III ПРИМЕРЫ УЧЕНИЧЕСКИХ ЭССЕ С КОММЕНТАРИЯМИ




 

Счастье и …сила Люди хотят быть счастливыми и сильными. Это их естественная

 

потребность. Но что значит быть счастливым и сильным? Есть ли какая-то связь между счастьем и силой? Можно ли быть счастливым без силы? Что есть сила? Какая сила делает человека счастливым?

 

Сильный человек, по-моему, умеет встретиться с превратностями, бедами судьбы лицом к лицу и не отвернуться, вступить с ними в борьбу. Сильный человек – это тот, кто умеет справиться с собственными недостатками, слабостями, тот, кто умеет быть благородным, щедрым даже тогда, когда ему хуже всех…

 

В прошлом году мы с одноклассниками посетили выставку казахстанского художника А. Бауэра, который рисует свои картины, держа кисть зубами. Ни паралич конечностей, ни вынужденное одиночество, ни безденежье не смогли сломить его дух! Он очень любит жизнь и с готовностью делится этой любовью с нами. Думаю, что его внутренняя сила делает счастливым не только его, но и всех окружающих.

 

Есть другая сила – сила разрушающей власти. Она и счастье – «две вещи несовместные». В повести С. Симашко «Емшан» рассказывается, как желание власти разрушило человека и его жизнь. Главный герой этого произведения, чтобы стать всемогущим султаном, воспользовался законом зла: «кто сильный, тот и прав». Унижая всех, кто стоял на его пути, он шел к своей цели всегда прямо («бесплодны люди, не умеющие смотреть прямо»). Он отказался от любви, дружбы, семьи, ибо они, по его мнению, делают человека слабым. Он смеялся над теми, в глазах которых угадывал бога: «Бог раздваивает мысли». Всех людей делил на сильных, шакалов и слабых. Бейбарс добился своей цели, но счастлив ли он? Нет! В конце жизни к нему приходит ощущение запаха горькой травы емшан с той земли, на которой он родился. И у него сдавило горло, он заплакал. Заплакал, потому что, отказавшись от добра ради силы над людьми, отказался от жизни, которая невозможна без близких, родных, любви, дружбы.

 

Люди хотят быть счастливыми и сильными… Это возможно, но при одном условии: у сильного человека должно быть доброе сердце. Об этом нужно помнить!

 

Комментарии к эссе.

 

Автор данной работы использует разнообразные возможности эссе-рассуждения. Начинает эссе с ряда риторических вопросов, демонстрирующих неоднозначность сцепления таких понятий, как счастье и власть. Размышляя, ученик следует своей внутренней

 


логике: сначала идет от общего к частному, затем от частного к общему. В качестве аргументов выступают обращения к жизни и литературе. В конце эссе ученик обращается к тезису, заявленному им в первом предложении («Люди хотят быть счастливыми и сильными»), чтобы дать свою оценку рассматриваемой проблеме и продемонстрировать еще одну особенность эссе – кольцевую композицию. Данная работа – полемически-острый, напряженный диалог автора с самим собой, поэтому она имеет ярко выраженное личностное начало. Ей свойственна афористичность речи, образность, смешение особенностей публицистической речи и аналитических размышлений, контрастность суждений, характеров, разнообразие синтаксических конструкций. Выразительность мысли и речи достигается афористическими высказываниями («у сильного человека должно быть сильное сердце»), фразеологизмами («лицом к лицу»), лексическими повторами, вводными конструкциями, вопросно-ответной формой изложения, цитатным материалом из разных источников.

 

Рекомендуем обращение к литературному аргументу делать менее затянутым.

 

Критерии Баллы
     
  Умение вычленить тему, проблему  
     
  Композиция  
     
  Аргументация  
     
  Речевая культура  
     

 

  Количество баллов (10 баллов) соответствует оценке
«отлично».        
           
Критерии     Баллы  
           
  Орфография        
           
  Пунктуация        
         
  Соблюдение грамматических норм      
  Соблюдение речевых и стилистических      
  норм        
  В эссе отсутствуют орфографические, пунктуационные,

 

грамматические ошибки, по русскому языку количество баллов (10 баллов) соответствует оценке «отлично».

 

 


«На, получай Шарикова…»

 

Глядя на небо, люди мечтали летать, как птицы, быстро передвигаться, иметь все в благосостоянии. Так возникли сказки о коврах-самолетах, сапогах-скороходах, скатерти-самобранке, чудо-печке, которая сама печет. А настойчивая человеческая мысль постепенно превращала мечты в действительность.

 

Человечество пришло в 21 век с поражающими воображение научными достижениями. Эти достижения настолько внушительны, что превосходят самые смелые проекты писателей-фантастов. Обычными стали полеты в космос, компьютеры, робототехника, видео. С их помощью человечество получило неограниченные возможности.

 

Принято считать, что научно-технический прогресс двигает общество вперед. Но действительно ли это так? Всегда ли прогресс оказывает эффект на жизнь человека? Безусловно, человечество в своем развитии достигло огромных успехов. Но, мне кажется, чем сильнее становится человек, тем тревожнее ожидание будущего. Что с нами произойдет, куда мы движемся? Представим себе неопытного водителя, который с бешеной скоростью мчится на своем автомобиле. Как приятно осознавать, что мощный мотор подвластен каждому твоему движению. Но внезапно шофер с ужасом понимает, что не может остановить машину. Человечество похоже на такого водителя, который мчится в неведомую даль, не зная, что ждет его впереди. Примером этому может служить повесть Булгакова «Собачье сердце». Профессором Преображенским движет жажда познания, стремление изменить природу. Но прогресс оборачивается страшными последствиями, он хочет создать и воспитать интеллигентного человека из собаки. Но эксперимент провалился, так как Шариков не поддается образованию и воспитанию. В нем сохранились инстинкты собаки и проявились привычки невежественного пролетария Клима Чугункина, от которого были пересажены семенные железы и гипофиз мозга. Он становится своим среди себе подобных, примазавшихся к революции. От них он перенимает наглость, грубость, склонность к насилию. Я думаю, что доктор поступил правильно, вернув Шарикова в «собачью шкуру». Я считаю, что необдуманное вмешательство в природу ради научного открытия может привести к непоправимым последствиям.

 

В наше время проводится множество экспериментов, которые нередко приводят к отрицательным результатам. Например, экологическая катастрофа, связанная с Аральским морем, озоновые дыры из-за многочисленных космических полетов, и этот список можно продолжать.

 

Подводя итог, хотелось бы сказать о том, что к проведению любого научного эксперимента нужно подходить очень ответственно, так

 


как это может привести к необратимым последствиям для жизни всего человечества.

 

Комментарии Данная работа соответствует теме, но вступительная часть

 

несколько затянута. Тезисы сформулированы в соответствии с выбранной учеником проблемой.

 

В эссе есть внутренняя логика, микротемы выделены абзацами. Аргументируя свою точку зрения, автор обращается к повести «Собачье сердце» М. Булгакова и к фактам современной жизни. Но позицию автора индивидуальной, оригинальной назвать нельзя. Отсутствуют интересные сцепления, неожиданные повороты. Мысли достаточно предсказуемы. Они не отличаются яркостью, которую обеспечивают композиционные средства, стилистические фигуры, тропы. Автор уместно использует стилистический прием-параллелизм (« Но внезапно шофер с ужасомпонимает, что не может остановить машину. Человечество похоже на такого водителя, который мчится в неведомую даль, не зная, что ждет его впереди»). Не хватает эмоциональности, непосредственности, открытости, живости речи. Есть замечания по речевой культуре: «с помощью их человечество получило неограниченные возможности», «оказывает эффект на его развитие», «иметь всё в благосостоянии», «Но прогресс…хочет создать и воспитать интеллигентного человека из собаки».

 

Критерии Баллы
     
  Умение вычленить тему, проблему  
     
  Композиция  
     
  Аргументация  
  Речевая культура  
     

 

Количество баллов (9 баллов) соответствует оценке «отлично».

 

В эссе отсутствуют орфографические, пунктуационные, грамматические ошибки, по русскому языку количество баллов – 10, что соответствует оценке «отлично».

 

Критерии Баллы
     
  Орфография  
     
  Пунктуация  
     
  Соблюдение грамматических норм  
  Соблюдение речевых и стилистических  
  норм  
     

Счастье человека в семье Семья – это важная часть нашей жизни. Конечно же, для каждого

 

оно имеет разное значение. У кого-то семья ассоциируется с теплыми чувствами, у кого-то с домашним уютом. Для меня семья означает безграничную любовь к моим родным и близким. Приоритетом моей жизни будет семья, а потом уж работа, здоровье, деньги. Променяв свою семью на что-то, ты теряешь что-то важное в своей жизни. Кто поддержит тебя в трудную минуту жизни? Кому ты будешь нужен, если у тебя нет семьи? Я думаю, что семья – одно из проявлений счастья человека.

 

Возьмем, к примеру, художественную литературу. Мой любимый писатель - Лев Николаевич Толстой. В автобиографической повести «Детство» он рассказывает о своей семье, о ее традициях, о теплоте взаимоотношений, о взаимопонимании. Как были счастливы братья, когда была жива их мама. И как все изменилось в их семье, когда ее не стало. Отчужденность отца, жалость окружающих, чувство одиночества Николеньки, пустота в гости нн ой по утрам – показатели несчастливой семьи. Из дневников Толстого мне известно, что он очень любил свою семью: ему нравилось, когда во время работы над произведением его дети ползали по нему, задавали смешные вопросы, окружая его со всех сторон. В это время, я думаю, рождалось элементарное, но в то же время сложнейшее чувство любви к своей семье, у отца к детям, у детей к отцу и друг к другу. Любовь, ради которой человек может пожертвовать всем!

 

А что бы Вы сделали ради своей семьи? Конечно же, ответ очевиден. «Всё!» - ответят многие. Но не все, потому что, к сожалению, не у каждого ребенка в нашей стране, даже в нашем маленьком городке, есть семья. Вместе со мной в школе учатся дети из детского дома. Печаль в том, что они не почувствовали на вкус любовь родителей – мамы и папы. Я считаю, что это главное в жизни, потому что именно в семье воспитывается чувство доброты, любви, заботы. Я сочувствую этим детям. Я рад, что государство заботится о них, старается помочь обрести семью, призывая взрослых взять их в собственные семьи, «ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети».

 

Таким образом, очень важно, чтобы каждый ребенок воспитывался в семье: тепло семьи помогает жить и быть достойным человеком.

 

 


Комментарии Данная работа соответствует теме. Автор, следуя жанру,

 

пользуется возможностями эссе-рассуждения. В работе дается толкование ключевого слова «семья», автор объясняет свою позицию, выдвигает тезис «семья – одно из проявлений счастья».

 

В эссе есть логика: автор ведет от общего к частному. Микротемы выделены абзацами. В эссе отсутствует оригинальность суждения (интересные сцепления, неожиданные повороты).

Для обоснования тезиса автором приведены два аргумента: из повести Л. Толстого «Детство» и из своего жизненного опыта, которые частично соответствуют тезису. Отсутствует аргумент, подтверждающий, что «семья – одно из проявлений счастья». Авторская позиция выражена в заключении эссе.

В эссе использованы художественно-изобразительные средства (эпитеты «теплые чувства», «смешные вопросы», «тепло семьи», метафоры «рождаются чувства», «почувствовать на вкус любовь»). В эссе представлены разнообразные синтаксические конструкции.

Мысли не отличаются оригинальностью, стандартны, автор не разграничивает писателя и героя произведения, что свидетельствует о недостаточном знании теории литературы. В эссе имеется речевая избыточность (частое использование слова «кого-то»), неоправданное смешение стилей («пускай они будут плохими»), орфографическая ошибка (слово «гостиная» написано с двумя «н»).

 

Критерии Баллы  
       
  Умение вычленить тему, проблему    
       
  Композиция    
       
  Аргументация    
  Речевая культура    
       
  Количество баллов (7 баллов) соответствует оценке
«хорошо».    
     
Критерии Баллы  
       
  Орфография    
       
  Пунктуация    
       
  Соблюдение грамматических норм    
  Соблюдение речевых и    
  стилистических норм    
       

В эссе отсутствуют пунктуационные, грамматические ошибки, но есть орфографическая, стилистическая и речевая ошибки. За грамотность и фактическую точность речи – 8 баллов, что соответствует оценке «хорошо».

 


Источники

 

1. Методические рекомендации по организации и подготовке к итоговой аттестации выпускников школ. – Астана: НАО имени И.Алтынсарина, 2016.

 

2. Приказ Министра образования и науки РК от 16 ноября 2016 года № 660 «О внесении изменения в приказ Министра образования и науки РК от 18.03.2008 №125 «Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся».

 

3.Краткий литературоведческий словарь https://studopedia.ru/12_113477_II-alfavitniy-spisok-terminov-i-ponyatiy.html

4.Эссе как форма итоговой аттестации. Нуракаева Л., Савина О., сайт www.bilimdinews.kz.

 

5. Методика обучения работе над сочинениями нетрадиционных жанров: Пособие для учителей.- 2 изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.

6. Жанры ученических сочинений: Москва: изд-во «Флинта», 2000.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: