Раздел 1 СТАНДАРТИЗАЦИЯ
1.1 Основные понятия
Стандартизация – это деятельность, направленная на разработку стандартов.
Объект стандартизации – это продукция, процессы и услуги, для которых разрабатывают стандарты.
1.2 Цели стандартизац ии
1. Безопасность продукции, работ и услуг дл человека и окружающей среды;
2. Безопасность хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф;
3. Техническая и информационная совместимость, а также взаимозаменяемость продукции;
4. Единство измерений.
Нормативные документы по стандартизации (НД)
1. Стандарт – это НД, содержащий требования, характеристики к объекту стандартизации.
2. Правила – это НД, устанавливающий ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ к применению положения.
3. Рекомендации – это НД, устанавливающий ДОБРОВОЛЬНЫЕ к применению положения.
4. Норма
5. Технический регламент
Методы стандартизации
- это приемы или совокупность приемов, с помощью которых достигаются цели стандартизации.
1. Систематизация - это расположение предметов, явлений или понятий в определенном порядке, образующем четкую систему удобную для пользования (например, алфавитный порядок).
2. Типизация – установление типовых конструкций, содержащих общие для ряда изделий конструктивные параметры.
3. Унификация – рациональное сокращение числа типов, видов и размеров изделий одинакового функционального назначения. (унифицированный фильтр подходит для разных моделей автомобилей).
4. Взаимозаменяемость – свойство независимо изготовленных деталей занимать свое место в «машине» без предварительной подгонки. (все ремонты проводятся на основе взаимозаменяемости)
И др.
Категории стандартов
- это статус стандарта в зависимости от сферы его действия.
ГОСТ Р – государственный стандарт России;
ГОСТ – межгосударственный стандарт;
ОСТ – отраслевой стандарт;
СТО – стандарт научно-технических инженерных обществ и других общественных объединений
Раздел 2 МЕТРОЛОГИЯ
Основные понятия
Метрология – наука об измерении физических величин, методах и средствах обеспечения требуемой точности.
2.2 Задачи метрологии;
1. установление единиц физических величин, государственных эталонов;
2. разработка теории, методов и средств измерения и контроля;
3. обеспечение единств измерений и др.
2.3 Виды измерительных приборов:
Контактные – существует механический контакт между средством измерения и измеряемой поверхностью.
Бесконтактные – непосредственного соприкосновения измерительного наконечника с измеряемой поверхностью нет.
2 .4 Погрешность измерения – отклонения результата измерения от истинного значения.
2.5 Точность измерений – качество измерения отражающее близость к истинному значению.
Методы измерения
При прямых измерениях – значения физической величины находят из опытных данных.
При косвенных измерениях – на основании известной зависимости от величины, подвергаемой прямым измерениям. (по формулам)
Абсолютные измерении – основаны на прямых измерениях основных величин (например, штангенциркулем).
Раздел 3 Управление качеством
Основные понятия
Качество продукции – совокупность свойств продукции, способных удовлетворить потребителя в соответствии с назначением
Обеспечение качества
- формирование необходимых свойств и характеристик продукции.
Для этого необходимы тир фактора:
1. Человеческий фактор – квалифицированный персонал, заинтересованный в качественной работе.
2. Технический фактор – необходимая материальная база.
3. Административный фактор – глубоко продуманная организационная структура и четкое управление предприятием
Система качества
- это совокупность организационной структуры, методов, ресурсов и процессов, необходимых для общего руководства качеством.
Организационная структура – распределение прав, обязанностей и функций между подразделениями предприятия и персоналом.
Методы – установленный способ осуществления деятельности.
Ресурсы – исходное сырье, персонал, оборудование, технологии и вспомогательные элементы.
Процессы – совокупность взаимосвязанных ресурсов или деятельность по преобразованию «входящих» элементов в «выходящие» (например, мука - хлеб)
Раздел 4 Основы сертификации
Основные понятия
Сертификация – форма подтверждения соответствия, при которой независимая организация (от изготовителя и потребителя) письменно удостоверяет, что продукция соответствует требованиям стандартов.
Декларирование соответствия – форма подтверждения соответствия, при которой заявитель письменно удостоверяет, что поставляемая им продукция или выполняемые работы соответствуют требованиям стандартов.
Цели сертификации
1. Государственный контроль за безопасностью продукции и услуг;
2. Защита потребителя от недобросовестного изготовителя;
3. Помощь потребителю в конкретном выборе продукции.
Виды сертификации
Обязательная сертификация
Введена ФЗ РФ «О защите прав потребителей».
Цель – государственный контроль за безопасностью продукции.
Продукция проверяется только на безопасность и экологичность.