по преподаванию дисциплины




История политических и правовых учений

(название дисциплины)

Специальность(и): 030501.65 «Юриспруденция»

Форма обучения: очная

(очная, заочная)

Москва

 

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО СЕМЕСТРАМ И ВИДАМ ЗАНЯТИЙ

 

  Семестры     Всего учебного времени Время по видам занятий (часы) Вид итогового контроля (экзамен, зачет)[1]
Аудиторные занятия     Защита курсовых работ Самостоятельная работа студентов (СРС)
лекции семинары практические занятия лабораторные работы деловые учебные игры кон- трольные работы всего на СРС виды заданий на СРС[2]
курсовые работы рефераты другие задания
                          Экз.
ИТОГО                          

I. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ВИДАМ ЗАНЯТИЙ

Номер темы по тематическому плану рабочей программы дисциплины Вид учебного занятия. Форма промежуточного контроля   Количество часов   Тема и учебные вопросы занятия Применяемые технические средства обучения  
 
           
      8 семестр    
1.1.   1.2.   2.1.     Лекция   Тема лекции « Предмет, метод и структура дисциплины «История политических и правовых учений». Политические и правовые учения Древнего Во­стока. » 1. Предмет, метод и структура дисциплины 2. ППУ Древней Индии 3. ППУ Древнего Китая Мультимедийная презентация  
Лекция   Тема лекции « Политические и правовые учения в Древней Греции и в Древнем Риме. » 1. ППУ Древней Греции 2. ППУ Древнего Рима Мультимедийная презентация  
Семинар   Тема лекции « Политические и правовые учения в Древней Греции и в Древнем Риме. » 1. ППУ Древней Греции 2. ППУ Древнего Рима    
Лекция   Тема лекции « Политические и правовые учения в Западной Европе в период возникновения и развития феодализма, в эпоху Возрождения и Реформации. ». 1. Направления и школы средневековой юридической мысли. Средневековые ереси. 2. Учение Фомы Аквинского о государстве, власти и законах. 3. Учение о законах и государстве Марсилия Падуанского. 4. Светская политико-правовая доктрина Н. Макиавелли. 5. Политико-правовые идеи Реформации. 6. Политико-правовое учение Ж. Бодена. 7. Утопическая социалистическая теория. Мультимедийная презентация  
2.2. Лекция   Тема лекции «Политические и правовые учения в Голландии и Англии в период ранних буржуазных революций. Учения немецкого и итальянского Просвещения XVII – XVIII вв.» 1. Учение Г. Гроция и государстве и праве. 2. Б. Спиноза. Пантеистическая концепция права и государства. 3. Т. Гоббс – теоретик политического абсолютизма. Дж. Локк – идеолог социального компромисса. 4. Естественно-правовые учения в Германии. 5. Итальянское Просвещение. Дж. Вико. Правовая теория Ч. Беккариа. Мультимедийная презентация  
  Семинар   Тема семинарского занятия « ППУ Возрождения, Реформации и ранних буржуазных революций ». 1. ППУ Возрождения, Реформации 2. ППУ ранних буржуазных революций    
2.3.     Лекция   Тема лекции « Политические и правовые учения во Франции в период кризиса абсолютизма и Великой французской революции. » 1. Политико-правовые взгляды Вольтера. 2. Политико-правовая доктрина Ш. Монтескье. 3. Политико-правовые идеи французских материалистов: Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеций. 4. Идеология буржуазного радикализма. Ж. Руссо. 5. М. Робеспьер. Критика тирании. Характеристика политического идеала – демократической республики. Мультимедийная презентация  
  Семинар   Тема семинарского занятия «« Политические и правовые учения во Франции в период кризиса абсолютизма и Великой французской революции. » 1. Политико-правовые взгляды Вольтера. 2. Политико-правовая доктрина Ш. Монтескье. 3. Политико-правовые идеи французских материалистов: Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеций. 4. Идеология буржуазного радикализма. Ж. Руссо.
  1. Идеологи Французской революции
   
3.1.   Лекция   Тема лекции « Политические и правовые учения в Германии XYIII – XIX вв., во Франции и Англии в конце Х1Х – первой половине ХХ вв. » 1. Политические и правовые учения в Германии XYIII – XIX вв. 2. ППУ во Франции и Англии в конце Х1Х – первой половине ХХ вв. Мультимедийная презентация  
  Семинар   Тема семинарского занятия « Политические и правовые учения в Германии XYIII – XIX вв., во Франции и Англии в конце Х1Х – первой половине ХХ вв. » 1. Политические и правовые учения в Германии XYIII – XIX вв. 2. ППУ во Франции и Англии в конце Х1Х – первой половине ХХ вв. »    
3.2. Лекция   Тема лекции « Позитивистское направление в теории государства и права во второй половине Х1Х в. » 1. Юридический позитивизм (формально-догматический) – Д. Остин, К. Бергбом, П. Лабанд, А. Эсмен. 2. Социологический позитивизм.   Мультимедийная презентация  
    Семинар   Тема семинара« Позитивистское направление в теории государства и права во второй половине Х1Х в. » 1. Юридический позитивизм (формально-догматический) – Д. Остин, К. Бергбом, П. Лабанд, А. Эсмен. 2. Социологический позитивизм.      
3.3.   Лекция   Тема лекции « Политические и правовые учения в Америке. Конец ХVIII – первая половина ХХ в. » 1. Т. Джефферсон. Теория общественного договора и естественных прав человека. 2. Т. Пейн. Демократическая трактовка теории естественного права. 3. А. Гамильтон. Идея социального неравенства. 4. Политико-правовые взгляды в период индустриального развития.   Мультимедийная презентация  
4.1. Лекция   Тема лекции « Политические и правовые идеи в Древнерусском государстве и в ХIV – ХVII вв. » 1. ППУ в Древнерусском государстве. 2. Образование централизованного государства. Проблема взаимоотношений церкви и государства, статуса верховной власти. 3. Проекты государственных преобразований И. Пересветова. 4. А. М. Курбский об организации верховной власти. 5. Период Смутного времени. «Временник» И. Тимофеева. Мультимедийная презентация  
4.2. Лекция   Тема лекции « Политические и правовые учения в России в период формирования и развития абсолютной монархии ХVIII – ХIХ вв.». 1. Политико-правовое учение И. Т. Посошкова. 2. Политическая доктрина В. Татищева. 3. Политическая концепция С. Е. Десницкого. 4. План государственных преобразований М. М. Сперанского. 5. Политико-правовые идеи Н.М. Карамзина. 6. Н.М. Муравьев. Проекты Конституции. Республиканская политическая программа П.И. Пестеля Мультимедийная презентация  
  Семинар   Тема лекции « Политические и правовые учения в России в период формирования и развития абсолютной монархии ХVIII – ХIХ вв.». 1. Политико-правовое учение И. Т. Посошкова. 2. Политическая доктрина В. Татищева. 3. Политическая концепция С. Е. Десницкого. 4. План государственных преобразований М. М. Сперанского. 5. Политико-правовые идеи Н.М. Карамзина. 6. Н.М. Муравьев. Проекты Конституции. Республиканская политическая программа П.И. Пестеля    
4.3.   Лекция   Тема лекции « Политические и правовые учения в России в конце ХIХ первой половине ХХ века. » 1. Социологический позитивизм в России. 2. М.М. Ковалевский. Происхождение государства и права. 3. Н.М. Коркунов. Теория «субъективного идеализма». 4. Неогегельянское направление политико-правовой мысли. Б.Н. Чичерин. 5. Психологическая теория права Л.И. Петражицкого. 6. Социально-политические взгляды социалистов-революционеров. 7. Политико-правовые взгляды социал-демократии. В.И. Ленин. 8. «Революционная теория права». Е.Б. Пашуканис, П.И. Стучка. 9. Политико-правовое содержание «русской идеи». Сборник «Вехи» (С. Булгаков, П. Струве, Н. Бердяев, С. Франк и др.) 10. Историософская концепция. Значение религии в общественном развитии Задачи государства. П. Новгородцев об общественном идеале. 11. Представление о политическом будущем России. И. Солоневич, Г. Федоров. Мультимедийная презентация  
  Семинар   Тема семинара « Политические и правовые учения в России в конце ХIХ первой половине ХХ века. » 1. Социологический позитивизм в России. 2. М.М. Ковалевский. Происхождение государства и права. 3. Н.М. Коркунов. Теория «субъективного идеализма». 4. Неогегельянское направление политико-правовой мысли. Б.Н. Чичерин. 5. Психологическая теория права Л.И. Петражицкого. 6. Социально-политические взгляды социалистов-революционеров. 7. Политико-правовые взгляды социал-демократии. В.И. Ленин. 8. «Революционная теория права». Е.Б. Пашуканис, П.И. Стучка. 9. Политико-правовое содержание «русской идеи». Сборник «Вехи» (С. Булгаков, П. Струве, Н. Бердяев, С. Франк и др.) 10. Историософская концепция. Значение религии в общественном развитии Задачи государства. П. Новгородцев об общественном идеале. 11. Представление о политическом будущем России. И. Солоневич, Г. Федоров.    

 

II. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

История политической и правовой мысли свидетельству­ет, что различные политико-правовые теории являются одно­временно и следствиями, и причинами — следствиями соци­альных обстоятельств, политики и институтов того времени, к которому они принадлежат, и причинами убеждений, опре­деляющих политику и институты последующих веков. В твор­честве каждого политического мыслителя отразился уровень развития общества, в каждой из работ сконцентрировались мысли и чувства, свойственные представителям общества, частью которого является тот или иной мыслитель.

История политической и правовой мысли отражает на идеологическом уровне борь­бу различных социальных слоев и групп за свои интересы.

История политических и правовых учений как наука по объему и содержанию представляет собой широчайшую палитру политико-правовых представлений человечества за все время его существования. Одноименная учебная дисциплина не способна вместить в себя все это многообразие. Поэтому она ограничивается наиболее важными периодами истории политических учений, а также наиболее видными ее предста­вителями.

Основой для изучения данной дисциплины являются знания таких гуманитарных дисциплин как философия, политология, социология, история государства и права зарубежных стран, история отечественного государства и права, теория государства и права, римское право и др.

В системе юридических наук и юридического образования история политических и правовых учений является самостоятельной научной и учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профилей.

Основными методами изучения предмета являются: лекционные и семинарские занятия, самостоя­тельная работа студентов (слушателей). Объем знаний студентов (слушателей) определен программой курса. Следовательно, во время самостоятельной работы, приступая к изучению каждой темы, необходимо, прежде всего, уяснить по учебной программе ее основные проблемы, ли­тературу, а также определить последовательность отработки вопросов темы.

Особую сложность при изучении предмета дисциплины представляют: категориальный аппарат древневосточных учений, политико-правовые доктрины Канта, Гегеля, позитивистское направление политико-правовой мысли, методологический аспект изучаемых концепций. Поэтому в процессе самостоятельной работы следует пользоваться не только основной, но и дополнительной литературой, а также осуществлять самостоятельный контроль своих знаний методом тестирования.

При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов. Качество усвоения учебного материала дисциплины оценивается по 100-бальной шкале.

Распределение рейтинговых баллов по учебным модулям приведено в табл. 1.

Таблица 1

Распределение рейтинговых баллов по учебным модулям

 

№ п/п Учебный модуль Максимальное количество баллов
  Модуль 1  
  Модуль 2  
  Модуль 3  
  Модуль 4  
  ИТОГО  

 

Диапазонбаллов для оценивания аудиторной и самостоятельной работы студентов по результатам текущего и промежуточного контроля знаний приведен в табл. 2.

Таблица 2

Диапазонбаллов для оценивания аудиторной и самостоятельной работы

 

№ п/п Способ контроля аудиторной и самостоятельной работы студентов Количество баллов
     
  Посещения занятия 0-1
  Контрольная работа 0-4
  Тестирование 0-2
  Письменный реферат 0-5
  Ответ на теоретический вопрос 0-2
  Доклад на семинаре 0-3

 

Распределение способов контроля знаний студентов по учебным модулям с указанием максимального балла приведено в табл.3.

 

Таблица 3

Распределение способов контроля по учебным модулям

 

№ п/п Учебный модуль Способы контроля
  Модуль 1 посещение занятий – 3 контрольная работа – 4 тестирование – 2 письменный реферат – 5
  Модуль 2 посещение занятий – 4 контрольная работа – 4 тестирование – 2 ответ на теоретический вопрос – 2 доклад на семинаре – 3
  Модуль 3 посещение занятий – 4 контрольная работа – 4 тестирование – 2 письменный реферат – 5 ответ на теоретический вопрос – 2 доклад на семинаре – 3
  Модуль 4 посещение занятий – 4 контрольная работа – 8 (4+4) тестирование – 4 (2+2) ответ на теоретический вопрос – 2 доклад на семинаре – 3

 

Итоговый рейтинг студента после завершения изучения дисциплины определяется суммой набранных баллов.

Перевод рейтинговых баллов в традиционные оценки (по 4-х балльной системе) проводится по следующей шкале:

90-100 баллов - «отлично»;

70-89 баллов - «хорошо»;

60-69 баллов - «удовлетворительно»;

менее 60 баллов - «неудовлетворительно».

Автор-разработчик

_____________ Л.В. Важенин

(подпись) (инициалы, фамилия)

 

Заведующий кафедрой

______________

(подпись) (инициалы, фамилия)

 


[1] Указывается вид и время, отводимое на проведение контроля

[2] Указывается время, отводимое на выполнение каждого вида заданий



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: