и распоряжению земельными ресурсами до разграничения государственной собственности на землю




(УКАЗ Президента Р. Б. от «_7__» марта 2006 г. №УП-89)

В соответствии с частью 1 статьи 2 и статьей 25.2 Закона Республики Башкортостан «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» постановляю:

1. Определить Министерство имущественных отношений Республики Башкортостан уполномоченным республиканским органом исполнительной власти в области земельных отношений, осуществляющим функции по распоряжению следующими земельными участками до разграничения государственной собственности на землю:

1) на которых располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности Республики Башкортостан;

2) предоставленными государственному унитарному предприятию Республики Башкортостан, государственному учреждению Республики Башкортостан, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Республики Башкортостан;

3) предоставленными организации, созданной в порядке приватизации, имущество которой до приватизации находилось в собственности Республики Башкортостан, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

 

Приложение к Указу

Президента Республики Башкортостан

от «_7__» марта 2006 г. №УП-89

 

Изменения, вносимые в Положение

о Министерстве имущественных отношений Республики Башкортостан

 

1. Пункт 3.70 изложить в следующей редакции:

«3.70. При реализации полномочий по управлению и распоряжению земельными ресурсами до разграничения государственной собственности на землю, если иное не предусмотрено федеральным законодательством, осуществляет:

принятие решений о предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам, в том числе в случае прекращения прав на земельные участки;

принятие решений о прекращении прав граждан и юридических лиц на земельные участки в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;

заключение договоров аренды, безвозмездного срочного пользования, купли-продажи земельных участков, соглашений об установлении частных сервитутов, а также соглашений об изменении или расторжении указанных договоров и соглашений;

направление в суд заявлений о принудительном прекращении прав на земельные участки;

2. Пункт 3.70 считать соответственно пунктом 3.71.

юридические действия по защите имущественных прав и законных интересов Республики Башкортостан; иные действия, предусмотренные законодательством».

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

 

(Утверждены Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Башкортостан, 2002)

 

I. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

Реформирование сельскохозяйственных предприятий можно осуществить путем изменения внутрихозяйственных отношений, реорганизации хозяйства или его ликвидации.

Совершенствование внутрихозяйственных отношений затрагивает механизм заключения договоров с собственниками, формирования и функционирования филиалов, внутрихозяйственных подразделений, бригад, ферм и других подразделений, их взаимоотношение с руководством предприятия, с работниками подразделения, внешними организациями.

 

Реорганизация, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, осуществляют путём преобразования, выделения, разделения, слияния, присоединения. Непременное условие реорганизации — передача правопреемникам всего имущества, долгов и других прав и обязательств реорганизуемого хозяйства.

 

Ликвидация сельскохозяйственного предприятия добровольно или принудительно (по решению арбитражного суда) необходима в тех случаях, когда из-за больших долгов, отказа правопреемников взять на себя ответственность по обязательствам сельхозпредпредприятия или другим причинам провести реорганизацию невозможно.

Если сельскохозяйственное предприятие работает успешно, учредительные документы составлены в соответствии с действующим законодательством, взаимоотношения между собственниками и пользователями земли, имущества отрегулированы также в соответствии с законодательствами РФ и РБ, другие мотивы отсутствуют, то необходимости в его реформировании нет.

Если сельхозпредприятие реформируется, то решающее влияние на этот процесс оказывают решения собственников имущества и землепользователей о способе их использования и решение участников о схеме реорганизации.

У собственников имущественных паев и земельных долей при реорганизации сельхозпредприятия есть возможность выбрать один из трех типов экономических отношений:

1) получить в счет земельной доли и имущественного пая зем­лю и имущество, самостоятельно использовать свою собственность. Такое решение приводит к выделению крестьянских (фермерских) хозяйств (индивидуальных предпринимателей) или образованию новых сельскохозяйственных предприятий;

2) передать землю по договору в аренду и получать арендную плату, внести имущественный пай в уставный капитал и ждать дивидендов.Такое решение приводит к созданию коммерческих организаций типа сельскохозяйственных кооперативов, товариществ на вере, об­ществ с ограниченной ответственностью, крупных частных предприя­тий. Его осуществление возможно, если есть активные предприниматели, которые становятся распорядителями имущества, произведенной продукции, доходов, а работники хотят работать по найму;

3) получить землю в счет земельной доли, часть имущества в счет имущественного пая, остальное имущество внести в качестве взноса в обслуживающий кооператив, заключить с обслуживающим кооперативом договор об обработке земельной доли. Такое решение может привести к расширению личных хозяйств, формированию множества мелких крестьянских хозяйств, функционирующих в тесной взаимосвязи с кооперативом, который создается для их обслуживания. Владение землей, частью имущества, произведенной продукцией и доходами в этом варианте сохраняется за собственником, который оплачивает из своих доходов стоимость услуг
обслуживающего его кооператива.

В зависимости от выбранного варианта экономических отношений коренным образом меняется юридический статус создаваемых при реформировании сельхозпредприятий, взаимоотношения с бюджетом. Особенно резкие различия имеются в налогообложении.

Схема реформирования составляется внутрихозяйственными комиссиями, руководителями и специалистами хозяйства, которые призваны внести ясность на следующие вопросы: Будет хозяйство реорганизовано или ликвидировано? Если проводится реорганизация, то все долги и другие обязательства передаются правопреемникам и все активы распределяются между ними. При ликвидации оба эти условия могут быть нарушены, поэтому совершенно иной характер будут иметь взаимоотношения с кредиторами.

1. Если производится реорганизация, то в каких формах: преобразование, выделение, разделение, слияние или присоединение?

2. Если реорганизуемое хозяйство будет преобразовано, то в какие организационно-правовые формы (ТНВ, ООО, ЗАО, СПК, потребительский кооператив, обслуживающий личные хозяйства кооператив, ассоциация (Союз) крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных производственных кооперативов и др.)?

3. Если из реорганизуемого хозяйства будут выделяться юридические и физические лица, то с какой целью, какие организации они создадут?

4. Если произойдет разделение хозяйства, то каким образом будет скоординирована их деятельность, как будет использоваться общая для всех инфраструктура? Ниже приводятся варианты реформирования сельскохозяйственных предприятий.

 

Преобразование - это реорганизация путем изменения организационно-правовой формы. При этом реорганизуемое хозяйство остается единым. Реорганизация в форме преобразования необходима в следующих случаях:

1) учредительные документы привести в соответствие с Гражданским кодексом РФ, законами "О сельскохозяйственной кооперации", " Об акционерных обществах" и др.;

2) учредители хотят изменить организационно-правовую форму хозяйства.

 

Преобразование коллективного хозяйства в товарищество на вере (ТНВ) имеет целью - улучшение управления хозяйством, за счет повышения ответственности учредителей, сокращения численное и членов хозяйства, участвующих в его управлении и за счет этого повышения оперативного управления. Преобразование коллективных хозяйств в ООО позволяет определить вклады каждого, и дифференцировать число голосов в зависимости от вклада, способствовать движению паев: т. к.более активные члены ООО могут со временем иметь контрольный пакет в уставном капитале.

 

Выделение. Реорганизуемое хозяйство сохраняется, но из него выделяются крестьянские хозяйства, мелкие предприятия, индивидуальные предприниматели. Реорганизуемое хозяйство может сохранить или поменять организационно-правовую форму, но в любом случае оно остается правопреемником прав и обязательств прежнего предприятия, кроме тех, которые переданы другим выделившимся хозяйствам.

 

Разделение хозяйства - наиболее радикальная форма реорганизации, для его проведения нужны веские основания и серьезная подготовка. Нужны также инициативные, хорошо подготовленные лидеры, которые готовы взять на себя ответственность за отдельные части реорганизуемого хозяйства. Кроме того, необходима подготовка материально-технической базы отделяющихся подразделений, способная обеспечить их самостоятельное функционирование.

Разделение приводит к разукрупнению хозяйства, повышению ответственности лидеров новых предприятий, улучшаются управляемость и дисциплина. В то же время появляются проблемы, связанные с использованием общей инфраструктуры. Многие главные специалисты и руководители внутрихозяйственных подразделений боятся возглавить новые предприятия, так как не имеют достаточного опыта и знаний. Руководители хозяйств не хотят разделения, так как при этом они теряют власть и контроль над предприятием, которое сформировано как единый комплекс. Решению возникающих при разделении хозяйств проблем использования объектов производственной инфраструктуры, маркетинга, снабжения способствует кооперация.

 

1. Самостоятельные коммерческие организации.

При разделении на месте реорганизуемого хозяйства создаются несколько юридических лиц, выделяются фермерские хозяйства и иные индивидуальные предприниматели. В этом случае все имущество и вся земля реорганизуемого предприятия делятся между новыми хозяйствами. А на базе общей инфраструктуры могут быть созданы самостоятельные предприятия или объекты инфраструктуры распределяются между созданными предприятиями. В обоих случаях происходит монополизация объектов инфраструктуры со всеми вытекающими отсюда последствиями. Негативные последствия связаны с завышением цен на услуги.

 

2. Ассоциации сельскохозяйственных предприятий + самостоятельные коммерческие организации.

Этот вариант реорганизации практически ничем не отличается от предыдущего, кроме одного - после формирования самостоятельных сельхозпредприятий, крестьянских хозяйств, выделения индивидуальных предпринимателей делаетсяеще один шаг - созда­ется ассоциация сельхозпредприятий, в которую могут войти все желающие. Ассоциация получает статус юридического лица, некоммерческой организации. Директором ассоциации может быть один из директоров сельхозпредприятий.

Главная задача ассоциации - координация деятельности созданных при реорганизации сельхозпредприятий, обсуждение вопросов, связанных с объектами и ценами на продукцию и услуги, поставляемые друг другу, любые другие вопросы, в которых заинтересованы члены ассоциации.

 

3. Простые товарищества + самостоятельные коммерческие организации

Новые сельскохозяйственные предприятия создаются на основе реорганизованного хозяйства как обычно. В соответствии с федеральным Законом "О сельскохозяйственной кооперации" принимается решение об объектах общей инфраструктуры, в использовании которых заинтересованы два или несколько новых предприятий. Это имущество может использоваться по договорам о совместной деятельности, то есть путем образования простых товариществ ( глава55 ГК РФ.)

В каждом договоре участвую! только те сельхозпредприятия, которые заинтересованы в использовании данного объекта инфраструктуры. Такие объекты передаются в общую долевую собственность договаривающихся сторон. Сельхозпредприятия вносят часть своих имущественных паев в качестве вклада в простое товарищество. На эти вклады и приобретается конкретное имущество.

 

4. Обслуживающий кооператив + самостоятельные коммерческие организации. В этом варианте новые сельскохозяйственные предприятия на базе реформируемого хозяйства создаются как обычно. Все земельные доли и все индивидуальные паи переходят к создаваемым сельхозпредприятиям. При этом в соответствии с законом "О сельскохозяйственной кооперации'1 выделяется неделимое имущество, которое должно перейти в обслуживающий кооператив. Сельскохозяйственные предприятия создают обслуживающий кооператив, вкладывая в его паевой фонд часть имущественных паев, по сумме равной стоимости неделимого имущества. Обслуживающий сельскохозяйственные предприятия кооператив - это юридическое лицо, некоммерческая организация. Получение прибыли не является целью его деятельности. Полученная прибыль не делится между членами кооператива.

 

5. Головное предприятие + дочерние и зависимые общества.

Головное предприятие, как правило, формируемое бывшим руководителем реорганизуемого хозяйства или другим авторитетным руководителем, заключает договоры и арендует всю или основную часть зависимых долей, заключает договоры о внесении в уставный капитал имущественных паев. Дочерние и зависимые общества, фор­мируемые руководителями подразделений и специалистами, могут заключать договоры на аренду земельных долей и внесение в уставный капитал имущественных паев. Головное предприятие на часть имущественных паев заказывает имущество, а другую часть вносит в уставный капитал дочерних и зависимых обществ. Если взносы головного предприятия превышают 50% уставного капитала, то предприятие будет дочерним, если больше 20%, но меньше 50%, то зависимым.

Дочернее общество может быть создано не только в связи с вкладами, но и по договору между головным и зависимым предприятиями. Дочернее и зависимое общества не отвечают по долгам головного предприятия. Дочернее общество может требовать компенсации и убытков, образовавшихся в связи с выполнением указаний, данных головным предприятием. В случае банкротства дочернего общества, головное предприятие несет ответственность по его долгам. Дочернее общество может быть создано только государствен­ным (муниципальным) предприятием.

 

Головное предприятие + филиалы. Сельскохозяйственные предприятия имеют возможность оформления своих отделений, бригад и других структурных подразделений, ферм как филиалов. Это позволяет повысить ответственность внутрихозяйственных подразделений, так как филиал, в отличие от структурного подразделения, может иметь свой счет в банке. Поло­жения о филиалах являются частью учредительных документов, предприятия и регистрируются вместе с ними. Предприятие наделяет филиал имуществом, назначает и смещает руководителя. Наличие банковского счета и утвержденного положения порядка взаимоотношений филиала с головным предприятием позволяет обособить движение средств филиала, чего не удается добиться при внутрихозяйственном расчете и едином расчетном счете предприятия.

 

Слияние и присоединение

Хозяйства, имеющие большие долги, согласны на присоединение к другому предприятию, которое возьмет на себя обязательство погасить долги и сделать дополнительные капиталовложения в разви­тие производства. Обычно это крупные промышленные предприятия, превращающие сельхозпредприятия в подсобные хозяйства.

 

 

Другой вариант присоединения - это поглощение разваливающегося сельхозпредприятия успешно работающим соседним хозяйством.

Ликвидация. Значительная часть сельскохозяйственных предприятий республики являются убыточными. Общая схема реформирования неплатежеспособных сельхозпред­приятий включает: анализ долга; разработку и осуществление мероприятий по его сокращению и реструктуризации; реорганизацию сельхозпредприятий (если долги погашены или правопреемники согласны взять на себя их остаток или превратить долги в участие в уставном фонде); ликвидацию неплатежеспособного сельхозпредприятия (если сократить долг, перевести его на правопреемников, доказать целесообразность санации или внешнего управления не удалось). Ликвидация предприятия-должника может осуществляться:

• добровольно по решению собрания учредителей и кредиторов, в том числе и в связи с выходом всех участников сельхозпредприятия;

• принудительно по решению арбитражного суда.

Основная часть долга неплатежеспособных сельхозпредприятий - это фискальные долги (недоимки, пени и штрафы в бюджет и внебюджетные фонды). Реальные пути ликвидации этого долга таковы:

• списание долга;

• реструктуризация долга;

• погашение долга за счет реализации имущества;

• погашение долга при принудительной ликвидации сельхозпредприятия-должника или добровольная ликвидация, в том числе и в связи с выходом участников, вероятнее всего приведет к тому, что часть финансового долга не будет погашена, ее придется спи­сать. Исходя из разнообразий реорганизации сельхозпредприятий, можно подчеркнуть, что выбор варианта реформирования должен осуществляться с учетом экономической и социальной ситуации в хозяйстве, пожеланий собственников и предпринимателей.

 

Выход из неплатежеспособного сельхозпредприятия.

Действующее на сегодняшний день законодательство недоста­точно четко определяет права членов сельхозпредприятий. Гражданский кодекс РФ не предусматривает правопреемство физических лиц при выходе из предприятий. Это позволяет членам сельхозпредприятий забрать свою землю и имущество, расширить ЛПХ, создать крестьянское хозяйство или иным образом распорядиться своей собственностью.

Законы «О банкротстве (несостоятельности) предприятий» и «Об акционерных обществах" предусматривают ограничение права получения компенсации членами предприятий в случаях, если предприятие отвечает признакам несостоятельности. Запрет на выход из таких сельхозпредприятий означал бы лишение основной массы собственников сельхозпредприятий права распоряжения своей собственностью.

 

Целесообразна ли передача колхозов, в целях сохранения их основных фондов, в муниципальную собственность?

Вопрос поставлен не правильно, но смысл прослеживается. В условиях экономического кризиса, когда колхозы уже не могут существовать в прежней организационно-правовой форме и возникакт вопрос, а как быть с основными средствами колхоза, если он в прямом смысле разваливается? Надо реорганизовать хронически убыточные, низко рентабельные сельскохозяйственные предприятия путем слияния или присоединения их к экономически сильным, крупным хозяйствам или промышленным сельхозпредприятиям: в союз (ассоциацию) крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов (при регистрации их в качестве предпринимателей), ТНВ, ООО, АО и др.

В хозяйствах, где основные фонды, к примеру, животноводства используются нерационально: из года в год сокращается поголовье скота, низка продуктивность, целесообразно:

провести передачу общественного скота в крестьянские подворья с последующим их выкупом главой личного подсобного хозяйства, допускается расчет и сельхозпродукцией, производимой в ЛПХ,

провести продажу в собственность ЛПХ общественного скота в счет погашения задолженности по оплате труда или с выплатой наличных денег по договорной цене. В то же время необходимо со­хранить отрасли растениеводства и автотракторный парк для про­изводства зерна, кормов и обслуживания ЛПХ населения на хозрасчетной основе.

3. Хронически убыточным и экономически несостоятельным (банкротам) рекомендуется произвести следующие работы:

1) определить имущественные паи в натуре,

2) владельцыимущественного пая могут добровольно объединиться и организовать (создать) хозяйственные товарищества и общества, СП К,

3) при реорганизации хозяйства с выходом его членов в крестьянские (фермерские) хозяйства за последними закрепляются земельныеучастки в порядке, определенном Законом РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»,

4) объекты социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельхозпредприятия передаются в муниципальную собственность с обязательным использованием их по целевому назначению. Для решения социальных вопросов могут также передаваться в муниципальнуюсобственность основные средства (транспорт, СХМ, объекты и др.) длясоздания организаций по оказанию услуг населению или создания предприятий по оказанию услуг населению.

4.Приреорганизации сельхозкооператива в муниципальное унитарное предприятие (МУСП), каждый колхозник должен безвозмездно отдать свой имущественный пай в муниципальную собственность района.

5. Могут быть и другие варианты реорганизации сельхозпредприятия и совершенствования, внутрихозяйственных производственно- экономических взаимоотношений.

 

Сельскохозяйственные производственные кооперативы

В СПК предусмотрено два вида членства: член кооператива с решающим голосом и ассоциированный член. Ассоциированный член - юридическое или физическое лицо, внесшее паевой взнос, но не работающее в нем и не имеющее право голоса. Имеет право на получение дивидендов. Количество голосов ассоциированных членов не может превышать 50% от числа голо­сов членов кооператива.

При создании СПК возможны три вида паевых взносов:

1) общие взносы (паи), вносимые членами кооператива в обязательном порядке и равном для всех размере;

2) дополнительные взносы (паи), вносимые членами кооперативапо своему желанию сверх обязательного пая;

3)паевые взносы ассоциированных членов. Размеры паевых взносов определяются в соответствии с уставом кооператива и договором, заключенным с каждым ассоциированным членом.

Члены СПК несут субсидиарную ответственность по обязатель­ствам кооператива, в порядке, предусмотренном Уставом кооператива, но не менее чем в размере 0,5 % обязательного пая. Члены правления возмещают убытки, причиненные кооперативу вследствие не добросовестного исполнения обязанностей, на основании судебного решения. Причинители вреда несут солидарную ответственность.

Гражданский кодекс РФ (ст. ПО) предусматривает создание в СПК с числом членов более пятидесяти наблюдательный совет, избираемыйобщим собранием. Наблюдательный совет осуществляет контроль деятельности правления кооператива, проверяет бухгалтерский баланс, годовой отчет, состояние кассы кооператива. Члены наблюдательного совета не получают вознаграждения по результатам деятельности кооператива. В отличие от председателя ревизионной комиссии колхоза, председатель наблюдательного совета может выполнять обязанности председателя общего собрания членов кооператива.

Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Законом и учредительными документами производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Производственный кооператив является коммерческой организацией. Члены производственного кооператива несут по обязатель­ствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах и в порядке, предусмотренных законом о производственных кооперати­вах и уставом кооператива. Фирменное наименование кооператива должно содержать его наименование и слова «производственный кооператив» или «артель». Правовое положение производственных кооперативов, права и обязанности их членов определяются в соответствии с уставом кооператива, Законом о производственных кооперативах.

 

Общество с ограниченной ответственностью (ООО)- это предприятие, созданное участниками, каждый из которых внес вклад в уставный капитал в виде имущественного пая. Допускаются также взносы деньгами, имуществом и т.д. с оценкой этих вкладов в рублях. Количество голосов отдельного члена пропорционально его доли в уставном капитале. Число участников общества с ограниченной ответственностью не должно превышать предела, установленного законодательством об обществах с ограниченной ответственностью (50 человек).

Учредительным документом ООО является учредительный договор, подписанный его учредителями и утвержденный ими Устав. Если общество учреждается одним лицом, его учредительным документом является Устав. Каждый член ООО имеет право голоса на общем собрании. Количество голосов у отдельного члена зависит от его доли в уставном капитале. Для принятия текущих решений избирается орган управ­ления ООО. Ответственность членов ООО ограничена их вкладом в уставный капитал.

Прибыль ООО, направляемая на дивиденды, распределяется между его членами пропорционально их доли в уставном капитале. Высшим органом ООО является общее собрание его участников. К исключительной компетенции общего собрания участников ООО относится:

1. Изменение устава общества, изменение размера его уставного капитала;

2. Образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий;

3. Утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов обще­ства и распределение его прибылей и убытков;

4. Решение о реорганизации или ликвидации общества;

5. Избрание ревизионной комиссии (ревизора) общества.

При выходе из ООО доля в уставном капитале может быть продана полностью или частично ООО, его членам или с разрешения членов сторонним физическим и юридическим лицам.

 

II. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ РЕФОРМИРОВАНИЯ

В НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНЫХСЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Сложившиеся внутрихозяйственные производственные и экономические отношения во многих сельскохозяйственных предприятиях республики не отвечают требованиям рыночных отношений, что является тормозом в эффективной и результативной их работе. В сельскохозяйственном производстве произошел спад объема продувший, обеспеченности сельхозмашинами и техникой, почт полностью утрачены собственные оборотные средства, увеличила диспаритет цен между продукцией промышленности и сельского хозяйства. В силу нерационального использования средств и созданного производственного потенциала, отсутствия режима экономии в значительной части хозяйств, отягощенных диспаритетом цен, низка рентабельность производства или их деятельность убыточна. Многие сельскохозяйственные предприятия находятся на грани банкротства, не имея возможности осуществлять не только расширенное, но и простое воспроизводство. В этих условиях крайне осложняются экономические преобразования в сельском хозяйстве.

Одна из основных целей предстоящего реформирования заключается в изменении внутрипроизводственных отношений. Важно вернуть земле настоящего хозяина. Реализовать на практике его право свободно распоряжаться произведенной продукцией и доходами. Это значит - возложить на него полную ответственность за эффективность производства, не исключая помощи со стороны государства и реализации продукции.

По состоянию на 1 ноября 2001г из 969 сельскохозяйственных предприятий Республики 10 ~ рентабельные и осуществляют полностью текущие платежи и не имеют кредиторской задолженности; 192 - осуществляют текущие платежи, но имеют задолженность; 637 - осуществляют текущие платежи и имеют рост кредиторской задолженности; 134 - не способны самостоятельно выйти из кризисного состояния, т.е. банкроты. Планировалось к 2005 году изменить организационно-правовые формы хозяйствования предприятий, и оставить функционировать 702 сельскохозяйственных производственных коопе­ратива, 30 сельскохозяйственных артелей, 101 товарищество на вере, 21 государственное унитарное предприятие, 120 муниципальных унитарных предприятий. Реформирование должно идти снизу, а не сверху.

План реформирования должен предусмотреть выход данного предприятия или хозяйства на оплату текущих платежей и со временем погашение просроченных задолженностей в бюджет и внебюджетные фонды. Кроме того, предусмотреть погашение дол-гон основным поставщикам (энергетикам, нефтяникам, газовикам и др.).

По хозяйствам IV группы можно принимать следующие меры: объявить банкротом, применить формы реорганизации предприятия в виде выделения здорового подразделения, а остальные расформировать в К(Ф)Х, передав в аренду земли и скот личному подворью и и другие формы. Поэтому, в первую очередь, необходимо поддерживать те хозяйства, которые живут самостоятельно, не имеют больших долгов и своевременно возвращают полученные у государства льготные кредиты: Если сельхозпредприятие реформируется, то решающее влияние на этот процесс должны иметь его участники (владельцы паев). У собственников имущественных паев и земельных долей при реорганизации сельхозпредприятия есть возможность выбрать один из трех типов экономических отношений.

 

Первый вариант.

Получить в счет земельной доли и имущественного пая землю и имущество, самостоятельно использовать свою собственность. Такое решение приводит к выделению крестьянских (фермерских) хозяйств или иных индивидуальных предпринимателей.

 

Крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ)

Создание крестьянских (фермерских) хозяйств. Семейные крестьянские хозяйства, как правило, включают членов одной семьи или иных родственников. Руководителем такого хозяйства является его глава. Глава крестьянского хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается индивидуальным предпринимателем. Земля и имущество, как правило, находится в совместной собственности членов хозяйства. Члены крестьянского хозяйства могут заключить соглашение и указать в нем взносы каждого и вид собственности и т.д. Крестьянское хозяйство может взять дополнительные земельные доли в аренду, купить в рассрочку имущественные паи, нанять работников и вести крупнотоварное производство.

Участие в управлении. Глава хозяйства принимает все решения по руководству хозяйством, несет полную ответственность по обязательствам крестьянского хозяйства.

Ответственность. Каждый член несет ответственность по обязательствам хозяйства в размере своих вкладов.

Распределение прибыли. Глава хозяйства распределяет доходы, если договором не предусмотрено иное. Распределение прибыли производиться пропорционально вкладам.

Выход из крестьянского хозяйства. Если член крестьянского хозяйства, зарегистрированного в соответствии с законодательством, выразил желание выйти из него, имущество и земля хозяйства не могут быть выделены в натуре. Раздел возможен только при ликви­дации хозяйства. Выходящий из хозяйства имеет право на денежную компенсацию, соразмерную его доле в общей собственности.

 

Индивидуальное предпринимательство

Некоторые работники хозяйства хотят работать самостоятельно, но заниматься не сельскохозяйственной, а обслуживающей деятель­ностью. Они могут не создавать крестьянское хозяйство. Земельную долю они передают в аренду другим крестьянским хозяйствам или предприятиям, а на имущественные паи (свои и приобретенные) выкупают технику, на которой они работали ранее. Чаще всего это гут быть водители грузовиков, крановщики и т.д. Они должны зарегистрировать свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. Индивидуальное предпринимательство как форма деятельности целесообразно лишь в отдельных сферах (ремонт, транспортное обслуживание и т.д.) Решаясь на такой шаг, надо быть уверенным, что, работая индивидуально, удастся найти клиентов, иметь устойчивые заработки.

 

Личное подсобное хозяйство

Личное подсобное хозяйство (ЛПХ) граждан - хозяйство, ведение которого осуществляется личным трудом гражданина или членами семьи на земельном участке в целях производства сельскохозяйственной и иной продукции для удовлетворения своих потребностей в продовольствии и иных нужд. Право на организацию и ведение ЛПХ возникает у граждан при получении земельных участков для ведения ЛПХ в порядке, установленном земельным законодательством.

Земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства предоставляется гражданину на основании решения местного органа власти в соответствии с земельным законодательством.

Земельный участок предоставляется гражданину, не имеющему земельного участка или имеющему участки, общая площадь которых меньше норм, предусмотренных земельным законодательством дляведения ЛПХ. Земельный участок для ведения ЛПХ состоит из приусадебного земельного участка и земельного участка, предназначенного для мелкотоварного производства (полевой земельный участок).

Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство могут объединяться в сельскохозяйственные кооперативы, потребительские общества в целях осуществления совместной деятельности по производству; переработке, хранению сельскохозяйственной продукции и реализации ее излишков, а также по страхованию, кредитованию, материально-техническому и сервисному обслуживанию личных подсобных хозяйств в порядке, установленном законодательством. Для ведения ЛПХ может быть использован труд наемных работников.

 

Второй вариант.

Передать землю по договору в аренду и получать арендную плату, внести имущественный пай в уставный капитал и ждать дивидендов. Такое решение приводит к созданию коммерческих организаций типа сельскохозяйственных производственных кооперативов, товариществ на вере, обществ с ограниченной ответственностью. Его осуществление возможно, если есть активы предпринимателей, которые становятся распорядителями имущества, произведенной продукции, доходов, а работники хотят работать по найму.

Товарищество на вере (ТНВ). Создание товарищества на вере. Товарищество на вере (коммандитное товарищество) — это предприятие, предусматривающее два вида членства: полные товарищи и вкладчики. И те, и другие участники вносят в уставный капитал предприятия имущественные паи или иные вклады, оцениваемые в паевых рублях. Их доля в складочном капитале зависит от размера вклада.

Участие в управлении. Право решающего голоса в управлении ТНВ имеют только полные товарищи, осуществляющие от имени ТНВ предпринимательскую деятельность. Количество голосов каждого полного товарища зависит от его доли в складочном капитале. Вкладчики не имеют права голоса и не могут оспаривать действия полных товарищей по управлению ТНВ. Они имеют право совещательного голоса на общих собраниях.

Ответственность. Полные товарищи несут полную солидарную ответственность по обязательствам ТНВ. При больших убытках взыскани



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: