3. Доклады студентов на заявленные темы с последующим обсуждением




Тема: Современные научные представления о методах исследования в языкознании

(4 часа)

 

Цель: формирование научных представлений и глубоких теоретических знаний о методах исследования в лингвистике.

Задачи:

¨ Рассмотреть основные методы исследования в лингвистике;

¨ развивать аналитические способности студентов, расширять представление как о дисциплине, так и о специальности в целом;

¨ воспитывать интерес и уважение к будущей специальности и профессиональной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Оргмомент (объявление темы, целей и задач занятия).

2. Беседа по теоретическому материалу лекционного занятия (с опорой на вопросы для самоподготовки студентов):

Ø Назовите и охарактеризуйте принципы исследования в лингвистике.

Ø Дайте определение понятию «метод».

Ø Дайте определение понятию «прием».

Ø Охарактеризуйте понятие методологии в лингвистике.

Ø Охарактеризуйте понятия индукции и дедукции в лингвистике.

Ø Дайте определение понятию «гипотеза» в науке.

Ø Дайте определение понятию «теория» в науке.

Ø Дайте определение понятию «модель» в лингвистике.

Ø Что представляет собой метод моделирования в лингвистике?

Ø Назовите и охарактеризуйте основные свойства моделей в науке. Приведите примеры собственно лингвистических моделей.

Ø Дайте общую характеристику методам лингвистических исследований.

Ø Раскройте суть описательного метода.

Ø Дайте характеристику методу лингвистического эксперимента.

Ø Дайте характеристику структурным методам в лингвистике

Ø Охарактеризуйте лингвогенетические методы: исторический и сравнительно-исторический.

3. Доклады студентов на заявленные темы с последующим обсуждением:

1. Метод лингвистического моделирования как один из основных в лингвистике.

2. Лингвогенетические методы исследования в лингвистике: характеристика, цели, задачи, область применения.

3. Метод лингвистического эксперимента (на примере работ Л.В. Щербы).

4. Характеристика «метода шести шагов» Ю.Н. Караулова.

5. Описательный метод как метод синхронного анализа языка.

4. Выполнение практических заданий по теме занятия.

1. Охарактеризовать совокупность лингвистических методов (на материале лекции №6).

2. На примере слов (по желанию студента или указанию преподавателя) провести их исследование методом «шести шагов».

3. Провести ассоциативный эксперимент, проанализировать его результаты, подготовить сообщение с выводами (свободный эксперимент, слова – вежливость, университет, дом).

СРС № 6:

1. Проанализировать основные положения темы: совокупность методов лингвистического исследования.

2. Охарактеризовать индуктивные и дедуктивные методы в лингвистике

3. Подготовить реферативное сообщение о методе лингвистического моделирования.

Литература

1. Алефиренко Н. Ф. Современные проблемы науки о языке [Текст]: учебное пособие / Н. Ф. Алефиренко. - М.: Флинта: Наука, 2005. - 416 с. -Гриф: Допущено УМО по направлениям педагогического образования Министерства образования и науки РФ.

2. Вендина Т. И. Введение в языкознание [Текст]: учебное пособие / Т. И. Вендина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 2005. - 391 с.: ил. - Гриф: Рекомендовано УМО РФ по педагогическому образованию.

3. Рождественский Ю. В. Введение в языкознание [Текст]: учебное пособие / Ю. В. Рождественский, А. В. Блинов; под ред. А. А. Волкова. - М.: Академия, 2005. - 336 с. - (Высшее профессиональное образование). - Гриф: Допущено Министерством образования и науки РФ.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

Тема: Языкознание как система наук о языке

(2 часа)

Цель: формирование системных представлений и глубоких теоретических знаний о языкознании как науке о языке

Задачи:

¨ рассмотреть классификацию языковедческих дисциплин;

¨ рассмотреть взаимосвязь теоретический и прикладной лингвистики;

¨ развивать аналитические способности студентов, расширять представление как о дисциплине, так и о специальности в целом;

¨ воспитывать интерес и уважение к будущей специальности и профессиональной деятельности.

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Оргмомент (объявление темы, целей и задач занятия).

2. Беседа по теоретическому материалу лекционного занятия (с опорой на вопросы для самоподготовки студентов):

Ø Характеризуйте микролингвистику и макролингвистику.

Ø Что представляет собой общее языкознание?

Ø Что представляет собой частное языкознание?

Ø Что изучает теоретическое языкознание?

Ø Что изучает сопоставительное языкознание?

Ø Что представляет собой сравнительно-историческое языкознание?

Ø Какой аспект языка изучает синхроническая лингвистика?

Ø Какой аспект языка изучает диахроническая лингвистика?

Ø Что представляет собой прикладная лингвистика как область научного знания?

Ø В чём состоит суть взаимодействия теоретического и прикладного языкознания?

Ø Дайте общую характеристику интерлингвистическим исследованиям.

Ø Дайте характеристику психолингвистике как науке.

Ø Дайте характеристику нейролингвистике.

Ø Дайте характеристику социолингвистике.

Ø Перечислите основные социальные факторы функционирования языка.

Ø Дайте характеристику лингвокультурологии.

Ø Какова роль прикладных аспектов лингвистики?

3. Доклады студентов на заявленные темы с последующим обсуждением:

1. Социолингвистика как наука.

2. Лингвокультурология как наука.

3. Психолингвистика как наука.

4. Специфика взаимодействия теоретического и прикладного языкознания.

5. Основные направления прикладного языкознания и их характеристика.

4. Выполнение практических заданий по теме занятия.

1. Составьте таблицу (кластер), характеризующую систему языковедческих дисциплин.

2. Дайте характеристику тексту (по указанию преподавателя) с точки зрения

o психолингвистики;

o социолингвистики;

o лингвокльтурологии.

 

СРС № 7:

1. Проанализировать основные положения темы: прикладные аспекты лингвистики, взаимосвязь лингвистических дисциплин.

2. Охарактеризовать основные интерлингвистические дисциплины.

3. Охарактеризовать основные сферы прикладного использования достижений языкознания.

Литература

1. Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: учебн. пособие/ Н.Ф. Алефиренко. – 2-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 416 с.

2. Рождественский Ю.В. Курс лекций по языкознанию: учебное пособие. – М.: ИКЦ «Академкнига», ООО «Добросвет» 2002. – 344 с.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: