IV. 1. Общая тематика Конкурса включает в себя следующие темы:
- биография и творчество писателей, чьи юбилеи отмечаются в 2015 году;
- книги-юбиляры 2015 года;
- 70-летие Победы в Великой Отечественной войне;
- история российского предпринимательства в культурно-историческом контексте.
Поскольку 2015 год объявлен в России Годом литературы, тематика конкурса посвящена российским поэтам и писателям, чьи юбилейные даты отмечаются в 2015 году, а также юбилеям литературных произведений.
В 2015 году в России отмечается 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, поэтому эта тема также включена в тематику конкурсных работ. Сочинения в рамках данной темы могут быть посвящены книгам о войне, творчеству писателей и поэтов- фронтовиков, военным событиям в истории региона, города или населенного пункта, мемориалу Великой Отечественной войны, установленному на родине участника Конкурса, страницам войны в истории одной семьи, рассказу о конкретном человеке - участнике боевых действий или работнике тыла, рассказу о военном детстве членов семьи и т.д.
Еще одной темой Конкурса является история российского предпринимательства, а именно - вклад российских предпринимателей в культуру России. В рамках этой темы участник может выбрать рассказ об одном из предпринимателей-меценатов - уроженцев своего края, о том, какой вклад внесли они в культуру, или рассказ об одном из учреждений культуры (музее, театре, библиотеке), основанию которого способствовали предприниматели-меценаты.
IV. 2. Подходы к выбору тематических направлений в субъекте Российской Федерации
Исходя из общей тематики Конкурса, региональная рабочая группа определяет не более 7 тематических направлений, в рамках которых участники будут писать свои конкурсные работы. 2 или 3 из тематических направлений могут быть посвящены одной из названных тем.
Например:
1 тематическое направление: биография и творчество А.А. Фета;
2 тематическое направление: биография и творчество Б.Л. Пастернака;
3 тематическое направление: сказка П.П. Ершова «Конек-Горбунок»;
4 тематическое направление: сатирический роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»;
5 тематическое направление: литературное произведение о Великой Отечественной
войне;
6 тематическое направление: Великая Отечественная война в истории моей семьи;
7 тематическое направление: известные предприниматели-меценаты моего края (конкретного региона).
Писатели-юбиляры 2015 года:
- 270 лет со дня рождения Д.И. Фонвизина
- 220 лет со дня рождения А.С. Грибоедова
- 215 лет со дня рождения Е.А. Боратынского
- 200 лет со дня рождения П.П. Ершова
- 195 лет со дня рождения А.А. Фета
- 180 лет со дня рождения Н.Г. Помяловского
- 160 лет со дня рождения В.М. Г аршина
- 155 лет со дня рождения А.П. Чехова
- 150 лет со дня рождения Д.С. Мережковского
- 145 лет со дня рождения А.И. Куприна и И. А. Бунина
- 135 лет со дня рождения А. Белого, А.А. Блока, А.С. Грина, С. Черного
- 130 лет со дня рождения В. Хлебникова
- 125 лет со дня рождения Б.Л. Пастернака
- 120 лет со дня рождения С.А. Есенина
- 110 лет со дня рождения М.А. Шолохова
- 105 лет со дня рождения А.Т. Твардовского, Ю.П. Германа, О.Ф. Бергольц
- 100 лет со дня рождения К.М. Симонова, В.М. Тушновой
- 95 лет со дня рождения Ф.А. Абрамова, Ю.М. Нагибина, Д.С. Самойлова
- 90 лет со дня рождения Ю.В. Трифонова, Е.И. Носова
- 85 лет со дня рождения Ю.С. Рытхэу
- 75 лет со дня рождения И.А. Бродского
Литературные произведения-юбиляры 2015 года:
- 250 лет первой публикации книги «Басни» И.А. Крылова
- 225 лет книге А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»
- 215 лет со времени первого издания древнерусского эпоса «Слово о полку Игореве»
- 195 лет поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»
- 190 лет драме А.С. Пушкина «Борис Годунов»
- 185 лет драматическому циклу А.С. Пушкина «Маленькие трагедии» и сборнику «Повести Белкина»
- 180 лет книге Н.В. Гоголя «Миргород», драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» и роману И.И. Лажечникова «Ледяной дом»
- 175 лет роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
- 170 лет роману Ф.М. Достоевского «Бедные люди» и комедии А.Н. Островского «Лес»
- 160 лет книге Л.Н. Толстого «Севастопольские рассказы»
- 155 лет роману И.С. Тургенева «Накануне»
- 150 лет повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»
- 145 лет трагедии А.К. Толстого «Царь Борис» и сатирическому роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»
- 140 лет роману Ф.М. Достоевского «Подросток» и комедии А.Н. Островского «Волки и овцы»
- 135 лет роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» и роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы»
- 120 лет поэтическому сборнику «В безбрежности» К.Д. Бальмонта, рассказам М. Горького «Старуха Изергиль» и «Челкаш»
- 115 лет поэтическим сборникам «Горящие здания» К.Д. Бальмонта, «Tertia Vigilia» («Третья стража») В.Я. Брюсова и рассказу И.А. Бунина «Антоновские яблоки»
- 110 лет повести А.И. Куприна «Поединок»
- 105 лет сборнику стихотворений М.И. Цветаевой «Вечерний альбом»
- 100 лет сборнику И. Северянина «Ананасы в шампанском», поэме А.А. Блока «Соловьиный сад», поэме В.В. Маяковского «Облако в штанах»
- 85 лет поэме В.В. Маяковского «Во весь голос»
- 95 лет поэме С.А. Есенина «Сорокоуст»
- 90 лет поэме С.А. Есенина «Анна Снегина», роману Ю.Н. Тынянова «Кюхля», сказке К. Чуковского «Бармалей», поэме В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»
- 85 лет роману А.П. Платонова «Котлован», книге Б.С. Житкова «Рассказы о животных»
- 75 лет роману М.А. Шолохова «Тихий Дон», повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда»
- 70 лет поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин», роману А.Н. Толстого «Петр I», книге М.М. Пришвина «Кладовая солнца»
- 60 лет поэтическим сборникам Р.И. Рождественского «Флаги весны» и Н.А Заболоцкого «Некрасивая девочка», повести В.Ф. Пановой «Серёжа», поэме «Дядя Стёпа - милиционер» С.В. Михалкова
- 50 лет роману А. и Б. Стругацких «Понедельник начинается в субботу», поэтическому сборнику Р.И. Рождественского «Радиус действия», роману Н.Н. Носова «Незнайка на Луне»
- 45 лет поэтическому сборнику Б.А. Ахмадулиной «Уроки музыки», повести В.Быкова «Сотников»
- 40 лет роману А.И. Солженицына «Бодался теленок с дубом», повести Ю.И. Коваля «Недопёсок», повести А.Г. Алексина «Третий в пятом ряду»
- 25 лет поэтическому сборнику А.А. Вознесенского «Аксиома самоиска»
- 15 лет со времени начала публикации цикла Б. Акунина «Приключения Эраста Фандорина».
IV. 3. Специфика жанров конкурсных работ
В соответствии с целями и задачами Конкурса и требованиями к результатам образования, определяемыми ФГОС и реализованными в программах по русскому языку и литературе, определены следующие жанры письменных работ в рамках Всероссийского конкурса сочинений: рассказ, сказка, письмо, заочная экскурсия, очерк, слово, эссе.
Жанр своего сочинения участник Конкурса определяет самостоятельно.
Рассказ
1. Небольшое повествовательное прозаическое литературное произведение, содержащее развернутое и законченное повествование о каком-либо отдельном событии, случае, житейском эпизоде.
2. Небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера.
3. Небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.
Сказка
1. Повествовательное литературное произведение о вымышленных лицах и событиях с установкой на фантастический вымысел.
2. Повествовательное, народно-поэтическое или авторское художественное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
3. Повествовательный жанр с волшебно-фантастическим сюжетом, с персонажами реальными и (или) вымышленными, с действительностью реальной и (или) сказочной, в которой по воле автора поднимаются эстетические, моральные, социальные проблемы всех времен и народов.
Письмо
1. Эпистолярный жанр литературы, обращение автора к определенному лицу с постановкой какого-либо важного вопроса.
2. Жанр публицистики, предполагающий обращение автора к широкому кругу читателей с целью привлечения внимания к какому-либо факту или явлению действительности.
Заочная экскурсия
1. Разновидность текста-описания, объектом которого является какая-либо достопримечательность.
2. Разновидность очерка, посвященного какому-либо историко-культурному памятнику, в котором в равных долях присутствуют элементы описания, повествования и рассуждения.
Очерк
1. Небольшое литературное произведение, дающее краткое выразительное описание чего-либо.
2. В художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы. Публицистический, в том числе документальный очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого их истолкования автором.
3. Литературный жанр, отличительным признаком которого является художественное описание по преимуществу единичных явлений действительности, осмысленных автором в их типичности. В основе очерка как правило лежит непосредственное изучение автором своего объекта. Основной признак очерка — писание с натуры.
Слово
1. Жанр ораторской прозы и публицистики.
2. Литературное произведение в форме ораторской речи, проповеди или послания; повествование, рассказ вообще.
3. В древнерусской литературе - название произведений поучительного характера, «учительная проза» риторико-публицистического характера. Чаще всего «слово похвальное» требовало изустного произнесения, но, создаваясь заранее (в письменном варианте), оставалось в национальной культуре письменным произведением.
Эссе
1. Жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы.
2. Разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций.
3. Прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения
о каком-либо предмете или по какому-либо поводу.
4. В современном литературоведении - очерк или статья, насыщенные теоретическими, философскими размышлениями.
IV. 4. Тему конкурсной работы участник Конкурса формулирует самостоятельно в зависимости от заданных тематических направлений и жанров конкурсных работ. В этом случае содержание работы будет внутренне мотивированно, что, в свою очередь, может обеспечить оригинальность и самостоятельность работы, стимулировать творчество. Кроме того, самостоятельно сформулированная тема будет еще одним показателем развития текстовой компетенции, поэтому в критерии оценивания конкурсных работ внесен соответствующий критерий.