Как бы ни была интересна ваша речь, со временем внимание аудитории притупляется, начинаются шум, движение, разговоры, поэтому необходимо знать приемы управления аудиторией.
Таких приемов множество.
– Прямое требование внимания.
– Обращение с неожиданным вопросом.
– Тайна занимательности. Для того чтобы заинтриговать слушателей, предмет речи не называется сразу. П. Сергеич писал: «Внимание слушателей получает толчок, когда оратор неожиданно для них прерывает начатую мысль, —
и новый толчок, когда, поговорив о другом, возвращается
к недоговоренному ранее».
– Вопросно-ответный ход заставляет вникнуть в суть проблемы, следить за логикой мысли выступающего, который ставит
вопросы и отвечает на них.
– Юмор, уместная шутка, связанные с темой выступления и, возможно, заранее подготовленные.
– Прием сопереживания используется для достижения эмоционального контакта. Выступающий выражает свое
понимание или сочувствие по поводу каких-либо событий.
– Прием соучастия — оратор ссылается на совместное участие со слушателями в каких-то мероприятиях, вспоминает о тех или иных эпизодах.
– Апелляция к речи предыдущего оратора — согласие или несогласие с его словами, цитирование его слов.
– Ссылка на авторитеты с целью подкрепить свои аргументы (видные политические, общественные деятели, ученые, деятели литературы и искусства, известные журналы, газеты).
– Апелляция к личности оратора предполагает обращение к личному опыту выступающего (случай из своей
жизни, отношение к тем или иным событиям).
– Апелляция к погодным условия («даже погода радуется / печалится ») — не очень эффективный, банальный прием.
– Обращение к аудитории. Удачно найденные обращения следует повторять в своем выступлении ((Уважаемые / Глубокоуважаемые) дамы и господа, Дорогие друзья, Милые дамы,
(дорогие) товарищи, коллеги).
– Голосовые приемы — понижение или повышение тона, изменение громкости, темпа речи. Если высота звука неизменна на всем протяжении речи, то речь становится монотонной и «усыпляет» слушателей. Очень быстрая речь требует повышенного внимания, это вызывает утомление
и желание отдохнуть. Тихая речь требует от слушателей дополнительных усилий, когда же терпение и силы аудитории иссякнут, есть опасность, что речь выступающего будет
заглушена шумом.
– Пауза придает речи значимость, привлекает внимание,
особенно пауза на середине фразы.
– Постарайтесь найти точки соприкосновения, даже если завязалась дискуссия. Убедите слушателей, что у вас много общего, начиная с малого, постепенно ведите аудиторию
за собой.
Как выступать перед аудиторией, имеющей
высокий уровень профессиональной
и научной подготовки?
Чему следует отдавать предпочтение? | Чего следует остерегаться или не делать вообще? |
Начать с яркого сравнения, неожиданной реплики, вызывающей положительный эмоциональный отклик у слушателей. | Не демонстрировать свое превосходство, не выступать вообще, если нет новых фактов, подходов к решению проблем. |
Четко сформулировать проблему, обосновать значимость ее решения. | Не допускать повторов, тривиальных суждений. |
Вскрыть противоречия, трудности в решении проблемы, ложные подходы и спекулятивные точки зрения. | Не злоупотреблять цифрами, цитатами. |
Доказательность суждений и выводов должна быть безупречной с точки зрения логики. | Не уклоняться от существа проблемы. |
Оперировать достоверной информацией и проверенными фактами. | Апеллируя к авторитетам, избегать чрезмерного цитирования. |
Стремиться выступать не читая, но следуя четко выстроенному плану. | Не нарушать логику, последовательность изложения и аргументации |
Стиль выступления проблемный или проблемно-критический, профессионально компетентный. | Не нарушать регламент выступления. |
Как выступать
перед молодежной аудиторией?
Чему следует отдать предпочтение? | Чего следует остерегаться или не делать вообще? |
Быть максимально откровенным, не сглаживать проблемы, а показывать причины, их порождающие. | Не уклоняться от нерешенных проблем, острых вопросов. |
Теоретические положения и суждения подкреплять убедительными примерами, конкретными фактами. | Не упрекать слушателей в незнании, профессиональной и научной некомпетентности. |
Периодически шутить. | Не заигрывать с аудиторией, не льстить ей, не идти у нее на поводу. |
Стремиться к сочетанию научности, доказательности и популярности выступления. | Не противопоставлять молодое поколение старшему. |
Показать знание молодежных проблем. | Не ругать молодежь. |
Как выступать
в женской и мужской аудитории?
Женщин интересует сам процесс общения. | Для мужчин прежде всего важен результат, процесс имеет второстепенное значение. |
Для женщинбольшое значение имеет эмоциональная сторона дела, проявление человеческих качеств, отношения между людьми. | Мужчин в процессе убеждения интересует доказательность, логика, факты. |
Их внимание привлекают примеры, касающиеся семьи, детей, переживаний, быта, мужчин. | Их внимание привлекают примеры из истории, политики, информация о женской психологии, о возможности добиться успеха, обогатить свою эрудицию. |
Женщины лучшие слушатели по сравнению с мужчинами. | Как слушатели мужчины значительно нетерпеливее женщин. На первом месте для них компетентность выступающего. |
Как выступать
перед негативно настроенной
аудиторией?
Перед выступлением в «сложной» аудитории необходим
особый настрой. Важно сохранять самоконтроль в любой ситуации и управлять ситуацией с начала и до конца
выступления.
Не теряйте спокойствия и самообладания при негативной реакции аудитории. Старайтесь не допускать необдуманных
действий.
При негативной реакции слушателей не рекомендуется:
– спорить;
– пытаться взывать к логике и здравому смыслу, ведь эмоции им не подчиняются;
– советовать или указывать, что они должны делать
и как себя вести;
– приказывать;
– высмеивать;
– стыдить;
– не принимать их в расчет, игнорировать их интересы,
продолжать «гнуть» свою линию;
– спрашивать о мотивах их поведения;
– отвечать на атаку противодействием;
– «играть на нервах».
При попытке прямого давления слушатели могут рассмеяться в ответ, язвительно ответить на угрозы, проигнорировать проповедь, чтение морали, обращенные к ним; ответить на критику или обвинения теми же действиями.