Интеграционные процессы и важнейшие интеграционные структуры современности – ЕС, НАФТА, АСЕАН, АТЭС и др.




На современном этапе глобализации происходит активизация участия национальных систем в мировых процессах. Международная экономическая интеграция — процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе международного разделения труда и взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах. МЭИ направлена на формирование эффективной структуры национальных хозяйств, постепенное сближение и выравнивание уровней их экономического развития.

Наиболее эффективно интеграция осуществляется в регионах, близких к глобальным рынкам, Центральной Америке и Карибском бассейне, Северной Африке, Восточной Европе. Перспективными с точки зрения активизации региональных интеграционных процессов являются регионы, удаленные от мировых рынков, но с собственными крупными рынками - Восточная Азия, Южная Азия, Южная Америка, Южная Африка, формирующимися вокруг Индии, Китая, ЮАР, Бразилии.

Сложнее всего процессы международной интеграции происходят в регионах с малыми странами, удаленными от мировых рынков. Это регионы «беднейшего миллиарда» - Восточная, Центральная, Западная Африка, острова Тихого океана и Центральная Азия.

ЕС. Европейский союз – это экономическое и политическое объединение 28 европейских государств, нацеленное на их региональную интеграцию. Юридически этот союз был закреплён Маастрихтским договором, вступившим в силу 1 ноября 1993 года, на принципах Европейских сообществ. ЕС объединяет около пятисот миллионов жителей. ЕС сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них большую роль.

С помощью стандартизованной системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля в пределах Шенгенской зоны, в которую входят как страны-члены, так и другие европейские государства. Союз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли, с/х, рыболовства и регионального развития. 19 стран союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону.

Будучи субъектом международного права, Союз имеет полномочия на участие в международных отношениях и заключение международных договоров. Сформирована общая внешняя политика и политика безопасности, предусматривающая проведение согласованной внешней и оборонной политики. По всему миру учреждены постоянные дипломатические миссии ЕС, действуют представительства в ООН, ВТО, Большой семерке и группе двадцати. Делегации ЕС возглавляются послами ЕС.

ЕС включает 28 стран: Бельгию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Германию, Францию, Данию, Ирландию, Великобританию, Грецию, Испанию, Португалию, Австрию, Финляндию, Швецию, Польшу, Чехию, Венгрию, Словакию, Литву, Латвию, Эстонию, Словению, Кипр (кроме северной части острова), Мальту, Болгарию, Румынию, Хорватию.

 

 

НАФТА. СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ (НАФТА) – экономическое интеграционное объединение, в которое входят США, Канада и Мексика. Является одним из трех (наряду с ЕС и АТЭС) наиболее влиятельных в современном мировом хозяйстве региональных интеграционных блоков.

Ядром НАФТА является американо-канадская экономическая интеграция. Развивающаяся с 19 в., она привела к подписанию в сентябре 1988 американо-канадского соглашения о свободной торговле, вступившего в силу с 1989. КУФТА предусматривало создание в течение 10 лет зоны свободной торговли, объединяющей обе страны Северной Америки. С 1990 начались переговоры о присоединении к КУФТА Мексики. 17 декабря 1992 было подписано соглашение между США, Канадой и Мексикой о Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА), вступило в силу 1 января 1994.

НАФТА стала первым в мире экономическим союзом, объединившим высокоразвитые государства (США, Канада) и развивающуюся (Мексика) страну.

Внутри НАФТА, в отличие от ЕС и АТЭС, есть только один центр экономической силы – США, чья экономика в несколько раз превосходит Канаду и Мексику вместе взятые. Эта моноцентричность облегчает управление (страна-лидер легко может навязать свои решения более слабым партнерам), но одновременно создает среду потенциальных конфликтов (партнеры США могут оказаться недовольными своим подчиненным положением). Кроме того, интеграция оказывается однобокой: Канада и Мексика тесно интегрированы с США, но не друг с другом.

Из-за моноцентричности в НАФТА нет специальных надгосударственных институтов (как Европарламент в ЕС), поскольку они стали бы лишь придатком к администрации США. Центральным организационным институтом НАФТА является Комиссия по свободной торговле на уровне министров торговли, которая следит за выполнением соглашения и оказывает содействие разрешению споров, возникающих при его интерпретации. Она контролирует деятельность 30 комитетов и рабочих групп. Если какая-либо страна решится игнорировать решения Комиссии, то она столкнется с торговыми и иными санкциями других партнеров по блоку.

 

АСЕАН. АССОЦИАЦИЯ СТРАН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ, АСЕАН – региональная организация стран Юго-Восточной Азии. Образована в 1967. Включает 10 стран (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней (1984), Вьетнам (1995), Лаос (1997), Мьянма (1997), Камбоджа (1999)).

Высшим органом АСЕАН являются встречи глав государств и правительств. Руководящим и координирующим органом служат ежегодные совещания министров иностранных дел. Руководство повседневной деятельностью АСЕАН осуществляет Постоянный комитет под председательством министра иностранных дел страны-устроительницы очередного совещания министров иностранных дел. В Джакарте заседает постоянный Секретариат во главе с Генеральным секретарем АСЕАН.

В Бангкокской декларации об учреждении АСЕАН уставными целями Ассоциации определены содействие развитию социально-экономического и культурного сотрудничества стран-членов, упрочению мира и стабильности в ЮВА.

Первоначальная роль Ассоциации была, скорее, политической, нежели экономической. С начала ее существования наиболее значительные соглашения заключались странами-членами именно в области политического сотрудничества и сотрудничества в сфере безопасности, включая Декларацию 1971 года, определяющую Юго-Восточную Азию как Зону мира, свободы и нейтралитета, Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларацию АСЕАНовского соглашения. Они были направлены на поддержание мира внутри региона и построение сообщества, свободного от влияния внешних сил.

В экономической сфере страны Ассоциации проводят линию на тесное взаимодействие и либерализацию в субрегионе ЮВА на базе вступившего в силу с 1 января 2002 г. Соглашения о создании Зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА), рамочного соглашения о Зоне инвестиций АСЕАН (АИА) и схемы Промышленного сотрудничества АСЕАН (АИКО). Важное место во внешнеполитической деятельности Ассоциации занимает работа по созданию в ЮВА зоны, свободной от ядерного оружия. Соответствующий договор был подписан в Бангкоке в 1995 г. и вступил в силу в 1997 г.

АТЭС. Азиа́тско-Тихоокеа́нскоеэкономи́ческоесотру́дничество (АТЭС) — международная организация, созданная для сотрудничества в области региональной торговли, обеспечения экономического развития, либерализации условий капиталовложений в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. АТЭС была образована в 1989 году в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии.

Экономика стран АТЭС занимает значительное место в мире: население стран АТЭС составляет около 40 % мирового населения; доля этих стран в мировой экономике составляет более 50 % ВВП и более 40 % мировой торговли.

Стратегической целью организации (было объявлено в 1994 году) является создание к 2020 году в Азиатско-Тхоокеанском регионе системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима. Каждая экономика при этом самостоятельно определяет свой статус и сроки введения новых режимов на основе собственных планов действий. В состав организации входят в большинстве своем страны с береговой линией у Тихого океана. Помимо этих государств первоначально в состав организации вошли Бруней, Индонезия, Канада, Южная Корея, Малайзия, Сингапур. США, Таиланд, Филиппины и Япония.

АТЭС не имеет существенной организационной структуры и большого бюрократического аппарата. Основной формой его деятельности являются консультативные форумы, первоначально на уровне министров, а с 1993 года — на уровне глав государств. Секретариат АТЭС расположен в Сингапуре, состоит из 23 дипломатов, представляющих свои страны, а также 20 местных наемных сотрудников.

Примеры других интеграционных структур современности.

В странах Центральной и Латинской Америки существует 6 интеграционных группировок, включающих 29 из 33 стран этого региона. Все интеграционные группировки Центральной и Латинской Америки своей конечной целью имеют создание общего рынка.

В качестве примера можно привести следующие объединения.

Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ) создана в 1980 г. на базе Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (1960 г.). В ассоциацию входят: Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу, Венесуэла, Аргентина, Бразилия, Чили, Мексика, Парагвай, Уругвай. ЛАИ находится на этапе общего рынка.

Центрально-американский общий рынок (ЦАОР) создан в 1961 г. Его членами являются Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Никарагуа. Находится на этапе таможенного союза.

В Африке идея межгосударственного интегрирования чрезвычайно популярна, и на континенте существует огромное разнообразие интеграционных группировок, причем интеграция в Африке идет сверху, являясь инициативой правительств.

Наиболее крупными являются следующие группировки.

Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС) создано в 1975 г. В него входят 16 стран-участниц: Бенин, Буркина-Фасо, Острова Зеленого Мыса, Кот-д'Ивуар, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Либерия, Мали, Мавритания, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне и Того. Сообщество представляет собой экономический союз.

Таможенный и экономический союз Центральной Африки (ЮДЕАК) образован в 1966 г. В него входят 6 государств: Габон, Камерун, Конго, Центрально-Африканская Республика, Чад, Экваториальная Гвинея. Целями ЮДЕАК являются поэтапное создание и развитие общего рынка стран Центральной Африки, укрепление действующего таможенного союза.

 

38. Транснациональные корпорации и транснациональные банки.

Под транснациональной корпорацией понимается крупное объедине­ние, использующее в своей хозяйственной деятельности международный подход и предполагающее формирование и развитие международного производственно-сбытового, торгового и финансового комплекса с еди­ным центром принятия решений в стране базирования и с филиалами, пред­ставительствами и дочерними компаниями в других странах.

Основным фактором эффективной деятельности ТНК высту­пает международное производство товаров и услуг, которое пред­ставляет собой выпуск продукции материнскими компаниями ТНК и их зарубежными филиалами на базе интернационализации производства.

Почти все крупнейшие ТНК по национальной принадлежнос­ти относятся к «триаде» — трем экономическим центрам нашей планеты: США, ЕС и Японии.

Крупнейшие ТНК сосредоточены, как правило, в развитых странах. Гак, в двадцатку крупнейших по обороту компаний входят ТНК США, Японии, Германии, Франции, Великобритании и Нидерландов.

В начале XXI в. в мире насчитывается более 80 тыс. ТНК и 850 тыс. их филиалов. Материнские компании расположены главным образом в развитых странах (50,2 тыс.), большее число филиалов приходится на раз­вивающиеся страны (495 тыс.).

Для оценки уровня транснационализации корпорации используют индекс транснационализации, представляющий собой среднее значение следующих трех показателей: отношения зарубежных активов к общему объему активов, зарубежных продаж к общему объему продаж и числен­ности работников за рубежом к общему числу занятых в корпорации.

При образовании корпораций в различных странах решающую роль играли разные факторы: в США — финансовый капитал, в Японии — взаимное владение акциями, а также наличие собственных информацион­ных, торговых, финансовых, транспортных средств, в Южной Корее и Япо­нии — координация и поддержка государства.

В начале XXI в. транснационализация производства и капитала стала не только непосредственным условием функционирования и развития ТНК, но и фактором, определяющим в значительной мере темпы и пропорции развития всей мировой системы хозяйства.

Главными партнерами транснациональных корпораций по между­народному бизнесу за последние полтора века стали транснациональные банки (ТНБ.

Под транснациональным банком понимается крупный банк, достиг­ший такой уровень международной концентрации и централизации капи­тала, который благодаря сращиванию с промышленным капиталом (ТНК) предполагает их реальное участие в экономическом разделе мирового рынка ссудных капиталов и кредитно-финансовых услуг.

Транснациональные банки прошли несколько этапов своего станов­ления, которые совпадали в основном с этапами развития ТНК.

I этап — конец XIX — начало XX в. до Первой мировой войны— 1914—1918 гг.

II этап — с конца Первой мировой войны (1918 г.) до начала Второй мировой войны (1939 г.). В периоды мировых войн международная финансовая деятельность несколько замедлялась и сокращалась, а между воюющими сторонами и вовсе прекращалась.

III — конец Второй мировой войны (1945 г.) — 70-е годы XX в., когда происходили послевоенное восстановление экономик, вклю­чая банковские системы, развал мировой колониальной системы и постро­ение новых экономических отношений с развивающимися странами, тре­бующих формирования новых международных банковских структур.

IV этап приходится на 80—90-е годы XX в., когда наблю­дался бурный рост ТНК в мире, что вызвало крайнюю необходимость раз­вертывания широко разветвленной сети транснациональных банков для финансового обслуживания ТНК и резко увеличивающихся запросов миро­вых финансовых рынков.

V этап развития ТНБ приходится на начало XXI в., когда уси­ливаются региональные интеграционные процессы в Европе, Северной и Южной Америке, Азии и Евразии, набирает обороты глобализация всех мирохозяйственных связей с масштабным участием в них ТНК и ТНБ. В этих условиях требуется невиданная ранее концентрация капитала, необходимого для обеспечения финансовыми ресурсами ТНК и других участников международного бизнеса.

К началу XXI в. в мире сформировались три главных финансовых региона, в которых сгруппировались крупнейшие транснациональные банки мира: США, Западная Европа и Япония. Кроме того, существует еще ряд международно признанных финан­совых центров: в Чикаго (США), Базеле (Швейцария), Амстердаме (Нидер­ланды), Вене (Австрия), Гонконге (КНР), Тайване, Сингапуре, Сеуле (Рес­публика Корея), Сиднее (Австралия), Кейптауне (ЮАР), Сан-Пауло (Бразилия), Эр-Риаде (Саудовская Аравия) и др.

 

Основные формы международных экономических связей между субъектами мировой экономики и экономическими операторами мирового хозяйства: торговые, валютно-финансовые, кооперационные, научно-технические и другие.

В настоящее время формы международных экономических отношений существенно расширились. При этом основное их расширение произошло в основном в период с конца 60-х до середины 80-х гг. В то же время продолжают действовать формы международных экономических отношений, которые сложились в конце XIX—начале XX вв.

Прежде всего это касается внешней торговли, вывоза капитала, валютных отношений.
В современных условиях основными формами международных экономических отношений являются следующие:

1) внешняя и мировая торговля;

2) кредитные отношения;

3) валютные и платежно-расчетные отношения;

4) миграция и вывоз капитала;

5) международная миграция рабочей силы;

6) международные интеграционные процессы;

7) создание и развитие транснациональных корпораций и кредитно-финансовых институтов;

8) межгосударственное регулирование международных экономических отношений (регулирование валютно-финансовых, торговых отношений);

9) деятельность международных кредитно-финансовых институтов (МВФ, МБРР) в сфере международных экономических отношений;
10) научно-техническое и производственное сотрудничество.


Внешняя и мировая торговля. Внешняя торговля занимает видное место в системе международных экономических отношений. Для многих стран Запада в последнее время она стала основным фактором развития экономики. Это касается прежде всего промышленно развитых стран, которые значительную часть продукции экспортируют в другие страны. Широкий обмен товаров между странами в результате роста внешней торговли создает условия для развития мирового рынка и мировой торговли. Современный мировой рынок — это сфера обмена, которая охватывает совокупное товарное обращение различных стран, являющихся его составными органическими элементами. Сегодня нельзя представить ни одной страны, ни одной нации, которые бы обходились без внешней торговли, и даже самые небольшие страны.
Необходимость роста мировой торговли обусловлена рядом причин.
Во-первых, развитием национальных товарных производств и обмена, в том числе и внешней торговли.
Во-вторых, продолжающейся неравномерностью развития отдельных отраслей общественного производства, которая присуща рыночному хозяйству.
В-третьих, это свойственная странам с рыночной экономикой тенденция постоянного расширения производства в целях получения прибыли.

Кредитные отношения. В сфере международных экономических отношений кредитные отношения возникают в трех случаях: во-первых, в связи с кредитованием внешней торговли; во-вторых, в результате движения ссудного капитала в рамках мирового рынка; в-третьих, в связи с проведением международных расчетов.

 

Валютные и платежно-расчетные отношения. Эти отношения также представляют собой форму международных экономических отношений. Сюда входят валютные отношения между раз-личными странами; валютные операции между различными участниками валютного рынка, представляющими официальные центры купли-продажи валют на основании спроса и предложения, валютный арбитраж, позволяющий использовать разницу в котировках валют на международных и национальных валютных рынках; развитие и регулирование национального валютного рынка, а также участие в операциях международного валютного рынка, осуществление валютных ограничений и использование валютных клирингов.
Расчеты организуются посредством различных платежных средств, векселей, чеков, платежных поручений телеграфных переводов.
Формы международных расчетов имеют следующие исторически сложившиеся особенности:
• импортеры и экспортеры, а также их банки вступают в определенные отношения, связанные с товарораспорядительными и платежными документами;
• международные расчеты регулируются нормативными законодательными актами, а также банковскими правилами;
• международные расчеты унифицированы и универсализированы на основе международных Вексельной (1930 г.) и Чековой (1931 г.) Конвенций (Швейцария, Женева); Международная торговая палата (Франция, Париж) и Комиссия по праву международной торговли ООН (ЮНИСТРАЛ) продолжают работу по унификации расчетных документов;
• международные расчеты имеют документарный характер, так как выставляются против финансовых и коммерческих документов.

Миграция и вывоз капитала. Вывоз капитала представляет собой помещение капитала за границей в целях систематического получения дополнительной прибыли за счет использования местных производственных, материальных и трудовых ресурсов. Если при продаже товаров вследствие неэквивалентного обмена присваивается часть прибыли, созданной в другой стране, и идет однократная реализация прибыли, то при вывозе капитала прибыль присваивается непрерывно до тех пор, пока помещенный капитал находится в собственности иностранных компаний. Современное мировое хозяйство и международные экономические отношения характеризуются усилением вывоза и миграцией капитала.
Процесс интенсификации вывоза капитала в настоящее время определяется следующими факторами:
1)развитием мирового рынка и втягиванием в него все большего числа стран;
2)дальнейшей концентрацией и централизацией капитала в национальных экономиках;
3)перенакоплением капитала на национальных рынках ссудного капитала промышленно развитых стран;
4)заинтересованностью отдельных стран в притоке иностранных капиталов вследствие нехватки внутреннего капитала.

 

Международная миграция рабочей силы. Миграция рабочей силы является одной из важных форм международных экономических отношений в современных условиях. Внутренние рынки рабочей силы одних стран являются внешними источниками пополнения армии наемного труда других государств. В сферу мирового рынка рабочей силы попадает лишь та часть наемных рабочих, которая вынуждена продавать свою рабочую силу за границей.
Наличие мирового рынка рабочей силы обусловлено международной миграцией трудящихся, т.е. взаимопересекающимся потоком миграции (отъезды из стран) и иммиграции (въезд в страну). Международная миграция рабочей силы — передвижение лиц наемного труда через государственные границы в поисках работы. При выезде из своей страны трудящийся является эмигрантом, а при въезде в другую страну — иммигрантом. Главная причина перемещения наемной рабочей силы заключается в колебании в спросе на нее со стороны различных сфер рыночной экономики в лице частного и государственного секторов. Неравномерность накопления капитала в различных странах вызывает необходимость международного обмена рабочей силой. Этот обмен, как правило, происходит стихийно, волнообразно, отражает реакцию на изменение потребностей капитала.

Международные интеграционные процессы. Одной из форм международных экономических отношений выступают интеграционные процессы, происходящие в рамках мировой экономики. Интеграция представляет собой межгосударственное регулирование национальных экономик; формирование регионального хозяйственного комплекса со структурой и пропорциями, направленными на потребности некоторых экономик; устранение национальных барьеров в отношении движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы; создание единого регионального рынка; обеспечение общего роста производительного труда и уровня жизни в странах объединенной группировки.

Развитие транснациональных корпораций и кредитно-финансовых институтов. Важной формой современных международных экономических отношений является деятельность транснациональных корпораций и кредитно-финансовых институтов. В конце 60-х—начале 70-х гг. наиболее четко обозначилась деятельность транснациональных корпораций, которые стали активно создавать производственную, сбытовую, дилерскую и финансовую сеть на национальных рынках других стран. В результате они оказали существенное эволюционное воздействие на формирование международных экономических отношений путем влияния на внешнюю и мировую торговлю, инвестиционный процесс, рынки капиталов, валютные операции, миграцию рабочей силы, передачу новейших технологий.
В свою очередь масштабы операций транснациональных компаний потребовали кредитно-инвестиционного обслуживания, которое взяли на себя транснациональные коммерческие и инвестиционные банки, а также страховые, инвестиционные компании и частные пенсионные фонды. Именно эти институты начиная с 60-х гг. занимаются предоставлением банковских кредитов, размещением и покупкой крупных облигационных займов (еврооблигаций) и евроакций на рынке евровалют, что позволяет удовлетворять потребности в ссудном капитале транснациональных корпораций и обеспечивать их финансирование.
Межгосударственное регулирование международных экономических отношений. Это регулирование, представляя собой форму международных экономических отношений, позволяет поддерживать их длительное время на уровне относительной стабильности.
Межгосударственное регулирование, как правило, сводится к выработке общей политики между группой стран в области различных сфер международных экономических отношений: торговли, миграции капиталов и рабочей силы, валютной политики, таможенных тарифов, инвестиций. Данное регулирование осуществляется посредством проведения совещаний министров финансов, торговли, экономики, глав правительств и государств.

Деятельность международных финансово-кредитных институтов. Их деятельность в послевоенные годы также стала важной формой международных экономических отношений. Это прежде всего относится к МВФ, МБРР, ЕБРР, БМР, а также региональным учреждениям такого типа.
Основные направления деятельности этих институтов сводятся к предоставлению валютно-финансовой помощи различным странам в виде кредитов на стабилизацию экономики, выравнивание платежных балансов, реализацию крупных целевых проектов, регулирование денежно-кредитных и валютных систем
Научно-техническое и производственное сотрудничество. В послевоенные годы широкое развитие в рамках мирового хозяйства получает научно-техническое сотрудничество. Это обусловлено прежде всего воздействием достижений научно-технической революции на международные экономические отношения. Быстрое развитие производительных сил и производительности труда позволяет преодолеть сложившиеся различия в условиях экономического роста отдельных стран.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: