Образовательные услуги, их специфика.




Образовательные учреждения, их типы и виды. Учредители образовательных учреждений.

К образовательным относят учреждения следующих типов:

• дошкольные;

общеобразовательные (начального общего, основного общего, сред­него (полного) общего образования);

• учреждения начального профессионального, среднего профессио­нального, высшего профессионального и послевузовского профессиональ­ного образования;

• учреждения дополнительного образования взрослых;

• специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

• учреждения дополнительного образования;

• учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро­дителей (законных представителей);

• учреждения дополнительного образования детей;

Начальное профессиональное образование (ст. 22) имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем ос­новным направлениям общественно полезной деятельности на базе основ­ного общего образования.

Среднее профессиональное образование (ст. 23) ставит своей задачей под­готовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей лично­сти в углублении и расширении образования

Высшее профессиональнее образование (ст. 24) имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования

Высшее образование — образование, содержание которого ориентирова­но на подготовку работников сложных видов труда, выполняющих функ­ции управления технологическими системами и коллективами людей, а также подготовку педагогических и научных работников.

Послевузовское профессиональное образование (ст. 25) предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.

Аспирантом является человек, имеющий высшее профессиональное об­разование и обучающийся в аспирантуре с целью подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.

Докторант — это человек, имеющий ученую степень кандидата наук и готовящий диссертацию на соискание ученой степени доктора наук.

Дополнительное образование и дополнительные образовательные услуги (ст. 26) реализуются в целях всестороннего удовлетворения образователь­ных потребностей граждан, общества, государства.

К дополнительным образовательным программам относятся образова­тельные программы различной направленности, реализуемые:

Специальные (коррекционные) школы для слабовидящих, глухих воспитан­ников — для воспитанников, имеющих отклонения в развитии.

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите­лей, — интернаты, детские дома — решают задачи сохранения жизни и здоровья детей, их воспитания, обучения, подготовки к самостоятельной жизни и трудовой деятельности.

Реабилитация здоровья детей проводится в оздоровительных и санаторно-лесных школах.

Для подростков с общественно опасным (девиантным) поведением, до­стигших одиннадцатилетнего возраста, функционируют специальные учреж­дения, которые обеспечивают медико-социальную реабилитацию, образова­ние и профессиональную подготовку, направление в них осуществляется по решению суда.

 

Образовательные услуги, их специфика.

Образовательная услуга - система знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества, государства.

 

Образовательные услуги в первую очередь обеспечивают реализацию познавательных интересов обучающихся, удовлетворяют потребности личности в ее духовном, интеллектуальном развитии, создают условия для самоопределения и самореализации личности, для развития в человеке истинно человеческого.

Специфика: - нематериальность;- неотделимость от субъекта, оказывающего услугу; - возможность потребления услуги только в процессе ее оказания;- неэквивалентность услуги и результата ее потребления.

 

ОУ – непосредственный процесс передачи совокупности отобранной систематизированной информации от производителя к потребителю, удовлетворяющую его потребность.

Образовательная услуга как экономическая категория выражает отношения между ее производителями и потребителями, отношения между людьми в процессах производства и потребления этого специфического общественного блага.

 

ОУ может быть определена и как существующее в форме деятельности средство удовлетворения потребности в образовании, преобразующая самого потребителя.

12. Рынок образовательных услуг и его характерные черты.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании», Гражданским Кодексом РФ, а также Законом РФ «О некоммерческих организациях» можно провести четкое разграничение коммерческих и некоммерческих организаций.

Рынок образовательных услуг – это материальные взаимоотношения участников образовательного процесса: учащихся, организаций, предоставляющих образовательные услуги, лиц и организации, оплачивающих эти услуги.

Характерной чертой образовательных услуг является то, что они невещественны, то есть они не могут накапливаться. Человек, потребляя образовательные услуги, накапливает знания, учения, навыки, но это результат работы мозга и интеллекта человека, а не сами эти действия.

Специфической чертой образовательных услуг является их оценка на протяжении всего периода обучения (сессии, аттестация)

Яркой специфической чертой образовательной услуги является активное участие потребителя в процессе предоставления образовательной услуги. Без его активного интеллектуального участия процесс теряет смысл.

Еще одной специфической чертой образовательных услуг является то, что потребитель, оплачивая (не оплачивая) получаемую образовательную услугу, ожидает в дальнейшем от этой услуги возможности получения дохода (в форме заработной платы).

Образовательные услуги дополняются сопутствующими услугами (общежитие, медицинские услуги, спортивные центры, комбинат питания и др.), которые сопровождают и облагораживают процесс обучения, решают бытовые и культурные запросы потребителей, придавая этим дополнительную ценность вузу.

Особенностью образовательных услуг является удовлетворение духовных и интеллектуальных запросов личности и общества, т.е. социальная потребность в образовании.

Чрезвычайно важной особенностью образовательных услуг в сфере профессионального образования выступает обязательный государственный контроль качества их производства (потребления). Контроль обусловлен тем, что выпускнику, прошедшему государственную аттестацию выдается диплом установленного образца по определенной специальности с присвоением квалификации.

К особенностям образовательных услуг можно также отнести и то, что вузы действуют одновременно на двух взаимосвязанных рынках – рынке образовательных услуг и рынке труда.

Таким образом, учитывая специфические черты и особенности образовательных услуг, можно дать следующее определение:образовательная услуга – это комплексный процесс, направленный на передачу знаний, умений и навыков общеобразовательного, профессионального характера потребителю, с целью удовлетворения и развития личных, групповых и общественных потребностей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: