Основные внутренние мотивы творческой деятельности




Основные мотивы творческой деятельности принято делить на внутренние и внешние.

Внутренние мотивы заложены в самом человеке. И выражение творчества может стать новым, ранее неизвестным ответом на неосознанно не реализованное желание, неудовлетворённую потребность… Внутренние мотивы заложены на уровне инстинктов. Далее я приведу основные внутренние и внешние мотивы и попробую описать важность каждого из них как для всего человечества, так и для себя и своей профессии.

Основные внутренние мотивы:

· Реализация генетически заложенной в человеке поисковой потребности

С первых дней человек исследует среду, куда он попал, пытаясь с ней взаимодействовать и приспособить для собственного существования. Врожденное любопытство человечества, а особенно отдельных его личностей позволило нам стать теми, кем мы сейчас являемся. Любопытство заставляет искать творческие решения проблем. Многие и многие открытия в естественных науках и другие открытия были сделаны людьми, любопытство которых не притуплялось со временем. Часты случаи, когда любопытство становилось сильнее чувства самосохранения. Именно желание решить задачу, найти решение, которого до этого не было или оно не известно человеку является истинно творческим поиском.

· Инстинкт самосохранения, продолжения рода и выживания.

Самосохранение и выживание невозможно без творчества. Самосохранение себя, своих идей, воспроизведение сущего посредством субъективного способа трансформации структуры - есть суть реализации инстинкта выживания через раскрытие творческого потенциала. Процесс творчества - это и поиск "жизнеспособного нового", и создание нового подобное процессу рождения, и в случае удачи, создание произведения, способного "пережить автора".

· Удовлетворение первичных материальных потребностей (пища, кров, одежда и т.п.)

Поиск новых форм удовлетворения естественных, первичных материальных потребностей человека является неотъемлемой составляющей функционирования современного общества. Невозможно жить в постоянно изменяющемся мире и не созидать новые "формы". Боле того, количество первичных материальных потребностей человека растет в связи с развитием уровня цивилизованности общества, и вынужденный поиск новых способов достижения состояния удовлетворенности неизменно ведет к проявлению творческих способностей.

· Удовлетворение первичных духовно-социальных потребностей (самоуважение, признание, любовь, самореализация и саморазвитие).

 

Ч. Дарвин признавался, что помимо любви к естествознанию были и другие причины его научной деятельности: "На помощь этой чистой любви приходило, однако, мое честолюбивое желание снискать уважение моих товарищей-натуралистов"

Духовно-социальные потребности, являясь сугубо человеческими, отражают уровень развития личности. Только у человека, удовлетворенного материально, будут активно формироваться и развиваться такие духовно-социальные потребности, как, например, потребность в познании, эстетические и этические потребности.

Духовно-социальные потребности человека порождают виды деятельности, направленные на их удовлетворение. Одним из видов такой деятельности является творчество. Само реализовываться и, как следствие, саморазвиваться, удовлетворяя потребность делать "по-своему", а также испытывать самоуважение по факту создания продукта творчества, результативности собственной деятельности - есть неотъемлемый процесс удовлетворения духовных потребностей личности. А коллективное творчество, общественное признание и любовь - есть удовлетворение, как следствие, духовно-социальных нужд и тяготений субъекта.

· Корыстолюбие, властолюбие, карьеризм.

Данные потребности при комплексном анализе дают нам тягу субъекта к удовлетворению потребности в доминировании и безопасности. Достижение подобных состояний является довольно сильной мотивацией к творческой деятельности.

· Лень, не желание тратить свою энергию, паразитизм.

Лень - как способ достичь результата, не выполняя определенную работу, придумав иной способ достичь желаемой цели. Лень сподвигает искать новые способы и формы, желание не делать является сильным стимулом развития творческих способностей.

Вышеперечисленные основные внутренние мотивы творческой деятельности очень важны, так как не только способствуют творческому развитию, достижениям и прорывам, но через творчество достигается гармоничное внутреннее психическое состояние личности.

 

Основные внешние мотивы

К основным внешним мотивам творческой деятельности можно отнести:

· Удовлетворение потребности семьи, страны, человечества в своем сохранении и развитии

Как правило, человек является членом различных социальных групп: семьи, трудового коллектива, граждан страны. Зачастую, получается, что продукт его творчества удовлетворяет именно необходимые потребности семьи, страны и даже человечества в целом. Пример: изобретение института семьи или изобретение социальных сетей.

· Следование идеологии, культуре и мифам общества.

Как правило творчество индивида "созвучно" той среде, в которой происходило его становление и проходит жизнь. Так происходит вследствие желания поддержать и сохранить "свое" сообщество.

· Чувство моды (стадности), желание быть не хуже других.

Данный мотив активизируется, как правило, у людей, попавших в творческую среду, но для которых важно соблюдение общепринятых норм и правил.

Очень много мотивирующих факторов воздействуют одновременно на субъект творческой деятельности. Их иерархия и соразмерность влияния на личность зависят от индивидуальных особенностей творца, его воспитания, образования и т.д., а также от окружающих социальных и исторических условий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: