Сущность педагогического менеджмента (управления). Государственно-общественный характер управления в сфере высшего образования




Раздел 4.ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Модуль 6. Психолого-педагогические основы вузовского менеджмента

Рассматриваемые вопросы:

 

1. Сущность педагогического менеджмента (управления). Государственно-общественный характер управления в сфере высшего образования.

2. Вуз как самоуправляемая педагогическая система и объект управления. Основные цели и задачи управления вузом.

3. Функции управления вузом: анализ, целеполагание, планирование, организация деятельности, контроль и регулирование.

4. Методы управления вузом (методы диагностики и проверки эффективностиобразовательного процесса). Информационные технологии в управленческой деятельности.

5. Понятие качества образования. Проблема управления качеством образования в учебном заведении. Международный опыт управления качеством высшего образования.

 

Сущность педагогического менеджмента (управления). Государственно-общественный характер управления в сфере высшего образования

 

Будущему преподавателю важно иметь четкое представление как об управлении в сфере образования в целом, так и о принципах, функциях, содержании, методах управления учреждением высшего образования как педагогической системой. Это поможет ему войти в ритм работы этого учреждения, установить профессиональные, деловые отношения с ректоратом, коллегами, студентами. Вместе с тем каждый преподаватель является педагогическим менеджером, так как в процессе обучения и воспитания он управляет учебно-познавательной и другими видами деятельности студентов.

Управление как одна их функций организованных систем - целенаправленное взаимодействие субъекта и объекта управления в целях поддержания системы в заданном режиме функционирования и развития; деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Соответственно управление в образовании – взаимодействие субъектов управления системой образования в целях обеспечения стабильного режима её функционирования, перевода в новое качественное состояние и выхода в позицию развития (Г.Д. Дылян).

Вуз как сложная динамическая социальная система выступает объектом педагогического менеджмента. Педагогический менеджмент – комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приёмов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности (по В.П. Симонову).

Внутривузовское управление (менеджмент) представляет собой целенаправленное сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса, направленное на достижение оптимального результата. Оно реализуется как цепь последовательных, взаимосвязанных действий, или функций: педагогического анализа, целеполагания и планирования, организации, контроля, регулирования и корригирования. Субъектами управления в вузе выступают руководители (ректор, проректоры, деканы, заведующие кафедрами и др.), преподаватели, студенты.

Управление высшим учебным заведением осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь (в первую очередь с Кодексом РБ об образовании) и Уставом высшего учебного заведения и строится на основе следующих принципов: демократизация и гуманизация управления; системность и целостность в управлении; рациональное сочетание централизации и децентрализации; единство единоначалия, коллегиальности, самоуправления; объективность и полнота информации в управлении образовательными системами.

Понятие «управление» широко используется в различных науках, обозначая функцию, свойственную всем организованным системам, в том числе социальным. При этом управление само носит системный характер. Система управления характеризуется целями и функциями деятельности; конкретным набором составных частей, находящихся в соподчиненности; режимом внешних связей (субординация, координация, договорные отношения и т. д.); правовым регулированием структуры, связей, полномочий, деятельности системы управления в целом и ее элементов; информационным обеспечением; процедурой принятия и исполнения решений (по А. Л. Свенцицкому).

Систему управления в самом общем виде составляют субъект и объект управления, рассматриваемые как управляющая и управляемая системы (подсистемы), и совокупность связей между ними.

Процесс управления направлен на решение двух противоположных задач: функционирования с целью обеспечения и поддержания устойчивости системы (эффект стабильного состояния) и развития, обеспечивающего совершенствование системы и перевод ее в качественно иное состояние (эффект нестабильного состояния). Поэтому сущность процесса управления заключается в обеспечение сбалансированного соотношения между функционированием и развитием системы, так как превалирование каждой из названных сторон рано или поздно приводит к разрушению системы, в первом случае (преобладание функционирования) — к консервации, и как следствие — к ее деградации, во втором — к ее дестабилизации и как следствие — к разрушению.

В 80—90-е годы ХХ века в традиционные представления об управлении педагогическими системами были привнесены идеи педагогического менеджмента. На смену философии воздействия в управлении образованием пришла философия взаимодействия, сотрудничества, рефлексивного управления, что привело к появлению теории педагогического менеджмента (Ю. А. Конаржевский, М. М. Поташник, В. П. Симонов, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова и другие).

Педагогический менеджмент — комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития (В. П. Симонов, Н. В. Кузьмина и другие). Понятие «педагогический менеджмент» имеет еще ряд значений, характеризующих разные аспекты управленческой деятельности: теория управления учреждением образования (М. М. Поташник и другие); управление образовательной деятельностью (A. M. Моисеев, В. П. Симонов); специфический вид управленческой деятельности педагога в группе, направленный на организацию учебного процесса, воспитательной работы, обеспечение коммуникации с целью развития личности учащегося (Л. В. Горюнова и другие). В широком значении менеджмент можно определить как науку, искусство и деятельность по мобилизации интеллектуальных и материальных ресурсов в целях эффективного функционирования и развития учреждения образования.

Исследователи выделяют следующие основные тенденции развития педагогического менеджмента: личностная ориентация управления (ориентация сначала на человека, а потом на дело, которому он служит), что находит выражение, по словам Ю. А. Конаржевского, в «филигранной работе» с кадрами, позволяющей оптимальным образом организовать деятельность отдельных работников и всего трудового коллектива; целостный взгляд на подчиненного как на личность, гуманное отношение к нему; широкое делегирование полномочий сверху вниз, коллективное принятие решений; создание условий для коллективного целеполагания и непосредственного участия работников в выработке путей достижения поставленных целей. В целом педагогический менеджмент характеризует направленность на интересы, потребности, мотивы субъектов образовательного процесса. Целью педагогического менеджмента является оптимизация управления педагогической системой. Педагогический менеджмент «синтезирует компьютеризацию управления, его психологизацию и направленность на человека, наполняет новым содержанием управленческие функции.

С практикой педагогического менеджмента в систему управления учреждением образования вошли такие феномены, как «кадровая политика», «миссия и культура учреждения образования», «ориентация на качество» [3].

Каждой педагогической системе отвечает соответствующий (по вертикали и по горизонтали) уровень педагогического менеджмента. Так, системе образования Республики Беларусь соответствует уровень государственного менеджмента; образовательным системам областного, районного, городского и т. п. уровня (подчинения) — областной, районный, городской и т. п. уровень менеджмента; педагогическим системам учреждений образования — соответствующий им уровень менеджмента (например, средней школе — внутришкольный менеджмент, вузу – вузовский менеджмент).

Государственное управление в сфере образования, в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании осуществляют Президент Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, государственные органы, подчиненные и (или) подотчетные Президенту Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах их полномочий.

Министерство образования Республики Беларусь обеспечивает реализацию государственной политики в сфере образования; функционирование системы образования; осуществляет управление системой образования и через свои структурные подразделения контроль за обеспечением качества образования; участвует в разработке проектов нормативных правовых актов, программы развития системы образования, программразвития дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи и дополнительного образования взрослых и осуществляет иные полномочия в сфере образования. Местные исполнительные и распорядительные органы в сфере образования осуществляют управление в сфере образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы.

В Кодексе Республики Беларусь об образовании определены также общие подходы к управлению учреждением образования любого типа, в том числе учреждением высшего образования. В частности в данном нормативно-правовом акте (статья 208) указывается, что непосредственное руководство учреждением высшего образования осуществляет его руководитель (ректор, начальник).Основным органом самоуправления учреждения высшего образования является совет, возглавляемый его руководителем.В учреждении высшего образования может создаваться попечительский совет и по решению Президента Республики Беларусь могут создаваться иные органы самоуправления. Высшее учебное заведение обладает правом самостоятельно формировать органы самоуправления, проводить подбор, прием, увольнение кадров, осуществлять образовательную, научную, финансово-хозяйственную и иную деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь и уставом высшего учебного заведения.

В Кодексе Республики Беларусь об образовании сформулированы общие цели управления в сфере образования: проведение государственной политики в сфере образования; совершенствование и развитие системы образования; реализация образовательных программ и программ воспитания. В нем указывается также, что управление в сфере образования в Республике Беларусь носит государственно-общественный характер и осуществляется на принципах законности, демократии, гласности, учета общественного мнения и системности управления образованием.

В теории управления педагогическими системами дана характеристика общих принципов управления педагогическими системами (табл. 1).

 

Таблица 1

 

Охарактеризованные в таблице 1 общие принципы управления педагогическими системами дополняются принципами педагогического менеджмента (В.П. Симонов, П.И. Третьяков и др.) (рис.1).

 

Рис. 1. Принципы педагогического менеджмента

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: