Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«СЕВЕРО-ОСЕТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
УТВЕРЖДАЮ Первый проректор – проректор по УВР ______________З.Т.Астахова «___» ____________ 2011 г. |
ПРОГРАММА
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКи
«помощник фельдшера скорой
и неотложной помощи»
Для студентов 3 курса
По специальности – 060101 (040100) «Лечебное дело»
Квалификация выпускника – Врач
Владикавказ
Программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО по специальности 060101 (040100) «Лечебное дело».
В программе производственной практики изложены цели, задачи, организация производственной практики в качестве помощника фельдшера скорой и неотложной помощи для студентов 3 курса лечебного факультета.
1. Цели производственной практики:
Целями производственной практики являются закрепление и углубление теоретической подготовки, приобретение умений по общему уходу за хирургическими больными, использованию медицинского оборудования и инструментария, опыта самостоятельной профессиональной деятельности в объеме работы младшего и среднего медицинского персонала путем непосредственного участия в деятельности стационара, а также развитие практических навыков, необходимых для работы в профессиональной сфере.
2. Задачи практики:
- закрепление и углубление знаний о содержании работы младшего и среднего медицинского персонала;
-формирование способностей по организации труда младшего и среднего медицинского персонала в медицинских организациях, определение функциональных обязанностей и оптимального алгоритма их осуществления;
- формирование способностей по организации мероприятий по охране труда и технике безопасности, профилактика профессиональных заболеваний, контроль соблюдения и обеспечение экологической безопасности.
Конкретные задачи производственной практики:
- выполнить временную остановку кровотечения всеми способами;
- определить группу крови стандартными сыворотками и резус-фактор пациенту;
- провести пробу на индивидуальную и биологическую совместимость;
- распознать и оказать немедленную помощь при гемотрансфузионных осложнениях;
- назначить кровезамещающие растворы и парентеральное питание при различных видах шока, острой кровопотере с учетом показаний, противопоказаний, суточной потребности больного;
- выполнить местную инфильтрационную анестезию;
- проводниковую анестезию по Лукашевичу-Оберсту;
- выполнить премедикацию;
- оценить состояние пострадавшего при тяжелой травме в экстренной ситуации (ступор, сопор, кома, смерть);
- распознать и оказать первую помощь при травме головы (сотрясение, ушиб, сдавление), грудной клетки (ушиб, сдавление, сотрясение);
- выполнить межреберную спирт-новокаиновую блокаду;
- выполнить пункцию перикарда;
- распознать и оказать первую помощь при закрытой травме живота;
- распознать основные признаки ран;
- различать фазы раневого процесса, виды заживления, осложнения ран;
- классифицировать раны по происхождению, в зависимости от вида травмирующего агента и характера повреждения, по степени инфици-рованности, по характеру раневого канала, по отношению к полостям тела, по локализации, по количеству ран;
- проводить первичную и вторичную хирургическую обработку раны на фантомах; |
- выполнить дренирование, шов, пластическое закрытие раны на фантомах; |
- проводить местное консервативное, а также общее лечение ран; |
- оказать первую помощь при травмах мягких тканей, вывихах и переломах; |
- выполнить экстренную профилактику столбняка; |
- выполнить основные этапы инструментальной перевязки ран; |
- осуществлять уход за кожей чистых и гнойных ран, кишечных стом, свищей; |
- осуществлять транспортную иммобилизацию различными шинами; |
- оказать первую помощь при термических, химических, лучевых ожогах, утоплении, электротравме; |
- провести и оценить клинически пробы Оппеля, Самюэлса, Мошковича |
3. Руководство производственной практикой
Общее руководство ПП осуществляют учебно-методическое управление, деканаты, центр практической подготовки студентов учебно-методического управления и ассистенты клинических кафедр ГБОУ ВПО СОГМА Минздравсоцразвития России (далее - Академии), ответственные за проведение ПП, осуществляющие её учебно-методическое обеспечение.
Базовое руководство ПП студентов осуществляет главный врач лечебно-профилактического учреждения (далее – ЛПУ), непосредственным руководителем ПП является главная медицинская сестра больницы.
Приказом Академии студенты направляются на производственную практику в ЛПУ РСО-Алания, утвержденные Министерством здравоохранения РСО-Алания и Управлением Здравоохранения АМС г. Владикавказа.
В первый день выхода студентов на практику администрация ЛПУ проводит их распределение. Главная медицинская сестра ЛПУ проводит инструктаж по технике безопасности, санитарному режиму, правилам дезинфекции и стерилизации. Обращается внимание на то, что студенты наравне со штатными сотрудниками лечебного учреждения несут ответственность за качество выполненной работы.
Студенты работают по 6 часов в день, в течении 6-дневной рабочей недели. Все пропущенные дни студент обязан отработать в отделении с 14.30 до 19.00 часов.
В период прохождения ПП студент принимает участие в тематической студенческой научно-практической конференции, под руководством закрепленных преподавателей.
Обязанности декана факультета.
Организационные мероприятия по подготовке к производственной практике и контроль за её прохождением.
Обязанности заведующего кафедрой.
Назначение ответственного ассистента-руководителя производственной практики из числа наиболее опытных сотрудников кафедры.
Обязанности ассистента-руководителя.
1. Проведение организационного собрания со студентами перед выходом на производственную практику.
2. Организация практики в базовом лечебном учреждении.
3. Участие в распределении студентов по рабочим местам совместно с базовыми руководителями ЛПУ.
4. Контроль посещаемости студентов на практике.
5. Контроль практической работы студентов на рабочих местах в соответствии с программой практики.
6. Консультативная помощь студентам на базах ПП. Проверка дневников.
7. Консультативная помощь в отделениях ЛПУ.
8. Организация и проведение студенческой научно-практической конференции.
9. Составление отчета по курируемому циклу.
Обязанности главных врачей ЛПУ.
1. Назначение базовых руководителей, ответственных за проведение производственной практике в ЛПУ.
2. Общий контроль за ходом производственной практики.
Обязанности главной медицинской сестры в лпу.
1. Распределение студентов в ЛПУ.
2. Проведение инструктажа по технике безопасности в первый день практики.
3. Определение объема работы перед началом рабочего дня.
4. Демонстрация студентам методов дезинфекции, очистки, мойки, стерилизации инструментов и др.
5.Контроль за прохождением ПП.
4. Место производственной практики в структуре ООП
Производственная практика в качестве помощника фельдшера скорой и неотложной помощи студентов 3 курса лечебного факультета Академии и является составной частью профессионально-образовательной программы в подготовке высококвалифицированных врачей по специальности «Лечебное дело».
Прохождение практики базируется на знаниях, полученных при изучении дисциплины общий уход за хирургическими больными.
Производственная практика у студентов 3 курса проводится по окончании экзаменационной сессии на 6 семестре.
Исходный уровень знаний студентов. Студент должен знать:
- значение ухода за больными;
- этико-деонтологические принципы работы и нормы поведения медицинского персонала;
- юридическую ответственность медицинского персонала;
- функциональные обязанности младшего и среднего медицинского персонала;
- устройство и организацию работы приёмного, терапевтического и хирургического отделений ЛПУ;
- правила лечебно-охранительного и санитарно-гигиенического режимов в ЛПУ;
- требования к организации рабочего места медицинской сестры;
- перечень и ведение медицинской документации на сестринском посту в больнице;
- правила смены и передачи дежурства;
- технику манипуляций по уходу за больными (умывание, уход за кожей, глазами и т.д.);
- технику выполнения медицинских манипуляций (термометрия, антропометрия, подсчет частоты дыхания, артериального пульса, измерение АД и др.);
- особенности ухода за больными с патологией органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, кроветворения, мочевыделительной системы и кожи;
- показатели функции жизненно важных органов и систем взрослого человека в норме и патологии;
- особенности ухода за тяжелобольными пациентами пожилого и старческого возраста;
- способы применения лекарственных средств;
- порядок хранения и учет лекарственных средств;
- технику влажной уборки помещений, проветривания палат, технику текущей и заключительной дезинфекции;
- технику выполнения простейших физиотерапевтических процедур (горчичники, банки, и др.);
- методы подготовки больного к рентгенологическому, эндоскопическому, УЗИ и др. исследованиям;
- методы взятия материалов для лабораторных исследований;
- принципы лечебного питания;
- виды кровотечений и способы их остановки;
- правила наложения различных повязок и проведения перевязок;
- правила подготовки больного к операции;
- методы оказания первой доврачебной помощи при неотложных состояниях.
5. Требования к результатам освоения производственной практики:
В результате прохождения практики студент должен знать:
- как вести медицинскую документацию
- как выполнить обработку рук перед операцией, операционного поля, пролежней
- как пользоваться хирургической маской, функциональной кроватью, индивидуальным перевязочным пакетом
как произвести: санитарную обработку больного при поступлении в стационар;
- дезинфекцию медицинского инструментария и средств ухода за больными;
- обработку и дезинфекцию подкладных суден и мочеприемников;
- гигиеническую обработку тела оперированного больного;
- смену нательного и постельного белья больного;
- гигиеническое подмывание больных;
- газоотведение из толстой кишки;
- катетеризацию мочевого пузыря;
- предоперационную подготовку операционного поля;
- дезинфекцию воздуха источником ультрафиолетового излучения;
- пробу на индивидуальную совместимость крови донора и реципиента;
- катетеризацию периферической вены;
- пункцию поверхностно расположенных гематом и абсцессов мягких тканей;
- пункцию плевральной и брюшной полостей;
- диализ раны через проточно-промывочную систему;
- активно-пассивную профилактику столбняка;
- как одеть и сменить стерильные перчатки;
- стерильный халат самостоятельно и с помощью операционной сестры
как подготовить:
- больного к проведению инструментальных методов обследования;
- и заполнить инфузионную систему;
как перемещать больного:
- с кровати на каталку и обратно,
- с каталки на операционный стол и обратно,
- с системой внутривенной инфузии и дренажами;
как выполнить:
- очистительные, сифонные, послабительные и лекарственные клизмы;
- предстерилизационную подготовку медицинского и хирургического инструментария;
- физикальное обследование хирургического больного;
- пальцевое исследование прямой кишки;
- временную остановку наружного кровотечения;
- переднюю тампонаду носа при носовом кровотечении;
- местную холодовую анестезию кожи хлорэтилом;
- местную инфильтрационную анестезию поверхностных мягких тканей;
- удаление дренажей и тампонов;
- проводниковую анестезию по Лукашевичу-Оберсту;
- эластическую компрессию нижних конечностей;
- зондирование и промывание желудка;
- подкожные и внутримышечные инъекции;
- венепункцию, взятие проб крови из вены и внутривенные инъекции;
- снятие швов с раны;
- инструментальную перевязку ран;
- вентиляцию аппаратом маска-мешок;
- непрямой массаж сердца;
- искусственное дыхание;
- правила укладки в биксы перевязочного материала, операционной одежды, масок, перчаток;
способы оценки:
- стерильности материала в биксе;
- тяжести состояния больного;
- и описать местный патологический статус;
- данных лабораторных исследований при хирургических заболеваниях;
- пригодности крови и её препаратов к трансфузии;
- тяжести кровопотери;
- состояния раны и выбрать метод лечения раны;
как оказать:
- первую медицинскую помощь при отравлениях средствами дезинфекции;
- помощь больному при рвоте;
как кормить больных:
- в кровати;
- через зонд;
- через гастростому;
как измерить центральное венозное давление;
как выявить терминальное состояние, требующее сердечно-легочной реанимации;
как составить план обследования больных:
- при травматических повреждениях груди и живота;
- с гнойно-септическими заболеваниями;
- при кровотечениях;
как определить наличие:
- перелома и вывиха на рентгенограмме;
- свободного газа в брюшной полости на рентгенограмме;
- гидро- и пневмоторакса на рентгенограмме;
- группу крови по системе АВО;
- резус-принадлежность экспресс-методом;
- вид кровотечения;
как накладывать и снимать:
- калоприемник;
- транспортные шины;
- бинтовые и косыночные повязки;
как вводить:
- воздуховод;
- медикаменты через дренажи и микроирригаторы;
как собирать анамнез;
как контролировать состояние больных во время переливания крови;
как подбирать инструменты для первичной хирургической обработки раны;
как восстанавливать проходимость верхних дыхательных путей.
6. Структура и содержание производственной практики
Производственная практика на 3 курсе проходит по окончании весенней экзаменационной сессии в VI семестре (24 рабочих дня) в реанимационном отделении или на станции «Скорой и неотложной помощи». Студенты работают по 6 часов при 6-ти дневной рабочей неделе.
Приступив к прохождению производственной практики, студент оформляет дневник производственной практики.
Студенты должны ежедневно вести дневник, где отражаются виды и объем выполненной работы, методика проводимых медицинских манипуляций. Ежедневно дневник заверяется подписью старшей медицинской сестры отделения.
В последний день производственной практики студент оформляет отчет студента по производственной практике. Главная медицинская сестра дает краткую характеристику работы студента, в которой оценивается объем и качество выполненной работы, знания и практические навыки, приобретенные во время практики, добросовестность студента, умение соблюдать основные принципы медицинской этики и деонтологии. Дневник подписывается ответственными руководителями за производственную практику: базовым руководителем от ЛПУ, непосредственным базовым руководителем, ассистентом-руководителем от Академии и заверяется печатью лечебного учреждения.
Содержание производственной практики
№ | Разделы практики (тематика занятий) | Виды работ на практике, включая самостоятельную работу студентов | Кол-во часов |
Асептика. Антисептика. | Студент должен уметь: - произвести санитарную обработку больного при поступлении в стационар; - произвести дезинфекцию медицинс-кого инструментария и средств ухода за больными; - выполнять обработку и дезинфекцию подкладных суден, мочеприемников; - обработать руки, операционное поле дезинфицирующими растворами; - выполнять подкожные и внутримы-шечные инъекции, венепункцию, взя-тие проб крови из вены и внутри-венные инъекции; - заполнять инфузионную систему; - пользоваться хирургической маской; - одеть и сменить стерильные перчат-ки; - одеть стерильный халат самостоя-тельно и с помощью операционной медсестры; - осуществлять дезинфекцию воздуха источником ультрафиолетового излу-чения; - выполнять предстерилизационную подготовку медицинского и хирурги-ческого инструментария; - выполнять инструментальную пере-вязку ран; - уложить в биксы перевязочный материал, операционную одежду, маски, перчатки; - оценить стерильность материала в биксе; - выполнить пробу по Безредко; - оказать помощь при лекарственной аллергии, анафилактическом шоке. | ||
Кровотечение. Переливание крови. | Студент должен уметь: - распознать вид, степень тяжести кровопотери, шоковый индекс Альговера, - выполнить временную остановку кровотечения всеми способами; - определить показания и противо-показания к переливанию крови; - выбрать трансфузионную среду, способ и объём трансфузии; - определить пригодность консерви-рованной крови и её компонентов для трансфузии; - подготовить больного к гемотранс-фузии; - определить группу крови стандарт-ными сыворотками и резус-фактор пациенту; - распознать технические ошибки при определении группы крови; - уметь подготовить систему для трансфузии; - провести пробу на индивидуальную и биологическую совместимость; - наблюдать за переливанием крови, регистрировать трансфузию в журнале; - наблюдать за больным после гемотрансфузии; - распознать и оказать немедленную помощь при гемотрансфузионных осложнениях; - назначить кровезамещающие раство-ры и парентеральное питание при раз-личных видах шока, острой кровопо-тере с учетом показаний, противопо-казаний, суточной потребности боль-ного; - выбрать путь введения, комбинацию кровеземенителей; - технику и скорость введения крове-заменителей; - наблюдать за состоянием больного; - регистрировать трансфузию; - своевременно выявлять и оказывать первую помощь при побочных реакциях. | ||
Обезболивание. | Студент должен уметь: - выполнить местную инфильтрацион-ную анестезию; - проводниковую анестезию по Лукашевичу-Оберсту; - межрёберную анестезию; - уметь распознать и оказать первую помощь при аллергических реакциях, передозировке анестезирующего вещества, гипотонии; - уметь подготовить больного к наркозу (промывание желудка, очистительные клизмы); - выполнить премедикацию; - выявить осложнения во время инту-бации трахеи, эндотрахеальной анес-тезии; - распознать стадии, уровни, этапы и осложнения наркоза; - оказать первую помощь при рвоте, аспирации, регургитации желудочного содержимого; - распознать осложнения со стороны дыхания, органов кровообращения, нервной системы; - провести сердечно-легочную реанимацию; - произвести газоотведение из толстой кишки, катетеризацию мочевого пузыря мягким катетером, зондиро-вание и промывание желудка; - выполнить очистительную, сифон-ную, послабляющую и лекарственную клизмы. | ||
Повреждения. | Студент должен уметь: - распознать различные виды травм мягких тканей, суставов, связок и костей с учетом механизма травмы и внешнего фактора, анатомо-физиоло-гических особенностей органов и тканей, патологических изменений органов и тканей, неблагоприятных условий внешней среды, состояния организма в целом; - собрать анамнез, осмотреть больного; - определить объём движений в суставе; - измерить длину, окружность конечности; - оценить дополнительные методы исследования (рентгенологический, электромиографию, артрографию, артроскопию, КТ); - оценить состояние пострадавшего при тяжелой травме в экстренной ситуации (ступор, сопор, кома, смерть); - распознать и оказать первую помощь при травме головы (сотрясение, ушиб, сдавление), грудной клетки (ушиб, сдавление, сотрясение); - распознать и оказать первую помощь при закрытом, открытом, напряженном и клапанном пневмотораксе, гемото-раксе, ранении сердца, шоковом легком, влажном легком, эмфиземе мягких тканей; - выполнить межреберную спирт-новокаиновую блокаду; - выполнить плевральную пункцию; - выполнить пункцию перикарда; - распознать и оказать первую помощь при закрытой травме живота; - распознать основные признаки ран; - классифицировать раны по проис-хождению, в зависимости от вида травмирующего агента и характера повреждения, по степени инфициро-ванности, по характеру раневого канала, по отношению к полостям тела, по локализации, по количеству ран; - различать фазы раневого процесса, виды заживления, осложнения ран; - обследовать раненого; - обследовать больного; - оказывать первую помощь, а также проводить лечение в зависимости от фазы раневого процесса; - проводить первичную и вторичную хирургическую обработку раны на фантомах; - выполнить дренирование, шов, пластическое закрытие раны на фантомах; - проводить местное консервативное, а также общее лечение ран; - оказать первую помощь при травмах мягких тканей, вывихах и переломах; - выполнить экстренную профилактику столбняка; - выполнить основные виды бинтовых повязок (на голову и шею, на грудную клетку и плечевой пояс, на область живота и таза, на верхнюю и нижнюю конечности); - выполнить основные этапы инструментальной перевязки ран; - осуществлять уход за кожей чистых и гнойных ран, кишечных стом, свищей; - осуществлять транспортную иммоби-лизацию различными шинами; - распознать и оказать первую помощь при травматическом токсикозе в зависимости от периода травмы; - оказать первую помощь при термических, химических, лучевых ожогах, утоплении, электротравме; - диагностировать остановку дыхания и кровообращения; - провести искусственное дыхание и непрямой массаж сердца; - выявить и устранить ошибки при проведении сердечно-легочной реани-мации. | ||
Аэробная инфекция. | Студент должен уметь: - различать клинические признаки нагноения ран (первичное, вторичное), гнилостного распада тканей; - проводить первичную, вторичную хирургическую обработку ран (на фантомах), перевязки при неклостри-диальной инфекции. | ||
Анаэробная инфекция. | Студент должен уметь: - своевременно распознать ранние симптомы газовой гангрены с учетом клинико-морфологических проявле-ний, по распространенности, по клиническому течению; - проводить комплексную профилак-тику газовой гангрены (неспеци-фическую, специфическую), раннюю ПХО (на фантомах); - проводить экстренную профилактику столбнячной инфекции, ПХО (на фантомах); - распознать столбнячную инфекцию в зависимости от: ворот внедрения возбудителя, по распространенности, по клиническому течению; - оказывать первую помощь (обсле-дование раны, разведение её краев – на фантомах); - осуществлять контроль за деятель-ностью дыхательной системы, крово-обращения, ЦНС. | ||
Хирургический сепсис. Хирургический туберкулёз. | Студент должен уметь: - распознать признаки сепсиса в зависимости от источника; по локализации первичного очага; по клинической картине и лабораторным данным; по времени развития; по характеру реакции организма боль-ного; - распознать источник инфекции, ССВР, органно-системную недостаточ-ность или наличие вторичных очагов инфекции; - распознать критерии органной недос-таточности; - распознать: эндогенную интокси-кацию при гнойном воспалении, бактериально-токсический шок; - оказывать первую помощь (хирур-гическое лечение гнойного очага – на фантомах); - назначать комплексное лечение при сепсисе (общие принципы); - распознать клинические и рент-генологические признаки, лаборатор-ные данные туберкулёзного спонди-лита, коксита, гонита, лимфаденита; - оказать первую помощь при холод-ных натечниках, свищевых ходах (ПХО, некрэктомия, иссечение свище-вых ходов – на фантомах); - распознать клинические признаки и оказать первую помощь при актиноми-козе, сибирской язве. | ||
Онкология. Аномалии и пороки развития. | Студент должен уметь: - распознать опухоли доброкачествен-ные и злокачественные; - обследовать больных с доброка-чественными и злокачественными опухолями; - распознать синдромы: плюс-ткань, патологических выделений, нарушения функции, боли, формы, консистенции подвижности; - распознать регионарные и отдален-ные метастазы; - пользоваться клинической классифи-кацией злокачественных опухолей; - распознать изменение размеров, фор-мы органов, аномалии расположения, увеличение числа органов, атавизмы, дуплицирующие аномалии; - обследовать больных с пороками раз-вития черепа и головного мозга, позвоночника и спинного мозга, лица, шеи, грудной клетки и органов груд-ной полости, с врожденными пороками сердца, живота и органов пищеваре-ния, мочеполовой системы, конечнос-тей. | ||
Расстройства лимфо- и кровообращения. | Студент должен уметь: - распознать клинические признаки, лабораторные данные, данные допол-нительных методов исследования при острой и хронической недостаточ-ности: артериальной, венозной и лимфообращения в зависимости от стадии заболевания; - обследовать больных с заболевания-ми сосудов; - распознать перемежающую хромоту; - провести и оценить клинически про-бы Оппеля, Самюэлса, Мошковича; - провести сравнительную термомет-рию и пальпаторную оценку пульса на конечностях больного; - оказать первую помощь при острой сосудистой ишемии и назначить пато-генетическое лечение (общие принци-пы); | ||
История болезни. | Студент должен уметь: - установить контакт с больным, про-вести опрос, выяснить историю заболе-вания, а также историю жизни боль-ного; - провести осмотр больного: пальпа-ция, перкуссия, аускультация, описать локальный статус, сформулировать предварительный диагноз, определить план дальнейшего обследования, необходимость специальных методов исследования (от простого - к слож-ному, от неинвазивного – к инвазив-ному); - оценить тяжесть состояния больного; - установить окончательный диагноз (основное заболевание и его ослож-нения), сопутствующие заболевания. | ||
Научно-исследовательная и санитарно-просветительная работы Подготовка сводного отчета по практике | Студент должен уметь: - собрать, обработать, провести анализ и систематизировать фактический (по результатам работы в ЛПУ) и литературный материалы; - подготовить учебно-методический проект или реферативное сообщение на актуальные темы; - провести санитарно-просветительную работу с пациентами. | ||
Экзамен по производствен- ной практике | Контроль знаний и практических навыков. |
7. Учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа
студентов во время производственной практики.
Учебно-исследовательская работа студента (УИРС)- один из обязательных элементов производственной практики. Выбор темы для выполнения УИРС и степень её сложности определяются на месте практики ассистентом-руководителем и зависит от условий работы, контингента больных, теоретической и практической подготовки студента. Тема УИРС может быть выбрана самостоятельно студентом или рекомендована руководителем практики.
УИРС оформляется в виде учебно-методического проекта и реферата и содержит:
1.Титульный лист.
2. Название темы.
3. Фамилия руководителя (ассистента-руководителя).
4. Содержание работы.
5. Список использованной литературы.
Лучшие работы УИРС выносятся на студенческую научно-практическую конференцию, которая проводятся в период прохождения производственной практики.
Примерная тематика УИРС:
1. Современные системы оценки тяжести состояния тяжелых больных.
2. Осложнения сердечно-легочной реанимации.
3. ССВР у больных хирургического профиля.
4. Послеоперационные осложнения у хирургических больных.
5. Хирургическое лечение пролежней III – IV степени.
6. Современные методы для обработки рук хирурга перед операцией.
7. Методы дезинфекции хирургического инструментария.
8. Попадание биологических субстратов пациента на кожу лица и губ, слизистую глаза.
9. Инфекционная безопасность после оказания помощи ВИЧ инфицированному или больному СПИДом пациенту.
10. Способы перемещения и удержания пациента медицинским персоналом.
11. Роль витаминов в лечебном питании больного.
12. Потребности здорового человека в основных продуктах питания.
13. Бальнеотерапия.
14. Уход за больным в раннем послеоперационном периоде.
15. Методы устранения обструкции верхних дыхательных путей.
Примерные темы бесед с больными по санпросвет работе:
1. Роль инфекции в возникновении острых гнойно-воспалительных заболеваний.
2. Лечебные диеты хирургических больных.
3. Особенности питания больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта.
4. Гигиена полости рта здорового человека и больных.
5. Компрессы, показания к применению, противопоказания, методика наложения.
6. Профилактика пролежней.
7. Потребности здорового человека в основных продуктах питания.
8. Гигиена больного, выделяющего мокроту.
9. Современные средства ухода за больными с недержанием мочи.
10. Особенности питания лиц пожилого и старческого возраста.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение
производственной практики студентов
основная литература
№ п/п | Наименование | Автор(ы) | Год, место издания | Кол-во экземпляров | |
в библиотеке | на кафедре | ||||
1. | Здоровый человек и его окружение. Учебник. | Кожин А.А., Кучма В.Р. | 2007г. М., Академия. | ||
2. | Основы сестринского дела. Учебник. | Под ред. С.И.Двойникова | 2008г.М., Академия | ||
3. | Первая медицинская помощь. Уч.пос. | Глыбочко П.В. и др. | 2008г.М. Академия | ||
4. | Клинический уход за хирургическими больными. Уч.пос. | Шевченко А.А. | 2008 г.М. «ГЭОТАР» | ||
5. | Общехирургические навыки. Уч.пос. | Оскретков В.И. | 2009 г.М., «Медкнига» |
Дополнительная литература
№ п/п | Наименование | Автор(ы) | Год, место издания | Кол-во экземпляров | |
в библиотеке | на кафедре | ||||
1. | Уход за хирургическими больными.Уч.пос. | Глухов А.А. | М. «ГЭОТАР», 2007 г. | ||
2. | Неотложная помощь. Справочник практического врача. | Мюллер З. | 2009, М., «МЕДпресс-информ» |
9. Экзаменационные вопросы по производственной практике.
1.Асептика, подготовка рук к операции, подготовка операционного поля.
2. Антисептика, виды дезинфекции.
3. Химическая антисептика.
4. Биологическая антисептика.
5. Искусственное питание.
6. Парентеральное питание (жидкость, жиры, белки, углеводы, аминокис-
лоты и способы их введения).
7. Инфильтрационная анестезия по Вишневскому, показания, противопока- зания.
8. Ингаляционный наркоз: показания, стадии наркоза.
9. Интубационный наркоз, преимущества, недостатки, осложнения.
10.Внутривенный наркоз: преимущества, недостатки, осложнения.
11.Шейная ваго-симпатическая блокада: показания, техника.
12.Блокада по Куленкампфу: показания, техника.
13.Поясничная новокаиновая блокада: показания, техника, осложнения.
14.Блокада по Школьникову: показания, техника, осложнения.
15.Пресакральная блокада: показания, техника, осложнения.
16.Спинномозговая анестезия: показания, противопоказания, техника, ослож-нения.
17.Эпидуральная анестезия: показания, противопоказания, техника, осложнения.
18.Перидуральная анестезия: показания, противопоказания, техника, осложнения.
19.Стерилизация, дезинфекция.
20.Классификация кровотечений, оценка степени тяжести.
21.Наружное кровотечение, способы временной и окончательной остановки.
22.Желудочно-кишечное кровотечение (симптоматика, первая помощь).
23.Легочное кровотечение (симптоматика, первая помощь).
24.Внутреннее кровотечение (симптоматика, первая помощь).
24.Геморрагический шок (симптоматика, патогенез, лечение).
25.Группы крови, правила гемотрансфузии.
26.Показания, противопоказания к гемотрансфузиям.
27.Постгемотрансфузионные реакции и осложнения.
28.Плазмозамещающие растворы.
29.Открытый пневмоторакс: патогенез, первая помощь.
30.Закрытый пневмоторакс, патогенез, первая помощь.
31.Клапанный пневмоторакс, патогенез, первая помощь.
32.Гидроторакс, гемоторакс, первая помощь.
33.Плевральная пункция: техника выполнения, осложнения.
34.Тампонада сердца (пункция перикарда).
35.Катетеризация мочевого пузыря: показания, осложнения.
36.Основные виды хирургических операций.
37.Профилактика послеоперационных осложнений.
38.Послеоперационный период.
39.Диагностический алгоритм и оценка тяжести состояния больного.
40.Травма головы: клиника, диагностика, первая помощь.
41.Травма позвоночника: клиника, диагностика, первая помощь.
42.Травма грудной клетки: клиника, диагностика, первая помощь.
43.Учение о повязках, повязки на кисть и стопу.
44.Первая помощь при открытых переломах.
45.Первая помощь при закрытых переломах и вывихах.
46.Повязка Дезо.
47.Повязки на голову.
48.Транспортная иммобилизация.
49.Травматический токсикоз.
50.Физико-химические и биохимические изменения в ране.
51.Регенерация ран.
52.Обследование раненого, первая помощь при ранах.
53.Инфекционные осложнения ран.
54.Газовая гангрена: клиника, диагностика, лечение, профилактика.
55.Столбнячная инфекция: клиника, диагностика, лечение, профилактика.
56.Переломы костей.
57.Регенерация костной ткани, условия консолидации перелома.
58.Лечение переломов.
59.Ожоги: классификации, диагностика, прогнозирование тяжести ожога.
60.Ожоговая болезнь, периоды ожоговой болезни, первая помощь.
61.Общие принципы лечения и реанимации обожженных.
62.Химические ожоги, коагуляционный и колликвационный некроз, первая помощь.
63.Электроожоги: тепловое, электрохимическое, общее биологическое действие тока, первая помощь.
64.Лучевые ожоги: фазы, периоды, первая помощь.
65.Отморожения: классификация, периоды, степени, первая помощь. Замерзание.
66.Гнойная инфекция: классификация, этиология.
67.Патогенез и реакция организма на воспаление.
68.Клинические проявления и особенности обследования больных с гнойно-воспалительными заболеваниями.
69.Общие принципы лечения гнойно-воспалительных заболеваний.
70.Фолликулит, фурункул, карбункул: клиника, диагностика, лечение.
71.Гидраденит, абсцесс, флегмона: клиника, диагностика, лечение.
72.Рожа, эризипелоид: клиника, диагностика, лечение.
73.Глубокая флегмона шеи: клиника, диагностика, лечение.
74.Гнойный медиастинит: клиника, диагностика, лечение.
75.Глубокие флегмоны конечностей: клиника, диагностика, лечение.
76.Флегмона забрюшинного пространства: клиника, диагностика, лечение.
77.Острый парапроктит: клиника, диагностика, лечение.