Франческо Петрарка – первый гуманист, «отец гуманизма».




Подлинным родоначальником гуманизма и ренессансной литературы стал Франческо Петрарка (1304—1374). Выходец из пополанской семьи Флоренции, он многие годы про­вел в Авиньоне при папской курии, а остаток жизни — в Италии. Автор лирических стихотворений на вольгаре (складывавшемся национальном языке), героической латинской поэмы «Африка», «Буколической песни», «Стихотворных посланий», Петрарка в 1341 г. был увенчан в Риме лавровым венком как величайший поэт Италии. Его «Книга песен» («Канцоньере») отразила тончайшие оттенки индивидуального чувства, любви поэта к Лауре, все бо­гатство его души. Высокие художественные достоинства, нова­торство поэзии Петрарки придали ей классический характер уже при его жизни; влияние его творчества на дальнейшее развитие литературы Возрождения было огромным.

Гуманистические идеи Петрарка развивал и в латинских прозаи­ческих сочинениях — диалоге «Моя тайна», трактатах, многочис­ленных письмах. Он стал глашатаем новой культуры, обращенной к проблемам человека и опирающейся прежде всего на наследие древних. Ему принадлежит заслуга собирания рукописей анти­чных авторов, текстологической их обработки. Подъем культуры после «тысячелетнего варварства» он связывал с углубленным изу­чением древней поэзии и философии, с переориентацией знания на преимущественное развитие гуманитарных дисциплин, особен­но этики, с духовной свободой и нравственным самосовершенст­вованием личности через приобщение к историческому опыту человечества. Одним из центральных в его этике было понятие humanitas (досл. — человеческая природа, духовная культура). Оно стало основой построения новой культуры, давшей мощный тол­чок развитию гуманитарных знаний — studia humanitatis, отсюда и утвердившийся в XIX в. термин «гуманизм». Петрарке была свойственна и некоторая двойственность, противоречивость: еще сильна была власть христианской догматики, средневековых сте­реотипов мышления. Утверждение светских начал в его мировоз­зрении, осмысление права человека на радость земной жизни, на­слаждение красотой окружающего мира, любовь к женщине, стрем­ление к славе — становились итогом длительной внутренней борьбы, особенно ярко отразившейся в диалоге «Моя тайна», где сталкивались две позиции: христиански-аскетическая и мирская, две культуры — средневековая и ренессансная[3].

Петрарка бросил вызов схоластике: он критиковал ее структуру, недостаточное внимание к проблемам человека, подчиненность теологии, осуждал ее метод, основанный на формальной логике. Петрарка не удовлетворен схоластическим и аскетическим миросозерцанием средних веков, он создает свой взгляд на мир и вещи. Он яростно нападает на мир – хранилище суеверия и невежества:

Поток скорбей, обитель злобы дикой,

Храм ереси и школа заблуждений,

Источник слез, когда-то Рим великий

Теперь лишь Вавилон всех прегрешений,

Горнило всех обманов, мрачная тюрьма,

Где гибнет благо, зло произрастет,

Живым до смерти ад и тьма –

Ужель Господь тебя не покарает?

Он возвеличивал филологию, науку о слове, в котором отражает­ся суть вещей, высоко ценил риторику и поэзию как наставницу в нравственном совершенствовании человека. Программа станов­ления новой культуры в главных чертах была намечена Петрар­кой. Ее разработку завершили его друзья и последователи — Бок­каччо и Салютати, творчество которого завершает этап раннего гуманизма в Италии.

Он считал необходимым обращение всей системы знаний к проблемам человека. Главными среди образовательных дисциплин ему представлялись филология, риторика, поэзия и особенно моральная философия. Он заложил основы новой гуманистической этики, главным принципом которой было достижение нравственного идеала путем самопознания, а также образования, смысл которого Петрарка видел в широком овладении культурным опытом человечества.В его этике одним из основных понятий стал термин “humanitas.Именно он лег в основу построения новой гуманистической культуры, которая в свою очередь дала толчок для развития комплекса studiahumanitatis. Петрарка считал, что главное достоинство, возвышающее человека над толпой, это не его знатное происхождение, а высокая образованность, занятия науками, поэзией, которая придает человеку его «человечность». Еще при жизни слава о Франческо Петрарке перешагнула границы Италии. Для гуманистов он стал классиком: его переводили на языки разных стран Европы, ему подражали, его сочинения комментировали, его яркой индивидуальностью восхищались. Особенно сильным влияние Петрарки оказалось в поэзии – его «Книга песен» дала импульс общеевропейскому явлению петраркизма.

Видимо, в мае 1354 г. была начата работа над трактатом «О средствах против превратностей судьбы», который среди многих других важнейших моментов содержит свидетельства независимости идейной позиции гуманиста. Он включил в трактат несколько диалогов против тирании, в которых миланские правители легко могли узнать методы своего правления и отношение к ним Петрарки.

В падуанский период Петрарка написал два глубоких политических сочинения — «Инвективу против того, кто хулит Италию» (1373) и письмо-трактат, посвященный правителю города, «О наилучшем управлении государством», где более всего настаивает на справедливости, любви к народу, к Италии

Пользуясь своим беспримерным для поэта и ученого положением, Петрарка пытался оказывать влияние на политическую жизнь страны. Как и Данте, он не отрывал искусства от политики и считал поэта прирожденным учителем и наставником народов. Подобно Данте, он был горячим патриотом, ратовавшим за объединение Италии, за восстановление ее древнего могущества. Он скорбел о раздорах мелких итальянских государств, проповедовал самоотвержение во имя общего народного дела, отказ от мелких, частных интересов. В знаменитой канцоне «Моя Италия» он упрекал итальянских князей за то, что они используют немецких солдат в войне друг с другом и страстно требовал: «Мира! мира! мира!» Он выдвигал идею великой итальянской родины в противовес идее маленькой местной родины, локальному патриотизму отдельных городских коммун.

Однако политическая деятельность Петрарки осталась бесплодной ввиду абстрактного, утопического направления его мысли, не учитывавшей конкретных условий итальянской жизни XIV в.

Мечтая, как все итальянские патриоты, об объединении Италии, он возлагал заботу об этом объединении то на пап Бенедикта XII и Климента VI, которых убеждал перенести свой престол обратно в Рим, то на неаполитанского короля Роберта Анжуйского, то на императора Карла IV, которого он в течение многих лет призывал возродить идеалы гибеллинов и укрепить в Италии светскую власть. Весьма неопределенными были также взгляды Петрарки на вопрос о политическом строе Италии. Интерес к античности делал заманчивым идеал римской республики, и Петрарка восторженно приветствовал антифеодальное восстание в Риме 1347 г., возглавленное Кола ди Риенци, который объявил себя народным трибуном и провозгласил в Риме республику по образцу древнего Рима. Петрарка поощрял Риенци посланиями, он посвятил ему знаменитую канцону «Высокий дух», в которой сопоставлял Риенци с великими гражданами республиканского Рима — Брутом и Сципионами, и всячески стремился помочь новому трибуну. Однако после падения Риенци Петрарка не менее горячо пропагандировал восстановление Римской империи, ибо различие между республикой и империей представлялось ему незначительным.

Эти прямые политические выступления Петрарки были в его жизни исключениями. Он не считал себя созданным для общественной деятельности и постоянно мечтал об уединенной, созерцательной жизни. Последние годы поэт провел в местечке Арква около Падуи, где выстроил себе маленький домик[4].

Два направления в гуманизме Италии.

В гуманизме Италии выделяются два направления: одно из них тяготеет по смыслу к гражданской тематике (власть - правитель - гражданин - человек) и в силу этого условно может быть названо гражданским; другое берет за основу человека как ценность самому по себе и поэтому может быть отнесено к общечеловеческому гуманизму. Большинство гуманистов так или иначе были связаны с Флоренцией, с городом-коммуной, где правили жестокие правители. Их образ мысли и действия были предметом внимания всех горожан, это затрагивало их интересы. Поэтому работы и высказывания гуманистов получили широкий общественный резонанс. Гуманисты искали идеал справедливости и мудрого правителя (такая идея, как известно, была высказана еще Платоном), но одновременно и достойного гражданина-патриота. В их сочинениях звучит озабоченность состоянием нравственных устоев как власти, так и народа, но причины пороков они видят в самих людях, в их моральных принципах и человеческих качествах. Они были уверены, что человек может стать лучше, способен изменить себя и тем самым повлиять на общественную жизнь в целом.

Джованни Боккаччо (Giovanni Boccaccio; 16 июня 1313, Париж, Франция — 21 декабря 1375,Чертальдо, Италия) был младшим современником Петрарки и вместе с ним первым гуманистом и одним из наиболее ученых людей Италии. Боккаччо — жизнерадостная, эмоциональная натура. Предки его были крестьянами, но отец его был уже купцом, компаньоном банкирского дома Барди, во Флоренции. Сам Боккаччо с ранней юности «занимался благодатной поэзией» – как было написано на его могиле.

Само рождение и детские годы Джованни наложили отпечаток на его социально-политические взгляды.

Боккаччо родился в Париже от француженки Жанны, обманутой его отцом, а после ее смерти был выписан во Флоренцию. Отец Джованни был грубый практик, делец, сын – идеалист и поэт. Следовательно (так считал сам Боккаччо – А.С.) он пошел не в отца – крестьянина, а в «благородную» мать. Эта похвальба родом, в общем-то, противоречит позднейшему взгляду Боккаччо на благородство, как зависящее от доблести, а не от крови. Видимо, это была защитная реакция на деспотизм отца и мачехи. Кроме того, ему порой просто хочется верить, что в нем есть капля голубой крови, и он не так уж неровен любимой женщине королевского рода – Фьяметте.

В его творчестве отразилась одна из самых характерных черт эпохи Возрождения – борьба передовых идей с устоявшимся религиозно-средневековым мировоззрением. За обильными, в каждом гуманистическом сочинении, отсылками к античном поэтам и философам, за многочисленными примерами из древней истории, за антинизирующей формой самого произведения всегда различимо творческое лицо его автора. Уже в одном из первых своих сочинений «Амето» Боккаччо выражает гордость республиканской

Флоренцией: «...Несмотря на различные превратности судьбы, она стала еще могущественнее; еѐ границы простерлись далеко, подчиняя народному закону непостоянную кичливость грандов и соседние города, она пребывает в славе, готовая и на более великое...».

Вполне идиллическая картина, но так ли уж безмятежна жизнь Флорентийской коммуны? Нет. В XIV веке итальянские коммуны продолжали оставаться кипящим котлом. Надо сказать, что они представляли собойт довольно искусственное соединение средневековых корпораций, цехов, и раннебуржуазных партий, всегда прежде всего заботившихся о своем собственном благе и растрачивавших все свои силы в беспрерывных столкновениях друг с другом. «Жирный народ» боролся с «тощим народом», гвельфы с гибеллинами, дворянские группировки с бюргерскими, представители старших цехов – с рабочими. Конечно же это не могло быть не замеченным писателем, свои взгляды он выразил в словах своей любимой героини Фьяметты: «Сам ты говорил, что твой город полон пышных слов и малодушных поступков, руководится тысячью – не законов, а мнений, которых столько же, сколько людей, он всегда в оружии, трепещет внутренней и внешней войною, изобилует гордецами, любостяжателями и завистниками, полон бесчисленных забот...».

В этих условиях медленно, но верно, испарялся старый республиканский дух. Власть все более сосредоточивается в руках богачей, стремящихся использовать коммунальный строй в своих интересах и делающих все возможное, чтобы отстранить широкие демократические массы от участия в управлении. В таких условиях Боккаччо, в отличие от Петрарки, в пору своей творческой зрелости был убежденным республиканцем и тираноборцем. В июле 1343 г. Флоренция восстала. Под крики «Да здравствует коммуна, народ и свобода!» – горожане окружили герцогский дворец и вышвырнули оттуда Готье де Бриенна, за год до того посаженного туда местными магнатами. В этот день Боккаччо был на стороне восставшего народа, а не Барди, одним из компаньонов которого он, по-видимому, был.

Общественно-политическая действительность Флоренции 40-х годов XIV века не только оказала весьма существенное влияние на формирование мировоззрения Боккаччо, но и обусловила историческое своеобразие его этических и эстетических взглядов. Это его гуманистическое мировоззрение отражено с наибольшей полнотой в «Декамероне», в сборнике 100 новелл, написанном на итальянском языке.

«Открывая «Декамерон» впервые; едва прочитав первую новеллу, пораженный как громом с ясного неба, восклицаешь вместе с Петраркой: «Как я попал сюда и когда?» Это уже не эволюционное изменение, а катастрофа, революция»... – эти слова Франческо де Санктиса можно бы было поставить эпиграфом к данной статье. В новеллах «Декамерона» подчеркивается право человека на счастье, на чувственные радости: на любовь, которая не знает социальных перегородок. Так Гисмонда, дочь принца, отдается слуге своего отца Гвискардо и красноречиво защищает перед отцом свое право любить человека «низкого происхождения». Возмущение природы и страсти против установленных социальных законов и предрассудков приводит у Боккаччо подчас к трагическим конфликтам. (Принц убивает Гвискардо и посылает его сердце дочери в золотом кубке; та поливает его отравленной водой и выпивает). Так красной нитью проходит мысль, что настоящее благородство определяется не знатностью, а доблестью.

Боккаччо зло высмеивал пороки католического духовенства, показывая все его невежество, ханжество, лицемерие. За эту острую сатиру церковь преследовала Боккаччо больше, чем других гуманистов. Его сочинения были включены в список запрещенных книг. Несомненно, произведения Боккаччо отражают самую народную, самую демократическую струю в раннем итальянском Возрождении. Убежденный республиканец Боккаччо громко упрекает даже обожаемого им Петрарку за дружбу с Висконти, кровавыми правителями Милана; и не без некоторой риторики восклицает: «Нет жертвы более угодной богу, чем кровь тирана!».

И все же не следует, как нам кажется, преувеличивать политического радикализма Боккаччо. Да, он был вместе с флорентийским народом против грандов, но он был также и против поддерживавших герцога Афинского «босяков» – чомпи. «Чернь» Боккаччо всегда презирал и боялся, видя в ней источник смут и считал ее «...по природе своей переменчивой и глупой, трусливой, коварной и низкопоклонной». «Чернь» именно в социально-политическом смысле, хотя в разряд черни у Боккаччо попадают и просто невежды, и ложные мудрецы, и схоласты, и монахи и даже некоторые богачи-меценаты.

Его политическими идеалами были идеалы Флорентийского «Установления справедливости» 1293 г., позволившего вытеснить нобилей из управления городом. Прямо надо сказать, что для XIV в. это были действительно демократические идеалы. Именно флорентийский народ, с его жизненными, общественными, политическими и эстетическими стремлениями помог только что вернувшемуся из феодального Неаполя Боккаччо перешагнуть от предренессансности его первых книг к ренессансному гуманизму, характерному почти для всех его произведений, созданных во Флоренции. Народ, еще недавно раскрепощавший крестьян и объявлявший «счастливое состояние свободы» естественным для человечества («Установление справедливости» – А.С.) помог Боккаччо по-новому увидеть человека[5].

Итальянские философы

Колюччо Салютати (1331—1406) принадлежал к рыцарскому роду, получил юридическое образование в Болонье, с 1375 г. и до кон­ца дней занимал должность канцлера Флорентийской республи­ки. Он стал известным гуманистом, продолжив начинания Пет­рарки и Боккаччо, с которыми его связывали дружеские отно­шения. В трактатах, многочисленных письмах, речах Салютати развивал программу ренессансной культуры, понимая ее как во­площение общечеловеческого опыта и мудрости. Он выдвигал на первый план новый комплекс гуманитарных дисциплин (studia humanitatis), включавший филологию, риторику, поэтику, ис­торию, педагогику, этику, подчеркивал их важную роль в фор­мировании высоконравственного и образованного человека. Он теоретически обосновал значение каждой из этих дисциплин, особенно подчеркивая воспитательные функции истории и эти­ки, отстаивал гуманистическую позицию в оценке античной фи­лософии и литературы, вступал в острую полемику по этим прин­ципиальным вопросам со схоластами и теологами, обвинявши­ми его в ереси. Особое внимание Салютати уделял вопросам этики — внутреннего стержня гуманитарных знаний, в его кон­цепции главным был тезис о том, что земная жизнь дана в удел людям и их собственная задача — построить ее согласно при­родным законам добра и справедливости. Отсюда и нравствен­ная норма — не «подвиги» аскетизма, а творческая активность во имя блага всех людей.

Салютати в процессе спора высказывает мысль о том, что благородство души равнодоступно для всех – и плебеев, и рабов, и государей; оно имеет природную основу и выражается в предрасположении к добру и добродетели. Чтобы его достигнуть, человеку самому придется принять на себя все тяготы, так что в зависимости от того, насколько ты сам способен возвыситься душой, настолько тебе и будет указан путь к благородству. В этих суждениях явно просматриваются демократические идеи и мысли об автономии личности, о ее способности преодолеть сложности судьбы. Если раб поднимется нравственно, становится выше, он перестает быть рабом; только благодаря душе человек может подняться над Фортуной.

Флоренция высоко ценила заслуги своего канцлера – прекрасного оратора и искусного политика, славного по всей Италии – его роду навечно было даровано право гражданства. Канцлер-гуманист призывал к активной борьбе со злом и пороками для того, чтобы создать царство добра, милосердия и счастья на земле. Он подчеркивал значение свобода воли у человека и отрицательно относился к. пассивности и покорности, что в корне противоречило феодально-церковному мировоззрению. Колюччо Салютати, блестяще сочетавший занятия наукой с политической деятельностью, выступил с широкой идейной платформой, в которой, пожалуй, главным было понимание гуманизма (studia humanitatis) как комплекса культуры, необходимого для формирования нового человека. Воскрешая тезис Аристотеля об активной жизни как важнейшем призвании человека. Салютати пришел к выводу, что царство добра и мира люди могут создать на земле лишь в упорной борьбе и труде. Основное оружие человека в борьбе с дьяволом – воля. В рассуждениях Колюччо бог выступает не как главный творец благ на земле, а лишь как гарантия создания этих благ усилиями самих людей. Созданное свободными людьми благо (а свободу Салютати воспевает как необходимое условие проявления воли человека) – благо общественное, и оно должно закрепляться справедливыми законами, которые направляли бы всю деятельность людей и тем самим объединяли бы их в общество. Этот тезис положен в основу всей гражданской, социальной этики Салютати. Вывод из этого тезиса у К. Салютати таков: поскольку законной властью является справедливость, то уважение к ней есть добродетель, а высшее ее проявление – любовь к Отечеству. Служение Отечеству, деятельное исполнение гражданского долга – таков смысл добродетельной жизни. Проблеме свободы и тирании посвящен трактат Колюччо Салютати «О тиране». Свобода и тирания для Возрождения – два взаимоисключаемых понятия.] Тиран, по мнению Салютати тот, кто захватывает власть, не обладая на это правом (действительным тиран), одновременно тиран и тот, кто имея законные основания власти, правит сурово, либо прав и законов не соблюдает (скрытый тиран). Полномочия правителя на власть передаются ему народом, и это должно быть не формальной процедурой, а актом молчаливого согласия. Если власть правителя узаконивается таким образом, а сам он служит справедливости и соблюдает законы, – то он является законным. Установив признаки тирании, гуманист решает вопрос о правомерности убийства тирана. Что касается действительного тирана, то народ не только вправе, но и обязан его убить. Сложнее с законным правителем, деградировавшим в тирана, здесь вопрос решается большинством народа. «Законно будет то, что сделает большинство», - пишет Салютати. Рассматривая концепцию свободы, он приводит следующие соображения: во-первых, свобода – политический режим, который в любом случае не должен быть тираническим: каждое государство, если оно управляется законным и справедливым государем – свободно. Во-вторых, свобода – независимость государства (его внешний суверенитет) и его право на отражение внешней агрессии. Здесь, в этих рассуждениях вновь просматривается приверженность гуманиста к монархии. Все это находится в кажущихся непримиримых противоречиях с республиканским образом правления, демократическими институтами в «Инвективе против винчетинца Антонио Лоски». Однако, если попытаться уяснить систему категорий, которыми Салютати оперирует, то эта пропасть становится, на наш взгляд, не такой уж непроходимой. Салютати систематизирует формы государства на различиях уровнях политической общности: королевство относит к уровню республики; политическое государство – провинции или города; деспотию – дома. Видимо, для гуманизма до Макиавелли, республика – это любое государство, государство как таковое, основывающееся на законах. Монархия, аристократия и демократия не столько формы правления, сколько организации власти. В монархии ее представляет один, в аристократии – малое число граждан, в демократии – все. Именно в смысле способа организации власти и отдает Салютати (как мы полагаем) предпочтение правлению одного. Только сильная единоличная власть способна защитить государство от внешней агрессии, только она может обеспечить свободу.
Однако Салютати – гуманист, при несомненных его симпатиях к универсальный категориям (свойственным средневековью), больше интересует реальное. В многочисленных своих письмах и «Инвективе…», будучи выразителем интересов локального, гуманист выступает в защиту республиканского режима в целом и флорентийского в особенности, расценивая с этой точки зрения правление одного как эквивалент тирании. Ему принадлежит заслуга основателя республиканской идеологии, развернутое обоснование которой даст следующее поколение флорентийских гуманистов. Итак, можно сказать, что политические воззрения Салютати свидетельствует о борьбе средневекового и ренессансного взглядов на государство, христианского универсализма и рождающегося городского регионализма. Заслуга Колюччо Салютати и в том, что он намечает новый подход к государству как исторически конкретному феномену с собственными закономерностями функционирования. Его творчество – свидетельство постепенного отхода от средневековой идеи статической империи и осознания естественноисторических изменений в государственной и политической сфере.

5. Гражданский гуманизм.

В первой половине XV в. гуманизм пре­вращается в широкое культурное движение. Центрами его стано­вятся Флоренция (она сохраняет лидерство до конца столетия), Милан, Венеция, Неаполь, позже Феррара, Мантуя, Болонья. Возникают кружки гуманистов и частные школы, ставящие целью воспитание всесторонне развитой свободной личности. Гуманис­тов приглашают в университеты для чтения курсов по риторике, поэтике, философии. Им охотно предоставляют должности канц­леров, секретарей, дипломатов. Складывается особая социальная прослойка — гуманистическая интеллигенция, вокруг которой формируется научная и культурная среда, приобщенная к новой образованности. Быстро набирают силу и авторитет гуманитар­ные дисциплины. Широкое хождение получают тексты античных авторов с комментариями гуманистов и их собственные сочинения.

Происходит и идейная дифференциация гуманизма, в нем на­мечаются различные направления. Одним из ведущих направле­ний в первой половине XV в. был гражданский гуманизм, идеи которого развивали преимущественно флорентийские гуманисты — Леонардо Бруни, Маттео Пальмиери, а затем их младший совре­менник Аламанно Ринуччини. Этому направлению был свойст­вен интерес к социально-политической проблематике, которая рассматривалась в тесной связи с этикой, историей, педагогикой. Принципы республиканизма, свободы, равенства и справедливос­ти, служения обществу и патриотизма, характерные для граждан­ского гуманизма, вырастали на почве флорентийской действитель­ности — в условиях пополанской демократии, которую во второй половине XV в. сменила тирания Медичи.

Основоположником гражданского гуманизма был Леонардо Бру­ни (1370 или 1374—1444), ученик Салютати, так же, как и он, в течение многих лет канцлер Флорентийской республики. Пре­красный знаток древних языков, он переводил с греческого на латинский сочинения Аристотеля, написал ряд работ на мораль­ные и педагогические темы, а также обширную, построенную на документах «Историю флорентийского народа», заложившую ос­новы ренессансной историографии. Выражая настроения пополанства, Бруни отстаивал идеалы республиканизма — граждан­ские свободы, в том числе право избирать и быть избранным в магистратуры, равенство всех перед законом (он решительно осуж­дал олигархические устремления магнатов), справедливость как моральную норму, которой в первую очередь должны руковод­ствоваться магистраты. Эти принципы зафиксированы в консти­туции Флорентийской республики, но гуманист ясно осознает раз­рыв между ними и реальной действительностью. Путь к их воплощению в жизнь он видит в воспитании граждан в духе пат­риотизма, высокой социальной активности, подчинения личной выгоды общим интересам. Таким образом, ей равенство политических прав и справедливость как норму распределения общественных благ. Понятие равенства траткуется как равная ответственность граждан перед законом и равенство их прав на участие в городском управлении. Флорентийская республика представлялась Бруни лучшей формой государственного устройства, обеспечивающая

Убежденный поборник республиканского строя, страстный патриот Флоренции, Бруни стал ярким выразителем идей гражданского гуманизма, видным теоретиком гуманистической этики и педагогики. Для его политических взглядов характерна определенная эволюция. В одном из ранних сочинений – «Восхваление города Флоренции» – он обосновывает прочность республиканских порядков Флоренции, делающих ее средоточием республиканизма в современной Италии, непрерывностью исторической традиции: он видит в городе на Арно прямого наследника римских республиканских добродетелей времен античности. Бруни изображает Флоренцию как государство, обладающее всеми главными достоинствами республиканской политической системы. Но рост олигархических тенденций во Флоренции в первые десятилетия XV века не остается незамеченным для Бруни. В трактате «О Флорентийском государстве» он уже отмечает характерное для политической системы Флоренции переплетение демократических и аристократических черт, обусловившее использование государственных порядков скорее в интересах «знатных и богатых», чем народа.

Последний этап творческой деятельности Бруни прошел в основном в трудах над «Историей флорентийского народа», проникнутой в целом теми же политическими идеями, что и другие его работы. Пересматривая традиционные оценки раннего периода истории Флоренции и решительно осуждая Римскую империю, гуманист еще резче формулирует свою идею: Флоренция – подлинная наследница республиканских свобод античности, хранительница их в средние века, оплот в современный период. Выступая против претензий на верховенство в республике знати и верхушки пополанства, Бруни выступает вместе с тем и против приоритета «тощего народа».

Разработанная Бруни концепция республиканизма, в основе которой лежали принципы равенства, свободы и демократки, рассматривавшиеся как естественно присущие человеческому обществу, заметно повлияла на его этическое учение. Бруни подчеркивал практическое значение моральной философии (куда включал и политическую теорию), видя ее главную цель в воспитании доблестных граждан, способных пренебречь личными интересами ради блага государства. Гражданственная этико-политическая доктрина Бруни прочно опиралась на античную мысль, прежде всего Аристотеля и Цицерона; он был не только переводчиком, но и активным пропагандистом античной философии. Бруни первым из итальянских гуманистов перевел с греческого на латинский язык «Никомахову этику» и «Политику» Аристотеля, существенно уточнив созданные в средние века и грешащие искажениями оригинала переводы. Обширное предисловие к переводу «Никомаховой этики» стало самостоятельным сочинением – Бруни дал ему широкое проблемное название – «Введение в науку о морали». Оно содержит сравнительный анализ этических теорий античности и изложение собственной позиции гуманиста в определении понятия высшего блага и других категорий моральной философии. Четко обозначена и дидактическая цель сочинения – наметить практические пути к достижению нравственного идеала.

Смысл образования – главного условия нравственного совершенства человека – гуманист видел в глубоком творческом освоении античной философии и равно в постижении идейного богатства выдающихся деятелей новой, ренессансной культуры – Данте, Петрарки, Боккаччо, Салютати. При этом овладение теорией, как и дальнейшая разработка ее не должны быть самоцелью, подчеркивал Бруни. Наука плодотворна, когда она сочетается с практикой, ведь ее цель – служить человеку и обществу в целом[6].

Маттео Пальмиери (1406—1475) родился в семье аптекарей, по­лучил образование в университете Флоренции и гуманистичес­ком кружке, многие годы занимался политической деятельностью. Как гуманист прославился обширным сочинением «О граждан­ской жизни», поэмой «Град жизни» (оба произведения написаны на вольгаре), историческими работами («История Флоренции» и др.), публичными речами. В духе идей гражданского гуманизма он выдвинул толкование понятия «справедливость». Считая под­линным ее носителем народ (полноправных граждан), он настаи­вал на том, чтобы законы соответствовали интересам большинст­ва. Политический идеал Пальмиери — пополанская республика, где власть принадлежит не только верхушке, но и средним слоям общества. Главным в воспитании добродетели он полагал обяза­тельный для всех труд, во имя не только личного, но и общественного благосостояния, оправдывал стремление к богатству, но допускал лишь честные методы накопительства. Цель педагогики он видел в воспитании идеального гражданина — образованного, активного в хозяйственной и политической жизни, патриота, вер­ного долгу перед отечеством. В поэме «Град жизни» (она была осуждена церковью как еретическая) высказал мысль о неспра­ведливости частной собственности, порождающей социальное неравенство и пороки. Пальмери воспевает блага цивилизации, ценности материальной и духовной культуры, созидаемые совместными усилиями всех людей, активная деятельность человека – гражданина, наполненная трудом,творчеством, и заботой об общем благе, должна стать обязанностью каждого члена общества. Наилучшая форма государственного устройства, по Пальмиери, так же есть Флорентийская республика. В своей речи, обращенной к должностым лицам правительства Флоренции, призывает их править по справедливости, ибо она – единственная добродетель, содержащая в себе все другие добродетели (эту мысль высказывали Платон и Аристотель). Справедливость же – основа согласия, согласие – основа порядка, пеорядок – основа спокойной и мирной жизни, в самой справедливости Пальмиери видит наклонность души к сохранению общей пользы, к возданию каждому по его заслугам[7].

Эту тему развивает и Донато Аччайуолли (1429-1478 гг.). Он обращается к гражданам и чиновникам с призывом добиваться справедливости, в которой он видит основу всякого благоденствия. "Она - знамя, указывающее, каким должен быть лучший и совершенный тип правления". Здесь просматривается идея о необходимости соединения политики и нравственности, та идея, которую высказывал еще Платон в работе "Государство".

Аламано Ринуччини (1426-1499 гг.) высказывает суждение о том, что богатство, знатное родство, популярность у народа мало значат, если уничтожена свобода. Что же такое свобода и каким образом мы в нашей жизни отошли от нее, - вопрошает Ринучини. И сам же отвечает, что "отличие свободы от счастья не столь уж велико". Свобода есть некая возможность; этому учили античные философы-стоики, они призывали усмирять волнения души и следовать туда, куда звал их разум. Отсюда рождалась их свобода, а вместе с ней и счастье. Начало такой свободы заложено в людях от природы, последующее развитие оно получает в процессе занятий искусством и правильного воспитания. Но при этом надо учитывать, что есть люди, более склонные к свободе или менее склонные к ней. И далее следует рассуждение о том, что люди бывают вынуждены подчиняться тем, кто посредственнее их по уму и способностям, но занимают высокие посты. Свобода предполагает наличие возможности жить, действовать и трудиться вольно. Но для этого человеку нужен свободны и возвышенный дух, сопряженный с мужеством. Основой свободы в обществе является равенство граждан. Оно достигается в первую очередь тем, что богатые не угнетают бедных, но и не испытывают насилия с их стороны; и каждый может надежно обезопасить свое добро от притязаний других лиц.

Что же касается причин утраты свободы в обществе, то Ринуччини называет в качестве таковых отказ от выборности высших должностных лиц и переход к их назначению; к тому же среди них, как он считает, нет достойных людей, а недостойные - разоряют государство. Но самая жесткая из всех несправедливостей, творимых ими, - это непосильные налоги, ибо средства от них идут на обогащение власть имущих. Народ утратил свободу из-за своей собственной покорности - таков вывод Ринуччини.

Как видно из его рассуждений, он исходит из необходимости мира, согласия и справедливости для всех, но истоки их, по его мнению, следует искать в самих людях, в их сознании, их природе.

Эту же идею разделяет и Марсилио Фичино (1433-1499 гг.). На вопрос "Что такое Фортуна и может ли человек противостоять ей?" он отвечает так: человек и человеческая природа как таковые не могут противостоять ударам Фортуны, но их может выдержать человек благоразумный. Под Фортуной в данном случае понимается судьба, несущая в себе неблагоприятные для человека обстоятельства. Но еще Платон учил - хорошо сражаться с Фортуной оружием благоразумия, терпения и великодушия; мы справимся с ней, если согласуем в себе силу, мудрость и желания. Интересны его рассуждения о счастье. Фичино утверждает, что есть три вида благ, т.е. блага Фортуны, тела и души. Первое - это богатство, почести, известность и власть (здесь понятие "Фортуна' употреблено в смысле везения, благоприятного случая). Но богатство не есть высшее благо, ибо ищут не его, а удобство тела и души. То же можно сказать и о почестях, известности и власти - они зависят от других лиц; стремление к ним сопряжено с беспокойством и тревогой. Блага тела - это сила, здоровье и красота. Сила и здоровье уязвимы, ибо всякая малость наносит им ущерб; нет блага и в красоте, так как она скорее существует для других, чем для себя.

Иное дело блага души. Они делятся на блага неразумной и разумной частей души. Первое относится к восприимчивости и наслаждению чувств, но и здесь нас часто постигает разочарование (после страстного желания нас часто постигают сомнения и раска<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: