Особенности дыхания, кровообращения и обмена веществ.




Параллельно с повышением мышечной работоспособности под влиянием систематических занятий физической культурой и спортивных тренировок перестраивается деятельность обслужи­вающих систем— дыхания и кровообращения. Возрастающая потребность тканей организма в кислороде при мышечной дея­тельности обеспечивается благодаря улучшению функциональ­ных возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем под влиянием тренировок.

Однократное выполнение физических упражнений сопровож­дается возрастанием потребления кислорода в 8—10 раз по сравнению с состоянием покоя. Повышение потребности тканей в кислороде при мышечной работе рефлекторно вызывает значи­тельные изменения в деятельности дыхательной и сердечно-сосу­дистой систем. Частота пульса повышается в 2—3 раза, а часто­та дыхания — в 2—2,5 раза. Систематические занятия физиче­ской культурой и спортом приводят к более экономичной работе органов дыхания и сердечно-сосудистой системы.

Под влиянием тренировки перестраивается химизм различных органов и тканей, изменяются в благоприятном направлении процессы обмена веществ в покое и при работе. В тренированном организме наблюдается более экономное течение энергетических процессов.

Физические упражнения — средство повышения общей и им­мунобиологической реактивности организма. Выполнение физи­ческих упражнений на открытом воздухе закаливает учащихся — повышает приспособительную способность их организмов к рез­ким колебаниям температуры. Поэтому такие учащиеся редко болеют ангинами, катарами верхних дыхательных путей, грип­пом. Наблюдения за динамикой состояния здоровья школьников, у которых уроки физкультуры в течение всего года проводились на открытом воздухе, выявили, что эти дети реже болели упо­мянутыми заболеваниями и пропустили по этой причине гораздо меньшее (в 1,5 раза) количество учебных дней, чем учащиеся параллельных классов, с которыми уроки физкультуры велись в физкультурном зале.

Снижение заболеваемости школьников под влиянием систе­матических занятий физической культурой и спортом происхо­дит благодаря совершенствованию терморегуляторных механиз­мов и быстрому приспособлению организма к резким колебаниям температуры и атмосферного давления. Снижение заболеваемо­сти связано также с тем, что под влиянием правильно организо­ванных занятий физической культурой, особенно на свежем воз­духе, улучшается состав крови и общая иммунологическая реак­тивность организма, в частности повышается фагоцитарная

активность лейкоцитов крови и бактерицидная функция кожи. Сезонные изменения этих показателей у юных спортсменов меньшие, чем у школьников, не занимающихся физической куль­турой.

Таким образом, под влиянием систематических и правильно организованных занятий физическими упражнениями, подвиж­ными играми и тренировок в различных видах спорта у детей и подростков происходят морфологические, функциональные, био­химические и иммунобиологические изменения.

Физическое воспитание строится с учетом возрастных, поло­вых и индивидуальных особенностей детей и подростков, их рабо­тоспособности и состояния здоровья.

Различные упражнения, направленные на развитие и совер­шенствование ходьбы, бега, лазания, широко представлены в режиме дня детей дошкольного возраста.

При проведении физических упражнений с детьми младшего школьного возраста (7—12 лет) учитывается необходимость сме­ны упражнений, исключения однообразных движений, очень ог­раниченное использование силовых упражнений, оказывающих неблагоприятное влияние на сердечно-сосудистую систему и ды­хание.

Положительно сказываются на осанке, формировании свода стопы, на состоянии сердечно-сосудистой системы занятия детей (допускаются с 5-летнего возраста) в группах фигурного ката­ния. Начинающим кататься на фигурных коньках рекомендуется проводить по два 20-минутных занятия 3 раза в неделю с 15— 20-минутным перерывом между занятиями. По мере овладения навыком и совершенствования функциональных возможностей организма детей длительность занятий постепенно увеличива­ется. В зимний период на открытых площадках занятия с детьми младшего школьного возраста можно проводить при температуре воздуха до —18°С и при скорости ветра не более 1 м/сек.

Очень полезны для развития детей, совершенствования их ды­хательной и сердечно-сосудистой систем, закаливания организма, формирования правильной осанки и коррекции ее нарушений за­нятия плаванием. Приучить детей к воде, выработать у них уме­ние держаться на воде и проплывать небольшие расстояния ре­комендуется еще в дошкольном возрасте (с 4 лет).Обучение плаванию следует начинать с упражнений, которые помогают ребенку привыкнуть к воде, почувствовать, что тело человека при полном вдохе обладает большой плавучестью. Занятия должны быть непродолжительными: 5—10 минут. В открытых водоемах начинать обучение плаванию нужно толь­ко с наступлением теплых летних дней при температуре воздуха 25—26°С, а воды не ниже 22°С.

Школьникам 12—15 лет ограничивается применение упраж­нений, которые способствуют развитию мышечной силы и могут задержать рост костей в длину. В этом возрасте можно начи­нать занятия по специальным видам спорта, строго соблюдая принцип постепенности, последовательности и систематичности. Школьники юношеского возраста (15—18 лет) на уроках физ­культуры и специальных спортивных занятиях выполняют физи­ческие упражнения, предусматривающие последовательное включение движений скоростных, затем на выносливость и в последнюю очередь силовых.

Особенности организма девочек (расположение органов ма­лого таза, относительная слабость мышечной системы и своеоб­разная динамика мышечной работоспособности) диктуют необ­ходимость уменьшения общей нагрузки, исключения резких прыжков (с высоты на твердую поверхность, особенно в глуби­ну), сокращения количества упражнений в упорах на снарядах. На время менструаций девушек освобождают от занятий физ­культурой и спортом. Помимо возрастных и половых особенно­стей, в физическом воспитании детей и подростков строго учи­тываются индивидуальные особенности, состояние здоровья и физическая подготовленность.

В начале учебного года врач школы проводит медицинский осмотр всех учащихся, чтобы выяснить состояние здоровья и фи­зической подготовленности каждого из них на данный период времени.

При осмотрах врач уделяет особое внимание учащимся, имею­щим плоскостопие, деформации в позвоночнике, нарушение осан­ки, и назначает им соответствующие упражнения для исправле­ния этих отклонений от нормы. Данные медицинского осмотра за­носятся во врачебную карту школьника.

На основании результатов медицинского обследования врач решает, может ли ученик заниматься физической культурой в полном объеме, соответствующем программе, какие виды физиче­ских упражнений ему полезны и какие противопоказаны, на ка­кой срок.

На основании данных углубленного медицинского осмотра и степени физической подготовленности детей и подростков раз­деляют на 3 медицинские группы: основную, подготовительную и специальную (табл. 1).

 

Показания к разбивке учащихся на группы для занятий физической культурой

(Таблица 1)

Название группы Медицинская характеристика группы Допускаемая физическая нагрузка
Основная   Подготовитель­ная   Специальная Лица без отклонений в состоя­нии здоровья, а также лица, имеющие незначительные от­клонения в состоянии здоровья, при достаточном физическом раз­витии Лица без отклонений в состоя­нии здоровья, а также лица, имеющие незначительные откло­нения в состоянии здоровья, с недостаточным физическим раз­витием Лица, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоян­ного, или временного характера, требующие ограничения физи­ческих нагрузок, допущенные к выполнению учебной и производ­ственной работы Занятия по учебным програм­мам физического воспитания в полном объеме, занятия в одной из спортивных секций, участие в соревнованиях     Занятия по учебным програм­мам физического воспитания при условии более постепенного ос­воения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением ор­ганизму повышенных требова­ний. Дополнительные занятия для повышения уровня физиче­ского развития Занятия по специальным учеб­ным программам

На основании данных углубленного медицинского осмотра и степени физической подготовленности детей и подростков раз­деляют на 3 медицинские группы: основную, подготовительную и специальную (табл. 1).

Основная группа формируется из детей, подростков и юно­шей, здоровых и физически подготовленных. Подготовительная группа составляется из учащихся, имеющих незначительные от­клонения в состоянии здоровья или здоровых, но недостаточно физически подготовленных. Детям, подросткам и юношам, отне­сенным к подготовительной группе, вводят ограничения в учеб­ных занятиях по физкультуре, особенно в упражнениях на сна­рядах, в беге и прыжках. Им противопоказаны длительные пешие и лыжные походы, занятия футболом, хоккеем и всеми видами физических упражнений, требующих значительного усилия. Дети и подростки, отнесенные к подготовительной группе, нуж­даются в дополнительных занятиях, способствующих повышению двигательной активности, что содействует их физическому разви­тию. С ними следует проводить подвижные игры в перерыве меж­ду занятиями в школе и подготовкой уроков и дополнительные занятия во внеклассное время в секциях общей физической под­готовки. Дети, подростки и юноши, отнесенные к специальной группе, имеют серьезные отклонения в состоянии здоровья и должны заниматься физкультурой по специальной программе.

Значительные отклонения в состоянии здоровья детей слу­жат основанием для направления их (если это возможно) в ле­чебно-профилактические учреждения, где им назначается соот­ветствующее лечение и они проходят курс лечебной физкультуры.

Учащиеся специальной группы с отклонениями в состоянии здоровья, позволяющими заниматься.физкультурой в школе, после осмотра врача комплектуются в группы, которые оформ­ляются приказом директора. В группу включается не менее 15 человек с учетом объединения учащихся параллельных или смежных по годам обучения классов: I—II, III—IV и т. д. При не­достаточном числе учащихся с отклонениями в состоянии здо­ровья можно производить объединение школьников трех или че­тырех классов: I—IV, V—VIII, 1Х—Х (XI). Иногда создаются межшкольные (кустовые) группы из учеников близлежащих школ. Такое комплектование требует во время проведения занятий фи­зической культурой особенно строгого выполнения возрастного, и индивидуального принципа дифференциации нагрузок.

Ученики специальной группы обязаны регулярно посещать занятия. Ответственность за это возлагается на учителя, веду­щего занятия, классного руководителя и контролируется заву­чем и врачом. В течение года врач проводит дополнительное медицинское обследование учащихся специальной группы.

Занятия физкультурой с учащимися специальной группы пла­нируются расписанием. Они проводятся до или после уроков, два раза в неделю по 45 минут или три раза в неделю по 30 ми­нут. Занятия проводят учителя, имеющие физкультурное образо­вание и прошедшие дополнительную подготовку в специальных семинарах. Последние проводятся органами народного образова­ния и здравоохранения на базе институтов усовершенствования учителей или физкультурных диспансеров.

Учащихся, освобожденных от занятий физкультурой, нельзя оставлять без внимания. С помощью учителей и родителей во многих школах в часы уроков физической культуры для таких учащихся организуются прогулки на воздухе. Для проведения прогулок используются школьный участок или близлежащие скверы и парки. Оздоровительное значение подобных меропри­ятий чрезвычайно велико.

Система физического воспитания детей, подростков и юношей предусматривает: ежедневное выполнение утренней гимнастики, проведение уроков физкультуры по специальной программе в сетке учебных часов и занятия физической культурой и спортом во внеурочное время в кружках, секциях, детских спортивных школах и спортивных обществах.

 

Пользуясь медицинскими картами и данными врача, выяснил всех учащихся с отклонениями в физическом развитии и состоянии здоровья:

1). Количество близоруких учащихся. – 5

2). Количество учащихся с нарушенной осанкой – нет

3). Другие отклонения:

· наблюдаются у невролога – 3

· наблюдаются у ортопеда – 3

· наблюдаются у педиатра – 9

· наблюдаются у ЛОР – 2

Причины отклонений:

1. Плохая экологическая обстановка в городе

2. Наследственный фактор

3. Некачественные продукты питания и питьевая вода.

Влияние таких отклонений на работоспособность, успеваемость, дисциплину учащихся.

Не всегда такие отклонения отрицательно влияют на работоспособность, успеваемость, дисциплину учащихся. Зачастую они более собранные и дисциплинированные чем те, у кого есть проблемы со здоровьем и физическим развитием. Индивидуальный подход и индивидуальная помощь этим учащимся как таковая не была замечена. Но результаты медосмотра школьников до сведения педагогов и. родителей доводятся регулярно.

№ пп Ф.И. ученика Рост (см) № парты Вес (кг) Острота зрения Вид осанки Состояние здоровья Успеваемость
  Белоус Аркадий         без нарушений осн хор
  Грефенштейн Роман         без нарушений осн удовл
  Готман Валерия         без нарушений подг отл
  Дрига Герман         без нарушений подг удовл
  Егорова Ирина           без нарушений осн удовл
  Костоглодов Олег         без нарушений осн хор
  Кушманова Кристина         без нарушений осн удовл
  Ладанов Сергей     1-3 43,5 -0,8 без нарушений спец хор
  Лобанов Никита         без нарушений подг удовл
  Лобанов Евгений         без нарушений осн удовл
  Михеева Лена         без нарушений осн удовл
  Назарова Юля         без нарушений осн удовл
  Нохрин Роман         без нарушений осн удовл
  Парфенов Евгений         без нарушений осн хор
  Пархачева Ксения   1-3   -1,5 без нарушений подг отл
  Пачевский Саша         без нарушений осн удовл
  Пискунов Дима         без нарушений осн удовл
  Писарев Никита   1-3   -1,5 без нарушений подг удовл
  Правоторов Артем         без нарушений осн удовл
  Правоторова Настя   1-3   -0,1 без нарушений осн удовл
  Раков Дима         без нарушений осн хор
  Сарычев Витя         без нарушений осн удовл
  Семенюк Сергей         без нарушений осн удовл
  Сырчикова Маша   1-3   -1,5 без нарушений осн удовл
  Ульнырова Настя         без нарушений осн хор
  Челухин Олег         без нарушений    

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: