Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и развитию образовательной системы, изменении. Это отражается в осознании педагогической общественностью необходимости существенных изменений прежнего хода функционирования учреждения. Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), что выражается в переходе учреждений в режим развития.
На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт формального или содержательного перехода большинства ДОУ в режим поиска. Данный режим является переходным на пути к качественным изменениям и переводу ДОУ в режим развития. Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько инновации, реализуемые в ДОУ, соответствуют достижению устойчивых высоких показателей развития. Поэтому вопрос определения актуальных проблем в развитии ДОУ становится наиболее важным.
Проведенный анализ существующих концепций, проектов, программ в сфере дошкольного образования позволяет определить ряд базовых тенденций в развитии системы (см. таблица).
Управление | Целостный педагогический процесс | Сопровождение и обеспечение | Проблемы | |
Гумани- зация | Рефлексивное Соуправление Самоуправление | Личностно-оринтированный, Личностно- деятельностный подход | Расширение комплекса услуг для удовлетворения индивидуальных потребностей и интересов личности | На уровне условий: - нет единого стандарта дошкольного образования; - отсутствие единой стратегии развития, как следствие – нет нормативов и концепций развития, базирующих на общих основаниях; - недостаток ресурсного обеспечения, неразвитость инфраструктуры внешних и внутренних коммуникаций учреждений. |
Демокра-тизация | Расширение состава коллективного субъекта управления Децентрализация Расширение горизонтальных связей | Новые отношения и позиции: субъект-субъектные отношения, возможность гибкой смены позиции объекта и субъекта каждым участником | Распределение полномочий и состава субъектов учебно-воспитательного процесса | На уровне процесса: - не ориентировать на целостное и всестороннее развитие личности ребенка; - используемые инновации не всегда сбалансированы по целям и задачам с аналогичными в ДОУ; - преобладание административных методов управления (слабость функций мотивации и стимуляции). |
Диверси-фикация | Расширение типов и уровней управления | Индивидуализация и дифференциация, вариативность и реализация образовательных услуг | Расширение структур сопровождения (медико-валеологическая, социально-педагогическая, психологическая, коррекционно-педагогическая) | На уровне результата: - нет естественного воспроизводства реализации инноваций; - нет солидных методик отслеживания инновационного процесса. |
Проекция выделенных оснований на учебно-воспитательный процесс в ДОУ по-новому представляет все его подсистемы.
В связи с этим появляется ряд базовых принципов, обеспечивающих реализацию названных направлений в процессе развития ДОУ и его участников:
- принцип человекосообразности (единство культуроприродосообразности);
- принцип целостности педагогического процесса и комплексности целей;
- принцип активности и равнопартнерства в педагогическом взаимодействии всех субъектов педагогического процесса.
Модернизация управления ДОУ связывается с многообразием видов и технологий управления, обеспечивающих комплексное и всестороннее воздействие управляющей системы на управляемую систему ДОУ в рамках мотивационного и программно-целевого подходов, мотивационного программно-целевого управления, соуправления, рефлексивного управления ДОУ в первую очередь являются новые принципы:
- демократизации и гуманизации;
- системности и целостности управления;
- централизации / децентрализации;
- взаимосвязи и разделения стратегического, тактического и оперативного уровней управления и соответствующих им видов управления (традиционное, рефлексивное, самоуправление);
- единоначалия и коллегиальности;
- объективности и полноты информации в принятии управленческих решений.
На современном этапе существует ряд проблем в развитии инновационного процесса ДОУ, в частности, такие как:
- совмещение инновационных программ с существующими в ДОУ;
- раскол педагогического сообщества и сосуществование представителей различных педагогических концепций;
- несоответствие новых типов ДОУ ожиданиям, требованиям родителей;
- потребность в новом научно-методическом обеспечении проводимой образовательной деятельности;
- потребность в новых педагогических кадрах;
- приспособление новшеств к новым условиям;
- проблема изменения, оптимизации, замены новшеств, способность вовремя избавляться от устаревшего, педагогически нецелесообразного;
- проблема воспроизводства инновационности и формирования условий, способствующих этому.
На основе анализа существующих концепций развития дошкольного образования к ведущим направлениям инноваций в ДОУ можно отнести:
- утверждение гуманных субъект-субъектных отношений, развитие творческих возможностей, интеллектуальных сил детей;
- индивидуальное творческое развитие личности ребенка; развитие связи практиков и исследователей в области инноватики.
Соответственно, основные тенденции развития дошкольного образования связаны с установкой на создание полноценного пространства развития ребенка и организацию комплексного сопровождения индивидуального развития детей дошкольного возраста. Насыщенное и безопасное жизнепроживание, событийность, связность взрослого и ребенка в образовательном процессе, приоритет развивающих и воспитательных задач в ДОУ способствуют благоприятной социализации детей и закладывают базовые компетентности дошкольника в освоении мира и присвоении культуры.