Глава 1. Сущность, формы и роль конкуренций в рыночной экономики.




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы

При Президенте Российской Федерации»

Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина

 

Факультет государственного и муниципального управления

Специальность 38.05.02 «Таможенное дело»

Кафедра экономики и таможенного дела

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему:

«Эволюция банковской системы России»

Автор работы:

Студент 1 курса 107 группы Магамаалиев Рамазан Исаевич

очной формы обучения

Руководитель работы:

Доцент кафедры экономики и таможенного дела

Скоробогатов В.В.

Подпись_____________

«___»_____________ 2016 г.

 

Саратов 2016

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Сущность, формы и роль конкуренций в рыночной экономики………………………………………………………………………5

1.1 Сущность и формы конкуренции…………………………………………. 5

1.2 Роль конкуренций в рыночной экономике……………………………...... 7

Глава 2.Причины, история возникновения и виды монополий…….....10

2.1 Причины и история возникновения монополий………………………..... 10

2.2 Виды монополий………………………………………………………..….. 11

Глава 3.Монополия и конкуренция в экономике Российской федераций………………………………………………………………………15

3.1 Развития конкуренций в экономике Российской федераций.................. 15

3.2 Ограничение монополистической деятельности на товарных рынках Российской федераций……………………………………………………….... 17

Заключение................................................................................................. 22

Список используемой литературы............................................................ 25

Введение

Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель – в приобретении товара, работник – в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.

Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами.

Как свидетельствуют общие и специальные энциклопедические словари и справочники, конкуренция (от лат. concurrere – сталкиваться) – это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Термин, заметим, древний, латинский, как и само явление, определяемое этим термином. Впрочем, конкуренция древнее. Ее глубинные корни состоят в необходимости постоянного ведения борьбы за существование, за относительно лучшие условия жизни, крайней формой которой можно считать борьбу за выживание. Конкуренции на базе коллективизма и планомерности не бывает. Конкуренция не может быть ни капиталистической, ни социалистической, ни феодальной, ни рабовладельческой, ни первобытнообщинной. Нужно быть готовым к разнообразным методам рыночного соперничества, в том числе и к банкротству предприятий, которое неизбежно повлечет за собой и безработицу. Надо иметь в виду и возможность социального расслоения общества, доходящего до его поляризации.

В данной курсовой работе применен своеобразный универсальный подход к освещению теории конкуренции и монополии, их видов, особой роли и функционировании. Таким образом, конкуренция занимает главенствующее положение в экономике любого государства, но имеет самые различные формы. Значение конкуренции в экономике какой либо страны определяется также уровнем экономического развития страны, ее положением и влиянием в международной сфере рыночных отношений. Проблема монополизма в экономике вызывает интерес экономистов на протяжении почти всего двадцатого столетия. Эта тема была и останется актуальной до тех пор, пока существуют мировые экономические гиганты, прочно занимающие монополистическое место в производстве. Поэтому она и была выбрана для написания курсовой работы. К монополиям можно относится по-разному, общество борется с ними более ста лет, однако нельзя видеть в монополиях все мировое зло или считать только их основой экономического благосостояния. Актуальность проблемы естественных технологических монополий связана с тем влиянием, которое оказывают данные экономические субъекты на российскую экономику. Главными направлениями этого влияния являются:

- ухудшение инвестиционного климата в стране;

- рост инфляции издержек в экономике (рост цен на продукцию естественных технологических монополий):

- угроза сепаратизма в ряде российских регионов в случае, если часть естественных технологических монополий на федеральном уровне выйдет из-под единого руководства. В России за годы экономических преобразований сложилась особая, непонятная для всего мира система экономического хозяйствования. В соответствии с этим действие конкурентных закономерностей хаотично и имеет свои особые формы.

 

Глава 1. Сущность, формы и роль конкуренций в рыночной экономики.

1.1 Сущность и формы конкуренции

Конкуренция - один из самых сильных побудителей активизаций экономической деятельности, главный рычаг ускорения научно-технического прогресса и поиска прогрессивных форм организаций труда, основное условие роста эффективности и качества труда.
Конкуренция возникла одновременно с товарным производством однако лишь при капитализме она превратилась в главный рычаг рыночного регулирования общественного производства.
К середине 19в. Получил широкое развитие рынок со свободной конкуренци.не регулируемый государством.[1]
В этот период четко определились две основные формы конкуренций-внутриотраслевая и межотраслевая.
Внутри отраслевая конкуренция-конкуренция между товаропроизводителями одной и той же отрасли,, когда предприятия с более высокой, чем средняя, производительностью труда получают дополнительную прибыль, а технически и организационно отсталые предприятия, наоборот, теряют часть индивидуальной стоимости производимых ими товаров и разоряются. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует па предприятиях развитие научно – технического прогресса.
Межотраслевая конкуренция – конкуренция между предприятиями различных отраслей. Она выражается в переливе капитала из отраслей, имеющих низкую норму прибыли, в отрасли с высокой долей прибыли. Устремляясь в более прибыльные сферы, новый капитал способствует расширению наиболее нужных в общественном отношении производств, увеличению предложения наиболее нужных товаров. Цены падают – снижается и прибыль. К обратному результату приводила утечка капитала из низкоприбыльных отраслей: объём производства сокращался, спрос на товары начинал превышать их предложение, в результате цена поднималась, а с ней росла и норма прибыли. Цены здесь служили сигналом перераспределения ресурсов в ответ на изменение вкусов и платежеспособности потребителя, технологии и других факторов. В итоге межотраслевая конкуренция объективно создавала некое динамичное равновесие, обеспечивающее получение равной прибыли на равный капитал независимо от того, куда он вложен. Она также стимулирует научно – технический прогресс. [2]
Классификация видов конкуренции зависит от количества и удельного веса на рынке производителей. Соответственно различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию. Ценовая конкуренция предполагает продажу товара или предложение услуг по более низким ценам, чем у конкурентов, с целью их разорения или вытеснения из отрасли. Победитель получает возможность производить и продавать большее количество товара за счет привлечения покупателей от проигравшего конкурента. По мере укрупнения конкурирующих предприятий снижаются возможности ценовой конкуренции. Все большее распространение обретает конкуренция неценовая.[3] Неценовая конкуренция основана на совершенствовании производства, качества товара и условий его продажи. Важными инструментами борьбы конкурентов на рынке становятся товарные знаки и товарные марки фирм, гарантии качества, предпродажное и послепродажное обслуживание покупателей продукции длительного пользования, условия продажи и расчета, организация фирменной торговли и транспортного обслуживания покупателей, рекламы и т. д. В ее содержании присутствует демонстрация лучшего внимания и отношения к покупателю (потребителю) продукции фирмы.[4] В условиях жесткой борьбы между товаропроизводителями иногда используются методы, связанные с нарушением цивилизованных норм и правил конкуренции, т. е. имеет место «недобросовестная конкуренция». К её средствам относятся: установление контроля над деятельностью конкурента с целью усложнить ее осуществление, злоупотребление господствующим положением на рынке, ложная информация и реклама, недобросовестное копирование продукции конкурентов, «промышленный шпионаж», тайный сговор «против» и т. д. Недобросовестная конкуренция в большинстве стран с рыночной экономикой запрещена законодательством. Различия в характере рыночной конкуренции связаны с существованием различных рыночных структур. Структуры рынка отличаются друг от друга по количеству и размеру фирм, действующих на данном рынке, по характеру продукции производимой ими, по возможности входа на рынок новых фирм и выхода из него, по доступности, равномерности информации, необходимой для принятия экономических решений. Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции[5].

 

1.2 Роль конкуренций в рыночной экономике


Ключевая роль конкуренции для функционирования рыночной экономики была обобщена еще в XVIII в. Адамом Смитом в его знаменитом принципе «невидимой руки». А.Смит обратил внимание на разницу между субъективными устремлениями бизнесменов и объективными результатами их деятельности. А именно, каждый капиталист стремится только к собственной выгоде. Но обстоятельства всякий раз поворачиваются так, что преследуя собственный интерес, он одновременно реализует и интересы всего общества. Причем часто делает это более эффективно и добросовестно, чем если бы специально ставил перед собой альтруистические цели. Рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка. С содержательной стороны она, включает ряд важных для понимания моментов. Во-первых, речь идет о рыночной конкуренции, т. е. о непосредственном взаимодействии фирм на рынке. Дело в том, что в понятие конкуренции порой включается слишком широкий круг явлений. Конкуренцию часто определяют как войну (или борьбу) всех против всех. Не возражая по существу, эта формула, однако, представляется скорее достоянием литературы, а не пригодным для реального использования. Во-вторых, конкуренция ведется за ограниченный объем платежеспособного спроса. Именно ограниченность спроса заставляет фирмы враждовать друг с другом. В тех же редких случаях, когда спрос практически неограничен, отношения между фирмами, предлагающими однотипную продукцию, часто бывают больше похожи на сотрудничество, чем на конкуренцию. В-третьих, рыночная конкуренция развивается только на доступных сегментах рынка.[6] Посредством конкуренции происходит распределение не только факторов производства, но и доходов в соответствии с вкладом и эффективностью деятельности хозяйствующих субъектов. Эффективное использование ресурсов позволяет производителям получать высокие доходы, при неэффективном использовании ресурсов они несут убытки и могут быть вытеснены с рынка. Существуют разные типы конкурентного поведения рыночных субъектов: 1. креативное (созидательное) – поведение, направленное на создание предпосылок, обеспечивающих превосходство над соперниками; 2. приспособленческое – учитывающее инновационные изменения в производстве (копирование) и упреждающее действия соперников; 3. обеспечивающее (гарантирующее) – поведение, направленное на сохранение достигнутых позиций. С точки зрения активности участия в конкурентной борьбе на конкурентном рынке различают лидеров, претендентов на лидерство, ведомых и новичков. Для современного рынка характерна регламентированная конкуренция, которую принято называть добросовестнойиэффективной. Это обозначает то, что на рынке никто из производителей не может монополизировать производство или продажу, не ущемляются права потребителей и действия хозяйственных субъектов не противоречат законам. Что же всё-таки необходимо в нашей стране для нормального функционирования рыночной экономики? В первую очередь - благоприятная конкурентная среда. Формирование конкурентной среды - сложный процесс с точки зрения практики и чёткости определения её содержания в экономической теории. Конкурентная среда может быть определена как исторически конкретная социально-экономическая структура общественного производства, особый тип социально-экономических отношений между субъектами и объектами. Она обеспечивает товарно-денежный обмен, организованный по законам товарного производства. Конкурентная среда, как и рыночная экономика в целом - не стихия и не анархия. В своей основе она функционирует согласно строго рассчитанным целевым программам. Наличие такой среды характерно для рыночной экономики - особой фазы в развитии общественного производства. Известно, что не всякое товарное производство и рынок рождают рыночную экономику. Но всякая рыночная экономика базируется на высшем уровне развития товарно-денежного обращения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: