знать 4 науки: философию, естественное право, римское право, отечественное




право. Стоял на позиции естественной школы права. Предлагал преобразовать из

абсолютной в констит. монархию, с выборным царём (избирал Сенат). По структуре

представит. орган должен быть однопалатным, состоять из 600-800 лиц. Избирать

туда не по сословному принципу, а по имущ. цензу => надо делегировать купцов

и людей свободного труда, духовенство, дворян без каких-либо преимуществ. В

Сенате должны быть представители от каждой губернии и провинции на 5 лет.

Жалование не платилось.

Государственный строй подразумевал не три власти, ачетыре:

· законодательная – у монарха с Сенатом;

· судительная – у судебных

· органов, несменяемых и независимых;

· наказательная – у местной административной

· власти; гражданская – самоуправление (власть выборная) в Москве, С.-Пб. И

· губернских городах.

Основания властвования одних над другими:

· телесные качества– доблесть и крепость;

· хитрость, проворство, предвидение, прозорливость;

· превосходство, богатство.

Цель государства – обеспечение природных неотъемлемых

прав человека. Он стоял за постепенное изживание крепостничества – не продавать

без земли, не раздавать крепостных крестьян. Задача государства – достижение

общего блага. Ему принадлежит концепция происхождения государства и права,

состоящая из 4-х ступеней:

охота и собирание: отсутствие частной собственности,

семьи; скотоводство: появляется стремление иметь много жён; земледелие:

нежелание разделить собственность между наследниками; коммерческое состояние:

собственность получает полное развитие, происходит развитие государства

 

 

31. Психологическая теория права Петражицкого

Особенности теории.

Понимает право как психический феномен (подразделяет элементы психической жизни на односторонне-пассивные (сознание и чувство), односторонне-активные (воля) и двусторонние, пассивно-активные, содержащие элементы чувства и воли (эмоции)).

Эмоциям приписывает исключительную роль в жизни человека (управляют его телом и душой, вызывая определенные действия, представления и мысли; психофизический аппарат перестраивается в зависимости от наличия или отсутствия эмоций).

Подразделяет эмоции на:

    • первичные (голод, сон, страх) (автономны от социальной среды; своеобразные инстинкты, имеющие физиологические проявления);
    • бланкетные (связаны с поведением человека в обществе; направлены на других людей или само общество; обладают своеобразным характером, переживаются как внутренняя помеха свободе, как понуждение в сторону поведения, которая соответствует содержанию соответствующей эмоции).

Этические эмоции — бланкетные эмоции, ведущие к нравственным и правовым обязанностям.

Нравственные обязанности (свободны по отношению к другим, по которым другим лицам ничего не принадлежит, не причитается со стороны обязанных).

Правовые обязанности (осознаются несвободными по отношению к другим, закрепленными за другими, по которым то, к чему обязана одна сторона, причитается другой стороне как нечто должное).

Этические эмоции — база для формирования соответствующих социальных норм

Императивные нормы (устанавливают по отношению к другим обязанности, авторитетно предписывают известное поведение, но не дают другим никаких оснований к притязаниям на исполнение) (нравственные нормы).

Императивно-атрибутивные нормы (устанавливая обязанности для одних, закрепляют за другими право притязания) (право нормы).

Психологическая интерпретация права делают юриспруденцию подлинно научной.

Право существовало задолго до появления законодательства (интуитивное право) (регулятор человеческого поведения, который приводит к реальному исполнению прав и обязанностей без специальных внешних средств принуждения и сформулированных норм) (в нем выражалось переживание состояния связанности (обязанности) перед другими людьми, что позволяло приспосабливаться к социальному миру, сосуществовать, сотрудничать друг с другом, разрешать конфликты).

Обилие интуитивных прав чревато конфликтами между людьми из-за своего права (тенденция к позитивации интуитивного права, когда оно определяется по однообразным для всех внешне распознаваемым признакам (писаные и неписаные нормы, действующие в человеческом обществе)).

Когда интуитивное право опирается на эти нормы как на внешний авторитет, оно превращается в позитивное право (двустороннее эмоциональное состояние, вытекающее из требований конкретной социальной нормы).

Виды позитивного права (правовые и неправовые обычаи (составляют прецедентное право); правила игр (формируют позитивное игорное право); правила, содержащиеся в научных сочинениях (позитивное научное право); правила преступных организаций (право преступного мира) и др. виды).

Официальное право (один из видов позитивного права; нормы, созданные государством; к нему относились НПА (законное право), а также судебные решения (преюдициальное право)) (наиболее эффективное).

Все виды позитивного права представляют небольшую величину в сравнении с тем объемом, который регулируется интуитивным правом (в ходе конфликта между ними осознание справедливости оказывает давление на разработку, толкование и применение права и является фактором создания, разрушения и изменения позитивного права).

Позитивное право, нарушающее аксиомы интуитивного права, утрачивает справедливый характер и подлежит отмене.

Настаивал на формировании новой науки (политики права) (ее задачи — совершенствование человеческой психики, очищение от злостных антисоциальных наклонностей, насаждение и укрепление противоположных склонностей).

Действующая в каждый момент система права — переходящая ступень социального воспитания (должна быть по выполнении воспитательной функции заменена другой системой; идеал — достижение совершенного социального характера).

32. Концепция правового гос-ва в России (Кистяковский, Котляревский, Гессен)

 

33. Позитивистская теория права Г.Ф. Шершеневича

 

34. В.И. Ленин о гос-ве, праве и революции

Особенности теории.

Выдвинул идею авангардной пролетарской партии (партии нового типа) как главного средства подготовки и осуществления революции (самостоятельно, в ходе борьбы за свои материальные интересы рабочий класс может выработать только экономическое, тред-юнионистское, а не политическое сознание, а это означало бы порабощение рабочего класса буржуазией; сознание политическое, ориентированное на политическую борьбу, свержение существующей власти и социально-экономического строя в рабочую среду способна внести только передовая социалистическая интеллигенция, вооруженная революционной теорией).

Партия призвана внести в рабочее движение также организованность (должна обладать планом действий и способностью повести за собой пролетариат; партия — боевой авангард пролетариата).

Партия — объединение профессионалов, руководствующаяся в своей деятельности принципом демократического централизма.

Выдвинул идею перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую (предполагала высокую активность и самостоятельность пролетариата, готовность довести революцию до конца вопреки колебаниям и нерешительности российской буржуазии, использование пролетарских методов борьбы, вплоть до вооруженного восстания).

В мелкобуржуазной массе крестьянского населения видел союзника пролетариата в буржуазной революции (в случае победы революция провозглашает республику, для чего созывается Учредительное собрание на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права; подготовку к его созыву осуществляет временное революционное правительство (по классовой сути представляет собой революционно-демократическую диктатуру пролетариата и крестьянства); правительство многопартийное, РСДРП входит в него, при возможности возглавляет).

На демократическом перевороте дело не заканчивается (начинается переход к социалистической революции; пролетариат должен довести до конца демократический переворот, присоединяя к себе массу крестьянства, а также совершить социалистический переворот, присоединяя к себе массу полупролетарских элементов, чтобы сломить сопротивление буржуазии и парализовать неустойчивость крестьянства и мелкой буржуазии).

Признаки империализма (не сводит его к колониальным захватам, выявляя глубинные социально-экономические процессы):

    • концентрация производства и капитала, образование монополий;
    • слияние банковского капитала с промышленным, возникновение финансового капитала, финансовой олигархии;
    • вывоз капитала в отличие от вывоза товаров приобретает особо важное значение;
    • образование международных союзов монополистов, делящих мир;
    • завершение территориального раздела мира между крупнейшими капиталистическими державами.

Империализм — неизбежность, результат всего предшествующего развития капитализма (не подлежит реформированию, его можно только уничтожить; империализм — эпоха насилия и реакции; отрицание демократии; обострение классовых и национальных противоречий; войны за передел мира).

 

Мысль о неравномерности экономического и политического развития капитализма (закон капитализма — вывод (победа социализма возможна первоначально в одной отдельно взятой стране; социализм не может победить одновременно во всех странах)).

Классовая оценка двоевластия, сложившегося после Февральской революции (Временное правительство сосредоточившее в своих руках все органы власти, представляет буржуазию; Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и другие местные советы — есть революционно-демократическая диктатура пролетариата и крестьянства, опирающаяся на непосредственную силу вооруженных масс населения).

Задача изменения классового существа власти и ее формы (в годы первой русской революции выступал за создание в России парламентской демократической республики; в апреле 1917 г. заявляет, что Советы — единственно возможная форма революционного правительства).

Советы (исторически сложившаяся в ходе первой русской революции форма народовластия, тесно связанная с массами, позволяющая сочетать выгоды парламентаризма и непосредственной демократии, облекающая выборных представителей народа законодательной и исполнительной властью) (устранение полиции, чиновничества; замена постоянной армии всеобщим вооружением народа; выборность и сменяемость всех должностных лиц).

Суть Советов — представляли собой органы власти определенных классов (рабочих и крестьян), а не всего населения (предполагали отказ от всеобщего и равного, а как оказалось на практике, и прямого избирательного права).

Диктатура трудящихся предстала как классовая суть власти и как юридическая форма, предполагающая лишение нетрудящегося населения прав (с введением в 1936 г. всеобщего и равного избирательного права Советы как форма диктатуры пролетариата прекратили свое существование, осталось только название).

Вопросы внутренней и внешней политики (Ленин призывает отказаться от поддержки империалистической войны, конфисковать все помещичьи земли, национализировать все земли в стране и передать распоряжение ими в руки местных Советов, слить все банки в общенациональный банк и поставить его под контроль Советов).

Экономическая сфера (переход к контролю за общественным производством и распределением продуктов со стороны Советов).

«Государство и революция» (книга проникнута идеей классовости государства).

Государство — продукт непримиримости классовых противоречий, орудие классового господства (буржуазное государство — диктатура буржуазии, оно должно быть уничтожено).

Мысль об исторической неизбежности диктатуры пролетариата (диктатура понимается не только как классовая суть, но и как форма власти).

Научное понятие диктатуры означает не что иное, как ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненную, непосредственно на насилие опирающуюся власть.

Диктатура пролетариата — упорная борьба, кровавая и бескровная, насильственная и мирная, военная и хозяйственная, педагогическая и администраторская против сил и традиций старого общества.

Не скрывал диктаторского характера режима перехода от капитализма к социализму (убежден, что это первый в истории случай, когда подавление осуществляется в интересах большинства, против эксплуататорского меньшинства; другим оправданием диктатуры является ее временный и сравнительно краткосрочный характер; третье оправдание — сочетание диктатуры с демократией).

Всякое государство имеет две стороны (демократическую и диктаторскую, буржуазная республика — демократия для меньшинства; социалистическая — для трудящихся масс).

Национальные отношения (признавал право наций на самоопределение; в период подготовки договора об образовании СССР настаивал, чтобы национальные отношения строились на демократических началах).

Демократия и диктатура не противоречат друг другу (уживаются в рамках одних и тех же государственных форм; подлинная, совершенная демократия возможна только при коммунизме, но, став совершенной, она отмирает, уступает место безгосударственному обществу).

Демократизм, допускающий насильственное подавление противников, даже с отступлением от закона, носит революционный, а не конституционный характер (он вполне совместим с диктатурой не только класса, но и партии и ее отдельных представителей).

Схема политических взглядов Ленина (попытка приспособления марксизма к своеобразным условиям страны со средним уровнем развития капитализма, большой неравномерностью социального, экономического и культурного развития и сильнейшими пережитками феодализма и дофеодальных отношений во всех областях жизни).

35. Историософская концепция Н.А. Бердяева

36. Политико-правовое учение И.А. Ильина

Власть есть сила воли, которая измеряется не только интенсивностью и активностью внутреннего волевого напряжения властителя, но и авторитетной непреложностью его внешних проявлений. "Назначение власти в том, чтобы создавать в душах людей настроение определенности, завершенности, импульсивности и исполнительности. Властвующий должен не только хотеть и решать, но и других систематически приводить к согласному хотению и решению..." Властвование похоже на тонкий, художественно складывающийся процесс общения более могущественной воли с более слабой волей. Этот процесс создает незримую атмосферу тяготения периферии к центру, многих разрозненных воль к единой, организованной, ведущей воле.

По мнению Ильина, правовое государство в отличие от тоталитарногоэтого исторического и политического факта XX в.основывается всецело на признании человеческой личности – духовной, свободной, правомочной, управляющей собою в душе и в делах, т. е. оно покоится на лояльном правосознании. Тоталитарный режим, напротив, покоится на террористическом внушении. Сама сущность тоталитаризма состоит не столько в особой форме государственного устройства (демократической, республиканской или авторитарной), сколько в объеме управления: этот объем становится всеохватывающим. Режим держится не законами, а партийными указами, распоряжениями, инструкциями. При этом государственные органы, поскольку с виду они еще действуют, слагают из себя только показную оболочку партийной диктатуры. "Граждане" в таком сообществе только субъекты обязанностей и объекты распоряжений. Правосознание здесь заменено психическими механизмами – голода, страха, мучений и унижений. Поэтому тоталитарный режим не есть ни правовой, ни государственный режим. Если все же говорить о форме этой организации, хотя и не правовой и противоречивой, то это, по оценке Ильина, есть рабовладельческая диктатура невиданного размера и всепроникающего захвата.

Заслуживает упоминания позиция философа в вопросе о достоинствах и несовершенствах двух основных форм устройства власти в государстве – монархии и республики. В основе его оценки – мера их содействия росту духовности и свободного правосознания. Дело в том, что правопорядок складывается в обществе лишь тогда, когда "каждого из нас признают главным, самоуправляющимся духовным центром, личностью, которая имеет свободное правосознание и призвана беречь, воспитывать и укреплять в себе это правосознание и эту свободу". Идеальная форма для России, по мнению Ильина, – единовластие, монархия. "История как бы вслух произнесла некий закон: в России возможны или единовластие или хаос; к республиканскому строю Россия неспособна. И еще точнее: бытие России требует единовластия – или религиозного и национально укрепленного, единовластия чести, верности и служения, т. е. монархии; или же единовластия безбожного, бессовестного, бесчестного и притом антинационального и интернационального, т. е. тирании" (О монархии и республике



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: