Современные тенденции дошкольного образования




 

Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и развитию образовательной системы, изменении. Это отражается в осознании педагогической общественностью необходимости существенных изменений прежнего хода функционирования учреждения. Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), что выражается в переходе учреждений в режим развития.

На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт формального или содержательного перехода большинства ДОУ в режим поиска. Данный режим является переходным на пути к качественным изменениям и переводу ДОУ в режим развития. Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько инновации, реализуемые в ДОУ, соответствуют достижению устойчивых высоких показателей развития. Поэтому вопрос определения актуальных проблем в развитии ДОУ становится наиболее важным.

Проведенный анализ существующих концепций, проектов, программ в сфере дошкольного образования позволяет определить ряд базовых тенденций в развитии системы (см. таблица).

 

  Управление Целостный педагогический процесс Сопровождение и обеспечение Проблемы
Гумани- зация Рефлексивное Соуправление Самоуправление Личностно-оринтированный, Личностно- деятельностный подход Расширение комплекса услуг для удовлетворения индивидуальных потребностей и интересов личности На уровне условий: - нет единого стандарта дошкольного образования; - отсутствие единой стратегии развития, как следствие – нет нормативов и концепций развития, базирующих на общих основаниях; - недостаток ресурсного обеспечения, неразвитость инфраструктуры внешних и внутренних коммуникаций учреждений.
Демокра-тизация Расширение состава коллективного субъекта управления Децентрализация Расширение горизонтальных связей   Новые отношения и позиции: субъект-субъектные отношения, возможность гибкой смены позиции объекта и субъекта каждым участником Распределение полномочий и состава субъектов учебно-воспитательного процесса На уровне процесса: - не ориентировать на целостное и всестороннее развитие личности ребенка; - используемые инновации не всегда сбалансированы по целям и задачам с аналогичными в ДОУ; - преобладание административных методов управления (слабость функций мотивации и стимуляции).
Диверси-фикация Расширение типов и уровней управления Индивидуализация и дифференциация, вариативность и реализация образовательных услуг Расширение структур сопровождения (медико-валеологическая, социально-педагогическая, психологическая, коррекционно-педагогическая) На уровне результата: - нет естественного воспроизводства реализации инноваций; - нет солидных методик отслеживания инновационного процесса.  

 

Проекция выделенных оснований на учебно-воспитательный процесс в ДОУ по-новому представляет все его подсистемы.

В связи с этим появляется ряд базовых принципов, обеспечивающих реализацию названных направлений в процессе развития ДОУ и его участников:

- принцип человекосообразности (единство культуроприродосообразности);

- принцип целостности педагогического процесса и комплексности целей;

- принцип активности и равнопартнерства в педагогическом взаимодействии всех субъектов педагогического процесса.

Модернизация управления ДОУ связывается с многообразием видов и технологий управления, обеспечивающих комплексное и всестороннее воздействие управляющей системы на управляемую систему ДОУ в рамках мотивационного и программно-целевого подходов, мотивационного программно-целевого управления, соуправления, рефлексивного управления ДОУ в первую очередь являются новые принципы:

- демократизации и гуманизации;

- системности и целостности управления;

- централизации / децентрализации;

- взаимосвязи и разделения стратегического, тактического и оперативного уровней управления и соответствующих им видов управления (традиционное, рефлексивное, самоуправление);

- единоначалия и коллегиальности;

- объективности и полноты информации в принятии управленческих решений.

На современном этапе существует ряд проблем в развитии инновационного процесса ДОУ, в частности, такие как:

- совмещение инновационных программ с существующими в ДОУ;

- раскол педагогического сообщества и сосуществование представителей различных педагогических концепций;

- несоответствие новых типов ДОУ ожиданиям, требованиям родителей;

- потребность в новом научно-методическом обеспечении проводимой образовательной деятельности;

- потребность в новых педагогических кадрах;

- приспособление новшеств к новым условиям;

- проблема изменения, оптимизации, замены новшеств, способность вовремя избавляться от устаревшего, педагогически нецелесообразного;

- проблема воспроизводства инновационности и формирования условий, способствующих этому.

На основе анализа существующих концепций развития дошкольного образования к ведущим направлениям инноваций в ДОУ можно отнести:

- утверждение гуманных субъект-субъектных отношений, развитие творческих возможностей, интеллектуальных сил детей;

- индивидуальное творческое развитие личности ребенка; развитие связи практиков и исследователей в области инноватики.

Соответственно, основные тенденции развития дошкольного образования связаны с установкой на создание полноценного пространства развития ребенка и организацию комплексного сопровождения индивидуального развития детей дошкольного возраста. Насыщенное и безопасное жизнепроживание, событийность, связность взрослого и ребенка в образовательном процессе, приоритет развивающих и воспитательных задач в ДОУ способствуют благоприятной социализации детей и закладывают базовые компетентности дошкольника в освоении мира и присвоении культуры.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: