ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ УМЕНИЙ И УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В КОНТЕКСТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА




С. Н. Мишечко

(ФГБОУ СПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»)

ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ УМЕНИЙ И УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В КОНТЕКСТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

В современном российском обществе произошел переход от одного образовательного стандарта к другому. В пояснительной записке к новому документу говорится о том, что современная школа не отвечает требованиям, выдвигаемым семьей, обществом и государством. Российские школьники в большинстве своем не могут применить освоенные в процессе обучения знания, умения и навыки [ФГОС 2010].

В тексте стандарта вводится термин «универсальные учебные действия», под которым понимается один из метапредметных результатов усвоения образовательной программы [ФГОС 2010].

На современном этапе развития российского образования происходит переход от использования понятия «умение» к использованию термина «универсальные учебные действия», в значении которого отражены признаки умений. Кроме того, в тексте государственного стандарта универсальные учебные действия расшифровываются как общеучебные умения [ФГОС 2010].

Поэтому встает проблема выявить, как соотносятся понятия «универсальные учебные действия» и «умение».

Для начала остановимся на содержании понятия «умение».

Единое определение этого термина в педагогике и психологии отсутствует, так как невозможно отнести «умение» чисто к педагогическим или чисто психологическим терминам. Для анализа понятия «умение» обратимся к личностному и деятельностному подходу. Каждый из них рассматривает «умение» в рамках собственной специфики.

Деятельностный подход и его представители относят «умения» к категории личности, умение есть знание в действии, т. е. умение – это качество и способ деятельности (Б. А. Ашмарин, Е. И. Бойко, Е. П. Ильин, Б. Ф. Ломов, П. А. Рудик).

Личностный подход рассматривает умение как личностное свойство, как способность достичь осознанной цели (В. П. Дудьев, С. Ю. Головин).

Согласно психологическому словарю А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского: «Умение – освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях» [А. В. Петровский 1998].

К. К. Платонов отмечает, что «умение – способность человека продуктивно, с должным качеством и в соответствующее время выполнить работу в новых условиях» [К. К. Платонов 1977].

Платонов выделяет этапы умений или уровни их усвоения:

1. Первоначальное умение – осознание цели действия и поиск способов его выполнения, опирающихся на ранее приобретенный опыт. В действиях ярко выражен характер проб и ошибок.

2. Частично умелая деятельность – овладение умениями в выполнении отдельных приемов, операций. Уточнение необходимой системы знаний, сформированность специфических для данных действий навыков. Появление творческих элементов деятельности.

3. Умелая деятельность – творческое использование знаний и навыков с осознанием не только цели, но и мотивов выбора способов и средств ее достижения. Овладение умениями на уровне тактики трудовой деятельности.

4. Мастерство – овладение умениями на уровне стратегии трудовой деятельности, творческое развитие способности самостоятельного определения цели – целеполагания, творческое использование различных умений в соединении убеждениями, высокой общественной активностью, с развитым чувством коллективизма и умением работать в производственном коллективе [К. К. Платонов 1983].

Необходимо заметить, что многие педагоги и психологи избегают применять понятие «умение». Под умением понимают «часть навыка» (Н. Д. Левитов), «первичную ступень в освоении навыка» (Е. Н. Кабанова-Меллер), «совокупность приемов и способов» (Е. П. Ильина), «возможность выполнять действие в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать» (А. В. Усова).

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, делаем вывод, что использование имеющихся знаний и навыков для выбора и осуществления приемов действия в соответствии с поставленной целью, есть умение.

Основой выдвинутого определения «умение», стали приведенные выше концепции К. К. Платонова, А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. В результате необходимо рассматривать умение – как способность к владению сложной системой психических и практических действий, на основе имеющихся у учащегося знаний и навыков.

Способность же, есть совокупность таких свойств личности, которые определяют успешность обучения какой-либо деятельности и совершенствования в ней [К. К. Платонов 1977].

Далее рассмотрим понятие «универсальные учебные действия». Этот термин был введен относительно недавно, в контексте федеральных государственных образовательных стандартов. Наиболее полно понятия «универсальные учебные действия» раскрыто в трудах А. Г. Амослова и С. Г. Ворощикова.

А. Г. Амослов определяет «универсальные учебные действия» как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта [А. Г. Амослов,2008].

Он делит универсальные учебные действия на:

Личностные − обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, в них входит жизненное, личностное, профессиональное самоопределение и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные − обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

Познавательные − включают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем.

Коммуникативные − обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [А. Г. Амослов 2008].

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер учащегося [А. Г. Амослов 2008].

Изучив представленные А. Г. Амословым группы универсальных учебных действий, делаем вывод, что каждая из них подразумевают овладение какими-либо умениями.

Например, в личностных универсальных учебных действиях выделаем умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и т. д.

В регулятивных универсальных учебных действиях – умение планировать, прогнозировать, контролировать, корректировать, оценивать собственную учебную деятельность и т. д.

В познавательные универсальные учебные действия входят умения формулирования познавательной цели, построения речевого высказывания, умение постановки проблемы и т. д.

К коммуникативным универсальным учебным действиям относим планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации и т. д.

Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

С. Г. Воровщиков пишет, что универсальные учебные действия, как и умения, представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

В широком значении «универсальные учебные действия», по его мнению, лежит «умение учиться», которое предполагает освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции). Оно является существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора [С. Г. Воровщиков 2007].

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают общекультурное, личностное и познавательное развитие и саморазвитие личности, а также преемственность всех ступеней процесса образования. Некоторыми из функции УУД С. Г. Воровщиков называет организацию и регуляцию любой деятельности учащегося независимо от ее содержания, обеспечение этапов усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в процессе усвоения разных учебных предметов. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий [С. Г. Воровщиков 2007].

Усвоение универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определенных, заранее планируемых учителем результатов.

В ходе урока преподаватель формирует универсальные учебные действия с помощи предметных умений.

Общеучебные умения и УУД представляют собой взаимосвязь внешних и внутренних действий, представленных в системе «навык – умение (УУД) – компетентность», в которой они занимают центральное место.

Следовательно, умения или УУД являются одним из неотъемлемых компонентов компетентности, являющейся определяющим результатом педагогической деятельности по образовательному стандарту нового поколения.

Литература

1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А. Г. Амослов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. – М., 2008.

2. Ашмарин, Б. А. Двигательные умения и навыки. Теория и методика физического воспитания: уч. пособие [Текст] / Б. А. Ашмарин. – М., 1979.

3. Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. – 2003. – № 10.

4. Воровщиков, С. Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции [Электронный ресурс]. // Интернет-журнал «Эйдос». – 2007. – 30сентября. https://www.eidos.ru/journal/2007/0930-9.htm.

5. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога [Текст] / С. Ю. Головин. –Минск: 1997.

6. Громыко, Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова [Текст] / Ю. В. Громыко // Известия РАО. – 2000. – № 2.

7. Дудьев, В. П. Психомоторика: cловарь-справочник [Текст] / В. П. Дудьев. – М., 2008.

8. Ильин, Е. П.: умения и навыки не решенные вопросы [Текст] / Е. П. Ильин // Вопросы психологии. – М., 1985.

9. Карабанова, О. А. Универсальные учебные действия [Электронный ресурс]. Адрес: https://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=12250.

10. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] / Б. Ф. Ломов. – М., 1985.

11. Петровский, А. В. Психология. [Текст] / А. В. Петровский. – М., 1986.

12. Платонов, К. К. Краткий словарь системы психологических понятий [Текст] / К. К. Платонов. – М., 1983.

13. Платонов, К. К. Психология [Текст] / К. К. Платонов, Г. Г. Голубев. – М., 1977.

14. Рудик, П. А. Психология [Текст] / П. А. Рудик. – М., 1967.

15. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. – М., 2010

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: