле

tп

По = ------- х 100, где

t

 

По – общая плотность занятия;

tп - полезно потраченное время;

t - общее время занятия.

 

Так, например, если на уроке по физической культуре общей продолжительностью 45 мин. (t) полезно затраченного времени было 40 минут (tп), то общая плотность урока составит:

 

По = 40/45 х 100 = 88.9 %.

 

При правильной организации и проведении занятий общая плотность его должна приближаться к 100 %.

 

Моторная плотность занятия представляет собой отношение времени, затраченного на выполнение физических упражнений ко времени всего занятия.

Моторную плотность занятия определяется по формуле:

 

tфу

Пм = ------- х 100, где

t

 

Пм – моторная плотность занятия;

tфу - время, затраченное на выполнение упражнений;

t - общее время занятия.

 

Учитывая недостаточную двигательную активность (гипокинезию) учащихся, следует добиваться, чтобы плотность на уроках по физическому воспитанию была как можно выше. Для этой цели часто используется метод круговой тренировки.

Однако судить о качестве урока физической культуры и спортивной тренировки только по показателю моторной плотности не всегда корректно поскольку необходимо учитывать какие цели и задачи решаются в процессе занятий. Так, например, при решении такой задачи, как развития выносливости плотность занятия близка к 100 %, в то время как при освоении сложного двигательного действия или при развитии быстроты она может быть значительно ниже.

В практике физического воспитания и спорта широкое распространение получил метод пульсометрии при котором определяется правильность чередования учителем или тренером различных по трудности и интенсивности физических упражнений, соответствие их возможностям занимающимся. Этот метод основан на подстчете частоты пульса в период занятия. Графическое изображение ЧСС до, во время и после урока до полного восстановления называется физиологической кривой занятия.

Важно, чтобы ЧСС была наибольшей в середине или во второй половине основной части урока и приближалась к исходной в конце занятия.

Недостатку данного метода: незначительное количество измерений дает весьма приближенную кривую, а увеличение количества измерений нарушает целостность занятия. Однако данный метод признан ценным средством врачебно-педагогического контроля даже в тренировке высококвалифициро-ванных спортсменов.

 

Контрольные испытания

 

Реализация данного метода осуществляется при помощи использования контрольных упражнений (тестов), которые представляют собой стандартизированные по содержанию, форме и условиям выполнения двигательные действия, применяемые с целью определения физического состояния исследуемых.

В исследовании, как правило, применяют не один тест, а несколько. Например, изучение подготовленности спортсмена применяют контрольные упражнения, оценивающие уровень развития специальных двигательных качеств, тактической, технической и т.п.

В условиях средней общеобразовательной школы на уроках физической культуры при оценке физической подготовленности наиболее часто используется комплекс контрольных упражнений (двигательных тестов), включающий в себя бег на 30 метров, 6-минутный бег, челночный бег 3х10 метров, наклон туловища вперед, подтягивания на перекладине, прыжок вперед в длину с места. Что позволяет соответственно оценить уровень развития таких физических качеств как быстрота, общая выносливость, координационные способности, гибкость, силу, скоростно-силовые качества.

Количество обследуемых при использовании контрольных испытаний должно быть не менее 30 человек.

Тестирование позволяет получать объективную информацию о физическом состоянии человека, однако правильность выбора тестов и достоверность полученных в ходе исследования показателей должна быть проверена на основе результатов специфических спортивных соревнований.

Условно контрольные упражнения можно разделить на тесты, оценивающие уровень общей физической подготовленности и каждого компонента специальной в том или ином виде спорта; определяющие степень технической и тактической подготовленности; физическое состояние лиц различного социального статуса, возраста и пола.

Использование контрольных испытаний способствует решению таких задач педагогического процесса, как осуществление сравнительной оценки подготовленности как отдельных занимающихся, так и различных групп; оценка эффективности используемых в учебно-тренировочном процессе средств, методов и форм организации занятий; осуществление объективного контроля за тренировочным процессом одного спортсмена или целых групп; проведение оптимального отбора детей для занятиями определенными видами спорта и участия спортсменов в соревнованиях и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: