Роль проповеди в приходской жизни Ярославской губернии XIX века на материалах Ярославских епархиальных ведомостей.




Ярославские епархиальные ведомости- это официальная газета Ярославской и Ростовской епархии, выходившая с 1860 года по 1917. Особенный интерес к ней обуславливается, тем что это первые церковные ведомости, которые появились в Российской империи.

Особое место в Ярославских епархиальных ведомостях занимают проповеди. Особое оно потому что, во-первых, проповеди составляют практически 1/3 от всех материалов, имеющихся в епархиальных ведомостях, во-вторых, оттого что проповедь — это повседневно-литургический текст, имеющий целью побуждать христиан преобразовывать свою жизнь в согласии с христианскими ценностями, в-третьих, это самая распространенная форма диалога пастыря и паствы, отражающая реалии приходской жизни. Для нас проповеди публикуемые в епархиальных ведомостях ценны еще тем, что они отражают воззрение высшего церковного начальства на приходскую жизнь, как они хотели видеть взаимоотношение священников и паствы, на общении с какими слоями населения ставился акцент. Все проповеди, публикуемые в епархиальных ведомостях условно можно разделить на 2 группы. К первой группе мы отнесем проповеди святых отцов, ко второй группе проповеди священнослужителей Ярославской епархии.

Есть определенные сложности при работе с проповедями, как с историческим источником, так как их привычно видеть, как материал для научных работ по гомилетике и лингвистике, но использование их как исторического источника еще не получило широкое распространение. Вторая проблема связана с тем, что публикуемая проповедь ощутимо отличается от произнесенной, так как проходила через самоцензуру и цензуру при издательстве, некоторые исследователи даже считают, что проповедь, записанная не может считаться проповедью, так как теряет свои коммуникативные особенности[1]. И мы, понимая, что наш выбор может стать причиной дискуссии в контексте вышеизложенных мнений, считаем необходимым аргументировать свою позицию. Во-первых, проповедь можно считать историческим источником, так как она отражает менталитет общества и политические обстоятельства в которых возникла, и мы как люди знакомые с трудами основателей и последователей Школы Анналов должны использовать все материалы, которые могут дать возможность изучить лучше общество, которое нас интересует. Во-вторых, вопрос о том нужно ли считать записанную проповедь неполноценной конечно справедлив, но все же записанная речь то же оказывает влияние на читателя, как и звучащая на слушателя. Так как проповедь, несмотря на то что внешне имеет все признаки монолога, внутренне диалогична, потому что цель проповеди, как правило заключается в том, чтобы достигнуть эффекта обращенности слова священника к каждому слушателю и этот эффект достигается в большей части лексическими средствами, а не харизматическими.

В центре нашего внимания в рамках данного исследования существует два вопроса 1-о том с какой целью публиковались проповеди местных церковнослужителей в епархиальных ведомостях Ярославской и Ростовской епархии, а 2- какая роль отводилась проповедям в организации приходской жизни редакцией ведомостей.

В епархиальных ведомостях Ярославской губернии 60-х годов XIX века мы видим воодушевление людей, которые занимаются их издательством и составлением. Обилие материалов по церковной истории, описи храмов и монастырей, множество статей по краеведению Ярославской губернии, публикации книжных новинок и даже научно-популярные заметки. Ощущается, что редакция хочет рассказать, как можно больше читателям, пользуясь беспрецедентной возможностью быть услышанными всеми. Проповеди в этом ряду смотрятся немного странно и тускло. Как было уже сказано выше публиковались проповеди отцов церкви и творения местного священства. И это тоже выглядит не слишком уместно, так как очевидно, что сочинения ярославских проповедников бессмысленно ставить в один ряд с Ефремом Сириным или Иоанном Златоустом. Эти наблюдения подводят к выводу, что на самом деле цель была какая-то другая. И анализируя массив проповедей можно отметить одну объединяющую их черту – простоту изложения мыслей. В текстах анонсов сборников проповедей указывается, как на неоспоримое достоинство на простоту и доступность предложенных в сборниках поучений[2]. Публикуется статья в нескольких номерах на тему: «Характер учения Иисуса Христа, как высочайшего образца церковной проповеди»[3], где также оказывается среди важнейших качеств, которым следует уделить внимание в Христовой проповеди и стараться подражать – это простота и понятность. В одном из номеров даже публикуется обращение к читателям от редакции в котором излагается просьба составлять сочинения на актуальные темы церковной жизни написанные понятным, доступным языком для просвещения крестьян[4]. Становится очевидным после рассмотрения всего вышеперечисленного, что цель публикации проповедей в том, чтобы научить священство общаться с крестьянами, находить к ним подход, просвещать их. Для нас это очень важное открытие, так как если рассматривать эти поиски общего языка с народом в контексте эпохи великих реформ Александра II, иначе называемой Александровской оттепели, то станет очевидным, что Церковь не меньше всего остального общества вовлечена идеей включения низшего сословия в жизнь империи.

И в тексте обращения указано одно очень важное замечание, на которое нужно обратить внимание: «Мы предоставляем доброй воле и опытности духовных писателей выбор предметов для сочинений такого рода, их формы и способов упрощение и приближения к разумению крестьян христианского учения,- но находим нужным сказать, что мы избегаем в своем издании одного, по нашему мнению, ложного направления, в популярных сочинениях, это искусственного приспособления к крестьянской речи »[5]. В этой связи можно также вспомнить печально знаменитое «Соединение и перевод четырех Евангелий»[6] Льва Толстого, появившееся значительно позже этого замечания, который пытался просвещать народ и вести с ним диалог на понятном ему языке, именно приспосабливаясь к крестьянской речи. Если сравнивать проповеди и «Евангелие» Толстого, как результат поиска приемлемого языка, на котором было бы возможно говорить с народом о христианских истинах, то можно обнаружить, что пытаются достичь авторы этого разными средствами и приходят соответственно к разным результатам. В проповедях, понятность и ясность сказанного гарантируется подробным объяснением того же самого общеупотребительными словами в основной своей массе не имеющих просторечных оттенков. В «Евангелии» Толстого напротив стилистическое снижение лексики сопровождается использованием просторечных выражений, которые ведут к деградации смысла сказанного. Из этого можно сделать вывод о том насколько разные были взгляды на народ у дворянства и духовного сословия. Еще это показывает, что на свой путь разговора с крестьянством он встал, будучи не первопроходцем и Церковь уже имела негативный опыт такого рода.

Заключительным выводом должен стать ответ на вопрос какую все-таки роль играла проповедь в церковно-приходской жизни. Все вышесказанное подводит к мысли о том, что проповедь стоит на первом месте в приходской жизни, так как она являет собой живой диалог паствы и пастыря, над которым работают и который стараются сделать доверительней и искренней.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: