Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины ( модуля)




Вопросы к экзамену по дисциплине «Технологии и методика обучения русскому языку в школе»

1.Русский язык как школьный предмет в школе. Цель и задачи обучения русскому языку в школе. Практическое, образовательное и воспитательное значение предмета «Русский язык».

2.Методика изучения имени существительного в школе. Значение овладения категорией рода в целях формирования русской речи. Приемы работы по выработке навыков согласования в роде с существительными прилагательных, причастий, глаголов прошедшего времени и др.

3.Лингвистические основы методики преподавания русского языка в школе.

4. Значение и задачи обучения русской пунктуации. Взаимосвязанное обучение синтаксису и пунктуации. Методические приемы и виды упражнений по привитию пунктуационных навыков.

5.Реализация принципа учета особенностей родного языка учащихся при обучении русскому языку как неродному.

6.Внеклассная работа по русскому языку в школе: формы и содержание. Взаимосвязь учебной и внеклассной работы по русскому языку.

7.Психологические основы методики преподавания русского языка в школе. Взаимосвязь и взаимозависимость методики и психологии.

8.Межпредметные связи при обучении русскому языку в школе. Связь уроков русского языка с другими школьными предметами.

9.Дидактические основы методики преподавания русского языка в школе (принципы научности, доступности, прочности знаний, систематичности и последовательности, преемственности и перспективности) Реализация воспитывающего и развивающего обучения в ходе преподавания русского языка.

10. Значение и задачи обучения фонетике для практического овладения русским языком. Типы фонетико-орфоэпических упражнений. Виды орфоэпических ошибок.

11.Содержание и структура действующих программ по русскому языку.

12.Методика обучения русскому глаголу в школе. Взаимосвязанное усвоение законов функционирования категорий вида, времени и наклонения в речи.

13.Методы и приемы обучения русскому языку в школе. Классификация методов обучения русскому языку. Зависимость выбора методов от целей, задач и содержания обучения.

14..Методика обучения орфографии в школе. Связь работы по орфографии с занятиями по фонетике, орфоэпии и грамматике. Виды упражнений по привитию орфографических умений и навыков.

15.Реализация дидактического принципа наглядности при обучении русскому языку в школе. Виды средств наглядности и приемы их использования в процессе обучения русскому языку.

16.Значение и содержание словарной работы на уроках русского языка. Активный и пассивный словарь учащихся. Приемы семантизации слов. Типы лексических упражнений. Работа со словарем.

17.Урок как основная форма организации учебно-воспитательного процесса. Типы уроков русского языка и их структура. Подготовка, планирование и проведение урока с учетом специфики преподавания русского языка в школе.

18.Методика изучения имен прилагательных в школе.

19.Нетрадиционные уроки русского языка: типы, структура, методика подготовки и проведения нетрадиционных уроков.

20.Значение и задачи обучения морфемике и словообразованию в школе. Связь морфемики и словообразования с лексикой и грамматикой. Учет специфических трудностей, обусловленных различием в структуре слов, формах их изменения и средствах образования в русском и родном языке учащихся.

21.Методика обучения лексике и фразеологии русского языка в школе. Типы лексических ошибок. Пути их предупреждения и устранения.

22.Учебник как основное средство обучения русскому языку. Принципы его построения и основное содержание.

23.Учебно-методический комплекс по русскому языку. Взаимосвязанное использование учебника и других средств обучения в процессе преподавания русского языка.

24.Обучению словосочетанию и предложению в школе. Овладение способами связи слов в словосочетании и особенностями связи между подлежащим и сказуемым в предложении.

25.Обучение видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности. Типы упражнений.

26.Контроль за усвоением знаний и формированием умений по русскому языку.

27.Особенности развития монологической речи учащихся в школе. Различные виды изложений и сочинений, их классификация, методика проведения. Типы ошибок и пути их предупреждения.

28.Методика обучения сложным предложениям. Проблемы предупреждения внутриязыковой и межязыковой интерференции при изучении сложных предложений.

29.Типы диктантов, методика их проведения, нормы оценки, работа над ошибками.

30.Развитие речи учащихся – основное направление курса русского языка в школе. Взаимосвязанное изучение всех уровней языка – основа развития речи учащихся. Устная и письменная речь, их особенности и взаимосвязь.

32.Методика обучения стилистике и культуре речи на уроках русского языка (стили речи, синонимия средств языка как ресурсы стилистики, типы упражнений, взаимосвязь стилистики с лексикой, фразеологией, морфологией, синтаксисом)

33.Методика изучения причастий и деепричастий русского языка в школе. Учет транспозиции и интерференции в процессе обучения причастиям и деепричастиям.

34.Из истории методики преподавания русского языка в школе.

35. Методика преподавания русского языка как наука. Объект, предмет, цель и задачи методики. Связь методики русского языка с другими науками. Формирование языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенции.

36.Занимательность на уроках русского языка как средство повышения познавательной активности учащихся: формы, приемы. Занимательность в учебниках русского языка.

37.Обучение типам речевой деятельности: повествованию, рассуждению, описанию. Формирование речеведческих понятий (тема текста, основная мысль, ключевые слова и др.)

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2007. – 464 с.(2 экз.)

Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М.: Дрофа, 2006. – 319 с.(1 экз.)

Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Акад. Проект, 2006. – 590 с.(2 экз.)

Обучение русскому языку в национальной школе / Под ред. Е.А.Быстровой.- М.:Дрофа, 2004.- (10 экз.)

Методика преподавания русского языка: Учеб. пособие для пед. ин-тов // Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Просвещение, 2000 – 366 с. (8 экз.)

Текучев А.В. Методика преподавания русского языка в средней школе//А.В.Текучев.-М..1980 (23 экз.)

Теория и практика обучения русскому языку. / Под ред. Р.Б.Сабаткоева. – М.: Академия, 2008. 336 с.

Шакирова Л.З. Методика преподавания русского языка (на материале национальных школ) / Л.З.Шакирова, Р.Б.Сабаткоев.- СПб.:Просвещение; Казань: Магариф, 2003. – 351 с.(3 экз.)

Шакирова Л.З. Педагогическая лингвистика: концепции и технологии.-Казань: Магариф, 2008.-271с. (5 экз.)

Шакирова Л.З. Лингвометодика: историографический аспект.- Казань: Магариф, 2009.- 159с. (5 экз.)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 190 с. (8 экз.)

Блинов Г.И. Методика пунктуации в школе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1978. – 221 с. (4 экз.)

Богданова Г.А. Опрос на роках русского языка. Из опыта работы: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 143 с. (5 экз.)

Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка: пособие для учителя.- М.:Просвещение -1983.- 233с. (2 экз.)

Гац И.Ю. Методический блокнот учителя русского языка. – М.:Дрофа, 2009. – 222 с.

Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка.-М.:Просвещение,1990.- 212с. (2 экз.)ш

Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе.-М.:Флинта:Наука,1998.-176с. (3 экз.)

Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка.-М.:Просвещение, 1988.- 342с. (2 экз.)

Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров» (8-9-е кл): Пособие для учителя / Под ред. Т.А.Ладыженской. - М.: Просвещение, 1990. - 126 с.

Озерская В.П. Изучение морфологии на синтаксической основе: 4-7 кл.: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 221 с. (5 экз.)

Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980. – 208 с. (3 экз.)

Пленкин Н.А.Уроки развития речи: 5-9 классы.- М.: Просвещение, 1996.- 167с. (2 экз.)

Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе.- М.:Просвещение, 1992.- 243с. – (2 экз.)

Текучев А.В. Хрестоматия по методике русского языка: Русский язык как предмет преподавания. Пособие для учителей // Сост. А.В.Текучев. – М.: Просвещение, 1982. – 272 с. (27 экз.)

Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку.-М.:Педагогика,1973.- 255с. (3 экз.)

Ходякова Л.А. Использование живописи в преподавании русского языка.- М.:Просвещение, 1983.- 198с. (2 экз.)

Чижова Т.И. Основы методики обучения стилистике в средней школе.-М.:Просвещение.- 234с. (5 экз.)

Шакирова Л.З.Русский глагол: теория и практика.- Казань: Магариф, 2007.- 187с.(5 экз.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: