Выполнение контрольной работы (по темам 1,2).




Тема: Языковая картина мира: языки в отношении друг к другу (2 часа)

 

Цель: формирование научных представлений и теоретических знаний об языковой картине мира: отношениях и взаимосвязи языков.

Задачи:

¨ расширение и углубление представлений об основных классификациях языков;

¨ расширение и углубление знаний о процессах дивергенции и конвергенции языков, представлений о языковой семье, языковых контактах, союзах, ареалах;

¨ формирование знаний о теории языковых универсалий;

¨ воспитывать интерес и уважение к будущей специальности и профессиональной деятельности.

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Оргмомент (объявление темы, целей и задач занятия).

2. Беседа по теоретическому материалу лекционного занятия (с опорой на вопросы для самоподготовки студентов):

Ø Перечислите основные классификации языков.

Ø Дайте характеристику генеалогической классификации. Перечислите признаки для генеалогической классификации.

Ø Раскройте суть понятий «языковая семья», «языковой союз».

Ø Раскройте суть понятий конвергенции и дивергенции языков.

Ø В конвергентном процессе развития языков раскройте суть понятий «субстрат», «суперстрат», «адстрат».

Ø Охарактеризуйте типологическую классификацию языков.

Выполнение контрольной работы (по темам 1,2).

1. Перечислить основные языковые функции, привести примеры их реализации.

2. Дать краткую характеристику основным классификациям языков (принципы (признаки) классификации).

3. Определить принадлежность языка (по указанию преподавателя) индоевропейской языковой семьи к определенной группе, подгруппе. (Языки для «работы» - македонский, персидский, румынский, ирландский, латышский, древнегреческий).

Теоретический материал. Натуралистическая концепция А. Шлейхера.

Август Шлейхер жил во время популяризации теории эволюции Чарльза Дарвина, стал своего рода «дарвинистом» в языкознании.

В историю языкознания вписана его «натуралистическая концепция языка». Под пером этого языковеда метафорические выражения «организм языка», «юность, зрелость и упадок языка», «семья родственных языков» приобретают прямое значение. По мнению А. Шлейхера, языки – это такие же организмы, как растения и животные, они рождаются, растут и умирают. Считал, что организмы языка делятся подобно животным на семейства, роды, виды и подвиды. Они скрещиваются и борются за существование. Из одного языка может вырастить, как из корня, множество новых организмов. Ученый создаёт теорию «родословного древа» языков, в соответствии с которой и общий ствол, и каждая языковая ветвь делятся пополам и возводятся к праязыку – «первичному организму». Результатом систематизации сравнительно-исторических исследований этого языковеда стала его книга под названием «Компендиум сравнительной грамматики индогерманских языков» (1861-1862). Согласно концепции родословного дерева языковая семья образуется в результате распада некогда единого праязыка. В силу исторических условий (одни народы мигрируют, другие остаются на месте) праязык распадается на части. Такой процесс дробления может происходить многократно, но обратный процесс сближения невозможен. Если языки конкурируют на какой-то территории, то один из них в конечном счете побеждает (естественный отбор). Однако какой-то 3-й язык на основе «скрещивания» двух родственных или неродственных языков появиться не может. Если графически изобразить это, то появится схема, напоминающая генеалогическое дерево какого-то рода, происходившего от общего прародителя. Но действительные отношения между родственными языками сложнее: распадение языка-основы происходит не в один прием, отдельные изменения, возникая в разных местах и в разное время, неравномерно охватывают языковые ветви и группы. Так, славянская ветвь одними чертами связана с балтийской, другими – с иранской, третьими – германской группой языков. Таким образом, заслуга А. Шлейхера еще и в том, что он: 1) стремился приблизить языкознание к точным наукам, 2) создал учение о языковых формах, в основе которых лежат формальные признаки слов.

Основные семьи языков

Самой крупной из всех языковых семей по числу говорящих на языках этой семьи является индоевропейская (2005 млн. чел. – 44%), которая и изучена в большей степени, чем другие семьи. Индоевропейские языки проявляют свое родство достаточно четко. Индоевропейская семья распадается на 12 ветвей, часть которых состоит из отдельных языков, а также мертвых языков. В состав индоевропейской семьи входят индоарийская, или индийская, иранская, германская, славянская, романская, балтийская, кельтская группы языков, а также вымершие анатолийская и тохарская группы языков. Отдельно в этой семье стоят греческий, армянский и албанский языки.

В индоарийскую группу языков входит более 96 живых языков: хинди и урду, иногда объединяемые общим названием хиндустани, бенгали, панджаби, непали, цыганский и другие языки. Из мертвых – санскрит и ряд среднеиндийских языков (пракритов).

Иранская группа обнаруживает наибольшую близость с индийской. Она включает в себя более 10 живых языков: персидский (фарси), афганский (пушту), таджикский, курдский, осетинский и другие языки. В иранскую группу входит много мертвых языков: авестийский, лидийский, парфянский, древнеперсидский, скифский и другие языки.

Германскую группу обычно разделяют на две подгруппы – северогерманскую, или скандинавскую, и западногерманскую. Северогерманская подгруппа объединяет в себе датский, шведский, норвежский, исландский и фарерский языки. Западногерманская подгруппа состоит из немецкого, английского, голландского, фризского и новоеврейского (идиш) языка. Иногда говорят о восточногерманской подгруппе, включая в нее мертвые готские языки: вестготский и остготский.

Славянская группа языков разделяется на три подгруппы – восточнославянскую, западнославянскую и южнославянскую. В восточную подгруппу входят русский, украинский и белорусский языки. Западная подгруппа включает в себя чешский, словацкий, польский, кашубский и лужицкий языки, а также мертвый полабский язык. Южная подгруппа состоит из болгарского, сербско-хорватского, македонского и словенского языков, а также мертвого старославянского языка.

Романская ветвь индоевропейской семьи языков представлена 12 живыми языками, наиболее известными среди которых являются итальянский, французский, испанский, португальский, румынский и молдавский язык. К мертвым романским языкам относятся латынь и некоторые другие италийские говоры.

Балтийская группа языков немногочисленна. Она состоит из живых литовского и латышского языков и мертвого прусского.

Кельтская группа языков также немногочисленна. Она включает в себя ирландский, шотландский, бретонский и валлийский язык, а также мертвые языки – галльский и корнуольский.

Не образуют ветвей греческий, албанский и армянский языки, хотя иногда говорят о греческой группе, включая в ее состав, кроме новогреческого языка, мертвые древнегреческий и средне-греческий, или византийский, языки.

В мертвую анатолийскую группу языков входят хеттский, лувийский, лидийский и некоторые другие языки Малой Азии.

Мертвая тохарская группа индоевропейской семьи представлена языками Китайского Туркестана – тохарским, турфонским, карашарским.

Китайско-тибетская семья языков занимает второе место по числу говорящих на языках этой семьи людей (1020 млн.чел. – 23%). По количеству же входящих в эту семью языков она немногочисленна. Сюда входят: китайский, бирманский, тибетский и некоторые другие языки.

Третьей по численности носителей языков является нигеро-кордофанская семья языков (257 млн. чел. – 6%). По количеству языков это одна из многочисленных семей, ее иногда называют языками коренного населения Африки. Она разбивается на ряд групп и подгрупп, включающих языки банту, языки манде, гвинейские языки, кордафанские языки, нилотские языки, бантоидные языки и др.

Австронезийская семья языков представлена более чем 150 языками. Ее разбивают иногда на две – индонезийскую и океанийскую или индонезийскую (малайскую) и полинезийскую ветви, а иногда на четыре группы: индонезийскую, полинезийскую, меланезийскую и микровезийскую. На языках этой семьи говорят народы, населяющие многочисленные острова и полуострова Юго-Восточной Азии.

Семито-хамитская, или афразийская, семья языков включает в себя арабский, амхарский – литературный язык Эфиопии, иврит и некоторые другие языки. В эту семью входят также языки многих народностей Северной и Западной Африки – языки берберской, кушитской и чадо-хамитской групп. Многие семитохамитские языки вымерли: ассиро-вавилонский, угаритский, арамейский, финикийский, древнеегипетский, коптский и др.

Дравидская, или дравидийская, семья – это языки народов, населявших Индию до прихода туда индоевропейцев. Наиболее распространенными являются язык телугу, тамильский язык и некоторые другие.

Алтайская, или тюркская, семья объединяет в своем составе более тридцати языков: турецкий, казахский, узбекский, азербайджанский, татарский, киргизский, якутский и ряд других языков.

Австроазиатская, или аустроазиатская, семья включает в себя языки народностей, проживающих в Юго-Восточной Азии: вьетнамский и кхмерский язык, языки мунда и некоторые другие.

В тайскую семью языков входят тайский, лаосский и некоторые другие языки. А.А. Реформатский включал тайские языки в китайско-тибетскую семью.

Индейская семья – языки Северной и Южной Америки. Это языки коренных индейских племен, проживающих на этих территориях – кечуа, гуарани, майя, ацтекские, ирокезские языки и т.д.

Нило-сахарская семья включает в себя шаринильскую, центрально-суданскую, северную и юго-восточную группы африканских языков.

Уральскую семью иногда рассматривают как состоящую из двух групп – финно-угорской и самодийской, а иногда полагают, что это две близкие семьи языков. К финно-угорским языкам относятся венгерский, финский, эстонский, хантыйский, мансийский, карельский, марийский и другие языки. В самодийские языки входит ненецкий, энецкий, нагасанский и селькупский язык.

По одной из гипотез индоевропейские, афразийские, уральские, тюркские, дравидийские и картвельские (южно-кавказские – грузинский, мегрельский, чанский, сванский) языки образуют одну макросемью – ностратические (от лат. noster – наш) язык.

Кавказская, или иберийско-кавказская, семья языков включает в себя абхазский, аварский, адыгейский, даргинский, лезгинский, лакский, табасаранский и другие языки.

Ряд языков в генеалогической классификации стоит отдельно, вне семей – японский, корейский, баскский и некоторые другие языки. Общая картина родства языков еще далека от завершения.

 

СРС № 2:

1. Рассмотреть натуралистическую концепцию А. Шлейхера.

2. Знать основные семьи языков

3. Изучить состав индоевропейской семьи языков.

4. Охарактеризовать понятие языкового союза, привести примеры языковых союзов.

 

Литература

  1. Общее языкознание. Учебное пособие / З.Д. Попова, И.А. Стернин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ACT: Восток - Запад, 2007. — 408 с.
  2. Лингвистический энциклопедический словарь
  3. Большой энциклопедический словарь
  4. Салимова Д.А. Теория языка: материалы к курсу лекций. Учебное пособие. – Казань: Изд-во «Школа», 2010. – 196 с.
  5. Реформатский А.А. Введение в языковедение/Под ред. В.А. Виноградова. – М.: Аспект Пресс, 1996.- 536 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: