Основные причины возникновения и существования международной трудовой миграции следующие.
Со стороны стран-доноров: большое количество населения, что может объясняться, в частности, демографическим бумом в некоторых странах; массовая безработица, обусловленная НТП; низкий жизненный уровень и сравнительно низкая заработная плата и др.
Со стороны стран-реципиентов: потребность в дополнительной высококвалифицированной рабочей силе; потребность в дополнительной дешевой и мобильной рабочей силе, в частности, благодаря развитию сферы, которая оказывает содействие созданию дополнительных рабочих мест; сравнительно высокая заработная плата.
Среди факторов, которые оказывают содействие развитию миграционных процессов, наиболее существенные такие:
- высокая скорость распространения информации;
- быстрое развитие международных пассажирских линий;
- развитие средств коммуникации.
По степени легальности выделяют легальную и нелегальную трудовую миграцию. Нелегальная международная трудовая миграция формируется под влиянием комплекса причин. Среди них наиболее распространенными являются такие:
- отсутствие четкой иммиграционной политики или административной инфраструктуры его реализации;
- юридическая неграмотность мигрантов, которая не позволяет действовать в соответствии с существующим миграционным законодательством;
- сложный или противоречивый характер процедуры легализации;
- предшествующие тайные договоренности между потенциальными мигрантами и их нанимателями.
Международная трудовая миграция имеет как положительные, так и отрицательные социально-экономические последствия.
Страна-экспортер трудовых ресурсов выигрывает от трудовой миграции, поскольку:
- переведенные денежные суммы, как правило, в банках страны-экспортера обмениваются на национальную валюту, итак, иностранная валюта остается в этих банках;
- ослабляется проблема безработицы;
- ротация, т.е. возвращение на родину одних и эмиграция других граждан, оказывает содействие возрастанию роста и опыта местных специалистов.
Отрицательные последствия международной трудовой миграции для стран-экспортеров трудовых ресурсов:
- потеря классных специалистов (проблема «утечки мозгов»);
- дополнительные затраты из бюджета на подготовку новых специалистов;
- необходимость поиска путей защиты своих граждан от дискриминация;
- определенный проигрыш предпринимателей страны-экспортера, которые теряют до определенной степени возможность иметь широкий выбор рабочей силы, особенно специалистов.
К отрицательным последствиям международной трудовой миграции для стран-импортеров трудовых ресурсов относят:
- возникновение дополнительных проблем, связанных с социальной защитой иммигрантов;
- углубление проблемы поиска места работы для местного населения страны-импортера трудовых ресурсов;
- отплыв национальной валюты за границу в виде переводов;
- потеря высококвалифицированных специалистов при репатриации мигрантов, т.е. по возвращении мигрантов на родину.
Главной целью государственной миграционной политики может быть способствование обеспечению безопасности страны, наращиванию ее экономического потенциала и росту благосостояния трудящихся.
Авторитетной международной организацией, которая занимается проблемами миграции населения, является Международная организация по вопросам миграции (МОМ), созданная в 1951 году.
Целью МОМ является обеспечение во всем мире благоустроенной миграции лиц, которым необходимы международные миграционные услуги. Дня достижения указанной цели МОМ решает такие задачи:
- управление благоустроенной и плановой миграцией граждан;
- перемещение квалифицированных человеческих ресурсов, направленное на экономическое, социальное и культурное развитие стран-реципиентов, с учетом специфических потребностей стран (эмиграция и иммиграции);
- организация миграции беженцев, перемещенных лиц и других лиц, вынужденных оставить свою родину;
- осуществление роли международного форума, на котором государства -участники и прочие партнеры обсуждают приобретенный опыт, обмениваются взглядами, разрабатывают мероприятия и оказывают содействие сотрудничеству и координации усилий в области миграции.
Руководящим органам МОМ является Совет, который состоит из представителей всех государств-участников и уполномочен принимать окончательные решения по вопросам политики, программ и финансирования Организации.
Бюджет МОМ состоит из административной части, которая, формируется из взносов стран-участников соответственно установленной доли в процентах и оперативной части, которую составляют добровольные взносы из государственных источников, от мигрантов и спонсоров.
В МОМ входят 46 стран-членов и 35 стран-наблюдателей.
МОМ имеет тесные связи с другими международными организациями, которые занимаются социальными, экономическими и демографическими аспектами международной миграции, а также и с рядом международных общественных организаций.