об образовании о системе высшего образования




 

Образование в Республике Беларусь в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании подразделяется на основное, дополнительное и специальное. При этом система образования включает систему дошкольного образования, систему общего среднего образования, систему профессионально-технического образования, систему среднего специального образования, систему высшего образования, систему послевузовского образования, систему дополнительного образования детей и молодежи, систему дополнительного образования взрослых, систему специального образования. Основное образование – обучение и воспитание обучающихся посредством реализации образовательных программ основного образования. Уровнями основного образования являются: дошкольное образование; общее среднее образование; профессионально-техническое образование; среднее специальное образование; высшее образование; послевузовское образование. В Кодексе об образовании подчеркивается, что единство и непрерывность основного образования обеспечиваются преемственностью его уровней и согласованностью содержания образовательных программ основного образования.

Учреждение высшего образования – учреждение образования, которое реализует образовательные программы высшего образования, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, образовательную программу среднего образования, образовательные программы профессионально-технического образования, образовательные программы среднего специального образования, образовательные программы послевузовского образования, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, образовательные программы дополнительного образования взрослых. Учреждения высшего образования могут быть следующих видов: классический университет; профильный университет (академия, консерватория); институт; высший колледж.

В статье 202 Кодекса об образовании характеризуется система высшего образования в РБ. Высшее образование – уровень основного образования, направленный на развитие личности студента, курсанта, слушателя, их интеллектуальных и творческих способностей, получение ими специальной теоретической и практической подготовки, завершающийся присвоением квалификации специалиста с высшим образованием, степени магистра. Система высшего образования включает: участников образовательного процесса при реализации образовательных программ высшего образования; образовательные программы высшего образования; учреждения высшего образования; государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы высшего образования; учебно-методические объединения в сфере высшего образования; организации, обеспечивающие проведение практических занятий, прохождение практики студентами, курсантами, слушателями; организации – заказчики кадров; государственные органы, подчиненные и (или) подотчетные Президенту Республики Беларусь, Национальную академию наук Беларуси, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, иные организации и физических лиц в пределах их полномочий в сфере высшего образования.

Высшее образование подразделяется на две ступени.

На I ступени высшего образования обеспечивается подготовка специалистов, обладающих фундаментальными и специальными знаниями, умениями и навыками, с присвоением квалификации специалиста с высшим образованием. На I ступени высшего образования реализуются образовательная программа высшего образования I ступени, обеспечивающая получение квалификации специалиста с высшим образованием, и образовательная программа высшего образования I ступени, обеспечивающая получение квалификации специалиста с высшим образованием и интегрированная с образовательными программами среднего специального образования. Высшее образование I ступени дает право на продолжение образования на II ступени высшего образования и на трудоустройство по полученной специальности (направлению специальности, специализации) и присвоенной квалификации.

На II ступени высшего образования (магистратура) обеспечиваются углубленная подготовка специалиста, формирование знаний, умений и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы с присвоением степени магистра. На II ступени высшего образования реализуются образовательная программа высшего образования II ступени, формирующая знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы и обеспечивающая получение степени магистра, и образовательная программа высшего образования II ступени с углубленной подготовкой специалиста, обеспечивающая получение степени магистра. Высшее образование II ступени дает право на продолжение образования на уровне послевузовского образования и на трудоустройство по полученной специальности (направлению специальности, специализации) и присвоенной квалификации.

Срок получения высшего образования I ступени в дневной форме получения образования составляет от четырех до пяти лет (срок получения высшего образования I ступени по наиболее сложным специальностям может быть увеличен не более чем на один год). Срок получения высшего образования I ступени в вечерней или заочной форме получения образования определяется сроком получения высшего образования I ступени в дневной форме получения образования и может быть увеличен не более чем на один год. Срок получения высшего образования II ступени составляет от одного года до двух лет.

По состоянию на начало 2015/2016 учебного года в Республике Беларусь насчитывалось 52 учреждения высшего образования (далее по тексту – УВО), не включая Институт подготовки научных кадров Национальной академии наук Республики Беларусь. 43 УВО находятся в подчинении 12 органов государственного управления, республиканских органов государственного управления и государственных органов: Министерство образования – 21, Министерство сельского хозяйства и продовольствия – 4, Министерство здравоохранения – 4, Министерство культуры – 3, Министерство связи и информатизации – 1, Администрация президента Республики Беларусь – 1, Министерство спорта и туризма – 1, Министерство внутренних дел – 2, Министерство обороны – 1, Министерство транспорта и коммуникаций – 2, Министерство по чрезвычайным ситуациям – 2, Государственный пограничный комитет – 1.

В республике действует 9 учреждений частной формы собственности. Из 43 государственных УВО 30 являются университетами, 9 – академиями, 4 – институтами.

Профессорско-преподавательский состав УВО республики включает 21993 преподавателей, из них: 1333 человека – доктора наук, 8584 человека – кандидаты наук. Ученое звание професора имеют 1194 человека, доцента – 7391 человек. Профессорско-преподавательский состав УВО государственной формы собственности включает 20940 преподавателей, из них: 1277 человек – доктора наук, 8182 человека – кандидаты наук. Ученое звание професора имеют 1143 человека, доцента – 7030 человек. В УВО системы Министерства образования работают 873 доктора наук и 5408 кандидатов наук, всего – 13628 преподавателей, из которых 761 человек имеет ученое звание профессора и 4656 – доцента. Количество работников воспитательного процесса в государственных УВО составляет 1318 человек [1].

 

Рекомендуемая литература

1. Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс / А.А. Андреев. – М., 2002. – 264 с.

2. Березовин, Н.А. Педагогика высшей школы: теория. Хрестоматийные тексты. Творческие задания: учебно-метод. пособие для магистрантов, аспирантов, преподавателей вузов: в 3 ч. / Н.А. Березовин, О.Л. Жук, Н.А. Цырельчук. – Минск: МГВРК, 2009.

3. Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2016 – 2020 годы. Гл. 11. «Общая характеристика и направления реализации подпрограммы 5 «Развитие системы высшего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://government.by/upload/docs/file2b2ba5ad88b5b0eb.PDF. – Дата доступа: 17.12.2016.

4. Кодекс Республики Беларусь об образовании 13 января 2011 г. № 243-З [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// https://etalonline.by/?type=text&regnum=Hk1100243#load_text_none_1. — Дата доступа: 18.12.2016.

5. Краевский, В.В. Общие основы педагогики: учеб. для пед. вузов / В.В. Краевский. – М.: Академия, 2003. – 256 с.

6. Микешина, Л.А. Методология научного познания в контексте культуры / Л. А. Микешина. – М.: Исслед. центр по пробл. управл. качеством подготовки специалистов, 1992. – 174 с.

7. Педагогика: учеб. пособие для пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 4-е изд. – М.: Шк. пресса, 2004. – 512 с.

8. Северин, С.Н. Введение в нормативную методологию педагогики: пособие / С.Н. Северин. – Брест: БрГУ, 2008. – 81 с.

9. Сендер, А.Н. Хрестоматия по общей педагогике: в 2 ч. / авторы-сост.: А.Н. Сендер, С.Н. Северин. – Брест: БрГУ, 2010. – Ч. 1. – 166 с.

10. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. – М.: Логос. – 272 с.

11. Сивашинская, Е.Ф. Педагогика современной школы: курс лекций для студентов педагогических специальностей вузов / Е.Ф. Сивашинская; И.В. Журлова; под. общ. ред. Е.Ф. Сивашинской. – Минск: Экоперспектива, 2009. - 212 с.

12. Система образования Республики Беларусь в цифрах: Аналитическое издание [Электронный ресурс]. – Министерство образования Республики Беларусь, 2016. — Режим доступа: https://edu.gov.by/page-22151. -– Дата доступа: 18.12.2016.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: