ным правом (правом народов) и правом римских гра-




ждан. Естественное право распространяется как на

людей, так и на животных. К нему он относил семью,

брак, воспитание детей. Согласно естественному

праву все рождаются свободными. Право граждан

(цивильное) регулирует отношения между свободны-

ми римлянами. __

43.Социологическая теория государства Л. Гумпловича

Основные труды Л. Гумпловича (1838-1909) по вопросам государства: «Раса и государство. Исследование о законе формирования государства», «Общее государственное право».

Свое мировоззрение Гумплович называет реалистическим. В его рамках и с позиций социологии он рассматривает проблемы, связанные с происхождением, сущностью, организацией и ролью государства. Борьба за существование является главным фактором социальной жизни. Государство полностью находится в сфере действия данного фактора. Эта борьба - вечный спутник человечества и главный стимулятор общественного развития. Практически она выливается в борьбу между различными человеческими группами. Каждая из них стремится подчинить себе другую группу и установить над ней господство. Очевиден высший закон истории: «Сильнейшие побеждают слабейших, сильные немедленно объединяются, чтобы в единении превзойти третьего, тоже сильного, и так далее». Истоки постоянной беспощадной борьбы человеческих групп между собой Гумплович объясняет неоднозначно. С одной стороны, он указывает в качестве ее причины расовые различия между ними. С другой - он усматривает конечную причину социальных конфликтов в стремлении людей к удовлетворению своих материальных потребностей. Гумплович выступает категорически против того, чтобы характеризовать государство как орган примирения противоречивых интересов. Ему суждено быть органом принуждения, насилия. Согласно Гумпловичу, существование общества без государственного принуждения невозможно. Государство - это естественно выросшая организация господства, призванная поддерживать определенный правовой порядок. Данное сопоставление никак нельзя признать научно корректным. Оно свидетельствует, по меньшей мере, о серьезном недостатке историзма в «реалистической» трактовке Гумпловичем важнейших социально-политических явлений.

Право выступает «лишь воплощением предписаний государственной власти». Изнутри оно наполнено нравственностью, которая служит ему неиссякаемым источником. В рождении права решающее слово также принадлежит государству. В догосударственном состоянии не было никакого права. Только будучи кристаллизованной в государственных законах, нравственность становится правом. Гумплович отрицает наличие «неотчуждаемых прав человека». Бытие государства совершенно несовместимо с «неотчуждаемыми правами человека». Люди должны выбирать: или государство с характерной для него властностью, или анархия.

44 Политико-правовые идеи Фомы Аквинского

Ф. Аквинский (ок. 1225-1274) первый соединил нау-

ку с религией. До него церковь не соглашалась на су-

ществование науки как отрасли знания. Религия пер-

вична (наука - производное от религии), но духовный

мир должен возглавляться наукой.

Ф. Аквинский создал сеть законов. Четыре основ-

ных: 1) вечный - божественный, естественный; 2) ес-

тественный - человеческий, 3) человеческий - поло-

жительный; 4) божественный - положительный.

Первым из них он называет вечный закон, который

лежит в основе всего миропорядка. Его носитель -

божественный разум. К этому закону он относил и

Библию. Отражением вечного закона в человеческом

разуме является естественный закон. Этот закон на-

правлен на самосохранение и продолжение рода че-

ловеческого, на установление должных отношений

между людьми. Наконец, человеческий закон, кото-

рый устанавливается государством. Необходимость

его обусловливается несовершенством людей, спо-

собных творить зло, проявлять нечестность, руково-

дствоваться ложным пониманием правды. Человече-

ский закон служит претворению в жизнь естественно-

го закона путем имеющихся у государства средств.

Если человеческий закон (право) противоречит есте-

ственному, то он признается несостоятельным и под-

лежит отмене. Суть теории: предписания человече-

ского закона вытекают из воли и разума Бога, а если

это так, то нарушение этого закона есть тяжкий грехВласть от Бога не значит, что каждый князь, по-

ставленный Богом, может быть тираном, деспотом, с

ним можно бороться. Аквинский выступал за монар-

хию как форму правления. Царь один править не

должен. Умный царь подбирает себе советников и

правит вместе с ними.

В целях придания своему учению большей досто-

верности и привлекательности он предпринял попыт-

ку соединить в нем теологию с наукой. Для этого он

использовал труды Аристотеля, но с таким расчетом,

чтобы подчинить их богословию. Это привело Аквин-

ского к схоластике. Следуя за Аристотелем, Аквин-

ский утверждает, что государство - результат естест-

венного стремления человека к общению, которое

ему необходимо для удовлетворения своих потреб-

ностей. Цель государства - общее благо, т.е. созда-

ние необходимых условий для достойной жизни че-

ловека. Эта цель, по мнению Аквинского, предпола-

гает сохранение феодальных устоев с их сословным

делением, крепостничества, беспрекословное подчи-

нение властям. ≪Всякая власть от Бога≫, поэтому

долг каждого состоит в повиновении правителю,

если, конечно, он не злоупотребляет своим положе-

нием, не нарушает законов. В противном случае на-

род имеет право на восстание и свержение его, но

лишь при согласии на это церкви и папства.

48 Политико-правовые идеи Максимита Падуан-

ского

М. Падуанский (ок. 1275 - ок. 1343) - один из идео-

логов бюргерства.

Падуанский критично подходит к теократической

теории. Основная причина войн, смут - неверное

представление о соотношении церкви и государства.

Попытки церкви вмешаться в дела светские сеют

раздоры, лишают мира европейские государства.

Падуанский различает два вида законов: божест-

венный и человеческий. Первый из них дает оценку

жизни и деятельности человека на земле и в зависи-

мости от ее результатов определяет место смертно-

го в потустороннем мире. Второй - нацелен на дости-

жение общего блага, укрепление власти и выполне-

ние ее решений. Из этого следует, что церковь, слу-

жа высшей цели, определяемой Богом, не должна

вмешиваться в мирские дела; она имеет право учить,

но не наказывать. Человеческий закон должен при-

ниматься народом, который является законодате-

лем.

Законы, по Падуанскому, - основа государственной

власти. Издавать законы имеет право народ: пред-

ставители, им выбираемые. Но выполнять законы

должен тоже народ. Падуанский один из первых за-

вел речь о разделении власти на исполнительную и

законодательную. Законодательная власть выше ис-

полнительной. Источник законодательной власти -

народ. Исполнительная власть действует в рамках, отведенных ей законодателем, и призвана строго вы-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: