Понятие товара. Классификация товаров, ее принципы и т.д., Понятие артикула




Этапы развития товароведения как науки. Технологическая структура общественного производства.

Этапы развития: 1)товароведноописательный (16-18вв) – совершенствование производства привело к расширению номенклатуры товара, а связи с заруб.странами – к появлению заморской продукции. Возникла необходимость в описании и сопоставлении товаров. В 1575 г в России издана торговая книга, в ней содержалась хар-ка внешних признаков экспортно-импортных товаров, рекомендации по использованию и хранению. 2)товароведнотехнологический (18-20вв) – переход от описания к исследованию влияния факторов технологии на св-ва товаров и разработки методов их использования. 3)товароведноформирующий ( наст.вр) – расширение международной торговли, требует систематизации знаний, классификации товаров и потреб. Свойств, обеспечения их соответствия межднар. стандартам, разработки рациональных способов транспортирования и сохранения качества. Технологическая структура производства 1) сфера материального производства (создание материальных благ), 2) непроизводная сфера деятельности (технологии образования, науки, здравоохранения, культуры, искусства). Материальное производство – все виды деятельности, создающие мат. блага в форме продуктов, энергии, перемещение грузов, сортировки, упаковки и др. функций, которые являются продолжением производства в сфере обращения. Это промышленность, с/х, лесное/х, водное/х, транспорт грузовой, строительство, геология и разведка недр, торговля и общепит, заготовки, мат/техн снабжение, информ/вычислительное обслуживание. непроизводная сфера деятельности – аппарат гос. управления, правоохранительные органы, здравоохранение, туризм и спорт, наука и образование, пассажирский транспорт.

В зависимости от организационно-технологических признаков различают комплексы: 1) топливно-энергетический, 2) машиностроительный, 3) химиколесной, 4) агропромышленный, 5) социальнопотребительский (торговля, быт.обслуживание, легкая пром-ть, ЖСК), 6) строительный, 7) коммуникационный (транспорт, связь), 8) социально-культурный (спорт, культура, здравоохранение).

 

 

Понятие товара. Классификация товаров, ее принципы и т.д., Понятие артикула

Товар- это продукт труда, произведенный для продажи.

Классификация- это логический процесс распределения любого множества на ступени или категории в зависимости от общих признаков. Классификация способствует упорядочению терминологии, облегчает изучение ассортимента товаров, определение их важнейших свойств.Она позволяет выделить специфические особенности товарных групп, исследовать конкретные потребительские свойства этих групп, обеспечивает установление оптимальных методов упаковки, условий хранения, транспортирования.

Классификация обеспечивает распределение множества товаров по классам, группам, др признакам. Высшие ступени-разделы, классы; средние-группа, вид; низшие-позиция. Группировка- систематизация товаров по 1-му признаку. Артикул- конкретная разновидность, тип товара с его цифровым или буквенным обозначением. Ассортимент- соотнесение отдельных видов изделий к какой-либо группе товаров. Бывает – промышленный и торговый. Номенклатура -перечень материалов, изделий, запасных деталей к ним и их разновидностей, объедин к-то общим пр-ом. Системы классификации - иерархическая (находятся в определенной соподчиненности) -фасетная (параллельные, независящие друг от друга группы) – комбинированная

Осн признаки классификации промышленной продукции:

1.По происхождению (прод металургии, хим. пром, машиностр)

2.По назначению

3.По спос производства

Системы классификации:

1)Иерархическая-совокупность тов с взаимосвязанными подразделениями, находящимися в опред соподчинённности.

2)Фасетная-разделение тов на параллельные, отдельны, независимые др от друга группы –фасеты. Более простая сист, но не полная, сложная для автоматического учета.

3)Комбинированная предст собой сочетание иерархич и фасетной систем.

Требования к классификации:

1.Полнота охвата всех объектов классификации.

2. Достаточная вместимость и гибкость, позволяющая в пределах классификации разместить необходимое кол-во объекто класстф не только в данный мом, но и в обозримом будущем.

3.Оптимальная глубина классифиации, т.е. экономич оправданное число ступеней или уровней классиф.

4.Простота ведения классификатора.

5.Согласованность с др классификаторами тех же объектов, действующих в пределах террит всей страны.

Соотв терминов и определений гос стандаратам.

 

 

5. Виды классификации товаров - экономико-статистическая (ОКП). Представлена в общественном гос. классификаторе промышленной и с/х продукции «ОКП», кот.входит в состав единой системы классификации и кодирования технико-эк-ой и социальной информации РБ. ОКП предназначен для создания единого информационного языка, обеспечивающего сопоставимость данных о продукции РБ.Задачи ОКП: создание госсистемы каталогизации продукции, организация связей в производственной сфере между производителями и потребителями продукции, предназначен для сбора статистических данных о произведенной продукции в РБ.В ОКП используется иерархический метод с 6-ю ступенями классификации и 1-й промежуточной ступенью: секция, подсекция, раздел, группа, класс, категория, подкатегория.- торгово-товароведная: * торговая (отражается в прейскурантах розничных цен). Прейскурант-сборник цен по группам и видам товаров и услуг; * учебная.- стандартная (МКС). Разработана международной организацией по стандартизации ИСО. Объекты клас-ции-стандарты и др. нормативные документы по стандартизации.Назначение: упорядочение и распространение систем международных, региональных и национальных стандартов. МКС-иерархическая 3-уровневая структура. Междунар. товарные номенклатуры - это подробные перечни товаров, распределенные по какой-либо классиф-ой теме:1 М\народная стандартная хоз. классификация всех видов экономической деятельности ООН-является основой для сравнения в международном плане статистических данных развития отдельных стран. 2- М\народная стандартная клас-ция товаров и услуг. Предназначена для сбора и обработки статист.данных о товарах и услугах, представленных странами членами ООН. 3- Стандартная м\народная торговая классиф. ООН. Объект- все товары международной торговли, передаваемые в виде безвозмездной помощи. В нее входят товары, поставляемые на коммерческой основе. 4- Номенклатура гармонизированной системы описания и кодирования товаров (НГС). Объект-все товары в международной торговле. Имеет 6 уровней классификации: разделы, группы, подгруппы, товарные позиции, подпозиции, субпозиции.

ТН ВЭД-построена на основе НГС и комбинированной номенклатуры евросоюза КНЕС. Предназначена для торговых операций с зарубежными гостями. Стр-ра ТН ВЭД состоит из кодовых значений товаров.

 

 

6. Кодирование товаров. Использование информации, получаемой считыванием штриховых кодов, на сегодняшний день самая быстро развивающаяся форма технологии автоматической идентификации. Объясняется это низкой стоимостью нанесения штрихового кода, а также возможностью наносить и считывать его практически с любого предмета. Штриховой код – символ, состоящий из четкого рисунка полос и пробелов между ними, иллюстрирующий машинный код букв и чисел в двоичной системе. Наличие штриховых кодов на товарах и упаковках дает возможность организовывать эффективный контроль за прохождением товаров, начиная с упаковочной линии и заканчивая складом.Штриховой код EANОсновной целью Ассоциации является создание в республике обмена данными на основе международных стандартов, а также оказание практической (технической, методической, консультационной) помощи белорусским промышленным, сельскохозяйственным, торговым, транспортным и иным предприятиям и организациям во внедрении и эксплуатации этой системы.Наиболее оптимальным является штриховой код EAN-13. Он состоит из 13 штрихов и пробелов, которые сформированы в 2 сегмента. Для товаров, где невозможно использовать EAN-13, разработан 8-разрядный код EAN-8. Сокращенное обозначение, состоящее из 8 цифр, применяется для кодирования небольших товаров. В соответствии с типовым соглашением, принятым европейскими странами, код EAN, считываемый автоматически, отвечает следующим требованиям: -Имеет международную значимость-Не зависит от требований отдельных пользователей-Идентифицирует любую товарную единицу на мировом уровне с помощью однозначного кода-Удобен по структуре для считывания ЭВМ-Пригоден для сбора и обмена информацией о товарах, как в пределах, так и в международной торговле-Удобен для потребителей при расчёте за приобретённые товары.Штриховой код UPСUPС (UniversalProductCode) коды – это символы, которые сканируются преимущественно при выходе из предприятий розничной торговли, не содержат цену товара. Код UPC, обладая фиксированной длинной, обязателен в розничной торговле США. Существует две разновидности UPC: -UPC версии А (12- или 11-значный)-UPC версии Е (8-значный).Первый отличается полным размером, а последний более сжат и не содержит контрольного числа. Версия Е используется там, где очень мало места для нанесения версии А.Штриховой код Bookland

Штриховой код Bookland основывается на системе регистрации книжной продукции ISBN и проставляется на книжных обложках.

 

7. Естественные (физические, механические, химические, технологически) и потребительские (функциональные, ресурсосберегающие, природоохранные, социальные) свойства товаров, их общая характеристика

Потребительная стоимость товаров - эффективность использования изделий по назначению, их социальную значимость, практическое применение, удобство пользования, безвредность и эстетическое совершенство, необходимых для удовлетворения материальных, культурных и биологических потребностей человека. Целью является выделение из комплекса потребительских свойств основных, имеющих решающее значение при определении качества конкретного товара, и установление их значимости.

 

Группы потребительских свойств товаров

К социальным относятся свойства, отражающие соответствие товара потребностям общества или его общественную значимость для различных групп потребителей. Функциональные свойства - это показатели соответствия изделия выполнению основной функции или использованию его по назначению. Функциональные свойства предназначены удовлетворять потребности человека (материальные, культурные и др.). Надежность изделий в потреблении — это способность товаров выполнять заданные функции втечение определенного времени. Изделия должны быть прочными и надежными в эксплуатации. Эргономические свойства — это показатели удобства и комфорта в процессе эксплуатации изделия, это соответствие изделия особенностям организма человека и обеспечение оптимальных условий пользования им. К эргономическим свойствам относятся следующие: гигиенические, антропометрические, физиологические, психофизиологические и психологические. Эстетические свойства — это показатели информационной выразительности и гармоничности, рациональности формы, конструкции, внешнего оформления, целостности

 

Техническое нормирование и стандартизация товаров. Объекты технического нормирования и стандартизации. Категории, виды и обозначение нормативно-технических документов.

Стандартизация - деятельность, заключающаяся в нахождении решений для повторяющихся задач в сферах науки, техники, экономики, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области. В общем случае эта деятельность проявляется в процессах разработки, опубликования и применения стандартов. Объектами стандартизации являются продукты труда, повторяющиеся производственные процессы, организационно-методические и общетехнические правила и требования. В результате стандартизации улучшается соответствие продукции или услуг их функциональному назначению.Стандартизация согласовывает технические нормы и требования к взаимозаменяемости продукции, гарантирует надежность, долговечность, качество, создает необходимые предпосылки для углубления и расширения специализации и кооперирования производства, обеспечивает высокую конкурентоспособность продукции. Задачи стандартизации:1) установление оптимальных требований к качеству и номенклатуре продукции в интересах потребителя и государства;2) унификация производимой продукции;3)согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов;4) снижение материалоемкости и энергоемкости, применение малоотходных технологий;5) установление метрологических норм, правил, положений и требований;6) установление единых требований к испытаниям, сертификации, контролю и оценки качества продукции;7) введение и развитие систем классификации и кодирования технико-экономической информации.Объекты стандартизации дифференцированы по 3 уровням: 1) Госстандарт;2) Отраслевой стандарт;3) Стандарт на уровне предприятия.При этом установлены следующие категории нормативных документов: 1) Стандарт РБ (СТБ)2) Руководящие документы (РД); 3) Технические условия (ТУ) и технические описания (ТО);

В соответствии с новой системой технического нормирования и стандартизации к техническим нормативным правовым актам в области технического нормирования и стандартизации относятся:

-технические регламенты

-технические кодексы установившейся практики

-государственные стандарты Республики Беларусь

-стандарты организаций

-технические условия

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: