«МАРКЕТИНГ»
для студентов всех форм обучения
направления подготовки 080200.62 Менеджмент
профиля подготовки «Финансовый менеджмент», «Антикризисное управление», «Маркетинг», «Управленческий финансовый учет»
Екатеринбург
РГППУ
Учебно-методический комплекс дисциплины «Маркетинг ». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2014. 34 с.
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент
Авторы: | канд. эконом. наук, доцент | Л.А. Скороходова |
канд. филос. наук, доцент | Г.И. Петрова | |
Рецензент: | канд. эконом. наук, доцент, зав. каф. экономики и управления качеством продукции УрФУ | О.В. Обухов |
Одобрен на заседании кафедры предпринимательства и маркетинга. Протокол от «28» ноября 2013 г. № 6.
Заведующий кафедрой предпринимательства и маркетинга | В.А. Копнов |
Рекомендован к печати методической комиссией Института экономики и управления РГППУ. Протокол о т «19» декабря 2013 г. №4.
Председатель методической комиссии ИнЭУ | Н.И. Зырянова | |
Директор ИнЭУ | А.Г Мокроносов |
© | ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2014 | |
© | Л.А. Скороходова, Г.И. Петрова, 2014 |
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью дисциплины «Маркетинг» является знакомство студентов с сущностью маркетинговой терминологии и маркетинговых процессов.
Задачи дисциплины:
· сформировать в сознании студентов современный образ специалиста по маркетингу;
· способствовать гибкой адаптации студентов к условиям вузовской жизни, усвоению методов самостоятельной работы в вузе, приобретению умения планировать свою учебную деятельность;
· познакомить будущих специалистов со структурой и особенностями маркетинговой деятельности.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Цикл, к которому относится дисциплина:
Б.3 Профессиональный цикл
Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина:
· Правоведение;
· Социология;
· Экономическая теория.
Из курса «Правоведение»:
Знания: основные нормативные правовые документы; основы делового общения, принципы и методы организации деловых коммуникаций.
Умения: ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих сферу профессиональной деятельности; использовать правовые нормы в профессиональной и общественной деятельности.
Владения: навыками целостного подхода к анализу проблем общества; программами Microsoft Office для работы с деловой информацией и основами web-технологий.
Из курса «Социология»:
Знания: закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной экономической истории; основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами.
Умения: применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности; ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе.
Владения: навыками целостного подхода к анализу проблем общества; современным инструментарием управления человеческими ресурсами.
Из курса «Экономическая теория»:
Знания: закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной экономической истории; основные понятия и модели неоклассической и институциональной микроэкономической теории, макроэкономики и мировой экономики.
Умения: применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности; ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе.
Владения: навыками целостного подхода к анализу проблем общества; экономическими методами анализа поведения потребителей, производителей, собственников ресурсов и государства.
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:
· Деловые коммуникации;
· Методы принятия управленческих решений
· Бизнес-планирование
3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины студент должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями, соотнесенными с общими целями ООП ВПО:
общекультурные компетенции:
· стремлением к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10);
· умением критически оценивать личные достоинства и недостатки (ОК-11);
· способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13).
профессиональные компетенции:
· способностью анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (ПК-9);
· способностью участвовать в разработке маркетинговой стратегии организации, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-10);
· способностью анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса (ПК-29);
·
· умением использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте (ПК-36);
· умением находить и оценивать рыночные возможности и формулировать бизнес-идею (ПК-48).
В результате освоения дисциплины «Маркетинг» обучающийся должен:
Знать:
· основные категории дисциплины;
· специфику сферы потребления как важнейшего звена не только в системе маркетинга, но и общественного воспроизводства;
· цели и направления маркетинговых исследований на различных рынках;
· основные методы сбора, обработки, анализа и интерпретации информации о потребителях/покупателях, товарах и организациях;
· способы анализа работы с потребителями (клиентами) фирм;
· основные приемы оценки рыночной конъюнктуры;
· специфику рынков товаров потребительского назначения и особенности маркетинговых исследований на них.
Уметь:
· использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;
· осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных задач;
· анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты;
· представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи.
· обрабатывать информацию маркетингового значения, используя современные средства кодирования, табулирования и персональный компьютер;
· использовать методы экономико-математических дисциплин, экспертные методы для анализа информации маркетингового значения;
· составлять маркетинговый план, разрабатывать стратегию маркетинга и маркетинга-микс;
· формировать организационную структуру подразделения, занимающегося маркетингом.
Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:
· методами организации и реализации маркетинговых исследований на различных рынках;
· современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных;
· методами формулирования и реализации маркетинговых стратегий на уровне бизнес - единиц;
· навыками оценки эффективности деятельности в области маркетинга.
·
4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 часов, из них: аудиторная - 74 часа, самостоятельная - 142 часа.
4.1 Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Объем дисциплины и виды учебной работы для профилей «Финансовый менеджмент», «Маркетинг»
Вид учебной работы | Очная форма | Заочная форма | ||
4 года | 3 года | 5 лет | 3,5 года | |
Общая трудоемкость дисциплины: | ||||
Зачетных единиц | ||||
Часов | ||||
Семестр | ||||
Аудиторные занятия | ||||
лекции | ||||
практические занятия | ||||
Самостоятельная работа | ||||
изучение теоретического курса | ||||
подготовка к семинарским занятиям | ||||
подготовка курсовой работы | ||||
подготовка к экзамену | ||||
Вид промежуточного контроля | экзамен | экзамен | экзамен | экзамен |
Таблица 2
Объем дисциплины и виды учебной работы для профилей «Антикризисное управление», «Управленческий финансовый учет»
Вид учебной работы | Очная форма | Заочная форма | ||
4 года | 3 года | 5 лет | 3,5 года | |
Общая трудоемкость дисциплины: | ||||
Зачетных единиц | ||||
Часов | ||||
Семестр | ||||
Аудиторные занятия | ||||
лекции | ||||
практические занятия | ||||
Самостоятельная работа | ||||
изучение теоретического курса | ||||
подготовка к семинарским занятиям | ||||
подготовка контрольной работы | ||||
подготовка к экзамену | ||||
Вид промежуточного контроля | экзамен | экзамен | экзамен | экзамен |
4.2.Содержание и тематическое планирование дисциплины
Таблица 3
Содержание и тематическое планирование дисциплины «Маркетинг» для профилей «Финансовый менеджмент», «Маркетинг»
№ п/п | Раздел учебной дисциплины | Семестр | Вид учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекции | Практические занятия | СРС | Консультации | ||||
Теоретические основы маркетинга. Сущность и содержание маркетинга | Еж | В, КСР | |||||
2. | Маркетинговые исследования | Еж | С, РСЗ, КСР | ||||
3. | Маркетинговый комплекс | Еж | С, РСЗ, КСР | ||||
4. | Потребитель в системе маркетинга | Еж | С, РСЗ, КСР | ||||
5. | Товар в системе маркетинга | Еж | С, РСЗ, КРС, А | ||||
6. | Стратегические и тактические решения в области ценообразования | Еж | С, РСЗ, КСР | ||||
7. | Маркетинговые решения по коммуникации | Еж | С, РСЗ, Рф, КСР | ||||
8. | Стратегическое планирование деятельности маркетинговой службы | Еж | С, РСЗ, КСР | ||||
9. | Стратегический контроль | Еж | С, РСЗ, КСР | ||||
Подготовка к курсовой работе | |||||||
Подготовка к экзамену | |||||||
Итого за семестр | Экзамен | ||||||
Таблица 4
Содержание и тематическое планирование дисциплины «Маркетинг» для профилей «Антикризисное управление», «Управленческий финансовый учет»
№ п/п | Раздел учебной дисциплины | Семестр | Вид учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекции | Практические занятия | СРС | Консультации | ||||
Теоретические основы маркетинга. Сущность и содержание маркетинга | Еж | В, КСР | |||||
2. | Маркетинговые исследования | Еж | С, РСЗ, КСР | ||||
3. | Маркетинговый комплекс | Еж | С, РСЗ, КСР | ||||
4. | Потребитель в системе маркетинга | Еж | С, РСЗ, КСР | ||||
5. | Товар в системе маркетинга | Еж | С, РСЗ, КРС, А | ||||
6. | Стратегические и тактические решения в области ценообразования | Еж | С, РСЗ, КСР | ||||
7. | Маркетинговые решения по коммуникации | Еж | С, РСЗ, Рф, КСР | ||||
8. | Стратегическое планирование деятельности маркетинговой службы | Еж | С, РСЗ, КСР | ||||
9. | Стратегический контроль | Еж | С, РСЗ, КСР | ||||
Подготовка к экзамену | |||||||
Итого за семестр | Экзамен | ||||||
В – входной контроль;
С – подготовка к семинару (участие);
Рф - реферат
КСР – аудиторный контроль самостоятельной работы.
А- внутрисеместровая аттестация
РСЗ - решение ситуационных задач
4.3. Содержание дисциплины
Таблица 5
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
1. | Теоретические основы маркетинга | Сущность понятия маркетинг, его цели и задачи. Маркетинг как наука: понятие о факторах наличия, эволюции концепций маркетинга |
2. | Маркетинговые исследования | Сущность маркетинговых исследований, цели и задачи. Система методов исследований. Система маркетинговой информации |
3. | Маркетинговый комплекс | Составляющие комплекса маркетинга. Современные требования в разработке комплекса маркетинга на предприятии. Комплекс маркетинга «4р». Составляющие комплекса маркетинга «6р», «8р». |
4. | Потребитель в системе маркетинга. Сегментирование потребительского рынка. | Принципы сегментирования. Принципы формирования правильного представления о поведении потребителей. Потребности и их структура в системе маркетинга. Виды потребителей и их характеристика. |
5. | Товар в системе маркетинга | Товар как инструмент комплекса маркетинга. Концепция товарного ассортимента: решения относительно товара. Позиционирование товара. |
6. | Стратегические и тактические решения в области ценообразования | Цена как категория экономической теории маркетинга. Цена как денежное выражение стоимости. Цена как денежное выражение ценности. Цена как показатель соотношения спроса и предложения. Разработка ценовой политики. Стратегии ценовой и неценовой конкуренции. Ценовая стратегия и конкуренция. Характеристика факторов, влияющих на решение о ценах. |
7. | Маркетинговые решения по коммуникации | Сущность процесса коммуникации. Понятие коммуникации и ее этапы. Маркетинговая информация. Маркетинговый анализ. Характеристика инструментов стимулирования продаж. Рекламная деятельность. Характеристика типов и каналы рекламы. Определение рекламной стратегии. Составление бюджета на рекламу. Измерение эффективности рекламы. Электронный маркетинг. |
8. | Стратегическое планирование деятельности маркетинговой службы | Содержание понятия «стратегическое планирование», его цели и задачи. Стратегическое и оперативное планирование маркетинга. Разработка маркетинговой стратегии, ее этапы. Разработка маркетинговой стратегии фирмы, работающей на потребительском рынке. Пробный пилотаж и анализ структуры и содержания стратегических планов. |
Окончание таблицы 5
Отработка планов. Разработка выводов и рекомендаций. Количественная оценка спроса и уровня потребностей. Анализ потребностей посредством сегментации рынков потребительских товаров. | ||
9. | Стратегический контроль | Оценка эффективности маркетинга. Маркетинговый аудит. Переоценка качества маркетинга. Переоценка этической и социальной ответственности. |
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов.
Предметно-ориентированные, личностно-ориентированные, использование информационных технологий в обучении; интерактивная технология в обучении; интегративный подход в преподавании; технология продуктивного сотрудничества в обучении.
Технология проблемно-модульного обучения; технология обучения как учебного исследования; технология коллективно-мыслительной деятельности; технология учебного проектирования; информационно-коммуникационные технологии.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 30 % аудиторных занятий.
6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ
6.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям
Практические занятия – важная форма организации учебного процесса, необходимая при изучении дисциплины. Она способствуют закреплению и углублению знаний, полученных на лекциях и в результате самостоятельной работы над литературными и нормативными источниками, развивает самостоятельность мышления, умение делать выводы, связывать теоретические положения с практикой. В ходе практических занятий вырабатываются необходимые будущему менеджеру навыки публичных выступлений, логики доказывания, культуры речи.
Кроме того, они являются средством контроля преподавателей за самостоятельной работой студента.
Таблица 6
№ раз-дела | Наименование раздела дисциплины | Контрольные вопросы по разделу |
1. | Теоретические основы маркетинга | · В чем заключается сущность понятия маркетинг, его цели и задачи. · Что представляет собой маркетинг как наука: понятие о факторах наличия. · В чем заключается сущность эволюции концепций маркетинга |
2. | Маркетинговые исследования | · Объясните последовательность проведения маркетинговых исследований. · Каковы цели и задачи маркетинговых исследований. · Перечислите систему методов исследований. · Что включает в себя маркетинговой информации |
3. | Маркетинговый комплекс | · Перечислите и дайте основную характеристику составляющим комплекса маркетинга. · Каковы современные требования в разработке комплекса маркетинга на предприятии. · Каковы принципиальные отличия составляющих комплекса маркетинга «6р», «8р». |
4. | Потребитель в системе маркетинга. Сегментирование потребительского рынка. | · Объясните основные принципы сегментирования. · Каковы принципы формирования правильного представления о поведении потребителей. · Что включает в себя дефиниция потребности и какова их структура в системе маркетинга. · Перечислите основные виды потребителей и их характеристика. |
Окончание таблицы 6
5. | Товар в системе маркетинга | · Как характеризуется товар как инструмент комплекса маркетинга. · Что включает в себя концепция товарного ассортимента. · Перечислите основные решения относительно товара. · Что включает в себя позиционирование товара. · Как осуществляется процесс позиционирования. |
6. | Стратегические и тактические решения в области ценообразования | · Что понимается под ценой как категорией экономической теории маркетинга. · Какие процедуры включает в себя разработка ценовой политики. · Перечислите и охарактеризуйте стратегии ценовой и неценовой конкуренции. · Дайте характеристику факторов, влияющих на решение о ценах. |
7. | Маркетинговые решения по коммуникации | · В чем заключается сущность процесса коммуникации. · Что включает в себя понятие коммуникации и ее этапы. · Дайте характеристику инструментов стимулирования продаж. · Что включает в себя рекламная деятельность. · Дайте характеристику типов и каналы рекламы. · Составьте проект бюджета на рекламу. · Какие инструменты позволяют провести измерение эффективности рекламы. · Что включает в себя электронный маркетинг. |
8. | Стратегическое планирование деятельности маркетинговой службы | · В чем заключается содержание понятия «стратегическое планирование», его цели и задачи. · Что такое стратегическое и оперативное планирование маркетинга. · Перечислите этапы разработки маркетинговой стратегии. · Кто осуществляет разработку маркетинговой стратегии фирмы, работающей на потребительском рынке. · Что включает в себя процедура отработки планов. Как осуществляется количественная оценка спроса и уровня потребностей. · Как проводится анализ потребностей посредством сегментации рынков потребительских товаров. |
9. | Стратегический контроль | · Какие методы позволяют оценить эффективности маркетинга. · Что включает в себя дефиниция маркетинговый аудит. · Как осуществляется переоценка качества маркетинга. Как осуществляется переоценка этической и социальной ответственности. |
6.2. Перечень ситуационных задач
Ситуационная задача №1
Определите концепцию маркетинга, цели и задачи маркетинга предприятия.
Маркетинг формулирует цели, реализация которых обеспечивает достижение целей предприятия.
Выбор концепции маркетинга напрямую зависит от производимой продукции (табл.7).
Таблица 7
Содержание маркетинговых концепций
№ | Наименование концепции | Содержание концепции |
Концепция совершенствования производства | Продукция неэластична, пользуется постоянным спросом который превышает предложение. Себестоимость высока и ее необходимо снизить | |
Концепция совершенствования товара | Продукция аналогична продукции конкурентов, но превосходит их по качеству | |
Концепция интенсификации коммерческих усилий | Продукция пассивного спроса | |
Концепция маркетинга | Удовлетворение нужд и потребностей потенциального потребителя, целевого сегмента | |
Концепция социально-этичного маркетинга | Удовлетворение нужд и потребностей потенциального потребителя наиболее эффективными чем у конкурентов методами, с учетом благополучия потребителей и общества в целом |
Опишите продукцию выбранного вами предприятия и соотнесите ее с одной или несколькими концепциями маркетинга представленными в табл. 1.
После выбора продукции и определения маркетинговой концепции сформулируйте маркетинговые цели предприятия, данные занесите в таблицу (табл.8).
Таблица 8
Цели маркетинга
Цель деятельности предприятия | Стратегическая | Долгосрочная | Среднесрочная | Краткосрочная |
Ситуационная задача №2
1. Составьте план маркетингового исследования спроса на новый (усовершенствованный) продукт.
План должен содержать:
· определение цели и постановку задач (оценка и прогноз спроса и др.);
· выбор метода сбора информации;
· выбор метода моделирования и прогнозирования.
2. Разработайте анкету опроса мнения потребителей о качестве новой (усовершенствованной) продукции. Определите выборку и проведите маркетинговый опрос среди потенциальных потребителей. Выборка не может составлять менее 25 человек.
3. Обработайте результаты опроса: составьте таблицы вариантов ответов, постройте графики вариаций, сделайте выводы.
Ситуационная задача №3
Для рынка продукции (осуществляется выбор 2-3 позиций продукции на усмотрение студентов) проведите:
· географическую сегментацию групп потребителей;
· демографическую сегментацию групп потребителей;
· сегментацию групп потребителей со социально-экономическому и культурному признакам;
· психографическую сегментацию групп потребителей;
· повденческую сегментацию групп потребителей;
· сегментацию групп потребителей;
Составьте 2-3 профиля сегмента потребителей как совокупности групп потенциальных потребителей, одинаково реагирующих на продукцию.
По результатам сегментации сделайте вывод.
Ситуационная задача №4
Опишите продукт по следующим характеристикам:
· назначение;
· функции;
· характеристики (качества);
· товарный ассортимент;
· товарную номенклатуру.
Построите график жизненного цикла продукта, используя результаты полученные вами при решении ситуационной задачи №2. Опишите этапы жизненного цикла продукта и мероприятия по управлению жизненным циклом продукта (пути преодоления жизненного цикла).
Ситуационная задача №5
Установите цели и задачи распределения продукции. Выберите наиболее эффективную, на ваш взгляд, схему канала распространения.
Целью распределения продукции является доведение ее до покупателя и обеспечение для него максимума комфорта.
Задачами распространения являются: оценка частоты поставок, обеспечение сохранности поставок, принятие малых заказов, координация ассортимента, скорость доставки и др.
Исходя из особенностей продукции, географического положения сегментов рынка, покупательной способности и прогноза возрастания цены с учетом издержек посредника выберите один из каналов распространения (нулевой, канал первого уровня, канал второго уровня, канал третьего уровня) и опишите составляющие элементы выбранного канала.
Ситуационная задача №6
Оцените эффективность местоположения розничного магазина реализующего товары.
Эффективность расположения розничного магазина целесообразно определять с помощью следующих критериев (табл. 9)
Таблица 9.
Оценка альтернативных мест деятельности
Признак | Оценка | ||||
Норма | Вес признака | Место | |||
А | В | С | |||
Относительная покупательная сила | 200 СЕ* на жителя | ||||
Число потребителей в зоне влияния | |||||
Поток прохожих в час | |||||
Торговые площади | min 800 м2 | ||||
Площади витрин | min 40 м2 | ||||
Наличие стоянок | min 10 мест | ||||
Возможности поставки | прямые | ||||
Общественный транспорт | в 3 мин. ходьбы | ||||
…… | |||||
Сумма для сравнения |
*СЕ - стоимостная единица
Для практических целей можно использовать приведенные в таблице нормы или установить условные нормы самостоятельно, на основе исследования ряда мест, планируемых для расположения магазина.
После уточнения числа признаков необходимо установить значение суммы весов нормативных значений признаков., например 1; 10; 100; 1000 и т.п., и распределяем принятую сумму между признаками в соответствии с их значимостью.
Для каждого месторасположения определите конкретное значение признака и в зависимости от его соотношения с нормой определите значение признака для конкретного месторасположения.
Сумма максимальных значений признаков покажет, какое место является наиболее эффективным.
По результатам расчетов сделайте вывод.
Ситуационная задача №7
1. Выберите и обоснуйте конкретную стратегию установления цены на продукцию предприятия:
· стратегия очень высоких цен;
· стратегия средних цен;
· стратегия низких цен и др.
2. Определите условно-постоянные и условно-переменные издержки на производство рассматриваемой продукции.
3. Определите себестоимость годовой программы выпуска, себестоимость единицы продукции, среднюю себестоимость.
4. Постройте график точки безубыточности, с учетом предложенной вами стратегии ценообразования.
Ситуационная задача №8
Стимулирование сбыта является очень важной деятельностью и неотъемлемой частью маркетингового процесса.
Бизнес-среда сегодня стала очень конкурентоспособной из-за роста числа компаний, предлагающих свою продукцию клиентам. Существуют следующие способы стимулирования сбыта продукции (табл. 10).
Таблица 10
Способы стимулирования сбыта продукции
№ | Наименование способа стимулирования сбыта продукции | Содержание способа стимулирования сбыта продукции |
Сэмплинг | Бесплатная раздача образцов товара считается одним из классических способов стимулирования сбыта. Обычно сэмплинг проводится прямо в местах продаж того или иного товара. | |
Трайвертайзинг | Передача продукции на пробу (временное использование) на определенный период времени демо-версии продукта. | |
Трансьюмеризм | Это способ распространения товара, при котором клиент не покупает товар, а арендует его на время. | |
Скидки | Распродажи и уценки товаров серьезно повышающие продажи компании. Не должны быть постоянными и устанавливаться на все виды товаров, поскольку потребители могут достаточно быстро привыкнуть к скидкам и приобретать ваш продукт только тогда, когда на него устанавливается скидка, что ведет к снижению маржинальной прибыли. | |
Конкурсы и лотереи | Призваны рекламировать продукт, стимулировать объемы продаж, поскольку допуск к участию в конкурсе или лотерее возможен только при покупке определенного количества товаров. | |
Акции | Рассчитаны как на импульсные продажи, так и на более продуманные, когда потребитель при приобретении нескольких одинаковых товаров может такой же получить дополнительный товар бесплатно или при условии большой скидки. | |
Подарок в придачу | Служат двум целям: - способствуют импульсной продаже товара (относится к стимулированию сбыта); - способы заинтересовать аудиторию, вызвать ажиотаж покупок. | |
Рекламные газеты | Обычно они содержат информацию о скидках на тот или иной товар. Распространение газет таким образом рассчитано на то, что покупатель, обратит внимание на товары со скидками (или какие-либо новинки). | |
Гарантия возврата денег | Известно, что покупатели гораздо охотнее приобретают новую для себя продукцию в том случае, если есть вероятность возврата денег без всяких проблем. | |
Поощрение продавцов | Грамотное премирование продавцов подразумевает фиксированный оклад + процент от продаж. Зарплата продавца должна напрямую зависеть от того количества товара, которое он продаст. |
Из предложенных в табл.10 способов стимулирования реализации продукции выберите и обоснуйте варианты способствующие реализации продукции.
Ситуационная задача №9
Разработайте рекламную стратегию продукции предприятия по схеме:
а) цель проведения рекламной кампании;
б) описание потенциальных потребителей ваших товаров, услуг, на которых должна воздействовать ваша реклама;
в) какое рекламное сообщение может быть использовано (приведите пример);
г) какие реакции вы хотите вызвать у потенциальных потребителей своей рекламой;
д) какие рекламные носители вы планируете использовать;
е) сумма затрат на рекламный бюджет.
Ситуационная задача №10
На основе теоретических знаний и практических навыков, полученных по курсу «Теория менеджмента» составьте структуру службы (отдела, бюро, группы) маркетинга для предприятия. впишите службу маркетинга в укрупненную структуру управления предприятием.
Кратко опишите функции службы маркетинга. Результаты представьте в виде таблицы (табл. 11).
Таблица 11
Функции службы маркетинга предприятия АПК
Подразделение службы маркетинга | Специальные функции управления маркетинговой деятельностью предприятия |
Отдел маркетинговых исследований и информации | |
Отдел сбыта | |
Отдел рекламы и стимулирования сбыта | |
Отдел маркетингового ценообразования | |
Отдел прогнозирования и планирования маркетинга | |
Другие отделы |