Эффективности и качества профессиональной подготовки студентов




Модуль 4. Технологизация и информатизация

Образовательного процесса в вузе. Инновации в высшем образовании и

Педагогической деятельности преподавателя вуза

 

Основные вопросы (часть из них будет рассмотрена на семинарских занятиях):

 

1. Технологизация образовательного процесса вуза как средство повышения эффективности и качества профессиональной подготовки студентов.

2. Понятие о педагогической (или образовательной) технологии. Классификации современных педагогических технологий. Критерии эффективности педагогических технологий.

3. Технологии проблемного, модульного обучения, технология обучения как учебного

исследования.

4. Коммуникативные, игровые технологии, проектные технологии, технология анализа социально-производственной ситуации (кейс-технология) и др.

5. Информатизация образовательного процесса вуза. Информационно-коммуникацион-ные технологии в учебном процессе. Электронное обучение, его преимущества и ограничения.

6. Разработка мультимедийного сопровождения учебного процесса. Дистанционное обучение в вузе.

7. Использование Интернет-ресурсов в учебном процессе. Интерактивное обучение

с оперативной обратной связью (Интернет-форум и др.).

8. Инновация как новшество и нововведение. Система нововведений в высшем образовании как средство обновления содержания образовательных программ и повышения качества профессиональной подготовки студентов.

9. Инновационная педагогическая деятельность преподавателя.

 

Технологизация образовательного процесса вуза как средство повышения

эффективности и качества профессиональной подготовки студентов

Подготовить личность с интеллектуальными, информационными, коммуникативными, оргдеятельностными и другими компетенциями в учреждениях общего среднего образования, а затем с профессиональными компетенциями в учреждениях профессионально–технического, среднеспециального и высшего образования невозможно при традиционном подходе к образованию в рамках знаниевой парадигмы. Решить эти задачи можно при условии перехода к новой образовательной парадигме, ведущей к изменению позиций обучающегося и педагога в образовательном процессе. Педагог (учитель, преподаватель), а также учебная литература перестают быть основными источниками знаний. Педагог выступает в роли организатора активной самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, компетентного консультанта и помощника.

Компетентностный подход выступает теоретической основой построения компетентностно-ориентированного содержания образования путем усиления его практического, прикладного, профессионально-ориентированного аспектов, преобладания в нем ценностно-смысловых и деятельностных знаний. Происходит переориентация содержания учебных дисциплин: «от “декларативных” знаний (знать, “что”) к процедурным (знать “как”) и ценностно-смысловым (знать, “зачем и почему”). В структуре содержания высшего образования, спроектированного на основе компетентностного подхода, знаниевый компонент выполняет не главную, а ориентировочную роль, что позволяет перейти от воспроизведения знаний к организации и применению знаний для решения профессиональных, социальных и личностных проблем.Технологический подход в высшем образовании характеризует процессуальный аспект компетентностного подхода, определяя педагогические технологии, обеспечивающие формирование необходимых (в соответствии с государственным образовательным стандартом) профессиональных компетенций. Без технологического подхода в профессиональном образовании невозможно сформировать:

научное знание на уровне понимания и применения;

профессиональный опыт и его составляющие (когнитивный, методологический, исследовательский, ценностно-смысловой, проектный, “компетентностный” и др.);

субъектность выпускника, в том числе его мотивированность на непрерывное самообразование.

Технологический подход является условием и средством обеспечения качества профессионального образования, «законосообразности» и наукоемкости образовательного процесса вуза, так как обеспечивает его прогнозирование, проектирование, оптимальное ресурсное и информационное сопровождение.

Выбор педагогических технологий, способствующих формированию начальной профессиональной компетентности в вузе, подчиняется дидактическому принципу, сформулированному И.Я. Лернером: каждый элемент содержания образования связан со своими специфическими методами. Этот принцип, в свою очередь, является отражением одной из закономерностей педагогической деятельности – связи ее содержательной и процессуальной сторон (В.В. Краевский).

Применительно к рассматриваемой проблеме, указанный принцип предписывает каждому виду опыта, включаемого в содержание образования, сопоставить соответствующие способы и технологии его освоения. Например, для освоения знаниевого опыта, сущность которого составляют понимание и воспроизведение теоретических идей и понятий, будут востребованы объяснительно-иллюстративные или знаниево ориентированные технологии; опыта известных способов деятельности - инструктирующие и тренинговые технологии; опыта творческой (в том числе, проектной, исследовательской, конструкторской и т.п.) деятельности – проблемные, исследовательские, интерактивные технологии; личностного опыта – контекстные, диалогические, создания ситуаций свободного выбора, коллизийных ситуаций, исполнения различных социальных ролей; “компетентностного” опыта– имитационно-моделирующие, проектные технологии.

Специфика компетентностного содержания образования или компетентностного опыта состоит в том, что он «приобретается в ситуациях реальной жизни или в ситуациях, достаточно полно моделирующих ее, при решении реальных проблем.

Профессиональная компетентность является результатом собственного опыта студента по решению профессиональных проблем, его активности в этом направлении, инициируемой образовательным процессом вуза, в частности преподавателем педагогических дисциплин. В качестве основных стратегий овладения профессионально-педагогическими компетенциями можно определить задачный, проблемный, контекстный, имитационно-игровой, личностный, ситуационный, проектный, текстуально-диалогический подходы (рассмотрены нами ранее).

Реализация указанных подходов, обеспечитдеятельностный тип содержания профессионального образования, условиями обеспечения которого являются следующие требования:

усиление поисковой или проблемно-исследовательской направленности образовательного процесса;

активизация аудиторной и внеаудиторной, в том числе управляемой,самостоятельной учебно-познавательнойработы студентов;

организация самостоятельной учебно-познавательной работы студентов в контексте их будущей профессиональной деятельности, например, путем моделирования в процессе изучения учебных дисциплин предметного и социального содержания этой деятельности;

вовлечение студентов в социально-значимую работу на основе принципа самоуправления.

В соответствии с логикой компетентностного подхода в настоящее время наиболее востребованы преподавателями, в т.ч. педагогики такие образовательные технологии, как проблемно-модульные, личностно ориентированные, развития критического мышления, педагогических мастерских, проектные, обучения в малых группах, в парах сменного состава, обучения в сотрудничестве, коллективной мыследеятельности, игровые, интерактивного взаимодействия, кейс-технология, учебно-профессиональное портфолио и др.

Таким образом, технологизация образовательного процесса в вузах является в настоящее время объективным явлением в образовании, которое позволяет решать проблемы обучения и воспитания студентов на качественно новом уровне.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: