Истор. период | Модели приобщения | Цель | Характеристика времени | Идеи для заимствования, Современная трактовка |
16 век | «Послушничест во» | Изменить отношение к детскому чтению. | попытки пробуждения познавательного интереса детей, советы, касающиеся учебы и чтения, мощное влияние церкви. | Развитие познавательного интереса, воспитание уважения к книге |
17-перв. пол.18 в. | «Наставничество» | чтение для обществен- ной пользы. | вытеснение «почитания книжного» светским, образовательным и развлекательным чтением. | Приобщение к светской культуре |
1741-1762 | «Развлечение» | усилением ориентации на французскую литературу, а соответственно лояльное отношение к развлекательному чтению. | Досуговое чтение – формы досуговой работы (ток-шоу,по мотивам телеигр и т.д.) | |
Вт.пол – кон.18 в. | «Просвещение и наставление» | Стремление создать новое общество посредством воспитания, понимание необходимости развивать ориентированную на детей книжную культуру. | развитие массового женского чтения и, как следствие, стимулирование чтение детей. | Информационная функция, формирование культуры женского чтения, как следствие и чтения юношества «Ей рано нравились романы, они ей заменяли все» |
Пер.пол.19 в. | Практикоориентированная подготовка к реальной жизни | стремиться сделать из ребенка реалистически мыслящего гражданина и члена государства. | Ребенку вредны «фантастические бредни», сентиментальные повести и сказки, которые делают из детей мечтателей, сочинителей и книжников | Знакомство с жизнью современных детей, общества. Возможно, профориентация через чтение |
Сер.19 в. | «Гуманистически развивающее» | Стремиться к всеобщему чтению (независимо от сословия) | Отождествление народного читателя и ребенка. гуманистические взгляды на воспитание, в том числе остро осознавалась необходимость педагогического воздействия на читателя. Отстаивались идеи свободного воспитания. Многие крупные издания активно издают хорошую детскую литературу. | Разнообразие репертуара книгоиздания Ограждение ребенка от книг экстремистского, развращающего характера, литературы с ненормативной лексикой. |
Вт.пол .19 в.- нач.20 в. | Консервативно-охранитель ная Революционно-демократическая | 1)использование книги как инструмента для поддержания благонамеренности, воспитания патриотизма и религиозной нравственности. 2)использование чтения как способа развития революционных идей . | Народничество и «хождение в народ», Распространение грамотности среди крестьянства, организация земских библиотек | Ненавязчивая рекомендация книг,возможно перенять некоторые методы в работе с русской книгой и детьми –мигрантов. |
1918 -20-е гг.20 в. | Агрессивно-наступательная идеологическая пропаганда, имеющая авторитарно классовый характер. | формирование большевистской концепции детского чтения. Продвижение «новой»,литературыее политизация и милитаризация для детей «Читающий ребенок рассматривался как Потенциальный ресурс строящегося государства» | более половины населения страны было неграмотно. особое внимание уделяется детской литературе. Преимущественная тематика новой детской книги: революционная борьба, Гражданская война, классовое противостояние. Рассказы о технике, производстве, природе. НО: Крупнейшие деятели культуры того времени - А.В.Луначарский, М.Горький, К.И.Чуковский, С.Я.Маршак – выдвинули новую систему требований к детской литературе.: литература должна была быть природосообразной, приближать ребенка к жизни, будить творческое воображение, формировать научное мировоззрение | Привлечение к чтению большого количества детей (без разделения книг в зависимости от национальности, Веросиповедания авторов…) |
30-е гг.20 в. | «Романтика социалистического созидания». | Удовлетворение потребности в чтении | Массовые репрессии в лит. Среде, Продвижение «идеологически правильных» писателей | Поднятие престижа чтения путем рекламы знаменитыми заслуженными людьми. Воспитание уважительного отношения к чтению! |
1941-1945 | «Патриотическая» | Патриотизм и национальное единение | Великая Отечественная война | Издание, распространение книг патриотического содержания, проведение мероприятий в библиотеках, школах… |
50-е- 60-е гг.20 в. | Параллельно развиваются две стратегии: традиции свободного семейного чтения и формализованный идеологизированный диктат школьной программы. | Развитие читателя-ребенка, отход от жесткой теории «руководства чтением». | Ужесточаются «запреты» на чтение,» замирание» читательской жизни,сокращение числа и репертуара издаваемых книг. «Хрущевская оттепель»: взрыв увлеченности поэзией, интерес к «толстым» журналам, появление терминов в библиотечном деле: «помощь читателю». Борьба с диссиденством | Чтение вслух в семье, обсуждение прочитанного |
70-е – 80-е гг.20 в. «застой» | Руководство чтением | «Воспитание юного строителя коммунизма, всесторонне развитой личности» | Разработка «круга чтения», планов чтения, рост книжного дефицита, годы «застоя». Появление «черного книжного рынка», акции по обмену макулатуры на хорошие книги. | Рекомендательная библиография, реклама книг с учетом возраста, беседы, награждение книгами активных читателей. Развитие творческого чтения. Буккроссинг |
Нач.80-х гг. –1985 20 в. «период перестройки»,90-е гг. | Стихийно -анархический | Неопределенность в отношении к воспитанию чит. Культуры. Отрицание и неприятие всех пед. Воздействий на юного читателя. | Упадок издательского дела в нач. 80-х гг. партийный контроль в отношении литературного творчества. Формирование явления читательской моды. 1985 г.: Через чтение люди обретали утраченную уверенность, самоуважение. Чтение стало фактором активного общения, коммуникации. Социальный, культурный упадок | «Выставки-развалы» |
Кон.20-нач. 21 вв. | «Диалог» | Приобщение к чтению и его продвижение на основе уважения и гуманизма | Снижение читательской активности, Деполитизация и как следствие увеличение к «желтой» прессой и лит. Вольного содержания, низкого худ. Уровня. Агрессивность рекламы и СМИ. Низкий уровень языковой культуры | Игровые формы, использование электронных и аудиокниг., ролевые игры Масштабные акции на улицах,скверах,песочницах… |