Модели приобщения к чтению




Истор. период Модели приобщения Цель Характеристика времени Идеи для заимствования, Современная трактовка
16 век «Послушничест во» Изменить отношение к детскому чтению. попытки пробуждения познавательного интереса детей, советы, касающиеся учебы и чтения, мощное влияние церкви. Развитие познавательного интереса, воспитание уважения к книге
17-перв. пол.18 в. «Наставничество» чтение для обществен- ной пользы. вытеснение «почитания книжного» светским, образовательным и развлекательным чтением. Приобщение к светской культуре
1741-1762 «Развлечение»   усилением ориентации на французскую литературу, а соответственно лояльное отношение к развлекательному чтению. Досуговое чтение – формы досуговой работы (ток-шоу,по мотивам телеигр и т.д.)
Вт.пол – кон.18 в. «Просвещение и наставление» Стремление создать новое общество посредством воспитания, понимание необходимости развивать ориентированную на детей книжную культуру. развитие массового женского чтения и, как следствие, стимулирование чтение детей. Информационная функция, формирование культуры женского чтения, как следствие и чтения юношества «Ей рано нравились романы, они ей заменяли все»
Пер.пол.19 в. Практикоориентированная подготовка к реальной жизни стремиться сделать из ребенка реалистически мыслящего гражданина и члена государства. Ребенку вредны «фантастические бредни», сентиментальные повести и сказки, которые делают из детей мечтателей, сочинителей и книжников Знакомство с жизнью современных детей, общества. Возможно, профориентация через чтение
  Сер.19 в.   «Гуманистически развивающее»   Стремиться к всеобщему чтению (независимо от сословия)   Отождествление народного читателя и ребенка. гуманистические взгляды на воспитание, в том числе остро осознавалась необходимость педагогического воздействия на читателя. Отстаивались идеи свободного воспитания. Многие крупные издания активно издают хорошую детскую литературу.   Разнообразие репертуара книгоиздания Ограждение ребенка от книг экстремистского, развращающего характера, литературы с ненормативной лексикой.  
Вт.пол .19 в.- нач.20 в. Консервативно-охранитель ная Революционно-демократическая 1)использование книги как инструмента для поддержания благонамеренности, воспитания патриотизма и религиозной нравственности. 2)использование чтения как способа развития революционных идей     .   Народничество и «хождение в народ», Распространение грамотности среди крестьянства, организация земских библиотек Ненавязчивая рекомендация книг,возможно перенять некоторые методы в работе с русской книгой и детьми –мигрантов.
1918 -20-е гг.20 в. Агрессивно-наступательная идеологическая пропаганда, имеющая авторитарно классовый характер. формирование большевистской концепции детского чтения. Продвижение «новой»,литературыее политизация и милитаризация для детей «Читающий ребенок рассматривался как Потенциальный ресурс строящегося государства»   более половины населения страны было неграмотно. особое внимание уделяется детской литературе. Преимущественная тематика новой детской книги: революционная борьба, Гражданская война, классовое противостояние. Рассказы о технике, производстве, природе. НО: Крупнейшие деятели культуры того времени - А.В.Луначарский, М.Горький, К.И.Чуковский, С.Я.Маршак – выдвинули новую систему требований к детской литературе.: литература должна была быть природосообразной, приближать ребенка к жизни, будить творческое воображение, формировать научное мировоззрение Привлечение к чтению большого количества детей (без разделения книг в зависимости от национальности, Веросиповедания авторов…)
30-е гг.20 в. «Романтика социалистического созидания». Удовлетворение потребности в чтении Массовые репрессии в лит. Среде, Продвижение «идеологически правильных» писателей Поднятие престижа чтения путем рекламы знаменитыми заслуженными людьми. Воспитание уважительного отношения к чтению!
1941-1945 «Патриотическая» Патриотизм и национальное единение Великая Отечественная война Издание, распространение книг патриотического содержания, проведение мероприятий в библиотеках, школах…
50-е- 60-е гг.20 в. Параллельно развиваются две стратегии: традиции свободного семейного чтения и формализованный идеологизированный диктат школьной программы.   Развитие читателя-ребенка, отход от жесткой теории «руководства чтением».   Ужесточаются «запреты» на чтение,» замирание» читательской жизни,сокращение числа и репертуара издаваемых книг. «Хрущевская оттепель»: взрыв увлеченности поэзией, интерес к «толстым» журналам, появление терминов в библиотечном деле: «помощь читателю». Борьба с диссиденством Чтение вслух в семье, обсуждение прочитанного
70-е – 80-е гг.20 в. «застой» Руководство чтением «Воспитание юного строителя коммунизма, всесторонне развитой личности» Разработка «круга чтения», планов чтения, рост книжного дефицита, годы «застоя». Появление «черного книжного рынка», акции по обмену макулатуры на хорошие книги.   Рекомендательная библиография, реклама книг с учетом возраста, беседы, награждение книгами активных читателей. Развитие творческого чтения. Буккроссинг
Нач.80-х гг. –1985 20 в. «период перестройки»,90-е гг. Стихийно -анархический Неопределенность в отношении к воспитанию чит. Культуры. Отрицание и неприятие всех пед. Воздействий на юного читателя. Упадок издательского дела в нач. 80-х гг. партийный контроль в отношении литературного творчества. Формирование явления читательской моды. 1985 г.: Через чтение люди обретали утраченную уверенность, самоуважение. Чтение стало фактором активного общения, коммуникации. Социальный, культурный упадок «Выставки-развалы»
Кон.20-нач. 21 вв. «Диалог» Приобщение к чтению и его продвижение на основе уважения и гуманизма Снижение читательской активности, Деполитизация и как следствие увеличение к «желтой» прессой и лит. Вольного содержания, низкого худ. Уровня. Агрессивность рекламы и СМИ. Низкий уровень языковой культуры Игровые формы, использование электронных и аудиокниг., ролевые игры Масштабные акции на улицах,скверах,песочницах…

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: