Использование информационных технологий в работе ДОУ




Опыт работы МБДОУ показывает действительную возможность реализации основных задач информатизации в управленческой деятельности, так как уже привычными средствами медийных устройств для администрации в ДОУ стали: принтеры, сканеры, DVD- проигрыватели, телевизоры. Большим подспорьем в работе стало приобретение медиапроектора, интерактивной доски, а так же ноутбуков. Компьютер – универсальное устройство обработки информации; принтер – позволяет фиксировать на бумаге найденную и созданную информацию; проектор – повышает уровень наглядности и помогает руководителям представлять проделанные результаты в их работе; устройства регистрации данных (датчики с интерфейсами) – существенно расширяют класс физических, химических, биологических, экологических процессов, включаемых в образование при сокращении времени, затрачиваемого на рутинную обработку данных; Сеть – позволяет более эффективно использовать имеющиеся информационные и технические ресурсы, обеспечивает общий доступ к глобальной информационной сети; аудио- и видеосредства – обеспечивают эффективную коммуникативную среду для работы руководителей и проведений массовых мероприятий.

Очевидно, что педагог, который ведет занятия с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Мультимедиа-занятия, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ по всем предметам, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.

Владение компьютерными технологиями позволяет увеличить поток информации по содержанию предмета и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в Интернете.

Однако в ходе работы мы столкнулись с проблемой – педагоги испытывают затруднения в использовании компьютерной техники в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют разный уровень информационно-компьютерной компетентности.

При анализе результатов анкетирования и собеседования были выделены две группы педагогов, характеризующихся разным уровнем принятия значимости ИКТ:

Группа 1 – «стажисты» (уровень работы на компьютере – нулевой);

Группа 2 – «молодежь» (уровень работы на компьютере – базовый).

Считая данную проблему наиболее актуальной на сегодняшний день, коллектив дошкольного учреждения пришел к выводу, что необходимо организовать работу в этом направлении.

Большая работа в ДОУ была проведена по повышению квалификации педагогов в области ИТ (информационных технологий). Несколько педагогов прошли обучение на курсах в ГБОУ ДПО НИРО по теме «Использование компьютерных технологий в деятельности ДОУ», но как показала практика, этого недостаточно. Поэтому было принято решение создать свою программу информационно-компьютерной (ИК) компетентности «Современный педагог».

Готовность применять новые технологии в воспитательно-образовательном процессе определила выбор форм управления повышением ИК–компетентности. Поскольку 1 группа отличалась скептическим отношением к возможностям информационно-компьютерных технологий, то формой управления было выбрано педагогическое и административное воздействие. Педагогам данных групп необходимы непродолжительные по времени и проблемные по содержанию формы повышения квалификации, например мастер-классы о применении информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе, общении и самообразовании.

Для 2-ой группы были предложены индивидуальные образовательные стратегии. Критериями сформированности стратегий были определены: осведомленность в области информационно-компьютерных технологий, внедрение их в воспитательно-образовательный процесс, эффективность выбора форм самообразования в области ИТ.

Педагогическое управление рассматривалось с позиции содействия и взаимодействия. Для повышения ИТ-компетентности, а также плодотворной работы образовательного учреждения использовались следующие формы работы: недели педагогического мастерства; мастер-классы; педагогические мастерские; обучающие семинары; работа в паре; тематические семинары.

Важную роль в повышении теоретического уровня педагогов и совершенствования их информационной компетентности сыграли обучающие семинары на тему: «Использование ИКТ во взаимодействии специалистов ДОУ и родителей», «Роль ИКТ в образовательном процессе детского сада», «Информатизация образования», «Использование ИКТ для повышения качества обучения, воспитания и развития дошкольников».

С целью обучения педагогов методам и приемам работы с детьми с использованием информационных технологий проводились мастер-классы:

ñ Microsoft Office Word,

ñ Microsoft Office Excel,

ñ Microsoft Office PowerPoint,

ñ Microsoft Office Publisher,

ñ Paint.NET – растровый графический редактор рисунков и фотографий,

ñ Nero – программный продукт, необходимый для записи компакт-дисков.

Текстовый редактор Microsoft Word служит для создания и редактирования текстовых документов различного уровня сложности. Администратору образовательного учреждения данная программа может помочь в создании статей, отчетов, а также в подготовке организационно-распорядительных документов.

Программа Microsoft Excel незаменима в работе администратора образовательного учреждения. Данная программа входит в пакет Microsoft Office и предназначена для работы с электронными таблицами. Программу рекомендуется использовать в случае, когда необходимо работать с большой таблицей, для построения диаграмм, а также для проведения расчетов. Программа первоначально была создана как средство для подготовки и оформления офисных документов: сводок, ведомостей, счет-фактур, накладных и т.д. С течением времени программа превратилась в мощный инструмент анализа данных. С помощью дополнительной программы «Мастера диаграмм» результаты аналитической работы представляются в графической форме, что наглядно улучшает восприятие данных, раскрывает динамику анализируемых показателей, украшает отчет.

Программа обладает богатым арсеналом математических, статистических, логических и других функций (всего несколько сотен), которые позволяют производить любые расчеты с данными, проводить статистические исследования успеваемости, формировать отчеты, проводить автоматическое тестирование и т.д.

Программа Excel обладает при своей простоте и удобстве настолько большими возможностями, что основатель Microsoft Билл Гейтс отметил, что она стала одним из поворотных продуктов своего времени: «Это была одна из лучших технических разработок, какие когда-либо видел мир микрокомпьютеров».

Примеры использования Microsoft Excel в ОУ:

• ведение классного журнала,

• составление расписания,

• ведение бухгалтерской и другой отчетности, расчеты по бюджету,

• подготовка документов со сложным оформлением, требующим табличного разбиения,

• статистическая обработка баз данных по сферам деятельности ОУ,

• анализ успеваемости учеников, расчет качества обучения, выделение групп учащихся по категориям,

• математические расчеты на уроках математики, физики и информатики,

• построение диаграмм во всех сферах работы ОУ,

• автоматическое тестирование.

Когда необходимо использовать программу Excel?

1. Когда необходимо произвести вычисления, в частности проанализировать данные.

2. Когда объем вводимых табличных данных превышает размер одной страницы.

3. Когда информация в таблице требует дальнейшего структурирования (перемещение колонок и строк, ввод новых колонок и т. П.).

4. Когда необходимо представить данные в виде диаграмм.

Microsoft Office PowerPoint необходима для создания презентаций. Современные средства мультимедийных технологий дают администратору богатейшие возможности для реализации своих профессиональных задач или планов. Презентации могут включать в себя высококачественную графику и видеоизображения, анимацию, звуковое сопровождение, и все эти объекты можно связать анимационными эффектами. Все презентации делятся на две группы: для индивидуального и аудиторного использования. Это очень условное деление, потому что в каждой из групп можно еще выделить несколько подгрупп. Но эти две группы имеют много общего, но, естественно, есть много существенных различий, которые необходимо учитывать при их создании. Презентации могут быть линейными (с линейной навигацией), то есть Представление информации происходит от одного слайда к другому. Линейные презентации имеют широкое распространение, быстро создаются и играют значительную роль в образовательном процессе. Следующая группа презентаций — интерактивные презентации (с разветвленной навигацией), в которых возможен поворот сюжета, то есть возможен переход от одной темы к другой, и переходами управляет докладчик.

Microsoft Office Publisher — программа для создания и обмена различными маркетинговыми и рекламными материалами. С помощью Microsoft Office Publisher можно создавать рекламные брошюры и листовки, информационные бюллетени, электронные открытки, презентационные веб-страницы и т.д. Созданные данным продуктом материалы можно распространять в печатном виде и отсылать через Интернет по электронной почте. Microsoft Office Publisher позволяет быстро находить и загружать дополнительные шаблоны через веб-сайт сервиса Microsoft Office Onlin. При необходимости средствами программы можно конвертировать созданные публикации в формат PDF или XPS. Кроме того, продукт позволяет автоматически создавать различные материалы на основе информации из базы данных. Источником для автоматического создания материалов и публикаций может быть база данных Access или электронные таблицы Excel.

Для работы бухгалтерии необходима также программа «Бухгалтерия: 1С». Продукт обеспечивает создание электронного документооборота, учет контингента и кадровый учет, управление ресурсами на уровне конкретного учреждения. Подходит для работы руководителя учреждения, старшего воспитателя/воспитателя, заместителя заведующего по АХЧ, кладовщика.
Возможности: 1. Учет контингента воспитанников; 2. Кадровый учет: 2.1. Регистрация и ведение приказов по личному составу. 2.2. Формирование штатного расписания. 2.3. Табель учета рабочего времени. 2.4. Ведение личных карточек сотрудников. 2.5. Поиск личных карточек, карточек резерва, приказов.
2.6. Получение аналитических отчетов и форм; 3. Делопроизводство: 3.1. Регистрация документов. 3.2. Регистрация проектов документов. 3.3. Электронный рабочий стол пользователя. 3.4. Поиск документов. 3.5. Опись дел. 3.6. Контроль за исполнением поручений. 3.7. Отметка о списании документа в дело. 3.8. Получение аналитических отчетов и форм. 3.9. Хранение электронного образа документа. 3.10. Реестры внешней отправки документов; 4. Сопровождение педагогической деятельности; 5. Учет материальных ресурсов.

В настоящее время уже не вызывает сомнения необходимость использования Интернета в образовательном процессе. И практически во всех сферах образовательного пространства реально использовать возможности сети.

Интернет дает администратору:

1. Доступ к официальным образовательным ресурсам, базам данных, поиск нормативных документов (время на поиск информации значительно сокращается);

2. Получение дополнительной информации из различных информационных листов;

3. Возможность оперативного документооборота;

4. Участие в телеконференциях, форумах, обмен опытом;

5. Доступ к энциклопедиям, справочникам и т.д.;

6. Возможность организации дистанционного обучения, обучающих межпредметных телекоммуникационных проектов, дистанционных олимпиад;

7. Получение консультационных услуг (юридические вопросы, профессиональные консультации и т. П.).

Кроме обучающих форм профессиональной подготовки педагогов по повышению их информационной компетентности проводились и другие мероприятия. Так, для совершенствования навыков педагогических работников, повышения их ИК-компетентности, передачи опыта, поиска новых творческих методов и приемов использования новых информационных технологий в работе с детьми, родителями организуются конкурсы педагогов. С целью продвижения информационных технологий в ДОУ были проведены следующие творческие конкурсы:

1. Мой компьютерный плакат;

2. Презентация “Моя группа”;

3. Методический электронный банк материалов для занятий;

4. Информационный уголок для родителей;

5. Электронная газета.

Программа «Современный педагог» дала свои результаты, а именно – педагоги: умеют создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформляют групповую документацию, диагностику и т. Д.); умеют применять электронные дидактические и педагогические программные средства; активно используют информационные технологии в образовательном процессе; владеют навыками поиска информации в Интернете; владеют программой PowerPoint для создания мультимедийных презентаций; умеют разрабатывать занятия с использованием информационных технологий; владеют способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями.

Использование электронной почты позволило нашему коллективу наладить связь с Управлением образования и другими образовательными учреждениями и организациями, повысила оперативность при работе с входящей документацией, при выполнении приказов, распоряжений, отчетов и других документов.

Педагоги МБДОУ с помощью Интернета пользуются в своей работе книгами, методическими пособиями, журналами в электронном варианте, обмениваются опытом, знакомятся с периодикой других педагогов России, со сценариями праздников, досугов и других мероприятий, подбирают музыкальный материал для занятий, утренников, развлечений.

В соответствии с приказом об обеспечении создания и ведения официальных сайтов в сети «Интернет» нами был создан сайт ДОУ, где регулярно размещается информация о нашем МБДОУ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: