МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Выполнила студентка гр.1321п
Томилина Анастасия Ивановна
Преподаватель: Якина Юлия
Ивановна
Пермь, 2017
Тезаурус
1. Нарушение слуха – это генетически обусловленное снижение слуха в сочетании с другими признаками или заболеваниями других органов и систем.
2. Глухие дети – это дети с тотальным (полным) выпадением слуха, который не может быть самостоятельно использован ими для накопления речевого запаса.
3. Ранооглохшие дети – это дети с двусторонним стойким и глубоким нарушением слуха, врожденным или приобретенным в раннем детстве, до сформирования речи.
4. Позднооглохшие дети – дети с потерей слуха, но относительно сохранной речью ввиду сравнительно позднего возникновения глухоты (в дошкольном или школьном возрасте).
5. Слабослышащие (тугоухие) – дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но сохраняющей возможность самостоятельного накопления речевого запаса при помощи слухового анализатора.
6. Нарушения зрения – снижение способности видеть до такой степени, что вызывает проблемы, не устраняемые обычными способами, такими как очки или лекарства.
7. Близорукость (миопия) – нарушение рефракции выражается в том, что лучи, идущие от предмета, преломляются не на сетчатке, а перед ней.
8. Дальнозоркость – нарушение рефракции выражается в том, что преломление лучей, идущих от предмета, происходит позади сетчатки.
9. Слепые (незрячие) - подкатегория лиц с нарушениями зрения, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения, имеется светоощущение или остаточное зрение, а также лица с прогредиент-ными заболеваниями и сужением поля зрения (до 10-15°) с остротой зрения до 0,08.
10. Слабовидящие - подкатегория лиц с нарушениями зрения, имеющих остроту зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками.
11. Нарушения речи – различные расстройства речевой деятельности, препятствующие полноценному речевому общению и социальному взаимодействию.
12. Заикание – нарушение темпоритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
13. Ринолалия – нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
14. Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.
15. Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
16. Афазия – полная или частичная утрата ранее сформированной речи, связанная с локальными поражениями головного мозга: сосудистыми нарушениями, воспалительными процессами, черепно-мозговыми травмами.
17. Дислексия – нарушение чтения, связанное с поражением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга.
18. Дисграфия – частичное специфическое расстройство процесса письма.
19. Полиомиелит – острое инфекционное заболевание центральной нервной системы, поражающее преимущественно серое вещество спинного мозга.
20. Детский церебральный паралич – это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка.
21. Атаксия – нарушения равновесия и координации движений.
22. Кинестазия – нарушение ощущений движений.
23. Гиперкинезы – непроизвольные насильственные движения, которые могут быть выражены в мышцах артикуляционного аппарата, шеи, головы, различных отделов конечностей.
24. Гипотония (низкий мышечный тонус) – мышцы конечностей и туловища дряблые, вялые, слабые, объем пассивных движений значительно больше нормального.
25. Дистония – непостоянный изменчивый характер мышечного тонуса. В покое мышцы расслаблены, при попытках к движению тонус резко нарастает, в результате чего оно может оказаться невозможным.
26. Умственная отсталость – органическое поражение центральной нервной системы, в результате которого идет снижение познавательной деятельности.
27. Олигофрения – это поражение коры головного мозга в пренатальный, натальный и постнатальный (только до 3-летнего возраста) периоды, в результате которого наступает психическое или умственное недоразвитие.
28. Деменция – органическое поражение головного мозга в результате перенесенного заболевания или травмы после периода нормального развития ЦНС.
29. Дебилы – дети с легкой степенью умственной отсталости. После окончания специальной (коррекционной) школы многие из них трудоустраиваются и социально адаптируются.
30. Имбецилы – дети со средне выраженной отсталостью – обучаются по специальным программам в специализированных классах, осваивают элементарные навыки письма, чтения, счета, простейшие трудовые операции (склеивание коробок, конвертов), бытовые навыки. Эта категория детей имеет статус инвалида.
31. Идиоты – дети с глубоко выраженной умственной отсталостью. Живут и воспитываются в интернатных учреждениях Министерства труда и социального развития, где остаются пожизненно. Данная категория детей также имеет статус инвалида.
Таблица 1.
Дети с нарушением слуха.
Группа детей | Традиционное обучение и воспитание | Инновационная форма обучения |
Нарушение слуха | Формирование игровой деятельности. Предполагает развитие интереса к играм, обучение действиям с игрушками, формирование ролевого поведения, умение использовать предметы-заместители и воображаемые предметы и действия, умение отражать в играх действия людей и их отношения, разворачивать и обогащать сюжеты игр. В процессе формирования игры реализуются важные для психического развития ребенка с недостатками слуха задачи. Задачи социального развития, нравственного воспитания связаны с коллективным характером игр, возможностью отразить в них взаимоотношения людей, нормы поведения, некоторые нравственные понятия. Умственное воспитание в игре происходит через расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира, через усвоение их свойств, назначения, способов использования. В этом плане велика роль дидактических игр. | Штайнеровская педагогика. Направлена на развитие личности ребенка с использованием в процессе воспитания живописи, музыки, движений, а также развитие природных задатков и творческих способностей ребенка. В изобразительном искусстве (живопись, рисование и лепка) центральным фактором обучения является работа руками; в эвритмии, где сочетаются речь и движение, — развитие самой способности к движению, что очень важно именно для глухих детей, для становления их речевой деятельности. В обучении искусству, музыке важно не то, насколько искусными художниками они станут, а то, каким образом с помощью искусства уравновесить и сделать гармоничным процесс детского возрастного развития и в результате этого развить человеческую индивидуальность ребенка. |
Таблица 2.