Правила подачи статистических данных




1. Проверить статистические данные с точки зрения компетентности и беспристрастности источника.

2. Избегать неопределенных выражений.

3. Статистически сравнивать только совместимые величины.

4. Утверждать только то, что подтверждено совокупностью данных.

Какие средства обеспечивают
наглядность выступления?

По данным психологов, от 50 до 80 % информации человек получает через зрение. Английский психолог Р. Гаррис писал: «Впечатление, сохраняющееся в представлении слушателей после настоящей ораторской речи, есть ряд образов. Люди не столько слушают большую речь, сколько видят и чувствуют ее. Вследствие этого слова, не вызывающие образов, утомляют их. Ребенок, перелистывающий книгу без картинок, — это совершенно то же, что слушатель перед человеком, способным только к
словоизвержению».

Итак, наглядность может быть обеспечена образной речью. Сравним два высказывания: «Человеку, бывающему
в обществе, необходимо уметь хорошо говорить о пустяках
» и «Человек, не имеющий «разговорной мелочи», похож на богача, который не имеет мелкой монеты и потому затрудняется платить мелкие расходы ». Первая фраза имеет назидательный характер, она скучна и поэтому не запоминается. Вторая фраза образна, нетрадиционна, более понятна и убедительна, а следовательно, легче воспринимается и запоминается.

Наглядность достигается использованием соответствующих средств (плакатов, таблиц, графиков, рисунков, картин и т. п.). Но их применение подчиняется определенным правилам.

1. Средства наглядности можно и нужно использовать лишь тогда, когда они действительно необходимы для пояснения, поддержания или возбуждения интереса к излагаемому материалу.

2. Заранее из средств наглядности ничего представлять не следует, это делается лишь в нужный момент.

3. Не использовать средства наглядности, если они
будут плохо видны аудитории.

4. Статистическим таблицам правильнее придавать вид диаграмм, отражающих размеры, тенденции и т. д.

5. Обязательно увязывать слова с изображением, обращаясь при этом не к плакатам, а к слушателям. Дать возможность разглядеть наглядное пособие, сделав небольшую паузу.

6. Не раздавать слушателям никаких пособий, так как это снижает уровень внимания. Есть другое мнение. Раздав материалы по теме выступления, вы привлечете внимание слушателей. Или хотя бы отвлечете их от собственных мыслей.

7. Как только таблицы стали не нужны, их следует
убрать.

8. Если демонстрируется предмет, его нужно держать
в руке на уровне плеч или чуть выше.

9. Комментарии к иллюстрациям должны быть заранее продуманы, записаны. Это должен быть связанный текст. Не
пытайтесь импровизировать.

10. Если у вас есть ассистент, договоритесь о сигналах, определяющих переход от одной иллюстрации к другой.
Не рекомендуем сопровождать комментарии словами вроде «Следующий слайд» и т. п.

11.Значительной убедительностью обладает цифровой
материал, но с цифрами нужно обращаться аккуратно,
поскольку они плохо воспринимаются на слух. Значит,
их должно быть немного. Тем более не надо давать ряды цифр. По возможности цифры следует округлять, за исключением данных о жертвах, ущербе и т. п. Если есть возможность, такую информацию следует давать в сравнении, образном сопоставлении. Например, С. Собянин рассказывая, о количестве снега, вывезенного с московских улиц, предложил представить себе дорогу шириной в 4 метра, высота снега – 1 метр. Длина дороги – от Москвы до Владивостока. Очень наглядно и убедительно.

Вы можете апеллировать ко всем органам чувств своих
слушателей. Единственное ограничение – здравый смысл.

Как обеспечивать образность
публичного выступления?

Образная и эмоциональная речь — одно из важнейших средств, обеспечивающих успех публичного выступления.

Научное сообщение — это объективированное изложение, но такой характер не исключает возможности использования образных выражений, остроумных намеков, оригинальных формулировок. Это не препятствует точности и однозначности терминов и понятий. Общедоступность информации обеспечивается внесением в научную речь элементов разговорной речи.

Лишают речь образности и эмоциональности шаблонные фразы. Стереотипный набор языковых конструкций свидетельствует о неспособности мыслить самостоятельно. Примером могут быть следующие фразы: проявить личную
заинтересованность, дальнейшее повышение эффективности, справедливая критика, принять меры, принять участие, оказать помощь, оказать поддержку, произвести награждение.

В рамках официально-делового стиля канцеляризмы неизбежны и даже желательны: они ускоряют процесс
составления документа, облегчают восприятие текста, выступают как сигналы специфической информации. Немотивированное использование канцеляризмов за рамками официально-делового стиля неприемлемо: это нарушает нормы их употребления в литературном языке. Интересно, что в США давно существуют специальные словари, фиксирующие стереотипы — «Словари клише», так что всегда есть возможность проверить, насколько оригинальны языковые средства говорящего. С. Я. Маршак о штампах высказывался так: «От частого употребления многие из слов стираются, как ходячая монета. Привыкая к ним, мы почти не слышим их звучания. Они теряют свое буквальное значение, как бы отрываясь от питающей их почвы, теряют силу и образность. Эпитет «яркий» перестает быть ярким. Слово «прелестный» лишается всякой прелести и даже иной раз звучит пошловато и иронически». А К. И. Чуковский писал: «Всякая штампованная речь многословна. Ведь тот, кто пользуется истертыми штампами, говорит по инерции, спустя рукава, его внимание к каждому слову ослаблено, поэтому он так и сыплет словами-паразитами, превращающими его речь в болтовню». Нельзя назвать выразительной речь, насыщенную трудными для восприятия словами. Стараясь сделать речь серьезной, значимой, ораторы иногда злоупотребляют терминологией, так что изложение принимает слишком наукообразный характер. Выступающий должен знать, насколько слушатели готовы к восприятию информации, компетентны
в вопросе, который освещает оратор.

Список основных средств выразительности дается в
приложении.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: