III. МОЛИТВА К БОГУ О СОДЕЙСТВИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ




§ 93. Впрочем, при всем старании со своей стороны и при благоразумных мерах, употребляемых ими для благоуспешного воспитания детей в учении и наказании Господнем, воспитатели были проникнуты тем смиренным убеждением, что самим по себе им не достигнуть цели благочестивых своих желаний и не преобразовать природы детей, глубоко поврежденной грехом наследственным, — что это может сделать только всесильная благодать Божия. «Наш детоводитель, — говорили древние христиане, — святой Бог Иисус, Который есть Начало, Вождь всей человеческой природы, Слово, Сам благий и милостивый Бог». Посему над всеми вышеозначенными человеческими усилиями — насадить в юных сердцах семена веры и благочестия и оградить их от пагубного влияния внешних и внутренних причин — возвышалось средство более действительное и вытекающее собственно из самого существа религии христианской. Это молитва к Небесному Отцу, управляющему судьбой как всего человеческого рода, так и судьбой детей. В этой молитве выражалось глубокое смирение воспитателей, чувствование своего безсилия в исполнении благих предначертаний, сознание нужды в высшей помощи, вера в участие Отца Небесного в воспитании детей, надежда и преданность Святой Его воле и препоручение детей благому Его Промыслу. В ней они испрашивали у Бога благословения, содействия своим трудам, ниспослания благодатных даров своим чадам. Об этом молились родители, молилась и вся Церковь.

§ 94. Матери, лишившиеся своих мужей, или имевшие своих мужей из язычников и даже из христиан, более всего заботились о том, чтобы Бог был Отцом их детям. «Если ты истинно любишь своих детей, — говорил не оторым св. Киприан, — если любишь всей отеческой любовью, то старайся более о том, чтобы добрыми делами препоручить их Богу. Не того почитай отцом детям твоим, кто слаб и смертен; но приготовь им в отца Того, Кто — вечный и крепкий Отец детей духовных. Передай Ему твое имущество, которое бережешь ты для наследников. Пусть Он будет для детей твоих и опекуном, и надзирателем, и защитником против всех обид временных».

§ 95. Что касается до участия Святой Церкви, то она молитвами своими сопровождала детей через всю их жизнь. Еще при обручении родителей их друг другу, она уже обращала внимание на цель их соединения и молилась о подаянии им «плода чрева на пользу», «о возвеселении их видением сынов и дщерей», «о даровании восприятия благочадия», «о благословении брака», «о сообщении долговременного семени и благодати о чадах». При самом вступлении человека в жизнь, Церковь встречала его своими молитвами, и «прежде крещения детей молилась за них, чтобы они получили веру от Бога, через которую удостоились бы таинства крещения», и принимала в свои объятия через таинство крещения и миропомазания. При совершении сих таинств она ни о чем больше не заботилась, как о том, чтобы Господь дал младенцу силу ходить во всех заповедях, написал в книге животной, соединил со стадом наследия своего, прославил в нем имя свое святое. Испрашивала ему у Бога силы для одержания победы над нечистыми духами; молила принять его в Царство Небесное; открыть мысленные его очи, дабы озарял его свет Евангелия; приставить к жизни его светлого Ангела, который бы избавлял его от всякого навета противолежащего, от сретения лукавого, демона полуденного и мечтаний лукавых. «Молилась о даровании крестившемуся печати дара Святого и Всесильного Духа Божия, и причащении Святого Тела и Честной Крови Иисуса Христа, о сохранении его в освящении, о утверждении в православной вере, о соблюдении души его в чистоте и правде. В восьмой день после крещения и миропомазания, принося младенца в храм для омовения и пострижения власов, молилась Господу, чтобы Он благоволил всегда озарять сердце крестившегося, сохранять в нем нескверной и неблазненной одежду нетления, и Cвоей благодатью соблюдать нерушимой духовную печать, возложить на него державную Cвою руку, совершить его в силе Cвоей благодати, благословить вместе с его восприемником и дать им всем поучиться в законе Cвоем и делать благоугодное перед Ним». Кроме сего, каждый день, при общем богослужении, она возносила молитвы свои к Богу как о оглашенных, т.е. готовящихся к вступлению в общество верных, так и о детях их, прося им благословения и преуспеяния в христианском совершенстве. Равным образом, каждый же день молясь о всех верных, она в то же время молилась и о их детях.

§ 96. И молитвы Церкви, как и молитвы родителей, не были втуне. То, чего не могли сделать силы человеческие в деле воспитания детей, совершала сила Божия; что начинал человек, то совершал Дух Божий; что насаждали родители и напоевали наставники, то возращал Бог. Дух любви Божией был образователем детей в собственном смысле.

§ 97. Так, блаженный Августин свидетельствует о своей матери, что она во время безпорядочной его жизни и пребывания в манихейской ереси плакала о нем гораздо более, нежели сколько другие матери плакали о смерти своих детей. Господь внял ее молитве и для успокоения ее послал ей утешительный сон; но для премудрых целей Своих, вопреки молитвам матери, попускал сыну ее находиться в мраке заблуждения. Благочестивая женщина не только не приходила от этого в отчаяние, но продолжала еще с большей надеждой, слезами и воздыханиями в каждый час своих молитв плакать о сыне своем пред Господом; и молитвы ее наконец взошли пред лице Его. Сын ее не только со временем обратился на истинный путь, но и сделался ревностным подвижником веры и благочестия. Также Григорий Богослов, рассказывая о своем обращении в христианство, говорит, что он «в сей свет приведен молитвами своей матери, которая от детских пелен посвятила его на служение Господу, и что все это случилось с ним по благодати Христовой».

§ 98. Итак, воспитание детей в первые времена Церкви Христовой было делом не одних родителей и ближайших родственников, но делом всей Церкви, руководимой и одушевляемой Духом Божиим. О существенных свойствах сего воспитания можно сказать то, что один проповедник Слова Божия сказал о воспитании Церкви: «Сам Бог удобряет, насаждает и очищает Церковь, дабы она приносила более плодов. В ней Господь есть лоза, Апостолы — ветви, а Отец — делатель. Она насаждена в вере, корни пустила в любви, возделана оралом учения, орошена слезами кающихся, удобрена словами проповедников, и от того изобилует вином, веселящим сердце, весьма приятным на вкус, но нисколько не возбуждающим похоти».

Вот образ действования родителей по отношению к детям! Он столько же достоин тех мудрых правил воспитания, по которым были насаждаемы и возвращаемы в детях семена христианского благочестия, сколько эти правила соответствовали самому образу поведения воспитателей по отношению к детям. Одно могло приносить и приносило благий плод только при другом. Словом, способ воспитания у древних христиан представляет нам образец истинно христианского воспитания.

Святая Церковь, управляемая Духом Божиим, сохранила до наших времен дела и учение первенствующих христиан в наше назидание и руководство. Итак, христианин, если Господь благословил тебя чадами или общество вручило тебе детей для воспитания их, чтобы сделать их истинными христианами и истинными сынами отечества; если ты понимаешь всю важность дела, возложенного на тебя Богом и отечеством; ответственность, которой неминуемо ты должен подвергнуться перед Судией живых и мертвых в случае нерадивого или превратного воспитания детей, и великость бедствия, к которому пролагают детям дорогу таким воспитанием; если сознаешь нужду в хорошем и безопасном руководстве для воспитания: то с полной доверенностью и благоговением обратись к тем детоводителям, которые, быв воспитаны в духе Божественного учения ближайшими по времени и жизни последователями Иисуса Христа, — сами воспитывали других в благодатной жизни по руководству того же учения. Это руководство прилично тебе как христианину. Дух Христов во все времена один и тот же. Предупреди в своих детях влияние не христианских правил воспитания, — и они гораздо искреннее и пламеннее возлюбят Иисуса Христа и Его учение, нежели как любят предметы их детских удовольствий; ибо, по учению Господа Иисуса, детская душа особенно способна к принятию Его спасительного учения и к наследованию Царствия Божия. «Пустите детей приходить ко Мне, — говорил Он, — и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие… И обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк.К10: 14, 16). Итак, пусти детей и не препятствуй им приходить ко Господу Иисусу, дабы Он благоволил обнять и осенить их Своим Божественным благословением.

КОНЕЦ

От Московского Комитета Духовной Цензуры печатать дозволяется с тем, чтобы по напечатании, до выпуска из типографии, представлено было узаконенное число экземпляров в Цензурный Комитет, для препровождения куда следует. 17 июня, 1846 г.

Московская Духовная Академия.
Цензор: ректор Вифанской семинарии
архимандрит Филофей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: