Методы борьбы с расовой дискриминацией и сегрегацией. Расовая политкорректность.




Как уже было сказано ранее, политкорректность и дискриминация- два брата-антипода, и как первое является причиной второго, так и второе, в конечном итоге, порождает первое.

Методы политической борьбы с расовой дискриминацией обширно освещены в трудах множества правозащитников по всему миру, бессменным главой которых является Мартин Лютер Кинг, чьи работы являются фундаментом множества исследовательских работ и публикаций и достаточно известны, поэтому мы о них говорить не будем.

Вместо этого я считаю возможным и, более того, необходимым разобрать те аспекты борьбы с расовой дискриминацией, которые обычно остаются в тени, а именно- политкорректность языковую или лингвистическую.

Как ни странно, первые шаги в этом направлении сделали сами угнетатели цветного населения в те годы, когда дискриминация была законодательно обусловлена. Естественно, это случилось после Гражданской войны и введения Тринадцатой поправки, т.к. невозможно говорить о дискриминации и поражении в правах, когда одна из сторон априори бесправна ввиду своего рабского положения. Для закрепления сказанного, разрешите мне привести несколько объявлений о продаже чернокожего “скота”. Объявление о продаже негров в порту Чарльзтаун датировано 24.07.1769 г: “ Продаются 94 негра, здоровых, только что привезенных из Сьерра-Леоне, прямо с борта бригантины "Дембия", в том числе 39 мужчин, 24 женщины, 15 мальчиков и 16 девочек. Все в отличном состоянии”. (Prime, healthy Negroes, just arrived.)[42]

Или ещё одно: объявление о продаже рабов, штат Кентукки, 1855 год. " Большая распродажа негров 10 января 1855 г". В американской работорговле мужчины назывались "buck" (самец), а женщины - "wench" (девка, тёлка). Тут продают в общей сложности 21 самца разного возраста и 2 телок, одну с 6-месячным ребенком (или детенышем?) На этом участие афроамериканского населения Америки того времени в языке и культуре и заканчивалось.

Гораздо больший интерес для исследования в этом плане представляет собой даже не Тринадцатая, а Четырнадцатая поправка к Конституции США: “All persons born or naturalized in the United States, and subject to the jurisdiction thereof, are citizens of the United States and of the state wherein they reside. No state shall make or enforce any law which shall abridge the privileges or immunities of citizens of the United States; nor shall any state deprive any person of life, liberty, or property, without due process of law; nor deny to any person within its jurisdiction the equal protection of the laws.”[43] (“Все лица, родившиеся или натурализованные в Соединённых Штатах и подчинённые юрисдикции оных, являются гражданами Соединённых Штатов и штата, в котором они проживают. Ни один штат не должен издавать или применять законы, которые ограничивают привилегии и льготы граждан Соединённых Штатов; равно как ни один штат не может лишить какое-либо лицо жизни, свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры либо отказать какому-либо лицу в пределах своей юрисдикции в равной защите закона.”)[44]

Как видите, северяне, далёкие от рафинированной вежливости южан, мнивших себя “американской аристократией”, оказались на деле гораздо более вежливы и деликатны. Более того, они официально закрепили за афроамериканцами статус “людей”!

К сожалению, сразу дать “цветному” населению права белых людей не получилось, ведь, несмотря на кажущуюся победу северян, уравнение “цветных” в правах с белыми людьми могло спровоцировать Юг на мятеж, который мог окончиться фатально для новорожденных США. Кстати говоря, слово “цветные” здесь вовсе не является ошибкой - мулаты, квартероны и т.д., согласно “Закону о капле крови” прав белого человека лишался любой,в чьих жилах, образно говоря, текла хоть капля “чёрной крови”. И если до 1930 года на территории США более светлокожие дети от подобных контактов в порядке исключения получали какие-либо поблажки (например, снисходительное отношение), то после установления «законов Джима Кроу» им было отказано даже в таком неофициальном признании своего смешанного происхождения. В соответствии с законодательством, «цветными» признавались люди с не менее чем 1/4 африканской крови[45], но в быту даже людей с 1/8 и менее такой крови часто считали «цветными». Некоторые изменения в отношении к этому вопросу наметились после 1960-х годов. Более того, этот закон дал жизнь интереснейшему пласту языкового материала, ведь каким-то же образом надо было обозначать процент “цветного” родства, например, в официальной документации? Все люди в зависимости от степени кровосмешения получали собственные названия, которые широко использовались в американских судах.

· Белый (white) — 100 % европеец

· Тригинтадуон (trigintaduon) — 1/32 чёрный, 31/32 белый; 3 % чёрный, 97 % белый (а также порой тот, кто имеет хотя бы одного чёрного в давнем поколении)

· Седецимион (sedecimion)— 1/16 чёрный, 15/16 белый; 6 % чёрный, 93 % белый

· Октрон (oktron) — 1/8 чёрный, 7/8 белый; 12 % чёрный, 88 % белый (Пушкин, Александр Дюма-сын)

· Квартерон (quadroon) — 1/4 чёрный, 3/4 белый; 25 % чёрный, 75 % белый.

· Мулат (mulatto)— 1/2 чёрный, 1/2 белый; 50 % чёрный, 50 % белый.

· Чёрный (black) — 100 % негр[46].

Таким образом, можно сказать, что, несмотря на существенные улучшения в положении цветного населения, оно всё равно было дискриминировано во многих жизненных аспектах. Кстати говоря, “цветной”- языковая калька с бывшего в обиходе выражения “colored”, которым обозначались вышеупомянутые люди во избежание путаницы в документах.


[1] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5 –интернет-ресурс “Википедия”, ст. “Социальное животное”.

[2] Современный толковый словарь

[3] Merriam Webster Dictionarry

[4] Перевод мой. К.Б.

[5] https://www.dictionarycentral.com/definition/political-correctness.html

[6] Перевод мой. К.Б.

[7] https://www.dictionarycentral.com/definition/political-correctness.html

[8] Перевод мой. К.Б.

[9] “Википедия”,ст. “Политкорректность”.

[10] Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. – М.: Слово, 1998.- С. 230

[11] «discrimination, definition». Cambridge Dictionaries Online. Cambridge University. Retrieved 29 March 2013

[12] Introduction to sociology. 7th ed. New York: W. W. Norton & Company Inc, 2009. page 334. Print.

[13] “Википедия”, ст. “Дискриминация”.

[14] https://old.memo.ru/hr/discrim/ethnic/about.htm

[15] T. (Ed.) Nelson Ageism: Stereotyping and Prejudice against Older Persons. — MIT Press, 2002. — ISBN ISBN 978-0-262-64057-2

[16] https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1208075

[17] https://virgoclub.ru/victim-blaming-victimblaming.html

[18] https://www.bolshoyvopros.ru/questions/2281071-slatshejming-chto-znachit-slovo--otkuda-ono-prishlo.html

[19] Расизм // Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — С. 565.

[20] racism (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online

[21] “Википедия”, ст. “Расизм”.

[22] https://www.factruz.ru/civilizations/human-race.htm

[23] https://psychology.academic.ru/2463/%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%BF%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

[24] racism (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online

[25] Малахов В. С. Скромное обаяние расизма

[26] Малахов В. С. Скромное обаяние расизма

[27] Shider L. Encyclopedia of the Third Reich. NY., 1976

[28] Малахов В. С. Скромное обаяние расизма

[29] Малахов В. С. Скромное обаяние расизма

[30] Малахов В. С. Скромное обаяние расизма

[31] В. А. Шнирельман. Порог толерантности. т.1. 2011 Часть 1. Глава 1. Что такое расизм с.15-43

[32] Thornton, American Indian Holocaust, 48-49.

[33] Bureau of the Census. Report on Indians taxed and Indians not taxed in the United States (except Alaska). — 1894. — P. 637–38.

[34] “Википедия”, ст. “Кули”.

[35] 1860 Census Results

[36] “Википедия”, ст. “Расовая сегрегация”.

[37] National Count Bureau, 1997

[38] Киселев В. Ненасильственный опыт движения за гражданские права в США (50-е — 60-е гг.) / Опыт ненасилия в XX столетии: Социально-этические очерки. Под ред. Р. Г. Апресяна. М.: Аслан, 1996. — 280 с.

[39] Сегодня в Америке 50-летие запрета расовой сегрегации // Радио Свобода, 18 мая 2004

[40] “Википедия”, ст. “Расовая сегрегация в США”.

[41] Шулман Р. Последние волнения в Майами произошли осенью 2015 г. США чтят память Мартина Лютера Кинга, но убивают его мечту о равенстве // The Guardian, 17 января 2006

[42] https://uglich-jj.livejournal.com/60111.html

[43] https://www.law.cornell.edu/constitution/amendmentxiv

[44] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D1%82%D1%8B%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D1%86%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0_%D0%BA_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%A1%D0%A8%D0%90

 

[45] African-American History

[46] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%BE_%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%BF%D0%BB%D0%B8_%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8#cite_note-1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: