Духовный конфликт в истории русского православия




Лекция от 27 октября

Мораль и право как духовный конфликт применительно к европейской традицит. Правовой позититвизм – право ваше морали. Правовой позитивизм успешно развивается в средние века. Реализуется мысль о том, что такое справедливость? Высшая моральная категория, нравственно то, что справедливо, ст.зр. правового позитивизма спр-то-это закон

Существует 7 добродетелей и 7 смертных грехов

Только епископ имел право отпускать грехи

При чем 7 добродетелей и 7 смертных грехов – не связаны между собой, с церковной т.зр. –это ересь.

В мире идет противоборство двух традиционных начал – добра и зла, одно и то же начало в разных проявлениях

Грехи гораздо более приемлемы по мнению какого-то питера

В вот добродетель как она выглядит

Он читает свой текст щас про картину что-ли: «Юстиция это фигура женщина глаза закрывает капюшон, а дальше изображено пространство человеческих страданий – людей четвертуют, вешают, сжигают на костре, подробно нарисованы пытки, человек в небольшом закрытом помещении вору что-то вырезают, далее площадь очень много народу- осужденные, палачи, конвоиры. Искусствоведы: картина изображена без пафоса! то есть это все правда вот правосудие хотели верховенство закона вот вам

Концепция правового позитивизма – Нерсесянц до сих пор считает – Закон и есть справедливость

Что еще не дает нам нормального чувства, что так и должно быть =

есть 3 члена активного конфликта они представляют собой социум – общество в исторически определенном состоянии с др. стороны это право тоже в определенном состоянии (и с третей стороны справедливость как выражение нравственности и морали – в чем суть данного конфликта == что одна из одной вершины может стать главной (если позитивный право подход – то одна вершина – право).

 

Троянский Собор на который ссылается суд Pussy Riot Марк Резник дает полный комментарий, а еще на этом соборе нельзы прыгать через костер и лечиться у европейских врачей==можно любое использовать как доказательство.

==> право не может быть единственным критерием для правового позитивиста другого конфликта кроме того что делает не может быть - -в остальных случаях господствует право – закон

Но с др.стороны,можно ли реализовать схему: социум + мораль

В более жесткой форме правовой негилизм присутствует в делах о ародников среди которых образоваласт народ и воля лидером станет,Нечаев,ему приндлежит главная идея правового нигилизма, он возникает из своеобразного течения субъективная социология - -то что происходит в обществе,зависит от индивида,то есть то что происхолит в обществе не является социологичсеском процессом

Естественный ход вещей – например если ты сын сенатора или олигарха то естьтественно ход вещей должен тебя удовлетворять, а если иначе – никаких бонусов ты не получишь?? – то естественный од сделает с тобой что делает с пищей человеческий организм- - что делать – значит ты должен бороться,но как бороться.

Пример, когда Чайковский объясняет в чем основная идея……в борьба солиста с оркестром – речь о том, что мысля музыкально он свою линию оркестр свою, но все это до достижения гармонии

==основная идея позитивной социологии, как довести общество до гармонии? но если нельзя по-другому

Сегодня основная тема борьбы с экстремизмом понятна,в 19в. Такое было исключено

У нечаева четко объяснено,ч ото справедливость есть революцонная целесообразность

Революционер - это человек конченный, он разорвал связь с обществом, все обществе делится на:

1) Приговоренные к смерти – критерий пользы

При чем умных не надо уничтожать,

2) Высокопоставленные скоты, которых надо давить

Отрицается право и делается его не нужныи единственные правовые органы – революционное трибуналы,но когда сов. Власть встанет на ноги ей понадобится правовая ситема – революц.

 

Про члены: когда действует только право – 1якрайность

2- когда действует только мораль

Постоянно существовать не может

В идеале должен быть синтез, ведущее звено – это сотояние социума,мобщества, идеи которые существуют в обществе, но одна и та же идея может реализоваться по-разному

Например, политика социализма в разных стран – что говорить о разной реализованности одних и тех же идей в разном обществе.

 

Духовный конфликт в истории русского православия

Существует история русского православия - суть этого конфликта это конфликт между иосифлянами и нестяжателями.

Нестяжатели – это направление внутри русского православия, основателем которого был Нил Сорский (в миру – Николай Майков) конец 15в. – нач. 16 века. Создатель монастрыского устава на Руси, (откуда берутся монахи на Руси – первые - в 4 в. В египете мир погряз в грехе и надо удалится от мира от греха -1вариант отшельник – анахед – египетский пример Симеон Столпник – соорудил насест и сидел на этом столбе не слезая всю жизнь к нему приходил народ его боялась власть его поили и кормили с помощью шеста.

Нил когда вернулся с Афона понял, что жить анахоретом отшельником в Руст невозможно Русь это не пустыня, центр стала тогда Москва, вокруг нее леса, жить одному невозможно, и он понял что должны жить в скиту 2-5 чел. Основное время - Трудиться ловить рыбу в свободное время читать думать. И он пишет устав мститской жизни – (первоначально жили монахи на берегу Нила в Егните когда вернулись Пахом какой-то он видит беспорядок и написал им устав, первый монастырский устав был написан по римскому военному уставу, также строго)

Нил пишет устав менее строгий мало человек не надо ходить строем например,

Нужно читать но думать самому и следить за собой, говорит об умной молитве, человек должен думать про себя и молиться про себя, от чего человек должен защищаться - контролировать свое психическое состояние – грех сам не попадает – ПРИЛОГ и СРАЩЕНИЕ ……Нил следить за прилогами. Не впускать, следить за своим дыханием, держать его – идеал нестяжателя – они не должны стяжать богатство, деньги, славу.

Нил – я стараюсь насколько есть силы не получить славы ни здесь ни в жизни своей

Считали, что ад не вечный и когда-нибудь Бог простит всех – Идея Апоктасизиса

Потом возникает другой тип монастыря и другой устав – Иосиф Володский.

Игумен (настоятель) Волоцкого монастыря. Старый князь хорошо себя вел по отн. К князю, а князь Борис начинает занимать деньги. Игумен просится под защиту князя Московского, Ивана 3. Станет молитвенником царской семьи. Иосиф напишет свой устав, создаст новый тип монастыря. Там будет три разряда монахов- - 1) кто пришел из крестьян, ничего с собой не принес, питание холодное, одежды мало, трудники; 2) кто принес, тот одежда нормальная – шуба и горячее питание; 3) кто много принес – у них отдельный стол (первоначально ведь нельзя питаться за разными столоми), зачем? Нужны деньги поэтому бояре пойдут в монастырь ведь рай ближе в монастыре. И расчет его верен – туда пошли разные богатые люди. Но ведь это неправильно, но все работает и хорошо.

Современная православная церковь любит Игумена Волоцкого пытается оправдать. Здесь четко все расписано правилами как стоять, где- кому стоять, куда глядеть, ни одного движения без согласия администрации. Оповещать настоятелю со смирением в тот же день – доносительство. Жесткое наказание – за переход с места на место священник может бить жезлом, сажать на цепь, затворить дверь до исхода души.

Монастырь закрепостил окрестных крестьян, они на него работают – 24 деревни. 20 рублей – за то, чтобы отпеть родственника княгини Елены Глинской. Мы заключим с тобой соглашение и будем год поминать.

Нил Сорский потребовал отнимать все у монастырей – пусть монахи живут по своим трудам. 1503 г молодой князь Василий заступился за старца. Но ничего не отобрали тогда.

Ну а если бы отобрали - -произошла бы реприватизация, крестьяне бы не выиграли, монастыри точно бы не выиграли.

Борьба. Иосифляне – лучшая защита нападение, напишет труд, смысл труда – обречение ересей. О какой ереси речь – Иосиф Волоцкий открыл ересь жидовствующих. В псковкой епархии подрались иконами, розыск вели епископ, под пыткой, сын попа Самсона признался……они были жидовствующими, но тогдашней митрополит Зосима остановил это дело.

Но иосиф пишет надо бороться – пытать да казнить – одна форма борьбы с еретичеством.

Но не руками монахов, но другими.

У него в монастыре жили семьями палачи.

Приезжал какой-то жидовский михарея и совратил псковских попов. Но историки знают, что всегда четкий список тех, кто едет.

Посольский приказ Федор Курицын был правой рукой великого князя. Он обеспечил женитьбу с последней виз. Софьей Палеолог. Но князь старел, после болезни, начал спрашивать что будет? Его пугал иосиф володский адскими муками и он сослал Федора Курицына и других????

И в это время из числа нестяжателя возникает резкая неприязнь – «Спроси мя еси почему кирилово монастыря старцы не лябят иосифа страцек…..-в какой то летопись

Вэто время хорошим леписцем был Фасиан Патрикеев(правая рука Нила,который уже умер) – в миру когда-то князь Васиае 3 патрикеев, насильно был пострижен в монахи, чтобы не претендовал на князя. Самоубийство но
Нил Сорский сделал из него сначала ситтателем потом писателем, и он напишет ответ иосифу – если ты говоришь, что пусть брат убивает брата, то мы скоро начнем и субботу соблюдать - и все по Ветхому Завету. Приводит строки из Евангелия – Если брат согрешил простить ли мне? - прости если 70 раз согрешил и еще раз простить. Я говорю о западных людей, стремящихся к показной вере..то стоит тебе объянить где в евангельских текстах говорится, что можно себя так вести. Когда предались вы только мирским заботам. Только я заступаюсь за них(за еретиков),не надо умерщвлять их.

 

Конфликт – в разных представлениях о монашестве.

Нестяжатель – в глуши, читает, думает. Иосифляне – для них это крупный мощный монастырь, все должно быть богато, внешняя сторона. Например, Иосиф напишет наставление иконописцу, у него был эстетический вкус. – это подтверждается выбором стиля Андеря Рублева и оставляет у себя Дионисия. Но потом великих больше не было, потому что копируя великих великим не станешь.

3 великих иконописца на Руси: Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий.

Вернемся к Васоану Патрикею. Не надо убивать еретика, ибо вражда начнется.

Запомнить! «Если вы захотите взять оружие и убить еретиков, то неизбежно и многие святые с ними погибнут, ибо как вы отделите зерна от плевел».

Еретик – тот, кто скажет что-то свое и потом окажется что он неправ, но как отличить от святого?? Ведь святой – это тот, кто скажет что-то свое, а потом окажется, что он прав. То есть как регулировать конфликты в духовной сферы??

Васиана Патрикея отправил в Волоцкий монастырь, где морили голодом. – это говорит о слабости а не о силе иосифляе, физическе устранят соперников. Митрополит Зосима уйдет в монастырь, но единственный не святой митрополит. Хотя Иосиф вятой, Нил Сорский тоже святой, но на 2 века позже.

К чему приведет физическая победа в дух. Церкви:1) как только западные земли будут политически отторгнуты от России, поляки скажут – все переходим под крыло римского папы, так как там с ними говорили на понятном языке, либо вы подписываете, либо мы отторгнем земли.

Рассказывает про казачества 2 века будут требовать украинцы у поляков православного архиерея.

Петр Могила молдованин станет архиереем работа «Исповедание» (поляки разрешили не русского)

Народ в петровское время время все кроме голиценской земли будут православными.????

В русской православной церкви усилится обрядоверие – Из –за Иосифа -как стоять руки держать, чтобы было красиво

Только на севере продолжатели сорские

Учили молитвы наизусть школ не было, победа иосифлян становится пирровым:???- в церкви наступает кризис, попов учат при церкви наизусть, не будучи грамотным, потом память слабеет и священник начинает путать. Священные книги рукописные, исправлять в них ничего было нельзя. Богослужебные книги – что священник когда должен говорить. Обряд стал затягиваться. Ничего не исправлялось писалось и писалось. Вов ремена царя Алексея Михайловича в русской церкви возникли многогласие – в одной церкви 2 священника одновременно читали, - это невозможно.

В итоге при царе Алексее возникает кружок ревнителей благочестия. Здесь возникают семена мощнейшего внутреннего православного конфликта. Следующим патриархом становится патриарх Никон – друг царя. Став патриархом решил, что можно разрешить проблему одним движением. Говорит - надо взять заново книги у греков, перевести и напечатать (ведь раньше они были переписаны с греческих книг). В Москве открыли типографию при ней открыли книжную справу – справщик Арсен Грек, его вытащили из подвалов Соловецкого монастыря (до этого был в исламе). Но нужен был хороший переводчик. Греков в грециии православных уже не найта, в Италии нашли греков с их греческими текстами, перевели, перепечатали и разолали. 1-архиереи(начальники) тут же согласились, кроме Павла Коломенского, им есть что терять в материальном смысле,его сожгли

3) Простые священники – они даже прочитать их не могут; 3) главная категория – образованные монахи нестяжатели – пришли к выводу, что их хотят заставить переменить веру. До этого крестились двумя перстями Колхидонский Собор - теперь 3ицей,крестный ход по солнцу. Иисус через 2 ИИ, а не одно. На просфорах крест обычный четырехконечный, до этого другой

(на верхнее планке написано Иисус Христос царь Иудейский, на нижней – повернутой планка, согласно Евангелию еще 2 человека с двух сторон планка повернулась, кто уверовал в Христа). Дальше монахи должны носить не куколь, все должны носить клобук, кроме патриарха (он куколь). Самое важное в тексте Богослужебной книги – раньше они представляли Богослужение, теперь это не понять. Вопрос – что им делать в духовном смысле, сложно переживать внутри. Все равно, что душу переменить. Казалось бы душа материальна, казалось бы, вынул вставил.

 

Часть священничества Лазарь и Никита написали оценку новым книгам «Поморские ответы» 400 страниц, где указали, как, что и где изменилось, и послали их в Москву, думая, что там прочитают.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: