Готовимся к ЕГЭ. Алгоритм написания сочинения по русскому языку (С1)




 

Сочинение необходимо писать по определенному плану.

 

  Вступление
  Постановка проблемы
  Комментарий к поставленной проблеме
  Позиция автора
  Собственная позиция
  Аргумент
  Литературный аргумент
  Заключение
Композиция Теория Примеры
Постановка проблемы Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор. Основная проблема – это та, которая стала объектом раздумий автора; над которой он в основном размышляет; к которой он неоднократно возвращается; по которой отчетливо заявлена авторская позиция  
  Способы формулирования проблемы 1) либо в виде вопроса; =либо в виде четкого и лаконичного предложения: проблема (чего?) поднимается в тексте Речевые клише -Автора текста волнует проблема... -Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что... -Текст С. Довлатова заставил меня задумать­ся над проблемой... -Проблема, обозначенная С. Довлатовым, заключается в следующем: 1)Почему хамство непобедимо и сложно поддается точному определению? Эта проблема исследуется С. Довлатовым в его статье… 1)Можно ли дать определение хамству, которому мы не в состоянии противостоять? Над этим вопросом рассуждает С. Довлатов в своей статье…   2) В своей статье автор рассматривает проблему живучести и неискоренимости такого отвратительного явления, как хамство, которое сложно поддается точному определению.
Комментарий к поставленной проблеме Комментарий всегда должен опираться на прочитанный текст.  
Позиция автора Позиция автора — это авторское отношение к той или иной теме или той или иной проблеме текста, предлагаемое автором решение той или иной проблемы. Позиция автора по основной теме и основной проблеме текста обычно представляет собой основную мысль текста, его основной вывод и совпадает с идеей текста. Проблема – вопрос, позиция автора – ответ на этот вопрос Подумайте: • Каково мнение автора по поставленной проблеме? • Что он сказать читателям автор, создавая этот текст? • Как автор оценивает и описывает ситуацию, поступки героев? Речевые клише  
Собственная позиция Речевые клише Позиция автора представляется мне убедительной, потому что… Автор прав в том, что… Нельзя не согласиться с автором в том, что… С автором статьи трудно не согласиться. Действительно, подобные примеры… Хочу поддержать точку зрения автора в том, что… Я не могу согласиться с точкой зрения автора, потому что…  
Аргумент Аргументы ученика • Тезис– мысль, которую нужно доказать. • Аргументы – это доводы, приводимые в поддержку тезиса и подтверждённые конкретными фактами, примерами. • Довод – это мысль, содержащая необходимые доказательства оттенки в раскрытии, основной проблемы текста. • Пример – это наглядная иллюстрация высказанной мысли. • Вывод – общий итог работы над сочинением КАК сформулировать ТЕЗИС Если Вы согласны с позицией автора, то его и Ваш тезисы совпадают можно использовать высказывания автора либо косвенно передавая его мысли, либо цитируя текст. НО: Вы НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ДОЛЖНЫ повторять доводы автора, использованные в тексте, Вам необходимо привести свои.   Примеры 1.Ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов, из художественных произведений; 2. Пословицы, поговорки, отражающие народную мудрость; 3. Факты, события истории и современности; 4. Примеры из художественной литературы и публицистики. 5. Примеры из телевизионных передач и фильмов. 6. Примеры из личной жизни и жизни окружающих. !!! Если в Вашем интеллектуальном арсенале не найдётся ни одного из вышеназванных примеров, придумайте их, предварительно решив, в какой жизненной ситуации тот или иной факт может иметь место. Речевые клише • Приведём пример…Убедительность своей позиции хочу доказать примером из…В качестве иллюстрации этой мысли хочу привести пример из произведения…Подтверждая сказанное, хочу обратиться к реальной жизненной ситуации, когда…Размышляя над проблемой данного текста, я вспомнил(а) случай (или историческое событие, или литературного героя, или эпизод из художественного произведения), являющийся, на мой взгляд, ярким подтверждением авторских мыслей…  
Литературный аргумент    
Заключение В заключительной части нужно подвести итог всему сказанному, сделать обобщение. • Можно вернуться к мысли, выраженной во вступлении. • Можно закончить своё сочинение цитатой, взятой из текста и других источников и логически связанной с высказанной в конце работы мыслью. • Можно закончить текст риторическим вопросом. КлишеТаким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод…Подводя итог, хочется сказать…Сущность вышеизложенного сводится к следующему…На основании прочитанного текста можно сделать вывод…Обобщая сказанное, можно сказать, что…Из этого следует, что…Я искренне благодарна (ен) автору текста, потому что он заставил меня задуматься о том, что…Этот текст ещё раз убедил меня в том, что…В заключение должна(ен) сказать, что старания автора не прошли даром – они пробудили в моей душе желание лучше осмыслить проблему…Этот текст заставил меня ещё глубже задуматься над проблемой..., переоценить её важность в нашей жизни…  

Теория. Работа над содержанием сочинения.

(Для того, чтобы правильно проанализировать предложенный на ЕГЭ по русскому языку в части С текст, нужно помнить, что в авторском в тексте чаще всего ставятся несколько проблем, а не одна. Выпускник имеет право выбрать любую из поставленных проблем, но определять позицию автора, комментировать, высказывать свою позицию он обязан по выбранной им проблеме. Поэтому целесообразно найти основную проблему текста и работать именно с ней, потому что именно по ней будет достаточно материала в тексте, чтобы ваше сочинение соответствовало всем критериям проверки и оценки ЕГЭ по русскому языку части С.

1. Определение проблемы текста.

Нужно помнить, что проблема возникает там, где появляется конфликт (противопоставление, антитеза): есть все условия для чего-то, а оно не происходит, не появляется, не существует. Упрощенно говоря, проблема в публицистическом тексте - это вопрос возмущённого автора: почему это так?

Основная проблема текста, как правило, если называется, то называется неоднократно, автор возвращается к ней снова и снова. Определению проблемы текста способствует поиск ключевых слов. Ключевые слова, как правило, имеют свойство повторяться, в том числе в виде синонимов, создавать лейтмотивы.

Наиболее вероятное место формулировки проблемы:

начало текста,

начало основной части,

конец основной части или абсолютный конец текста.

Способы выражения проблемы текста тоже бывают разнообразны:

· проблема формулируется автором открыто, в виде тезиса,

· проблема формулируется на основе отдельных суждений и замечаний автора, разбросанных по тексту,

· проблема не называется в тексте, а выявляется путем анализа его сюжета, реплик, описаний и так далее (характерно для художественного текста).

2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

Ещё раз нужно обратить внимание на то, что комментируется именно сформулированная выпускником проблема и никакая другая. Комментарии берутся из рассматриваемого текста, при этом демонстрируется понимание замысла текста, логики мысли автора. В качестве комментариев не может быть дан простой пересказ текста, не может быть процитирован большой фрагмент исходного текста. Автор текста, как правило, пытается акцентировать внимание читателя на проблеме, обозначить её ярко, выпукло, чтобы она так же возмутила читателя, как возмущает и его самого. И делает он это с помощью:

· оценочной и специальной лексики,

· эмоционального тона текста,

· художественных средств,

· композиции произведения и т.д.

Также автор может рассказать о истории существования проблемы, о путях её решения в другие времена и в других странах, об актуальности проблемы сегодня и т.д.

Это важно найти в тексте, чтобы продемонстрировать не только понимание проблемы, но и актуальность её постановки. Не случайно за комментарии к сформулированной проблеме выпускник получает 2 балла. Все комментарии должны быть связаны с сформулированной выпускником проблемой.

3. Отражение позиции (основной мысли, идеи) автора текста.

Если проблему текста рассматривать как вопрос автора, то позиция автора - это ответ на вопрос, как нужно поступить, чтобы решить эту проблему. Чтобы найти в тексте позицию автора, нужно применить те же способы, что и при поиске поставленной проблемы.

4. Формулировка своей позиции по проблеме исходного текста.

Не будет лишним повторить, что свою позицию выпускник формулирует по проблеме, уже выбранной им из текста и прокомментированной. По той самой проблеме, решение которой уже предложено автором текста, и это решение выпускник сформулировал как позицию автора. Выпускник должен не просто обозначить своё согласие или несогласие с мнением автора, а четко, тезисно выразить своё отношение к проблеме и авторской позиции.

5. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме.

Это самое сложное задание на ЕГЭ по русскому языку в части С, за него ставится 3 балла. Здесь выпускник может продемонстрировать свой уровень общего развития и степень зрелости личности. Выпускнику желательно ориентироваться в различных типах аргументации, уметь обнаруживать и понимать аргументы в исходном тексте, давать им оценку с точки зрения силы/слабости и, самое главное, самому уметь подбирать аргументацию разных типов к своим рассуждениям. Можно выделить несколько типов аргументов.

· Естественные. Называются конкретные факты, или цифры, или свидетельства.

· Логические. В сочинении должен быть четко сформулирован тезис, к нему приводятся логические доказательства (аргументы), приведение аргументов завершается объяснением, почему они подходят к этому тезису. Вводятся логические аргументы в текст с помощью слов - предположим, допустим, следовательно, очевидно и т. д.

· Эмоциональные. Приводимые факты рассчитаны на приятные или неприятные ассоциации, при этом признаки других типов доказательств отсутствуют.

· Этические. Приводимые факты рассчитаны на положительную или отрицательную оценку с точки зрения ценностей, традиций, принятых в обществе.

· Ссылка на авторитеты. Приводится ссылка на известного в данной области человека, специалиста, или очевидца, участника событий, или типичного представителя некоего политического, религиозного или другого типа сообщества.

Нужно помнить о том, что целесообразно подбирать аргументы из художественной, публицистической или научной литературы. Такие аргументы относятся к сильным. Чтобы получить максимальное количество баллов, один из приведённых аргументов обязательно должен быть из художественной, публицистической или научной литературы. Но если художественное произведение, из которого берётся пример в качестве аргумента, прочитано только в кратком изложении, вряд ли оно понято, не стоит рисковать и пользоваться им для аргументации собственного мнения.

6. Выстраивание композиции.

Созданные выпускником части текста должны соединяться между собой не механически, а с использованием средств связи, существующих в русском языке: повторов, синонимов, местоимений, вводных слов и выражений и т.д. Пишущий сочинение постоянно должен обращаться к сформулированной им проблеме текста, соотносить с ней комментарии, затем позицию автора, свою позицию, и наконец, аргументы. Когда работа готова, следует проверить эту связь ещё раз.

В завершении работы следует подумать о подборе зачина (вводной части, вступления) и концовки (заключения).

Практика. Работа над содержанием сочинения. Основная часть.

(1)Вопрос "Кто виноват?" называют чисто русским вопросом, якобы выражающим особенную сущность нашего национального характера. (2)На эту тему без устали острят эстрадные сатирики, глубокомысленно философствуют политтехнологи... (3)У каждого готов свой ответ на заданный ещё Герценом вопрос. (4)Огромная, наполненная природными ресурсами страна обладает таким же огромным интеллектуальным потенциалом. (5)А большая часть населения прозябает в бедности! (б)Почему? (7)Кто виноват?

(8)Мне кажется, что причина всех наших проблем коренится глубже, чем мы себе представляем: ни гуманистические призывы, ни экономические реформы, ни набившие оскомину обещания новой жизни не могут сами по себе решить главного. (9)Она в нашем неуважении к человеку. (10)Надо сделать человека высшей ценностью. (II) Мы подсчитываем золотовалютный запас, радуемся, когда на внешнем рынке дорожает нефть, гордимся тем, что снизили уровень инфляции... (12) И что? (13)Что из того обыкновенному человеку? (14)Жила в ветхой избушке пенсионерка при уровне инфляции в 14 процентов, в этой же ветхой избушке она живёт и при уровне в 9 процентов! (15)Такие вопросы вызывают у наших уважаемых политиков высокомерно-снисходительную улыбку: дескать, товарищ нас не понимает! (16)Да нет, это вы, отделённые от реальности толстой стеной макроэкономических соображений, не видите микроскопическую клетку общественного организма -живого человека. (17) Неработающие лифты, перемороженные дома, закрытые двери, равнодушное "Ждите, нам некогда - всё это симптомы самой страшной социальной болезни - пренебрежения к человеку. (18) О человеке никто не думает, когда строит дом, и в космос запускает очередную ракету, и голосует за какое-то якобы судьбоносное решение. (19) О человеке подумали ровно настолько, чтобы он мог существовать в качестве некой полезной функции. (20)А раз так, то и человек перестаёт заботиться об окружающих, и ему нет дела до того, кто живёт рядом с ним. он считает себя мелкой деталькой в огромной государственной машине, снимает с себя ответственность за чистоту в подъезде, за порядок на улице, за процветание государства.

(21)Не нужно призывов! (22)Надо просто починить сломанный лифт, а иначе как пожилым людям подниматься на последний этаж? (23)Надо в больничном коридоре поставить кушетку, чтобы больные не стояли в очереди, надо засыпать гравием лужу у остановки, чтобы проезжающие мимо машины не обливали грязью пассажиров... (24)Надо, чтобы человек никогда не чувствовал себя униженным и оскорблённым, тогда поднимется и производительность труда, вырастет уровень благосостояния человека и никто не станет терзаться бессмысленным вопросом "Кто виноват?".

(по В. Тимофееву)

1. В данном тексте поднимается одна проблема. В первом абзаце текста уже намечен конфликт (противопоставление, антитеза): страна богатая - люди бедные (предл. 4-6) и обозначена проблема. В сочинении мы её можем сформулировать одним из принятых способов.

В форме риторического вопроса: ""Почему в стране, богатой ресурсами и интеллектом, люди такие бедные?" - ставит в тексте проблему автор."

В форме родительного падежа: "Автор ставит в тексте проблему неуважения к человеку ". В сочинении не надо формулировать проблему двумя разными способами. Проблема должна быть сформулирована один раз одним способом.

2. Комментарии к сформулированной проблеме исходного текста.

Автор комментирует проблему разными способами, он убеждает нас с помощью искусно подобранных аргументов (естественных (14, 17), этических (17). логических (20), эмоциональных (15,16, 22)) в том, что проблема серьёзная, актуальная, требует немедленного решения. Автор приводит не единичные, а типичные примеры, встречающиеся повсюду. Тон текста страстный, много восклицательных предложений. Для усиления эффекта автор применяет метафоры: человек - клетка организма, человек - деталька государственного механизма.

Комментарии проблемы выпускником могут выглядеть так:

Проблема неуважения к человеку в нашей стране, по мнению автора, укоренилась основательно. Поражает разрыв между стоящими у власти и простыми людьми. Политики высокомерно-снисходительно относятся к обыкновенному человеку. Они отделены от реальности толстой стеной макроэкономических соображений. Живой человек рассматривается ими как средство для выполнения "судьбоносных решений". Автор показывает, насколько унижен и оскорблён обычный человек, с помощью метафор: человек - мелкая деталька в огромной государственной машине, человек - некая полезная функция. А раз так, то и человек перестаёт заботиться об окружающих, и ему нет дела до того, кто живёт рядом с ним. он считает себя мелкой деталькой в огромной государственной машине, снимает с себя ответственность за чистоту в подъезде, за порядок на улице, за процветание государства.Автор уверен сам и убеждает читателя в том, что проблема актуальна и требует решения.

3. Отражение авторской позиции исходного текста.

Авторская позиция (идея) формулируется открыто (предл. 8-10): Причина бедности, неустроенности России - в неуважении к человеку. Слово "неуважение", а также его синонимы - пренебрежение, равнодушие, невнимание, унижение, оскорбление и т.д. - встречаются неоднократно на протяжении всего текста. Выход автор видит в том, чтобы сделать человека высшей ценностью (10, 24), чтобы не разговорами, а реальными делами помочь человеку почувствовать себя человеком (21-23). Автор сначала формулирует идею, затем подбирает аргументацию под нее.

4. Формулирование позиции экзаменуемым.

Позиция выпускника может быть такой:

Я полагаю, что отношение к человеку со стороны государства может измениться только тогда, когда органы власти будут чувствовать настоящую ответственность не перед экономическими и политическими кланами, а перед теми людьми, которые их выбирают.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: