Инновационная педагогическая деятельность преподавателя




 

Центральной фигурой инновационно-педагогической деятельности является педагог-инноватор, который может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций.

Педагог-инноватор — это педагог, стремящийся к максимальной творческой самореализации, усматривающий противоречия в функционировании, развитии системы образования и создающий на этой основе свои оригинальные способы или даже системы обучения, воспитания, контроля и др. (В. И. Андреев).

Инновационная деятельность немыслима без развития педагогом своего профессионального мастерства, достижения пика своей профессионально-творческой зрелости. Акмеология — наука, важнейшей задачей которой выступает разработка методического инструментария, способствующего созданию условий для максимального развития людьми в процессе профессиональной деятельности своих социально значимых и творческих качеств (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Н. В. Кузьмина, Н. В. Кухарев и др.).

Представление о совокупности качеств, необходимых педагогу-инноватору, дает акмеограмма — комплекс характеристик уровня знаний, умений, личностных качеств специалиста, обусловливающих достижение им высшего уровня профессионального мастерства. Рассмотрим акмеограмму педагога-инноватора (табл. 6).

Таблица 6/ Акмеограмма педагога-инноватора

Объективные характеристики Субъективные характеристики
Позиции Знания Умения Индивидуальные Профессиональные Акмеологические
 проблематизатор;  исследователь;  аксиолог;  методолог; проектировщик;  конструктор; программист;  управленец; экспериментатор;  писатель научные факты;  научные понятия; эмпирические законы;  гипотезы и идеи;  научные принципы;  научные теории и концепции;  методы исследовательской деятельности действовать в условиях неопределенности;  находить нестандартные решения проблем;  создавать личные концепции обучения и воспитания;  внедрять новшества  настойчив;  импульсивен;  самостоятелен;  независим;  активен;  доминантен;  радикален;  экспансивен;  уверен в себе;  чувство личного достоинства; бескомпромиссен;  интеллигентен;  способенк саморазвитию  точен;  объективен;  способен к самореализации;  сосредоточен;  динамичен;  инициативен; способен к теоретическому мышлению; высокаяприспособляемость к реальной обстановке;  аналитичен; имеет высокуювнутреннюю мобильность  критичен;  адаптивен; оригинален в замыслах; спонтанен в действиях; способен к выработке идей и концепций; склонен к экспериментированию; способен к творческой рефлексии

Перечисленные характеристики педагога-инноватора являются своеобразными показателями эффективности его профессиональной деятельности.

Существуют различные классификации педагогов-инноваторов. По характеру инновационной деятельности выделяют создателей и реализаторов. Первые являются авторами новшеств. Вторые организуют процесс его освоения.

По выполняемым функциям выделяют следующие типы инноваторов:

r антрепренер (руководитель, поддерживающий и продвигающий идеи);

r генератор идей (выдает в сжатые сроки большое число оригинальных предложений, стремится решать сложные проблемы);

r привратник (улавливает и перерабатывает свежие идеи, накапливает и передает прогрессивный опыт);

r модератор идей (критик новой научной информации);

r аниматор идей (подмечает сильные стороны новой идеи, поддерживает генератора идей).

В инновационном процессе также важна позиция руководителя учреждения, в котором реализуется новшество. По отношению к инновационному процессу выделяют пять типов руководителей: консервативный, декларативный, колеблющийся, прогрессивный, одержимый. Оптимальным является прогрессивный тип, который характеризуется постоянным поиском и поддержкой новых идей, глубоко продумывает и анализирует инициативные предложения, тщательно рассчитывает варианты, предвидит возможные результаты.

Рекомендуемая литература по вопросам 8–9

1. Демчук, М. И. Высшая школа в стратегии инновационного развития Республики Беларусь. - Минск: РИВШ, 2006.

2. Запрудский Н. И. Управление инновациями в общеобразовательной школе // Эффективный школьный менеджмент: пособие для директоров школ / [под ред. О. И. Тавгеня, Н. И. Запрудского, Н. Н. Кошель]. — Минск: Тонпик, 2006. ‒ С. 273‒311.

3. Еленский Н. Г. Инновационная и экспериментальная деятельность // Адукацыя i выхаванне. — 2007. — № 6. — С. 31—34.

4. Научно-методические инновации в высшей школе / под общ.ред. проф. А.В.Макарова. - Минск:

РИВШ, 2008. – 186 с.

5. Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2016 – 2020 годы. Гл. 11. «Общая характеристика и направления реализации подпрограммы 5 «Развитие системы высшего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://government.by/upload/docs/file2b2ba5ad88b5b0eb.PDF. – Дата доступа: 07.07.2016.

6. Тавгень О. И ., Добриневская А. И.Инновационная политика и инновационная практика в образовании

// Кiраванне ў адукацыi. ‒ 2005. ‒ № 3. ‒ С. 8‒16.

7. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика. ‒ М.: Изд. центр «Академия», 2008. ‒ 256 с.

8.Цыркун И. И. Система инновационной подготовки специалистов гуманитарной сферы. ‒ Минск: Тэхналогія, 2000. ‒ 326 с.

 

Дополнительная литература:

1. Инновационные технологии в преподавании вузовских дисциплин: сборник научных статей / [редкол.: В. В. Рабцевич (отв. ред.) [и др.]]; М-во образования РБ, УО "Гродненский гос. ун-т им. Я. Купалы". ‒ Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы, 2010. ‒ 199 с.

2. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по спец. "Педагогика и психология" и "Педагогика" / А. П. Панфилова. - Москва: Академия, 2009. - 192 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: